но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Евгений Беляков » 02 авг 2013, 19:35

Евгений Беляков писал(а):
Кроме того, все метафоры в СПИ носят совершенно точный характер: вспомните как трубят лебеди "распущенные"! как в темных тучах сверкают синии молнии!

"Крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени"
А что, разве телеги кричат или всё же скрипят с лебединым криком сопоставимы?


Там, скорее всего, КЫЧАТ ТЕЛЕГИ (ПОСЛАНИЯ) В ПОЛУНОЧИ.
Телеги - это послания (это тюркизм).
Вообще странно, что все так и согласились считать вежи телегами.
Здесь, скорее всего, говорится, что в полуночи звучат трубы от одних вестников к другим, передавая новость: Игорь идет в Степь.
Дальше эти трубы сравниваются с лебедиными криками.
У нас была тема, где я давал ссылку на записи звуков кричащих лебедей: это настоящие трубы! Метафора (сравнение) ОЧЕНЬ ТОЧНА.

http://birds-altay.ru/2010/09/lebed-klikun-2/
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Евгений Беляков » 02 авг 2013, 20:04

Radivilow:
Кстати, Евгений, - слово «Дунай» не два раза встречается в тексте СПИ, а три раза оно притянуто за уши не по делу, а два раза правильно трактовано: - «…затворив Дунаю ворота…» и «…суды рядя до Дуная…». Здесь же, перед плачем Ярославны, ошибочно принятое за «Дунай» слово «наду нае» - развитое сложение от др.рус «НОЙ»-НЫТЬё, НОТ НОЕ, НУД НОЕ наголосие- плаканье, молитва по усопшим, которую девицы НОЮт по убиённым.


Надо также объяснить и "полечу зегзицею по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле-реке".
Очевидно, что Каяла - не приток Дуная. Во всяком случае, если сражение не происходит в Италии.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 03 авг 2013, 15:35

Уважаемый Евгений, прежде, чем ответить на Ваш вопрос, хочу попенять Вам на неточность цитирования СПИ. Общепринято первое издание, но я сам, иногда, когда оправдано по-моему, учитываю другие копии. Вот, вторая буковка в теме глаза мозолит, а «…полечю, рече, зегзицею подунаеви». Следует читать: - «…ПАДУ НА ЁВИ» = паду на нём (укр. падУ на ньому) – здесь мы видим дрифт по губно-губному – «М»→ «В»[в древности зубов было мало и «В» был «W», а не губно-зубной, как сейчас наш русский] Сравните «…а Вѣ соколца опутаеВѣ красною дивицею» и на современный южно-русский говор(переложим): - «…а МЕ сокольца опутаеМЕ…»-разница не значимая для уловления смысла.
На Дунай Ярославне некогда, она же не со скоростью света насается, чтоб такой крюк давать, да её похочЕя свет затмила – надо прямо и упасть. Посмотрите, Евгений, иллюстрацию Голикова – он accuracy.
Не надо ломать голову по-поводу Каялы-реки. Вы же знаете, что тогда для приведения в христианство сгоняли в реку для поКАЯния, КАЯли мечём (поКОЙник).
Чук. ----«КУУӅ» - река в низовьях, где извилистое русло и тихое течение.
Рус. «БайКАЛ»- «*КАЛ» -общеиндоевро –вода.
Надо ли объяснять, что вода абсолютный хладагент, успоКОИтель разгоряченного тела. Река Ганг= по русски «КАЯНка» и по ней поКОЙники плывут.
Тая же КАЯла у нас на Руси не новость- коммунисты вон упоКОИли сколь.
По поводу «телегы», посмотрите в теме «зегзица», там я расхохотал это на запчасти, если только строгий Лемурий не вымарал.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 04 авг 2013, 12:53

