Nikola писал(а):Новый, неужели вы не заметили, что рассыпаете аргументы против своей гипотезы? Русские купцы называют себя христианами - причем те же купцы, что торгуют в Царьграде. Они-то как могут забыть, что Велес - это Господь, а не скотий Бог? Это НЕ КОРСИАНЕ.
Насчет роты Вы правы - я не сунул нос в словарь. Рота - для людей любой веры. Только вот христиане давали роту в храме Божьем. И не надо про греков, которые в чем-то там разобрались на месте - послы Олега обязаны были объявить себя христианами и идти в храм целовать крест - ведь Вы утверждаете, что это адепты ТОГО ЖЕ культа, что и послы Игоря. КУЛЬТА - не веры! А они клянутся скотьим Богом, игнорируя церковь.
Не желаете Игоревых послов вычеркнуть из списка корсиан и вписать в паству Апостольской церкви - пока еще прикидывающейся единой?
Насчёт Велеса-Волоса - цитирую из своей книги:
(начало цитаты)главная загадка Волоса: почему в договорах Олега и Святослава с греками он назван «скотиим богом»? Неестественность этого мы уже рассмотрели в предыдущей главе; но чем же этот нонсенс объясняется?
А объясняется он тем, что в одном из звеньев переписывания этих документов была сделана «благочестивая» замена слова, которое реально прозвучало из уст хорсиан, входивших в состав киевских ратей, в момент принесения присяги. :Если Волос – это метафора слова «Бог», то для славян-хорсиан, на вопрос греков о том, кем они клянутся, логично было ответить, что клянутся они Богом ( Волосом, т. е. Властителем ) и добавить вполне распространенный у христиан эпитет, сказав «ПАСТЫРЕМ»…
Далее имеются, по большому счету, две возможности. Одна, достаточно маловероятная, такова: греческие переводчики, уловившие корень слова, но не разобравшиеся, что речь идет о христианском Боге, не поняли, в чем смысл использования славянами этого эпитета; и, считая поименованное этими последними божество языческим, византийцы вписали в свой текст не слово «пастырь», а то, что с «пастушеством» вполне увязывается, от христианских же ассоциаций уводит «подобающе» далеко. Маловероятным же я считаю это вот почему. Термин слишком «единообразен» в двух договорах, и тогда надо допустить, что или в обоих случаях была сделана, причем «независимо», одинаковая подстановка ( удивительное совпадение ), или греческий писец времен Святослава воспользовался шпаргалкой более чем полувековой давности; но это и само по себе едва ли допустимо, и к тому же, где бы он эту шпаргалку взял – второй договор писался не в Константинополе, а на Дунае, и архива просто под рукой не было… Второй вариант, который я и считаю истинным, заключается в том, что замена эта сделана при переписывании договоров на Руси, причем, должно быть, не Нестором, знавшим хотя бы в общих чертах о существовании хорсианства, а неким правившим летописный текст цензором, хорсианской терминологии не понимавшим вообще. Его-то, я полагаю, и передернуло от этого «пастыря», и он, думая, что подразумевается некий «бог-пастух», то есть кто-то имеющий стада, совершил интересующую нас подстановку и создал «скотьего бога».
Теперь мы можем объяснить и то, что в Игоревом договоре Волоса нет, а фигурируют Бог и Перун. Договор греков с Игорем был самым основательным из трех известных нам, к его составлению и оформлению византийцы, поскольку он был для них очень выгоден, приложили больше усилий, чем в остальных двух случаях, и, наверное, старались лучше уяснить все детали того, что предполагалось в нем писать. Притом же греческие представители побывали в связи с этим в Киеве, увидели, что там происходит, и на этот раз у них была возможность разобраться в том, кому на самом деле поклонялись хорсиане. Выяснив же это и считая, что вероисповедание киевских славян – ересь, эти посланцы, видимо, настояли на том, чтобы в договор была вписана «правильная» форма именования, а не «еретическая метафора» того же самого, и заодно на той очередности объектов культа, которую мы видим в данном тексте: сначала Бог, а потом Перун.(конец цитаты)
Вот моя версия возникновения "скотьего бога".
