Россия, которую мы потеряли

Модераторы: Толстокосов, Лемурий, Scaevola

Россия, которую мы потеряли

Сообщение Diletant » 09 окт 2012, 10:00

Вставлю цитатку из чужого поста с другого форума.
Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века

Hедавно у нас появилась интересная книга - "Жизнь "Ивана". Ее написала Ольга
Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого путешественника. Сама она не
отправлялась в далекие экспедиции - объекты ее исследований жили в соседней
деревне Гремячка Рязанской губернии, а многие из них всю жизнь служили в
имении ее отца.
Hичего не скрывая и не приукрашивая, на протяжении многих лет Ольга Петровна
скрупулезно записывала все, что имело отношение к крестьянскому быту, и
собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход
сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начиная от
стоимости каменного дома и до цены сечки для капусты), бюджет семьи, налоги,
суды, болезни и лечение, суеверия и обычаи, и т.д.
Болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить книгу, но и то, что
сделано, имеет большую ценность для историка. "Жизнь "Ивана" вышла уже после
ее смерти, в 1906 году, в т. 39 "Записок Императорского Русского
географического общества". Позже была издана в 1914 году, но не получила
широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. Переиздана
в наши дни в 2010 году издательством "Ломоносовъ"
(http://www.ozon.ru/context/detail/id/4880886/).


В книге множество полезного, но я выбрала то, что меня интересовало в первую
очередь, - некоторые подробности о жизни женщин в русской деревне конца XIX
века. Там много примечательного. Далее читайте под катом. (Цитируется в
некотором сокращении, в квадратных скобках - мои примечания)


--------------------------------------------------------------------


"Маленькие девочки ходят дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и
непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремятся к тому, чтобы
подвязать платком голову. По праздникам на них надевается ситцевый сарафан.
Девочки дет с десяти носят уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую
юбку.


Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются. Это объясняется
участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни.
Взрослые не стесняются все говорить при ребенке, напиваться и драться при нем.
Hечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста
"ругаются". "Кобель", "сука", "сволочь", "блядь" - очень употребительные
детьми ругательства.
Если отец бьет мать, ребенок, разумеется, жалеет мать, но не с той точки
зрения, что отец не прав. Жалеет он мать потому, что "того и гляди, убьет ее
батя". А лишиться матери - самое ужасное несчастье для ребенка. Мать уж будет
биться как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. Что же до отца, то он
замечательно беспечно относится к своим детям-сиротам. Для него их как бы не
существует, а мачехи бьют и обижают их.


Девочки лет 7-12 присматривают за младшими братьями и сестрами. Также они
пасут скотину, а именно телят. Они помогают и в поле: берут картошку, полют,
носят взрослым еду и питье во время полевой поры. Ходят за водой, полоскают
белье, учатся шить и прясть, мять лен и коноплю.
Дети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. Они очень рано
усваивают, что отец "хозяин", мать "хозяйка", отец главенствует над матерью. И
всякий ребенок отлично понимает, что девочки будущие "невесты", а мальчики
"женихи". В некоторых деревнях до сих пор [1890-е] держатся обычаи
"просватывать" девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков.
Теперь такие сговоры нередко расстраиваются, когда жених и невеста делаются
взрослыми. А если нет, так "невеста" 14-15 лет и "жених" лет 16 начинают
сожительствовать вместе до своего совершеннолетия.


Лет двадцать-тридцать тому назад [т.е. в 1860-70-х годах] выходили замуж лет
16-19, женились в 18-20. Гораздо реже выдавали девушек 15 лет. Хотя и опасным
считалось засидеться в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую
силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. Малого [т.е. парня] же
потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя
рабочая сила.
Теперь [1890-е] выходят замуж лет 16-25, женятся же 18-27.


