Утръже вазни с три кусы

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 22 мар 2011, 15:08

В этой теме подробно остановимся на "темном месте": "Утръже вазни с три кусы".

Здесь правильный перевод зависит прежде всего от правильной передачи текста первоисточника:

Изображение Изображение
Издание "Слова о полку Игореве" 1800 года // Екатерининская копия "Слова о полку Игореве"

Как видите написание в издании 1800 года: "Утръ же воззни стрикусы", а в Екатерининской копии: "утръже вазнистри кусы"

Если берем за основу издание 1800 года, то слово "воззни" получается очередным гапаксом СПИ. Хоть и пишет Э.Я. Гребнева:
Воззни (от воззнити) не встречается среди зарегистрированной Срезневским лексики, но среди гапаксов «Слова» есть немало других глагольных образований с продуктивными приставками. Как отмечает Л. А. Булаховский, «префиксы глаголов, встречающиеся в „Слове“, — обычные, но образуемые при их помощи лексемы в большинстве случаев уникальны»: потручатися, поволочи ся, помъчати, попоити, помълкоша, помолодити ся, полияти, подвизати ся, дотѣкати, потрепати, притрепати, прилелѣяти, раскропити, възграяти, възлелѣяти, въстона, въшуме и др. Стилистически к ним вполне приравнивается и воззни. В древнечешском языке есть параллель к этому слову — vznieti (aop. vzni), что в современном чешском языке означает: znit, zvučet, znamenat (звенеть, звучать, знаменать)...
-----------------
Гребнева Э. Я. Загадочные стрикусы в "Слове о полку Игореве"

Придумывать новый гапакс, не подтвержденный Срезневским, не имеющий даже отдаленных близких по смыслу значений (см. ЭСПИ:"Воззни"), считаю нецелесообразным.

Совсем другое дело, если мы принимаем за правильное, написание в Екатерининской копии. "Вазнь" (Срезн. - удача, счастье, fortuna) примеров множество, начиная с Изб.1073 г. Другое дело как правильно разбить на слова.

Э.Я.Гребнева (ссылка выше) предлагает: " Утръ — это могло быть и утрь, ибо ъ и ь часто смешивались — на утро, на следующий день (Срезневский, III, 1316)"
Изображение
◊ Ваззни — род. пад. ед. ч

В этом случае перевод был бы такой:
Утръ же вазни: с три кусы отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу
На утро же удачи: с трех покушений* отворил врата Новгороду, расшиб славу Ярославу
---------
* "Кус" / "хуса" как "набег, нападение" предлагала использовать В.Л. Виноградова:

:arrow: см. Виноградова В. Л. Еще одна догадка о «стрикусы» «Слова о полку Игореве»// ИОЛЯ, т. XXVIII, вып. 1, М., 1969, с.72

Вот её находки:

"...Нъ дьяволъ завижѣвъ въздвиже дивии языкъ глазатыхъ на святыя отьца. Си же суть от Аравия на Чермномь мори до Егупта живуще; и надѣющеся обрѣсти богатство, придоша кусою поплѣнени (в других прологах: поплѣнити, плѣнити, полонити, — В. В.) мниси..." Пролог (Синод. собр., № 239);
"...И надеющися обрести у святых богатество, и приидоша кусою полонити мнихы..." Пролог 1530 г. (ГИМ, Чертковск. собр., № 242), 276 об. (см. ЭСПИ "Куса")

Но как видите, при такой разбивке слово "вазнь" требует вин. пад., да и Новгород Всеслав захватил со второй попытки, а не с третьей, если считать что в 1065 г. "бил перси" Пскова, новгородского княжества, это была первая попытка. Следовательно такая разбивка НЕ правильная и надо останавливаться на:

◊ Утръже — 3-е л. ед. ч. аориста от гл. утъргнути — утръгнути (урвать, вырвать либо отделить, отсечь часть от чего-либо целого).