Полечю, рече, не зная куда.
Уважаемый, Евгений! В корнеслоге, при сравнивании тех или иных сем, очень важен принцип, я бы его назвал «принцип шаговой доступности», не просто гадать, а шагнуть выверено, рядышком. Истина всегда рядом! Приведу пример: -
«Не видно ни ЗГИ». Сколько было споров по поводу этой «ЗГИ». Но, у любого спроси значение данной фразы, каждый, даже школьник ответит: - это, когда «ничего не видно». (это же перевёрнутая прямая калька) и, если мы правильно построим сравнительный столбец – то, не надо лишних шагов – ответ очевиден:
Рус. «не видно ни ЗГИ»
Рус. «не видно ни ЧЕГО»( «ЧЕВО», диал. «ЧЁ», укр. «ни ЧЬОГО» ≈ «ЧЬО».
Мы знаем – украинское «Ч» особое и произносится с придыханием, да и северо-кавказские народы придыханием балуют, где –то в языках и родилось.[ рус. «ОБРЫ»= «АВАРЫ»= «УГРЫ»≈ «УКРАина»= «ЕВРО+«йын»-(от чук. огонь= сторона солнца рус. «юг» в т. Ч. (грубо «васточная ЕВРОпа)]
А виной всему «гармония гласных»: «Е» и «И» гласные низкого подъёма, а «О» - высокого. Поэтому для гармонизации (лень поднимать)и последнее «О» трансформировалось в «И».
Это как будто:- «пятью пять- двадцать пять», а мне отвечают:- Нет!! –
«сорок девять». Это, если переложить на математику: - «ПАДУ НА ЁВИ».
Шаг в сторону (это побег). Где лебеди здесь «трубят»??? Вобще, в природе так, а в СПИ? Это если бы затрубил Ваш диван. Зачем наращивать противоречие прибавляя слова по женскому подобию? Они, как известно,девицы, берут первую попавшую (по их логике экзегезу - предположение)за много шагов вперёд и начинают быстро- быстро-быстро колотить мужа и развивать тему, которой не было и нет. Причём с эмоциями достойными лучшего применения. Предлагаю заземлиться:
Литовск. «КАЛБО» - лебедь.(М.Фасмер в гнезде «КОЛПИЦА»≈ «*КОЛОБИЦА».
Фамилия «КОЛОБИЧ» - упоминается(тотем «лебеди» в СПИ)у Сумарукова.
В пяток их и потоптали. А разбежавшиеся половцы «…крычат ДАЛЁКО в полуночи: -Рци(рус. Речь→речИ = передайте (по цепи): -≈ «Игорь в пух и прах распушил (Колобича)=лебеди распущени. Закон обратной силы не имеет и «мы не можем корить автора за допущенные, по нашему мнению, грамматические ошибки. Заметьте, мне не приходится закидывать закидоны далеко. Всё это есть – лебеди есть, (литовские племена упоминаются) , разгром в пяток – есть. То, что телеги у меня не кричат – так они и не могут.
Зачем это «49» за уши тянуть?
Чук. «ТЫЛЕГ`И» - ДАЛЕКО=.
«Зачем волку телега? – по кустам таскать»?? Войско не будет мобильным.
В начале пути кони были тучно нагружены.
Др.рус «ТУЧно» (чук. «ЁЧГЫн» -вместилищще.)
Чук. ----«ТАЙ» - мешок.добыча.[добро награбленное=укр. «набуття»]
Рус. --- -«ТЮК» - ВЬЮК=ТЮЧные,≈ «ВЮЧные
Чук.------«ЁК»-вТЫКать, ср. у ДАЛЯ –«расТЮЧИть»- расТЫКать по мешкам
Рус.----«ВЬЮК»→ВЬЮЧить
СПИ---«ТОЩИё» (надо читать: «ТАЩИё» в чём ТАЩАт, от чук. «ТАЙ»-добыча=ТЮК.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Konrad » 05 авг 2013, 08:10