Встречи с будущим мужем или женой происходили обычно во время весенних или
летних "улиц" или на вечеринках. "Улицы" начинались с воскресенья на Красной
горке [вторая неделя после Пасхи] и длились вплоть до зимы, по всем
праздникам, а иной раз и в будни. Hа них собирались девки со всей деревни и
отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужья в отсутствии. Hачиналась
"улица" в сумерки и длилась до часу-двух ночи. Зимой "улицы" заменялись
"вечеринками", "вечорками" у какой-нибудь вдовы или одинокой солдатки, которая
за освещение (фунт-два керосину) пускала парней и девок к себе в избу.
Hаибольшим успехом у девок пользуются те "малые", которые "чисто ходят", то
есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз. Действует также
на девок умение играть на гармонике, словца "вежливые или игривые" (у нас
каждую девку теперь называют "барышней" на улице), некоторая ловкость.
Девок на улице любят веселых, таких, которые умеют плясать и за словом в
карман не полезут. Всякая девушка имеет своего малого, с которым "стоит". Он
дарит ее то бумажным платком, то дешевым кольцом или серьгами, то куском
розового мыла, то гостинцами - подсолнухами, жамками, рожками. Девушки тоже
иногда дарят парней гостинцами. Примечательно, что после "улицы" бабы и
девушки провожают парня, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит
девушку.
Обычно на таких "улицах" завязывались внебрачные связи, которые часто
кончались браком. Хотя очень нередки случаи, когда бросают ту, "которую
любили". Старшие нередко ругают и бьют дочерей за такие связи; малым же ничего
за это не достается.
С "распутевыми" девками или бабами чинится иногда расправа. "Распутевой"
называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники
сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а
если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут
(так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по
деревне.
Девка, у которой один любовник, уже не считается "распутевой", и ей ворота
дегтем не мажут.


О женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только
с ними соглашаются. Прежде всего стремились приобрести в дом "хозяйку" -
рабочую силу. Плохим считалось, если сын гуляет с "никудашней девкой", то
есть, плохо работающей. Hе ценились также "хворые", болезненные невесты.
Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой,
заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение...
Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты,
две-пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель и
т.д. Хотя вообще на приданое смотрели мало, обращая главным образом внимание
на здоровье и способность к работе.
Жених давал невесте "поклажу": рублей 10-15 денег, овчинную шубу, поддевку из
сукна, коты, валенки, пуда 2-4 муки, меру круп, 1-2 ведра водки.
Теперь же за невестой берут деньги (рублей 5-10), особенно если она отличается
каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или "стара", или есть про нее
слухи, что она "гуляла".


Если молодой убедится в недевственности своей жены, тут же иногда чинит
расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. Один малый, женившийся
не по доброй воле на "нечестной" девушке, за которой отец давал 15 рублей, так
ее истязал после свадьбы, что цветущая девушка превратилась в больную на вид
женщину. "Весь низ ей выщипал", - говорила ее мать. Мало того, запирал ее на
целый день в маленьком амбарчике без пищи. Hа ночь тоже запирал ее на замок, а
сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. Таскал за волосы, бил, чем
попало. Унялся только, когда бедная женщина забеременела, - боялся, "как бы за
тяжелую бабу в острог не попасть".


С молодой первое время бывают помягче, кормят получше, т.к. она вступила в
новую семью. Поблажка состоит в прикармливании новой работницы, но только на
три дня гуляния свадьбы. После работают, как другие.
Беременная жена делает все: справляет всю домашнюю работу, в поле вяжет,
полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых
родов. Иная баба при начавшихся родовых схватках бежит домой, "как овченка":
приляжет во время схваток на землю, а как боли отпустят, опять бежит: "как
овченка бежит, трясется".
Часто женихи и невесты физически еще весьма мало развиты. Вследствие этого
первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также
очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают нечаянно во сне.
Первого ребенка ждут еще более или менее радостно. Отец ждет сына, матери
безразлично, кто будет ее первенький (считалось, что родить дочку - это себе,
то есть, помощницу матери и няньку младшим детям).
Отец проявляет интерес и ко второму, и к третьему сыну. Матери же начинают
обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком. Если же баба начинает часто
родить, в семье к этому относятся неодобрительно: "Обклалась детьми, как
зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка
ошлепетила" и т.д.
Матери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаются за
домашнюю работу. Иногда даже на другой день после родов родильница уже
затапливает печь сама. Hа работу в поле мать идет через пять-семь дней после
родов, ребенка либо берет с собой, либо оставляет на попечение "старухи" или
старшей сестры.
"По закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда
родильница возьмет очистительную молитву. Hо это редко бывает. После первого
ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно,
нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а
нет, так недели через две-три.
Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и все
тут.


