Scaevola писал(а):Очень тихо: "Щас аланы обидятся"
Из-за "младших партнеров"?
Вообще-то часть испанского периода (409-429 гг.) в истории обоих народов главную роль в тандеме играли как раз аланы. Но после неудачной для них битвы с визиготами (418 г.) и гибели их царя Аддака оставшиеся в живых отдались под покровительство короля вандалов Гундериха. Об этом пишет в своей хронике Гидаций – современник событий и наш главный источник по вторжению варваров в Испанию.
Но меня пока занимает интригующий вопрос о национальной принадлежности вандалов.
У Прокопия Кесарийского есть любопытный фрагмент, который как-будто подкрепляет сообщения Герберштейна и Рубрука. Надо сказать, что Прокопий не только был современником победоносной войны с вандалами при Юстиниане, но и сам участвовал в ней, находясь в армии Велизария. Он встречался и общался с вандалами.
В 1-й книге своей "Войны с вандалами", рассказывая о периоде вандальских завоеваний в Африке, а точнее об осаде варварами города Гиппонерегий, он пишет:
Вандалы под предводительством Гизериха стали здесь лагерем и начали осаду; Гонтарис к этому времени уже умер. Говорят, что он был умервщлен братом [т.е. королем Гизерихом - Ilik]. Но вандалы отвергают эти утверждения, говоря, что Гонтарис в битве с германцами был захвачен и посажен ими на кол и что Гизерих, будучи уже единодержавным вождем, привел вандалов в Ливию.
(Война с вандалами. 1. III, 32-33).
Хочу только уточнить, что Гонтарис в отрывке из Прокопия – это сводный брат короля Гизериха и его предшественник на вандальском троне. Итак, согласно вандальскому преданию, записанному нашим историографом, король Гонтарис был захвачен в плен во время битвы между вандалами и германцами. Речь идет о том самом испанском периоде в вандальской истории, т.е. о времени за сто с небольшим лет до Прокопия.
Сама эта битва нас не интересует, пусть ее даже вообще не было. Но в рассказе о ней обращает на себя внимание противопоставление "вандалы – германцы". Если вандалы сражаются против германцев (а ими тогда в Испании могли быть визиготы или свевы), то из этого следует, что сами вандалы германцами НЕ являются. Или, по меньшей мере, вандальские информаторы Прокопия не считали себя таковыми.
Этот вывод не бесспорен, но сообщение византийского историка я бы поставил рядом со сведениями Герберштейна и Рубрука.