Утръже вазни с три кусы: отвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу
Отсек удачи с три куска: отворил врата Новгороду, расшиб [используя порокы] славу Ярославу

Вот здесь хочу обратить внимание на замечательную находку Л.В. Соколовой:
Слово «три» используется в целом ряде фразеологизмов, кроме уже приведенного примера укажу на фразеологизмы «в три шеи», «в три погибели», «в три дуги», «в три ручья», «в трех шагах» «заблудиться в трех соснах», «из третьих рук», «из третьих уст», «видеть на три аршина в землю» и так далее. Во всех случаях числительное «три» теряет свой конкретный смысл, становится символом либо малого, либо большого количества, величины и тому подобного.

Со словом «кус» отмечен один фразеологизм в словаре древнерусского языка: «из куса» (ходить) — побираться. В современном языке слово «кус» является устаревшим, используется мало, употребительна форма «кусок»; это слово также использовано в нескольких фразеологизмах: «собирать куски» (жить подаянием), «перебиваться с куска на кусок» (жить крайне бедно), «кусок в горло не идет», «лакомый кусок (или кусочек)» и так далее. Ср. также: «отрезанный ломоть».

Какое значение имеет выражение «с три кусы» — много или мало? На мой взгляд, его значение — немного, мало.
Подтверждение этому я вижу в примере из проложного Жития Варлаама: «Ядь же бѣ блаженаго Варлама— сочиво от земьных зелий, и того мало, а хлѣба 3 кусы, и воду поскуду»."

1) Здесь речь идет о крайней умеренности в еде Варлаама: он вкушал мало сочива, воды «поскуду» (то есть «в небольшом количестве, скудно, мало»"

2) и хлеба «три кусы». Обращаю внимание читателя на то, что выражение «три кусы» из Жития Варлаама сходно по форме с выражением «с три кусы» из «Слова»; сходны они и по смыслу: и в том, и в другом случае имеется в виду не конкретное количество «кусов», а указывается приблизительное количество, порядок количества много-мало.

Интересно, что «вазнь» здесь не персонифицируется, как, например, в «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия («от него отъиде вазнь»), а представляется скорее в виде каравая, от которого Всеслав успел отхватить, урвать несколько «кусов».
Слово «утръже» означает именно «отделить, отсечь часть от чего-либо целого»...
----------------
Соколова Л.В. Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, спб, 2003, с.44
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19839
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение radivilow » 21 янв 2012, 10:33

«Вазни с три кусы…» - Чтой-то мне знакомое, так-так!
Лемурий! Куда-а-а? Чрес полЯ?
Эту фразу нельзя оперировать без предыдущей (в отрыве). Опять же, сначала определимся с постулатами. Не будем о частном. Всякое искусство, игра контрастов, они шаблонированы не нами. «белое-чёрное», «горячее-холодное», «свет-тма»- о чём и идёт речь. Тема мракобесия: -
«Скочи ОТНИх…»- поскакал на соотечественников.
чук. «АЧЫҢЫк» - привлекать, вовлекать, обязывать.
чук. «АЧЫҢ» - долг.(отсюда рус. «АЗИЯ»-где дань собирают)
чук. «АЧЫҢЪё»-должники(мн.ч. «АЧЫҢЪёт»≈ рус. «АЗИаты»)
Др.рус.«ОТЕНЬ стол»- вОТЧИНА.
чук. «ОЧ ОЧ» - (ОТЕЦ) нАЧАльник.
Относится также, как «барин-барщина», «барон-биричество», «вор-оброк». Итак, поскакал в полуночи и далее контраст: - «Утр (в)же…» - Утром уже. «вазни стрикусы» -здесь общее место, оно прекрасно описано у Владимира Чивилихина, в житии Даниила Галицкого подробно и в красках. И Вы, Лемурий, читаючи летописцы многыя, знаете дотошно этот обряд. Всякая дружина, сделав ночной переход, норовит затвориться на постой в городских стенах. Горожане, правда, не всегда этому рады. Подступив к заборолу, начинают торгованье. Горожане недоверчивы –прошлый раз жонок побрали, ели-пили и т.д. Как и любые народные избранники, князья эти что делают??? Да БАСНИ СТРЕКОЧУТ! ! !(в древности «Б» и «В» губно-губные недистинкт) ср. англ. «VOiCE» -рус. «БАС»- «ВИЗЖАть» -голос=.
«Утр (в)же, басни стрекоча, отворил врата Новеграду, расшипя славу-яро-славу(наплёл три короба- тем и прославился.) С уважением.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Владимир Медведев » 21 янв 2012, 11:00