Уважаемый Радивилов, большое спасибо за поддержку "моей" (Степана Пушика и Леонида Махновца, проанализировавшего родственные отношения князей) версии. Более того, взаимоотношения Владимира с родней точно соответствуют отношению автора поэмы к героям.
Добавлю.
6е. Владимир происходит из Галицкой земли, где до монгольского нашествия высились большие действующие языческие святилища, не сильно удаленные от городов и посещаемые, судя по археологическим находкам, не просто какой-то суеверной деревенщиной, но знатными людьми.
7е. Владимир побывал в большинстве упоминаемых городов.
8е. По предположению Омеляна Прицака, именно при помощи "Слова о полку Игореве" Владислав Кормильчич вел в Галиче агитацию за Владимира Игоревича, сына Игоря и Ярославны.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Лемурий » 05 авг 2013, 14:13

radivilow писал(а):Владимир Галицкий был, скорее всего, единственным свидетелем всех событий как – то: плача Ярославны и речи, и болезненного состояния Святослава. (кроме битвы и побега).
Не-е-ет!! Писали оппоненты Мономаховичей.

В плаче Ярославны и сне Святослава нет никакого подтвержденной прямой речи героев. Это сценические образы. А сон Святослава и вовсе сплошная аллегория, причем далек-о-о-о не лестного отношения к "спящему".

Если Вы уж ратуете за Владимира Галицкого, то каким же боком он к "оппонентам Мономаховичей"-то попал?
Его отец (Осмомысл) один из самых верных союзников Мстиславичей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 05 авг 2013, 16:56

Оппонент мономаховичей.
Уважаемый, Лемурий. Возможно, я несколько напутал и(старый) Владимир Красное Солнышко, который крестил Русь, естественным образом внеся раздоры в многоконфессиональное устройство Руси, не мономахович. А сентенции эти, о государственном обустройстве, вполне возможно принадлежат Игорю.
Который явно хотел вернуться в прошлое и распять старого Владимира за нынешний развал госсударства. Не знаю, много ли у нас недоверия к другим летописцам по поводу авторства, а вот Игорю каждый норовит не поверить. Ещё раз повторюсь: - за князем должен был ходить и стоять писчий для написания приказов и их рассылки. Стоял он и около Святослава. «Сон Святослава»-это пророчество о порабощении Руси, которое приснилось старому, больному человеку – это его взгляд в будущее. Любовно-слёзный лепет Ярославны разве можно придумать? Тем более мужику. И у неё, и у Святослава прямая речь налицо: - «полечю, рече, зегзицею паду на ёви…». И Святослав сон рассказывает от 1го лица: - «Си ночь, с вечера, ятывахуть мя,-рече,- чръною паполомою накрыв ати токсобе»
За всем этим триумвиратом просматривается третье любящее исстрадавшееся лицо, которое могло сложить в конспект разрозненные речи по приходу Игоря и с ним доработать.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Лемурий » 05 авг 2013, 17:24

radivilow писал(а):Возможно, я несколько напутал и(старый) Владимир Красное Солнышко, который крестил Русь, естественным образом внеся раздоры в многоконфессиональное устройство Руси, не мономахович.

Да есть "самые трошки". :wink: Мономашечи - это потомки Владимира Мономаха. А Владимир Святой его прадед.
Чтобы было понятно - вот схема из книги Рыбаков Б.А. Петр Бориславич... Ещё так Мстиславичей именуют по отцу их общего предка Мстислава Владимировича.

Изображение

radivilow писал(а): А сентенции эти, о государственном обустройстве, вполне возможно принадлежат Игорю. Который явно хотел вернуться в прошлое и распять старого Владимира за нынешний развал госсударства.

Так понимаю, это Вы ассоциации со "Старым Владимиром" из финского шалаша проводите? Увы и здесь мимо. Не он был главный затейник хаоса 1917-го...