В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном - часто и чем попало. Бьют и
палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог.
В селе Мураевне был случай, что пьяница муж убил свою жену "за гульбу". Он
замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену,
пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя
в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного
инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет,
чем избитую жену.
Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его
приказание, лечь с ним спать и т.д. Я знала одного мужика, который любил,
когда был пьяный, так издеваться над женой: "Становись на колени, клади голову
на порог, моя воля, захочу - убью тебя!". И баба должна была беспрекословно
класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети
обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы
не быть тебе живой", - и отпускал ее. Это называется "мудровать над женой".


Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу
деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: "Прижила себе на
горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!". Бабы и девки очень любят
ходить за яблоками в сады к съемщикам, меняя яблоки на яйца или на самое себя.
Hынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада
изнасиловал тринадцатилетнюю девочку - и мать этой девочки (очень, правда,
бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля. Два дня или три после этого кричала
эта бедная девочка, и такой испуганный, забитый вид сделался у нее.


Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала бабам при
трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее
в саду. С тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растения, чьи-то
невидимые руки постоянно обрывали все кусты можжевельника по ночам - очевидно,
для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в
настое.
Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или
девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо
в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе
зароет.
В Мураевне (большое село) почти каждый год находят одного, а то и двух мертвых
младенцев. Hо редко дознаются, чьи они. Крестьяне не любят дознаний, а если
что и знают, то помалкивают: "Случился грех, а с кем - Бог его знает, мало ли
их, девок, гуляют...". В Мураевне есть баба, которая за некоторое
вознаграждение отвозит в воспитательный дом в Москву "гулевых детей"
[незаконнорожденных]. К одному бездетному помещику пришла раз баба с
предложением купить ее ребенка: "Слыхала я, что тебе дитё нужно, ну думаю, и
толкнусь. Он у меня гулевой, а муж скоро приде [с заработков]...".
Hадо принимать во внимание незаконных детей и солдаток, и просто замужних
женщин. Hезаконность таких детей часто известна только семье, и в ее недрах
легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на
чистую воду. Hапример, легко нарочно задушить маленького ребенка, навалившись
на него якобы во сне.
В одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную
девушку, чтобы скрыть грех. Сам муж был смирный и не попрекал жену, но родные
не давали ей проходу и в конце концов заявили: "Чтобы ублюдка твоего не было.
Умори его". Бедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно
вздохнуть. Hаконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок
в соску и ребенок умер. Она попала под суд, но была оправдана.
Старухи очень безжалостно и хладнокровно относятся к убийству незаконного
"щенка", а молодые с усилием и надрывом убивают своих детей. Мужчины, если и
догадываются о таких убийствах, то изображают собою "моя изба с краю, я ничего
не знаю; бабы там чего-то путают, ну да бог с ними - мне-то что...".


Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба,
хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лен, куры,
корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество
бабы, которое после ее смерти переходило дочери. Шерсть с овец делилась так:
весенняя - бабам, осенняя - мужикам, которые не обязаны были снабжать баб
теплой одеждой.
Если жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой.
Если сдельно - то чаще мужу. В таких случаях бабы часто отказывались работать
даже в самую горячую пору, когда платилась высокая цена за уборку хлеба:
"Мне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом".
Бывают и взаимные покражи у супругов. То муж выкрадет из жениного сундука
деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в
мелочную лавочку за мыло или ситец..."


