Русь Изначальная

Модератор: Analogopotom

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 23 мар 2013, 10:33

Если верить летописи, крещение Ольги произошло между её первым и вторым визитом к императору. Во время второго визита император нареку её своей дочерью, преподнёс ей прощальные дары — золото, серебро, драгоценные сосуды, дорогие ткани. В ответ он получил обещание русской княгини прислать ему дары из Киева и оказать военную помощь.
Вернувшись, домой, Ольга стала осторожно, но весьма настойчиво уговаривать своего сына Святослава принять крещение. Но тот, как сообщает летопись, хотя и не возбранял крещения, сам креститься не хотел и насмехался над христианами: «Как я могу один принять другую веру? А дружина моя надо мною смеяться станет». И мать уговаривала его: крестишься ты — крестятся и другие. Но Святослав стоял на своём.
Уже в это время мы видим, что молодой князь связывает накрепко свою жизнь с дружиной и никакие уговоры матери, рисующей выгоды принятия христианства Русью, не способны поколебать его.
Хотя до разрыва между Ольгой и Святославом дело не дошло, но стало очевидно, что в Киеве чётко оформились две политические группы: одна выступала за введение христианства и расширение связей с Византией, а другая была за язычество и против Византии. Мужающий Святослав стоял во главе второй. Но и Ольга не испытывала особенных симпатий к Константинополю, хотя сумела добиться от императора определённых политических привилегий.
Когда весной следующего года византийские послы явились в Киев закрепить договорённость об обещанной военной помощи, русская княгиня припомнила им, как она неделями ждала приёма во дворце у императора. Летопись лаконично передала эти чувства княгини: когда послы напомнили ей, что она, прощаясь, обещала Константину VII «воинов в помощь», а также собиралась преподнести императору ответные дары, то Ольга велела послам передать ему: «Постоиши у мене в Почайне, яко же азъ в Суде, то тогда ти дам» (то есть Ольга насмешливо предлагала императору прибыть к ней и ждать в гавани на Днепре столько, сколько она прождала в бухте Константинополя).
Горькая обида, уязвлённое самолюбие, едкая ирония слышатся в этих словах, приведённых летописью. Ясно: в этом эпизоде отразилась большая неудовлетворённость русской княгини результатами визита в Византию, несмотря на видимые успехи и оказанные ей высочайшие знаки внимания.
Несомненно, и другое: политические отношения между двумя странами продолжали оставаться дружественными, греческие послы, натерпевшись в Киеве страхов и неудобств, все-таки получили и челядь, и меха, и воск для своего императора, как и согласие, послать воинов в помощь. И такие воины действительно появились в империи в конце 50-х и начале 60-х годов, помогая грекам в войнах с арабами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 25 мар 2013, 13:17