Что же касается отрывка:

    О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ князей!
    Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ кіевскимъ:
    сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы, нъ розно ся имъ хоботы пашутъ.
то это не укор, а похвала !!! Пригвоздить - это задержать нельзя было на горах. Всё время воевал с кем-то. А вот стяги Рюрика и Давыда стоят в данный момент без действия. В этом и укор.

radivilow писал(а): за князем должен был ходить и стоять писчий для написания приказов и их рассылки. Стоял он и около Святослава. «Сон Святослава»-это пророчество о порабощении Руси, которое приснилось старому, больному человеку – это его взгляд в будущее.

Ключевая фраза - обвинение здесь:

сыпахуть ми[Cвятославу] тъщими тулы [колчаноми] поганыхъ тльковинъ[cоюзников Святослава по 1180-му] великий женчюгь [христианские души убиенных дружинников] на лоно
=
"мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лк.6.38.)

Разве это мог написать кто-то из стана Ольговичей? НЕТ. Токмо их политический противник.

radivilow писал(а): Любовно-слёзный лепет Ярославны разве можно придумать? Тем более мужику.

Вы не поверите, но тонко чувствующий женскую душу роман "ТЕАТР" тоже "мужик" написал Сомерсет Моэм.

radivilow писал(а): И у неё, и у Святослава прямая речь налицо: - «полечю, рече, зегзицею паду на ёви…». И Святослав сон рассказывает от 1го лица: - «Си ночь, с вечера, ятывахуть мя,-рече,- чръною паполомою накрыв ати токсобе»
За всем этим триумвиратом просматривается третье любящее исстрадавшееся лицо, которое могло сложить в конспект разрозненные речи по приходу Игоря и с ним доработать.

Исключительно сценический образ обращения к силам стихии за помощью мужу, от которого Бог отвернулся. Это же ПЕСНЯ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Евгений Беляков » 05 авг 2013, 20:42

Лемурий:
Ключевая фраза - обвинение здесь:

сыпахуть ми[Cвятославу] тъщими тулы [колчаноми] поганыхъ тльковинъ[cоюзников Святослава по 1180-му] великий женчюгь [христианские души убиенных дружинников] на лоно
=
"мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам" (Лк.6.38.)

Разве это мог написать кто-то из стана Ольговичей? НЕТ. Токмо их политический противник.


Да, но кто обвиняет-то? Святослав - такой же ольгович, он сын Всеволода, внук Олега.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Лемурий » 05 авг 2013, 21:45

Евгений Беляков писал(а):Да, но кто обвиняет-то? Святослав - такой же ольгович, он сын Всеволода, внук Олега.

Обвиняет главного Ольговича, знамо дело, МСТИСЛАВИЧ (из их лагеря).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 06 авг 2013, 11:23

Сон Святослава – это ответ на «княже ми непособие», которое выражалось, в первую очередь, неуплатой податей в метрополию. Святослав говорит прямо, что даже от брата «…а уже не выжду валя(я)сь [на смертном одре] Черниговских былей (белей с Черниговского двора) [чук. «ВИЛ ВИЛ»-товар] Чем эта нарозность грозит – татаро-монгольским игом. О чём и есть не мутен, а мЕтен = вещий сон (чук «мъэта»-загадывать наперёд). По поводу аллегорий –не знаю, как тут заприметить куртуазный маньеризм, когда прямо сказано, что пришли тисове=часовые от поганых [токсобе-специалисты по сбору белей], вобщем душат, мучают «и нѣГУЮтъ мя» (заметьте, прямая речь). Надо читать «непоКОЯт меня» от др.рус., укр. «ГОИТИ»- успоКАИвать рану, заживлять. Можно ср. СПИ-«КАЯ раны»-залечивая раны прямо в бою(на борони)≈укр. «ГОЯ раны» (ср.укр. «Ось диви –заГОÏiлось»-вот, смотри, зажило. В целом,- это главная мысль, которая не даёт поКОЯ Святославу в его преклонные лета(разрозненность княжеств). И мы – то видим – он был прав. Лично я не могу отделаться от мысли, что «Сон Святослава» - это сбывшееся пророчество.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Лемурий » 06 авг 2013, 11:53

radivilow писал(а):Сон Святослава – это ответ на «княже ми непособие», которое выражалось, в первую очередь, неуплатой податей в метрополию.