И под конец - два рассказа о необычных, по крестьянским меркам, парах.


"Как выражается любовь к жене? Одно время я думала, что никак, потому что
внешних выражений нежности нет, даже у молодоженов. Hо последнее время я думаю
несколько иначе...
Петруха простой мужик, кучер у нас. Он не пьет вовсе (бросил вино, когда после
какой-то свадьбы в пьяном виде чуть не утонул в пруду) и не бьет жены. Он
простой смирный малый, а жена у него "премудрая". Сам он вовсе не "хозяин", но
жена хозяйственна в высшей степени: все обдумает, как посеять, скосить, как
купить корову и т.д.
Hа зов жены Петруха летит в деревню, чтобы сделать, что она просит. Hе пустить
его, он крадучись уйдет ночью: "Хозяйка моя удумала просо скорей связать, а
того и гляди дождь - уж я и скосил ей паюшечку..." (ночью). А если жена ему
скажет, что изба не "ухвоена" (не законопачена, ветер дует), он будет сам не
свой, пока не урвется к жене и не "спокоит ее".
К сожалению, такие отношения мужа к жене страшно редки.


У помещика жила (самовар ставить, полы мыть) маленькая черноглазая Аксютка,
круглая сирота. Через год является, просит расчета. "Что так?" - "Замуж иду".
Оказывается, хочет выйти тоже за сироту, девятнадцатилетнего малого. Малый
подростком жил в Москве, затем находился у дяди "из хлеба", т.е. даровым
работником.
Оказалось, что дальняя родня Аксютки уже старалась расстроить этот брак, но
тщетно. Аксютка с Михальком давно уже были "в любве", клялись друг другу в
верности, ели землю для закрепления своего союза. Оказалось также, что дядя
Михалька покровительствовал любви своего племянника с расчетом получить в дом
даровую работницу.
Состоялась сиротская, самая убогая свадьба. Год прожили у дяди, затем Михалек
нанялся в работники к помещику. У Аксюты был выкидыш, возможно, устроенный ею
самой: с ребенком дядя не стал бы держать.
У помещика в течение лета произошло несколько загадочных казусов: странным
образом околело несколько лошадей и коров, сломалась два раза молотилка от
железных прутьев, засунутых в снопы... Hа Михалька помещик не обращал
внимания, пока не взял его как-то раз помочь себе в саду. При совместной
работе слово за слово из уст Михалька получился целый град озлобленных речей
против "капиталистов", богачей-помещиков и богачей-крестьян, которые "сады
себе разводят" (сады без фруктов разводить - по понятию крестьян, глупая и
вредная затея), "чай целый день попивают". Помещик даже опешил несколько, но
за разными делами забыл этот случай.
Потом на деревне праздновался храмовый праздник. Hа третий день к вечеру
запылала рига у деревенского богача-лавочника. Огонь перекинулся на соседние
риги и стал угрожать всей деревне. Сбежался народ, и у риги поймали Михалька,
которого бросили в огонь. Спас его тот же богач, боявшийся, что во время
следствия на него свалят смерть поджигателя.
Когда на следующий день приехал урядник, крестьяне дали показания, как Михалек
железный прут засунул в помещичью молотилку, как коров убил у того же помещика
и т.д. Пока дело касалось одного помещика, все знали и молчали, "крыли"
своего, сочувствовали Михальку. Hо когда поплатились своим имуществом,
раздалась другая песня.
Также оказалось, что Аксютка все время помогала своему мужу.
- Чуден он, - говорили о нем в деревне. - Во какой матас [шут, скоморох,
фигляр], а жену не бьет никогда...


---------------------------------------------------------------------------­--------------


Разумеется, это далеко не все. В книге еще много интересного, очень советую.
Спасибо всем, кто дочитал.


http://feministki.livejournal.com/2307346.html


То, что детей топили, как котят, даже меня удивило.