ПОЛОЦК РУССКИЙ

Изображение
Существуют упоминания середины первого тысячелетия нашей эры о большом столичном городе на Двине у скандинавов.
В «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (рубеж XII—XIII вв.) повествуется о взятии Полоцка в V-VI веках, конунгом Фродо I, сыном Хадинга, который прибегнув к военной хитрости убивает полоцкого царя Веспасия, ибо «силой города не победить (viribus inuictam [sc. urbem])»:
"Только с немногими свидетелями он тайно отправился в уединённое место и приказал объявить повсюду, что он умер, чтобы тем самым усыпить врага. Для убедительности был совершён обряд погребения и сооружён погребальный курган. К тому же воины, сознательно изображая скорбь, проследовали в процессии за якобы умершим вождём. Услышав об этом, царь города Веспасий, почти уже одержавший победу, так пренебрёг обороной, что, дав возможность врагам ворваться в город, был убит среди игр и развлечений".
Насколько схож отрывок с легендой о взятии Киева в 882 году Олегом. В летописях впервые Полоцк был, упомянут в 862 году:
"В лѣто 862 приіа власть Рюрикъ и раздаіа мужемъ своимъ градъі: увому Полотескъ, увому Ростовъ, другому Бѣлоѣзеро".
В конце IX века с переходом князя Олега в Киев на владения новгородских князей распространилась власть киевских князей (согласно Никоновской летописи, киевский князь Аскольд ещё в 872 году захватил Полоцк). Во второй половине X века в Полоцке был свой независимый правитель. Княжество занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (ум. ок. 978).
В конце X века (980 году) новгородский князь Владимир Святославич разорил Полоцк, убил княжившего там Рогволода, насильно взял в жены его дочь Рогнеду и присоединил город к своим владениям.
Около 987 года после неудачного покушения на его жизнь Рогнеды Владимир посадил в Полоцке своего малолетнего сына Изяслава, ставшего родоначальником Полоцких князей. Несколько первых лет столицей был город Изяславль, построенный Владимиром. Позже Изяслав отстроил разрушенный Полоцк, перенеся город на более высокое и неприступное место в устье р. Полоты, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была Рогнеда Рогволодовна.
К 992 году относится основание Полоцкой епархии (по некоторым источникам, 1104 год). Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики.
В 988—1001 годах в Полоцке княжил Изяслав Владимирович, сын Рогнеды Рогволодовны и Владимира Святославича, родоначальник династии полоцких князей Изяславичей.
В 1003—1044 годах в Полоцке княжил Брячислав Изяславич. Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества, присоединив города Усвят и Витебск, а также земли между Западной Двиной и Дисной, где основал город Брячиславль (Браслав).
В период правления Всеслава Брячиславича (с некоторыми перерывами с 1044 по 1101 год) был построен Софийский собор (между 1030—1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич — единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068—1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.
С именем внучки Всеслава Брячиславича Преподобной Евфросинии (1110—1173), игумении Полоцкой, связано основание Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. По её заказу в 1161 году мастер-ювелир Лазарь Богша создал напрестольный крест — шедевр старобелорусского ювелирного искусства.
В XII веке началась борьба за главенство между Витебской, Минской и Друцкой ветвями потомков Всеслава Брячиславича. Это привело к захвату части земель Полоцкого княжества новгородцами, смоленскими и черниговскими князьями. Испытывало давление Полоцкое княжество также со стороны литовцев и крестоносцев. В 1201 году в устье Западной Двины немецкими рыцарями-крестоносцами было основано военно-торговое поселение Рига[источник не указан 127 дней], что значительно подрывало экономические позиции Полоцка.
В начале 1240-х годов на полоцком княжеском престоле часто оказывались литовцы, однако государство сохраняло самостоятельность. Правивший в Полоцке во второй половине XIV века Андрей Полоцкий (1342—1377, 1381—1387) является одним из самых замечательных политических деятелей в истории Полотчины. После утраты князем Андреем Полоцкого княжества его сменил Скиргайло Ольгердович (1387—1397) — последний самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года земли бывшего Полоцкого удела в составе Великого княжества Литовского управлялись наместниками, а с 1504 года — воеводами.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 28 мар 2013, 10:01

НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
867 год (дата условна).
«Въсташа Словене, рекше новогородци и Меря и Кривичи на варяги и изгнаша их за море и не даша им дани.
Начаша сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды и возста род на род и рати и пленения и кровопролитна безпрестани. И по сем събравъшеся реша к себе: «Да кто бы в нас князь был и владел нами? Поищем и уставим такового или от нас или от Козар или от Полян или от Дунайчев или от Варяг». И бысть о сем молва велия — овем сего, овем другаго хотящем. Та же совещавшеся, послаша в Варяги».
870 год.
Прибытие Рюрика в Новгород.
872 год.
Убиен бысть от болгар Осколдов сын». «Того же лета оскорбишася новгородци, глаголюще: «яко бытн нам рабом и многа зла всячески пост-радати от Рюрика и от рода его». Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих нзби новгородцев съветников его».
873 год.
Рюрик раздает города: Полоцк, Ростов, Белоозеро. «Того же лета воеваша Асколд и Дир Полочан и много зла сътвориша».
874 год.
«Иде Асколд и Дир на Греки...»
875 год.
«Възвратишася Асколд и Дир от Царяграда мале дружине и бысть в Киеве плачь велий...э «Того же лета избиша множество печенег Оскол/ и Дир. Того же лета избежаша от Рюрика и Новагорода в Киев много новогородцких мужей»
Приведенные отрывочные записи, не составляющие в Никоновской летописи компактного целого, но разбавленные самыми различными выписками из Хронографа 1512 года и Других источников, представляю в своей совокупности несомненный интерес. Те события, которые в «Повести временных лет» очень искусственно сгруппированы под одним 862 годом, здесь даны с разбивкой по годам, заполняя тот пустой интервал, который существует в «Повести» между 862 и 879 годом.
Абсолютная датировка сопоставимых событий этих двух источниках не совпадает (и вообще не может считаться окончательной), но относительная датировка соблюдается. Так, в «Повести» говорится о прибытии Рюрика первоначально не в Новгород, а в Ладогу пишет это Ладожанин, посетивший Ладогу за четыре года до редактирования им летописи и, очевидно, опорой на какие-то местные предания. В Новгород же Рюрик оказался «по дъвою же лету» (через два года — Gosha), что и отражено записями Никоновской летописи.
Главное отличие «Повести временных лет» (2 3-я редакции) от никоновских записей заключается в различии точек зрения на события. Сильвестр и Ладожанин оба излагали дело с точки зрения варягов, варяги брали дань, их изгнали; начались усобицы — их позвали; варяги разместились в русских городах а затем завоевали Киев.
Автор записей, попавших в Никоновскую летопись, смотрит на события с точки зрения Киева и Киевской Руси как уже существующего государства. Где-то на крайнем славяно-финском севере появляются «наход ники» — варяги. Соединёнными силами северные племена заставили норманнов уйти к себе за море, а затем после усобицы начали обдумывать свой новый государственный порядок, предполагая поставить единого князя во главе образовавшегося союза племен. Обсуждалось несколько вариантов: князь мог быть избран из среды объединившихся племен («или от нас...»), но здесь, очевидно, и содержалась причина конфлик¬тов, так как антиваряжский союз образовался из разных и разноязычных племен.
Названы и варианты приглашения князя со сторо¬ны; на первом месте Хазарский каганат, мощная ко¬чевая держава прикаспийских степей. На втором ме¬сте Поляне, то есть Киевская Русь. На третьем ме¬сте «Дунайцы», загадочное, но чрезвычайно интерес¬ное понятие, географически связанное с низовьями и гирлами Дуная (болгары), вплоть до конца XIV века числив¬шимися (в исторических припоминаниях) русскими. И на самом последнем месте Варяги, к которым и на¬правили посольство. Призвание шведского конунга объяснялось, надо думать, тем, что варяги и без при¬глашения, но с оружием появлялись в этих северных местах. Призвание варяга (речь шла об одном князе) было, очевидно, обусловлено принципом откупа «мира деля».
Мы не знаем, какова была действительность, но тенденция здесь резко расходится с той, которую про-водили летописцы Мономаха, считавшие варягов единственными претендентами на княжеское место в союзе северных племен. Тенденцию эту можно оп¬ределить как прокиевскую, так как первой страной, куда предполагалось послать за князем, было киев¬ское княжество Полян. Дальнейший текст убеждает в этом, так как все дополнительные записи посвящены деятельности киевских князей Аскольда и Дира.
В «Повести временных лет» Аскольд и Дир пред¬ставлены читателю как варяги, бояре Рюрика, отпро-сившиеся у него в поход на Константинополь и будто бы попутно овладевшие Полянской землей и Киевом, А. А. Шахматовым давно показано, что версия о ва¬ряжском происхождении Аскольда и Дира неверна и что этих киевских князей IX века следует считать потомками Кия, последними представителями мест¬ной киевской династии.
Польский историк Ян Длугош (умер в 1480 году), хорошо знавший русские летописи, писал об Аскольде и Дире: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Асколду и Диру».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 28 мар 2013, 10:07

ВОЛЬГА И МИКУЛА
Былина воспевает события 860-869 годов. Русская рать 866 году (860) совершила неудачный поход на Константинополь. Хотя имеются мнения о дате похода на Царь – град, что он проходил в 874 году. Император Михаил III смог отразить нападение. В 869 году варяжская дружина крестится в Константинополе.
Христианство в IX веке было еще не государственной религией, хотя в Киеве существовало несколько церквей. Церковь Ильи пророка, святого Николая, святых Флора и Лавра, святой Ирины. Церкви посещались греками и крещеными русскими купцами.
Вернемся к былине, в ней противопоставляется два персонажа Вольга (Волег) и Микула (Никола). Микула образ положительный хлебопашца - христианина, который является опорой государства ее центральным столпом. Микула - Николай персонаж почти апостольский уверенный в правоте своих действий. Микула персонаж будущей Руси. Вольга то же является положительным образом, но прошедших времен. Дружинник сборщик полюдья, язычник и варяг. Микула Селенинович образ опережающий время. У Микулы почетное отчество (Село) с намёком на сельскую общину, возможно он Огнищанин. Вольга прообраз всех гридней и варягов искателей удачи держащих сторону князя, но далеких от народа. Князья в IX веке держат при себе варягов, как телохранителей, но пройдет немного времени варяжские дружины, будут высланы из страны ко двору византийских императоров. Много тайн унесут варяги с собою: убийство в Родне Ярополка, убийство Олега Древлянского, убийство Бориса и Глеба. Во всех этих политических убийствах варяги были исполнителями чужой воли. Иловайский делает предположение, что Вольга имя имеющие славянские корни ассоциативные с рекой Волгой.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:12