Купцы-"хорсиане" (согласно моей гипотезе), таким образом, ни на минуточку не забывали, кто такой Велес. Они и называли себя, и являлись христианами в той же мере, в коей, скажем, армяне, у которых конфессиональные различия с греками тоже были.
Вы можете спросить: где же, если так, хорсиане (в отличие от православных) приносили свою присягу при Игоре? В православном храме св. Ильи? Да, допускаю, что так. Между двумя христианскими конфессиями в те времена - именно в 10-ом веке и в начале 11-го, очень возможно, имел место некоторый компромисс. Аргументирую: факт, что Константин Багрянородный в описании приёма Ольги не упомянул ни самого её крещения, ни её канонического имени, при том, что упомянул, однако, "священника Григория" в её свите. И ещё более поразительный факт: в ПВЛ, в рамках изложения обстоятельств т. н. "крещения Руси", не назван НИ ОДИН церковный иерарх, абсолютно проигнорированы имена тех, что должны были бы, с точки зрения православного летописца, быть главными героями повествования, ибо - первоустроители национальной церкви. А о них - ни словечка, везде только безликие статисты ("попы цесаричины") да корсунский поп Анастас, чтобы хоть одно имя вписать... Почему? Получается, что или летописцам не давали работать с церковной документацией, или эту документацию ко временам формирования ПВЛ куда-то вообще изъяли. Каковы могли быть причины этого? Скорее всего - то, что в христианстве Ольги и Владимира было, на взгляд классически православных людей, что-то "не совсем то", несмотря на хвалы и на восторженное отношение к формальному единению с греческой церковью как таковому.
В Никоновской эти пробелы залатали, ну, так она же - очень поздняя компиляция.
В ПВЛ же нет имён иерархов вплоть до середины 11-го столетия, когда церковный быт, видимо, стабилизировался, православное христианство более или менее ассимилировало в себе "ересь", и её особенности и компромиссы с нею уже были сведены к минимуму - так, что серьёзных отличий от византийского православия уже не было.
Но это отдельная тема.
Далее. Диалог с г-ном Konrad-ом я продолжать не буду, видя, что выпады, которые я просил прекратить, вновь налицо (вместо серьёзных аргументов, которых так почти и нет). Но Вы ставите тот же вопрос, что и он: где обряд, символика, священники (а не жрецы, конечно), структура и т. д. предполагаемой мною конфессии. Ответ таков: "предправославная" религия славян - "terra incognita" в любом случае, и в христианском, и в языческом. Я пока не могу, и не знаю, смогу ли, реконструировать в подробностях облик того, о чём выдвигаю гипотезу, но приверженцы язычества находятся в этом смысле не в лучшем положении, и Вы это знаете. Объяснить же столь основательное стирание прошлого из народной памяти моя концепция может всё же лучше: если то, что было, - ТОЖЕ христианство, то его черты были ассимилированы и растворены православием (хотя и не совсем - некоторые следы всё же уцелели, об этом потом и отдельно), - чего никогда не могло бы произойти с язычеством (т. е. с мировоззренческой системой принципиально иною. То же НАСТОЯЩЕЕ язычество, которое когда-то было у славян, успело забыться - если сменилось в 4-ом 6-ом веках первым христианством, - точно так же, и столь же закономерно, как забылись древние языческие верования потомками франков, готов, лангобардов и т. д. - народностей, крещёных в основной массе своей примерно тогда же. Скандинавы, дело иное, они приняли христианство гораздо позже, и их воспоминания поэтому отчетливее.
Наконец, отреагирую всё же насчёт Богумила. Я не очень понимаю, к чему тут Никоны, Павлы и протчая. Логики - ноль. Факт - непреложный, - что ни одно из этих имён в нарицательное не превратилось (нет "еретиков", которые назывались бы "павлами", "ариями" или "никонами"), а вот слово "богумил" таковым стало. Не "богумильцами" а именно "богумилами" называются приверженцы этого течения. Потому-то и имеет право на существование моя версия насчёт этого новгородского Соловья. Конечно, версия, а не аксиома, но тут-то всё сходится. Даже если "Соловей" - не имя, а действительно прозвище. По прозвищам, без имён, многих называли. "Угоняй" - тоже не имя (какие родители ТАК назвали бы дитя)? Тем паче - Блуд в ПВЛ. Так что вполне возможен вариант "еретик по прозвищу Соловей".