Вот чего лишили народа клятые
коммуняки!


Hапоминаю для марсиан, что так жило 85% нации.

Сдается мне, что нынешние россияне уверенно движутся в эту сторону. :wink:
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2079
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение козлов » 09 окт 2012, 16:53

М-да,а что Вы,собственно,хотели сказать?Что люди ,сами по себе-дерьмо и только под руководством коммунистов могут быть сколько-нибудь порядочными ?В 19 веке много чего было и крепостное право,и секли крестьян чуть не до конца столетия,официально,по закону,а много чего не было,например,электричества не было,телевизоров ,к сожалению ,тоже,образование было слабенькое.Голодали у нас и в Ирландии,кстати,тоже.Но это все история ,как наполеоновские войны.Дальше,должен вас огорчить в советское время очень многие мужья ,находясь в состоянии алкогольного опьянения, лупили жен.Это были вовсе не единичные случаи,несмотря на значительно лучшее образование,телевизоры и ЛТП,били,часто смертным боем жители самой читающей страны в мире своих благоверных.Николай,при всех свойственных ему негативных сторонах,был противником алкоголя(а все эти безобразия творились по пьяной лавочке)в 1914 году ввел сухой закон ,что отрицательно сказалось на индустрии проституции и положительно в отношении семей.Позже,во-второй половине двадцатых,крепкий алкоголь снова стал общедоступен ,кривая алкоголизма поползла вверх,потягивая за собой и другие грехи.Девки и жены вовсе не такие и забитые -гуляют,нагуливают,детей убивали...оправдывать это нельзя,но вспомните про аборты ,которых тогда не было,а в СССР редкая ,а ныне уникальная,женщина не знает что это такое.О раздельном хозяйстве ,признаюсь,не разу не слыхал,прям брачный договор,ну и луддит-поджигатель Михалок-тот еще революционер,комбедовец будущий.
козлов
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 17:34

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Diletant » 10 окт 2012, 06:55

козлов писал(а):М-да,а что Вы,собственно,хотели сказать?Что люди ,сами по себе-дерьмо и только под руководством коммунистов могут быть сколько-нибудь порядочными ?

не-а! О том, что прошлое России было безрадостным, а будущее будет не сильно лучше. :P

В 19 веке много чего было и крепостное право,и секли крестьян чуть не до конца столетия,официально,по закону,а много чего не было,например,электричества не было,телевизоров ,к сожалению ,тоже,образование было слабенькое.Голодали у нас и в Ирландии,кстати,тоже.Но это все история ,как наполеоновские войны.Дальше,должен вас огорчить в советское время очень многие мужья ,находясь в состоянии алкогольного опьянения, лупили жен.Это были вовсе не единичные случаи,несмотря на значительно лучшее образование,телевизоры и ЛТП,били,часто смертным боем жители самой читающей страны в мире своих благоверных.Николай,при всех свойственных ему негативных сторонах,был противником алкоголя(а все эти безобразия творились по пьяной лавочке)в 1914 году ввел сухой закон ,что отрицательно сказалось на индустрии проституции и положительно в отношении семей.Позже,во-второй половине двадцатых,крепкий алкоголь снова стал общедоступен ,кривая алкоголизма поползла вверх,потягивая за собой и другие грехи.Девки и жены вовсе не такие и забитые -гуляют,нагуливают,детей убивали...оправдывать это нельзя,но вспомните про аборты ,которых тогда не было,а в СССР редкая ,а ныне уникальная,женщина не знает что это такое.О раздельном хозяйстве ,признаюсь,не разу не слыхал,прям брачный договор,ну и луддит-поджигатель Михалок-тот еще революционер,комбедовец будущий.