Ну и дел-а-а...
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 21 янв 2012, 23:23

Мне казалось одного "акына", переводящего Великое Русское Слово на слух, вполне достаточно. Смотрю нет, видимо, вошло в "моду"... Печально.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19839
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Konrad » 28 янв 2012, 22:13

Украинское лемковское кус - кусок лучше, чем поздняя куса.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение radivilow » 05 апр 2012, 11:10

Сравнение с «акыном» не корректно, как, впрочем, и большинство сравнений в Вашем Х пространстве. «Жемчюжного зерна» в его параллельных толках – кот наплакал. Оно, конечно, обидно – прослыть болтуном, но… каких будущих классиков не встречали в штыки? По крайней мере, я не отношусь злонравно к тексту СПИ. Не пытаюсь прокачивать уязвлённые инородческие амбиции в подтексте. Противоречия или фальшь в толковании текста можно выявить и не обладая энциклопедическими знаниями писания. Мне большую часть жизни пришлось провести в племенах, носители других языков, зачастую,- ни слова по-нашему, или коверкали русский так, как ни разу не слышал. Из-за этого приходилось руководствоваться не только слухом. При всей священности текста СПИ, первый постулат должен быть: -«Не верь глазам своим!» , второй: - «Не верь ушам своим!», а третий постулат: - «Доверяй, но проверяй». Каким бы учёным не был твой оппонент, он может и не знать реальной жизни. У него может зверь свистеть, которого не бывает в природе, див (гоблен что-ли?) кличет, какого в реальном повествовании не может быть, а гоголь может быть белым(? ? ?), и тот момент, что грязная утка- (чермная≈чермна ядь - еда ≈ чернядь) это не княжеский троп – ускользнёт от его поэтического воображения. Взаимоотношение же ратей и дружин, во время оно, по солдафонски тупо сводится к нескольким вариантам, пересчитать можно известным способом – по пальцам. Попробуйте, Лемурий, вообразить, что за картина здесь кратко и образно обрисована фразой: -«…утръ же вазни стрикусы…»? Кроме той, что предположил Ваш покорный слуга? Картинка-то не идёт – скажет шаман, экстрасенс или ясновидец. А нет картинки – нет и толкования. Торгованье же под заборолом, в обсуждаемую эпоху, непреложная обыденность – кто бы не подошел к воротам. Если ночью-то не отворяли, ждали а уже утра для базара. Неумение Всеслава долго удержаться у власти, только подтверждает его скасочные (риторские) способности.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Nikola » 05 апр 2012, 12:47

а это ничего, что в исходнике разбивки на слова не было? И, следовательно, не было стрикусов?
Свист зверин вста - какие претензии к зверям? Суслики пересвистываются, а они не гады, не птицы и не рыбы.
Насчет дива - еще круче. Как ему-то запретить кликать, если никто не знает, что это такое?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Konrad » 05 апр 2012, 12:56

А утку едят на памятниках скифского искусства цари...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение radivilow » 05 апр 2012, 20:35