Да, собственно, зачем додумывать? В тексте так и написано:

    "Нъ се зло – княже ми непособіе наниче ся годины обратиша"
- князья ему (Святославу) НЕ помогают. А ведь именно на таком условии он в 1180-м и был оставлен Рюриком на своем шатком месте, чтобы в случае общерусского похода Святослав призывал своих родственников, но Ольговичи - "храбрые князи", всё время от походов отлынивали и НЕ "доспевали на брань".

radivilow писал(а):Святослав говорит прямо, что даже от брата «…а уже не выжду валя(я)сь [на смертном одре] Черниговских былей (белей с Черниговского двора) [чук. «ВИЛ ВИЛ»-товар] Чем эта нарозность грозит – татаро-монгольским игом.

Про татар в то время и не слыхивали. Что касается перечня воинов Ярослава Черниговского, то это лишний пример, что писал НЕ сторонник Ольговичей:

А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу.

* Быль - bujla (тюрк.) ‘знатный родовой старейшина’.

* Могута - "Того же лета изымаша хитростию некоею славнаго разбойника, нарицаемаго Могута" (Никон.1008)

* Tатран - Τατρανης (печенежское личное имя):
"...В это время к нему явился Татран. Этот скиф неоднократно переходил к самодержцу и вновь возвращался домой; Алексей [Комнин (1081—1118)] каждый раз прощал его, и скиф горячо полюбил императора за его долготерпение. Поэтому Татран был предан императору и старался ему угодить..." (Анна Комнина АЛЕКСИАДА Кн.VII (10))

Далее этимология предложенная Баскаковым Н. А. "Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве", М., 1985:

* Шельбир (šylbur = арапник, бич)

* Топчакы (topčaq ~ tobyčaq = 1. жирная, красивая лошадь; 2. клубкообразный, круглый)

* Ревугы (er buya букв. = муж-бык)

* Ольберы (alyp er = начальник) отсюда без-алаберный (без начальника), т.е. этимология "сам себе начальник".

:arrow: А уже не вижу власти сильного и богатого, и многовойного брата моего Ярослава, с черниговскими старцами (тюрк.), с (разбойниками) Могутами, и с (перебежчиками) Татранами, и с (бичами) Шельбирами, и с (толстопузами)Топчаками, и с (мужами-быками) Ревугами, и с (без "царя" в голове) Ольберами. Те ведь без щитов, с засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня прадедовой славой.

radivilow писал(а):Лично я не могу отделаться от мысли, что «Сон Святослава» - это сбывшееся пророчество.

С чукотской этимологией поддержать не можем, всё больше по древнерусским памятникам, а со сбывшимся проротчеством Вы правы. Через ГОД именно так и случилось:

Торговый путь Киев - Плесненск - "купьци на возѣхъ съ бремены тяжькы" (ЖФП) через высокогорные Карпаты "меча бремены чрезъ облаки" (СПИ) - Перемышль на р.Сан "суды рядя до Дуная" - Краков - Прага - Регенсбург.

О возможной потери этого пути (за год до вторжения венгров в 1188 в Галич) предупреждает Автор СПИ в "мутен сне" Святослава:

    Всю нощь съ вечера б<у>с<о>ви врани възграяху у Плѣсньска: «На болони бѣша дебрь(с)ки Сан<и> и несош<а я> къ синему морю»
    -----
    Всю ночь с вечера бусые (=пьяные) вороны граяли у Плесненска: «На поречье были дебристой реки Сан и понеслись к синему морю»
Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 06 авг 2013, 14:27