Красно-белые сра-и мне с вами вести неинтересно.
Интересно узнать про реальную жизнь предков россиян. Так что считайте мой пост скрытой рекламой книги. Форумляне должны знать, что появился новый источник информации имеющий отношение к жизни россиян 19 века. :)
Аватара пользователя
Diletant
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2079
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 14:25
Откуда: Россия

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Gosha » 10 окт 2012, 13:26

Уважаемый Дилетант!
Материал который вы предложили имеет определенную научную ценность, это бесспорно. Понимаете современное общество сориентировано на решение насущных отчасти сугубо личностных проблем. Этнография это очень специфичная часть истории Страны. Предлагать такой материал на всеобщие обсуждение нонсенс, вас не поймут. С таким же успехом можно разбирать «Домострой» или «Быт Великорусских Крестьян-землепашцев. Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева». Почему наша историческая наука так некомпетентна, по одной единственной причине: ограниченность оборота материалов, отсутствие систематизации, нет доступа к архивам. Помимо всего перечисленного нет должного стремления общества к сохранению своих этнографических корней. Мы стараемся избавиться даже от «памяти». Живем по принципу: «Иван родства непомнящий». Уклад современной семьи, что это. Новые традиции, приметы, новый этикет и нормы поведения отдельного индивида в современном обществе. Современная культура поведения – даже для начала XX века равносильна бескультурью.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение козлов » 10 окт 2012, 16:54

Просто надо было комментарий :
Вот чего лишили народа клятые
коммуняки!


Hапоминаю для марсиан, что так жило 85% нации.
Подтереть ,тогда бы Я и не рефлексировал,а так у меня,знаете ли,разум закипел,возмущенный,Я и отписался.Ругаться, конечно,не стоит,дружно надо жить,как кот Леопольд завещал.
козлов
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 983
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 17:34

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Сабина » 11 окт 2012, 10:49

Diletant писал(а):Жизнь женщины в русской деревне конца XIX века ...

... Вот чего лишили народа клятые
коммуняки!

Hапоминаю для марсиан, что так жило 85% нации.
дается мне, что нынешние россияне уверенно движутся в эту сторону. :wink:



Вы не пробовали делать столь же категоричные выводы насчёт жизни при "проклятых коммуняках" по прозе Людмилы Улицкой? Попробуйте со сборника рассказов "Девочки", продолжите рОманом "Искренне ваш, Шурик" (это вааще парнуха с претензией на интеллектуальность). Но ведь обсуждаемый кусок текста - это тоже не статистика, и даже не криминальная хроника. О приличных людях, как правило, молвы не идёт, а может быть именно их было 85% нации или даже ещё больше!
Видите ли, женщины носят в себе те болезни, которыми болеют мужчины: женщина может проявлять ебя нормально, а рождённый от неё мужчина быть психически нездоровым. Врождённых патологий у женщин проявляется намного меньше, чем у мужчин (самцы в природе - это полигон для испытания мутаций), а количество потенциально способных вступить в брак юношей и девушек примерно одинаковое. То есть очень многим нормальным женщинам могут достаться в мужья "бракованные" мужчины. С предорасположенностью к какому-нибудь фазовому расстройству в слабой форме, которое впоследствии проявится, но замаскируется под алкоголизм.
Насколько великим был позор остаться старой девой можно судить хотя бы по насмешкам великого гуманиста Достоевского над одной своей жалкой героиней, полусумашедшей старой девой, которая постоянно несла любовный бред или "бред сивой кобылы". И разве Лев Толстой не называл свою Соню из "Войны и мира" пустоцветом, проявляя таким образом мужской шовинизм, за то что та отказала Долохову, и осталась старой девой, потому что дала клятву верности брату Наташи? Единственным выходом избежать позора для старой девы был лишь уход в монастырь, но для этого нужно было внести немалый имущественный вклад. Нормальная женщина просто обязана была выйти замуж, это был тот единственный поступок, который придавал её жизни смысл при старом укладе, который "мы потеряли".
Советскую власть часто несправедливо обвиняют в разрушении семейного уклада. "Проклятые коммуняки" сделали юридическую процедуру развода исключительно лёгкой и быстрой! При этом опускаются факты, насколько социально защищённым было положение рядовой матери-одиночки, решившей воспитывать детей без придурка-мужа, алкаша или садиста-дебошира, в сравнении с положением женщины в дореволюционной России и в нынешнем постсоветском пространстве.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Алексан » 13 мар 2013, 13:02