Прошу учесть, Ваш покорный слухач имеет стаж охотника-промысловика аж 40 лет. И ещё в своём детстве перечитал всё, что только возможно, о зверях и птицах. На Чукотке, куда прут орнитологи со всего мира, был для них квалифицированным гидом. Чернети за окном на лагуне, до 5тыс, прямо от крыльца, соколы ежедневно и кречеты летали, и других птиц немеряно. Поэтому мне открываются противоречия, которые даже уважаемому Шарлеманю не приснились. Свистят не суслики, а тарбаганы – байбаки. На Чукотке это черношапочный сурок = сурок Мензибра. Однако эти грызуны ведут сугубо дневной образ жизни. Ночью свистеть – неслыхано. А сказано: «Длъго ночь мрькнетъ. Заря свЪтъ запала мгла поля покрыла…»- Не так надо! «Шли о ночь.(чук. «ТЫЛЕК» -идти, двигаться. Соотв.рус. «ШЛЯХ» -путьСр.нем. «ШЛАГ» -в словах:- «ШЛАГбаум», «кверхШЛАГ» - наклонная штольня в шахте.)[озвончание «ДЛЪГ» от готского влияния.]Итак: «Шли в ночь(вопросы будут?). Меркнет заря-свет. (нет противоречия??!). Запала мгла – поля покрыла.» Вот и пала ночь туманная – на слуху у всех. Теперь претензия к зверям неслыханным. Сразу надо разбить так: - «Свист з ВЕРИН вста». Чук. «ВЭРЭНЬё» - что либо защищённое, оборонительный порядок. Соотв. рус. «БОРОНЬ» - круговая оБОРОНА. Имеется ввиду вежа, горожа или родовая башня типа чеченского «хал», где затворяются на ночь со скотом. Вот с этих ВЕРИН\БОРОНЬ и свистят и кричат. «Крычатъ тЪлЪгы (чук «ТЫЛЕГ`И» =рус. «ДАЛЁКО») в полунощы». Телеги не кричат – каждому русскому известно. И на поэтический образ такое не тянет. Дальше насчёт «дива»: - Там написано:- укр. «ЗБИДИВ» - «Свист – на БЕДУ», или Вам бабушка не говорила? Слово «ЗБИДЫВ» по-типу укр. «зробыв»-сделал. См. Фасмер «БЕДИТИ». Эта птичь (потцы –половцы) пасёт Игоря по ДОУБИЮ(др.рус. «ДЫБА»-верх.чук. «ТЭПХЭн» - холм, высота)[дубов нет] и перекликается и кличет В ВЕРХОТУРЕВЕ(откуда деревья??? (на фоне вечерней зари)кричат: - «…рци!!! Игорь к Дону вои ведетъ».А войско КОЛОБИЧА – лебедя в пух и прах распушено.(см. Фасмер, в словарном гнезде «КОЛПИЦА» -лит. «КАЛБО»-лебедь.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Nikola » 05 апр 2012, 22:05

radivilow
Ну-ну... где это вы увидели, что суслики свистят ночью в Слове? "Солнце ему тъмою путь заступаше, нощь стонущи ему грозою птичь убуди, свистъ звѣринъ въста, взби Див"
Картинку можете представить - ОДНОВРЕМЕННО солнечное затмение и воробьиная ночь?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение radivilow » 06 апр 2012, 10:57

Белым ГОГОЛЕМ на воду…
Противоречие в следующем: 1) Белых гоголей не бывает в природе. Исследователи в один голос заявляют, что явления природы, включая поведение животных и птиц, отображены в СПИ с высочайшей точностью. Даже «Белым лебедем на воду», которое красивше будет, не взято. Лебедь – тотем половца Колобича. Игоря, как писателя, занимала проблема реабилитации и даже описывая такой позорный для него момент побега, он использует доблестный троп. Горностай очень ловкий и юркий хищник, этот зверёк, будучи настигнутым собакой, буквально выскакивает многократно из её пасти за счёт !!! Кончика своего хвоста. Когда он прыгает в одну сторону на белом снегу белый – то чёрный кончик летит в другую, а на белом фоне он является доминантным раздражителем. Кроме того, горностаевый мех обычно использовался для пошива королевской мантии и в целом это вполне княжеский троп.
Противоречие №2)И, вдруг, этот великолепный троп превращается в грязную утку, не имеющей никакой воинской доблести. Ищем по линии воинской доблести. Часто в сказаниях и запорожских казаков поднырнуть в камышах (в тростнике) к стану врага, а затем так же ловко унырнуть после разведки, считалось верхом воинской доблести. Теперь ищем, что у нас подпадает под этот доблестный троп.
рус. «ГОГОЛЬ» - чёрно-белая утка, гнездящаяся в дуплах деревьев или использующая беличье гайно для гнезда.
«Пойти ГОГОЛЕМ»-задрав нос.
чук. «КОКАЛЬАтгыргын» - водоворот.
чук. «КОКОЛЬГЫн»-нарост на дереве, бородавка.(гусь имеет заГОГУЛЮ-нос).
Однако, у нас на Руси существует удивительно юркий, располагающий к себе зверёк-эндемик, заслуживший славу своим ловким нырком. Он мог бы быть героем сказок, если бы был широко распостранён. Живёт он только на Руси и на очень ограниченном пространстве и, конечно занесён в красную книгу. Это ХУХОЛЯ!!!-таково его народное название. Когда он выныривает – то над водой торчат два глаза и нос бородавкой заГОГУЛЕЙ, а когда мгновенно ныряет при малейшей опасности – то оставляет за собой маленький крутящийся водоворот. Мы знаем – альбиносы среди грызунов крыс, мышей- не редкость. Кроме того, белое животное, будь то слон, верблюд, конь или олень, обладает особым священным статусом и личат только первым лицам госсударства или племени. Так что Вам, дорогие господа, придётся осознавать этот троп заново из-за неотвратимости безусловного опорного признака. Фраза СПИ :- «Стрежаше е ГОГОЛЕМ на воде…» означает: -Если выглянуть из кустов и выХУХОЛИ торчат на плёсе, значит опасности нет, никто не проходил близко и можно дальше ползти по лозе скрываясь от погони.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Konrad » 06 апр 2012, 17:14