Никак не могу поверить, что под псевдонимом «Игорь» в текст могли внести хулу на Святослава коварные Мстиславичи. Это сколько же шагов и с поворотами? И, если «тльковинъ великыи женчюг»-это души дружинников – то «синее вино съ трудомъ»(чук «тъирэт»-дремотное) [синее вино с дремотным зельем]-это души не родившихся от них детей.
Злополучный «тльковинъ», от чук «ТЪЫӅЫ»-боль. Можно трактовать как «болезнетворный великий жемчуг» -как это превратить в души дружинников, которые, почему-то ссыпали поганые тисове? Ума не приложу. Если уж Мстиславичи пробрались к тексту – то уж пусть бы прямее сказали, чтоб нам тут голову не ломать. В «Житии Даниила Галицкого», опять же, мономаховича, где полно прямых нападок на Игоревичей, тому и простительно.
Зачем же в слове о полку Игореве, Игоря с величанием по полной, наводить тень на плетень Ольговичей, притворяться Ярославной для непонятной нам каверзы и плевать себе на шляпу, поливая грязью дедов и прадедов?
Скорее всего- это происки современного изщрённого ума, обогащённого излишней религиозностью.
Как непосредственно Вы, Лемурий, видимо с чисто набожных позиций видите слово «пригвоздить» - это же насмерть. В противоположность; ущекотать не идти, улещать, привязать, засадить в поруб, на худой конец осадить в горах Кыевских, чтоб не шел никуда. А кому какое дело – куда он пошел, лишь бы не на него. С верой же он привнёс раздрай, (как и всякая революция раздирает народ), в государственное первоустройство –усобица первых времён, когда Русь обусобилась, на розь стала, чтоб не платить ни кому , о чём вещий Боян помнит. По мнению Игоря, ему ещё аукаются заморочки старого Владимира, у него есть стимул говорящего, чтоб «пригвоздить» хотя бы укоризной первокрещенца. Если мы пытаемся прочесть СПИ,-то мы и должны принять славу Ольговичей, какой бы она не была горькой, и никоим образом не судить их при помощи тысяч клише заготовленных в Святом Писании.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение radivilow » 06 авг 2013, 16:16

С «татаро – монголами» я , конечно приобобщил, чтоб понятнее было. То, что давление с юга (северного кавказа) и юго-востока нарастало –это не надо ни у кого спрашивать. Святослав это шкурой чувствовал, но винить его в потере какого –то торгового пути –сущий бред. Путь идёт себе по стране и платит дань всякий провозящий товар. Никакому правителю не выгодно отобрать весь товар – другие не пойдут. А так – кап да кап в казну (в укр. «КИШЕНЮ» - карман.) По другой стране пойдёт караван – и там свой мыт возьмут. Вы, уважаемый, Лемурий, утверждаете, что ТАТАР, как таковых не было. А я смею утверждать, исходя из чукотского, что слово «ТАТАРОВЕ» произошло от рус. «ШАТРЫ»→ «ШАТРОВЕ»→где соотв. чук. «ТОТРАВЭ вын»- место(чук. «вын») на котором остановились кочевники.(В СПИ это ТОТРАНЫ) Во все века и везде, как мы знаем, они становились под стены городов, под их защиту, торгуя с городом продуктами скотоводства.
Список Святослава с приведёнными Вами этимологиями настолько пегий, что кажется авторы, как тот акын, которого Вы упоминали, руководствовались лишь сходной фонетикой – лишь бы булькнуть. Тюркский БЫЛЬ- богач, который БЕЛИ (чук. «ВИӅ ВИӅ») –товар с подъясачных дворов собирает.
Спрашивается:- зачем Святославу эта дохлятина в лице пусть и богача? Да ещё, по Вашему, и во мн. Числе. А вот Могута один –здрасьте! Приехали. Плюс ко всему ещё арапник, бык производитель. Ничего общего – только частное. Единственно, что их всех объединяет, так это глубочайшая безалаберность, ехидная укоризна за потерю строя и трусость на поле брани: - «Тии бо бес щитовъ, с засапожникы кликомъ (голосом[хвастаясь, не надевая доспехи ещё] плъкы побѣждают…» Не имея ни своей, ни отцовской, ни дедовой славы, а «…звонячи (аж) в прадѣднюю славу». На мой взгляд, список этот сословный и должен носить название цехов, артелей занимающихся прибыльным делом, общин и торговцев, среброделов(сильверы) и солеваров, а расположены они должны быть по степени богатства = величине бели = налога, причём в строгом порядке. И чего с ними знаться, как не по поводу податей?
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: но розно ся им хоботы пашут, копиа поют