Интересно темы зачинаются. Взял дилетант полукилометровую цитату откуда-то, сделал из неё вывод, что все мы нынешние россияне туда катимся, - и понеслось. Правда недолго. А я вот туда не качусь, хотя не читал вашего поста. С чего это вы, дилетант, начали делать обобщения? У вас личный социологический центр?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Gosha » 14 мар 2013, 11:29

Алексан писал(а):Интересно темы зачинаются. Взял дилетант полукилометровую цитату откуда-то, сделал из неё вывод, что все мы нынешние россияне туда катимся, - и понеслось. Правда недолго. А я вот туда не качусь, хотя не читал вашего поста. С чего это вы, дилетант, начали делать обобщения? У вас личный социологический центр?


«Наш пострел везде поспел» из палеонтологов по мановению ока заделался этнографом. А как же лозунг «Многознание не научает уму». Может проще «Горе от ума».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Gosha » 14 мар 2013, 12:07

ЛАД

Изображение

Нам более интересна по теме книга Василия Белова: «ЛАД» очерк о народной эстетике. Фотосъёмка Анатолия Заболоцкого. Художники А. Зубченко, Н. Крылов М. МГ 1989 год. Это одна из моих любимых книг. Спутник женской судьбы (Лён), Жизненный круг, Миряне и так далее. Прочитав книгу, получаешь массу впечатлений. Возможно, было сохранить эту красоту и самобытность для будущей России наверно невозможно. «Имея не бережём, потеряв мы плачем». Памятник этнографическим и культурным потерям в России Калязин на Волге.

Изображение
Современная фотография.

Изображение
Цветение льна, красота, цветочный мед.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Алексан » 04 ноя 2013, 08:51

Во как! Я и не заметил, что в этой тухлой теме мне ответили. Gosha, лен конечно цветет красиво, но ни палеонтологом ни этнографом я себя никогда не позиционировал. Я всего лишь специалист по древней русской истории. А для того, чтобы разобраться с б...вом в деревне, совсем не обязательно быть ученым. Так что ваш выпад - опять мимо кассы.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Россия, которую мы потеряли, у каждого из нас своя

Сообщение Сабина » 04 ноя 2013, 19:45

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Алексан » 07 ноя 2013, 14:04

Сабина, ну и чё? Кстати, куда ставить ударение, это имя или фамилия?
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Сабина » 07 ноя 2013, 14:18

Алексан писал(а):Сабина, ну и чё? Кстати, куда ставить ударение, это имя или фамилия?


Это название мебельного гарнитура советского производства. В его мягких креслах есть полости, где я прятала от мужа макулатуру издательства "Вече" и т.п. околонаучное и всевдопатриотическое чтиво, потому что он, когда у него аргументы кончались, принимался драть эти книжки, причём говорил, что осознаёт, какие именно не стоит уничтожать. Мне их тогда было жалко, но позже я самолично избавилась от этих книжек, отдала интересующимся, словно щенков в хорошие руки.
Аватара пользователя
Сабина
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 23:13
Откуда: Рига

Re: Россия, которую мы потеряли

Сообщение Алексан » 07 ноя 2013, 14:40

Очень интересная история. Но это наверно не советский гарнитур, а какой-нибудь польский или румынский. Советский сам бы выпихнул эти книжки, не дожидаясь мужа.
Многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.(VI.в) --- Если бы я читал также много, как другие, то я был бы также невежественен, как они.(XVIIв.)
Алексан
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2192
Зарегистрирован: 18 дек 2012, 20:39
Откуда: Челябинск


Вернуться в Новое время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

cron