Гоголь у украинцев в веснянках поминается как священная птица, которая должна вылететь и с собой весну принести. Тело-то у него, у самца, белое, заметное в полутьме при полете, а значит, назвать его белым можно вполне.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение radivilow » 09 апр 2012, 10:00

Суслики, nikola, свистят днём. Суслики верещат и на свист это не тянет. От топота копыт движущейся рати они за километр попрячутся. Кроме всего, голоса животного мира доступны лишь одинокому страннику, но никак не воинской веренице в несколько тысяч пик. Для них, воинов, эта малость не несёт и малейшего возбуждения, а значит и нет опорного признака. Для чего эту малозначительнейшую деталь упоминать в списке, где каждое словечко рвёт душу на части и сказано не абы как, а с выстраданным чувством госсударственного мужа, стратига, хоть и потерпевшего поражение. А тот факт, что шли ночью, упомянут не только в СПИ. «…нощь стону щи ему грозою…». Тут писано, если по украински: - «…нiчь станэ ще йому грозою…». Потому, именно в ночи: - «птичь (половцев) убуди (разбудив) свист з верин(с боронь) вста». Далее перечисляются эти «суслики»: -Орлы – воины Чилбука (чук. «ТИЛМЫк» - орёл), воины Бурчевичей – волки высРОЖАть (чук «РЭЮк – пасти)(половцы пасут Игоря), воины Елдечука – лисицы (чук. «ЯТЪ= ЁЛЬ» - лис. От чук. «ЕЛГЕтык» - сцеплять, связывать) мы знаем в рус. диал. «ЕЛДА» - член, при помощи его осуществляются порочные связи, а лис при вязке (коитусе) надолго сцепляются. Кстати, англ. «FOX»-лиса образован по тому же принципу от известного плохого слова. Рус. «лиса» от слова др.рус. «лычить» - лыком связывать(итал. «лига»-связь.) Из сказанного, полагаю, должно быть понятно, что опорным признаком для упоминания (номинации) должно быть яркое,(абсолютно для всех) запоминающееся, конкретное действо (техническая задача), а не нечто аморфное, расплывчатое как-то суслики, не в каждом ещё болоте водящиеся.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Nikola » 09 апр 2012, 13:20

radivilow
Никакого ночного свиста сусликов в Слове нет. Может, прежде, чем выискивать похожие на чукотские слова - чему вообще нет никакого оправдания - ПРОЧТЕТЕ поэму целиком? Несколько утраченных и изменивших значение слов погоды не делают - можно не переводить.
Про СВИСТ сусликов писали многие авторы - что, они дальше ушли от реальности, чем Игорь Святославлич?
Укажите, ГДЕ в Слове сказано, что Игорь слышит свист зверин НА МАРШЕ?
Я, между прочим, уже объяснял - вслед за Чивилихиным - зачем понадобился автору этот "свист зверин". А вот нафиха нужно свистеть из крепости - Вы объяснить не потрудились. Такую картинку представить нельзя без мухоморов...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Утръже вазни с три кусы

Сообщение Лемурий » 11 апр 2012, 09:09

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ...

"Свист" звериный относится НЕ к "сусликам" (эко!), а к мифическому существу - ДИВУ, именно он предупреждает пограничные земли о наступлении половцев.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19839
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1