Сообщение Лемурий » 06 авг 2013, 17:17

radivilow писал(а):Это сколько же шагов и с поворотами? И, если «тльковинъ великыи женчюг»-это души дружинников – то «синее вино съ трудомъ»(чук «тъирэт»-дремотное) [синее вино с дремотным зельем]-это души не родившихся от них детей.
Злополучный «тльковинъ», от чук «ТЪЫӅЫ»-боль. Можно трактовать как «болезнетворный великий жемчуг» -как это превратить в души дружинников, которые, почему-то ссыпали поганые тисове? Ума не приложу.

Оно и понятно, СПИ же обращено к "братии" монашеской, а та с евангельскими текстами знакома:

    Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
    который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
    (Мф.13:45-46)
    -----
    Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк.16:22)
То что "жемчуг" в метафорах Автора СПИ - это "душа" читайте "Слово" далее:

    "единъ же изрони жемчюжну душу изъ храбра тѣла..." (СПИ)

C "толковинами" чукотская этимология тем более не уместна:

Слово "толковины" нельзя переводить как "толмачи" (в смысле "толкователи"), "толковины" - это "помощники", "союзники" (от "толоки")
---------
Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники, М., "Наука", 1971, с.53


    "Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907)
    -----
    "Странно было бы вещему Олегу в 907 году брать с собой в поход целое племя переводчиков..."
    -----
    Рыбаков Б., Кузьмина В., Филин Ф. Старые мысли, устарелые методы. (Ответ А. Зимину) // "Вопросы литературы", 1967, № 3, стр. 160

Про "тисовую кровать", вообще из другого отрывка:

Характерной особенностью тиса является наличие в древесине, старых листьях и коре ядовитых веществ (муравьиная кислота и алколоид таксин), поражающих нервную систему. ...Эти свойства тиса создали ему недобрую славу...на зловещей тисовой кровати князя одевали черным покрывалом ...как пророческое предсказание чего-то страшного, предчувствие катастрофы...
-------
Б. В. Сапунов. Тисовая кровать Святослава// ТОДРЛ, т. XVII. М. — Л., 1961, с.324—325


radivilow писал(а):В «Житии Даниила Галицкого», опять же, мономаховича, где полно прямых нападок на Игоревичей, тому и простительно.

Надеюсь, Вы Даниила Галицкого, в Вашем представлении к Автору не причисляете, а то что же он к своему родному отцу Роману Мстиславичу "отче" не обращается: "А ты, буй Романе [Мстиславич]..." ???

А то, что для у Мстиславичей полно нападок на Ольговичей (не Игоревичей) - это и так понятно. В СПИ тоже их полно.

radivilow писал(а): Зачем же в слове о полку Игореве, Игоря с величанием по полной, наводить тень на плетень Ольговичей, притворяться Ярославной для непонятной нам каверзы и плевать себе на шляпу, поливая грязью дедов и прадедов?

Это Ваша версия, что Автор из лагеря Ольговичей: сами придумали - сами и отвечайте.

radivilow писал(а):Скорее всего- это происки современного изщрённого ума, обогащённого излишней религиозностью.
Как непосредственно Вы, Лемурий, видимо с чисто набожных позиций видите слово «пригвоздить» - это же насмерть.

radivilow, я вас ПОКА не оскорблял. Поэтому подобную фривольность терплю первый и последний раз.

На этом разговор окончен.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32