ВЛИЯНИЕ ХАЗАРИИ
К стати сказать напрасно Л.Н. Гумилев не обратил внимания на рассказ константинопольского патриарха Фотия — непосредственного свидетеля и участника более ранних, трагических событий 860 года — то есть первого нападения Рус на византийцев. Фотий в своих знаменитых беседах «На на- шествие россов», произнесенных сразу же после этих событий, говорит, что напавший враг «истребил живущих на это земле... не щадя ни человека, ни скота, ни снисходя к немощи женщин, не жалея нежности детей, не уважая седину старцев, не смягчаясь ничем, от чего обыкновенно смягчаются люди, даже дошедшие до свойства зверей, но всякий возраста и пол поражая мечом. Можно было видеть, как младенцы, отторгаемые от сосцов, лишаемы были молока и самой жизни готовым гробом для них были — увы! — те скалы, о которые они были разбиваемы... Эта свирепость простиралась не только на человеческий род, но жестоко умерщвляла и всех бессловесных животных: волов и лошадей, птиц и прочих, каки только попадались».
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:14

Последнее явно поразило патриарха Фотия, но выше был приведено суждение Л. Н. Гумилева об именно таком «способе» ведения древнейших войн в Палестине — способе, который «возродили» правители Хазарского каганата. Как сказано в Ветхом завете о необходимом поведении иудеев в отношении врага: «...и истреби все, что у него, и не давай пощады ему, но предай смерти от чужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла» (Первая Книга Царств, 15, 3); даже за не совсем полное следование этому требованию израильский царь Саул был свергнут с престола.
Хазарские правители вели воины именно так, что подтверждает их собственная переписка, где сказано, например, о нападении иудейского военачальника Песаха на крымские владения Византии: «и пошел он в гневе на города Романа (византийского императора — Gosha) и избил и мужчин и женщин... и поразил всех оказавшихся из них там и умертвил мечом».
Ни в каких рассказах о позднейших войнах Руси, уже не руководимых хазарскими «инструкторами», нельзя найти и намека на подобное тотальное смертоубийство. В «Истории» византийца Льва Диакона подробнейшим образом и с негодованием рассказывается о состоявшемся через тридцать лет после похода 941года, похода Святослава на Константинополь (уже без хазарского «руководства»), и никакие действия описанного рода не упоминаются.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:15

Нельзя не сказать здесь о том, что Л. Н. Гумилев, стремясь раскрыть суть похода Руси на Константинополь в 941 году, опирался почему-то только на рассказ летописи, не учитывая «оригиналы» этого рассказа, ведь русские летописцы широко использовали византийские хроники. И те подробности, которые привел Л.Н. Гумилев из летописного сообщения о поведении русского войска в Византии в 941 году, изложены сильнее и яснее в византийской хронике, созданной вскоре после самого события.
«Много злодеяний совершили росы... из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов».
Все это происходило во время правления императора Романа I, о котором в хазарском документе, известном под названием «Кембриджского», сказано «было гонение на иудеев во дни злодея Романа. И когда стало известно это дело моему господину (царю-каганбеку Иосифу — Gosha), он ниспроверг множество необрезанных», то есть казнил большое количество христиан Еврейский историк Ю. Д. Бруцкус писал по этому поводу «Наш источник говорит о том, что «злодей Романус» возбудил жестокие преследования против евреев в Византии, что вызвало репрессалии со стороны царя Иосифа. Находим так же упоминание о них («жестоких преследованиях» — Gosha) у Масуди, известного арабского писателя X века: «...византийский император Арманус принуждал всех евреев своего царства к принятию христианства. Многие евреи удалились вследствие этого из Византийского царства в хазарскую землю...».
Важно обратить внимание на смысловые «оттенки» сообщений Ю. Д. Бруцкус определяет политику императора Романа как «жестокие преследования», а действия царя Иосифа — как некие неясные «репрессалии»; между тем дело шло в первом случае о требовании к иудеям принять христианство или же покинуть пределы Византийской империи, а во втором — о казни хазарскими иудеями христиан за то, что они христиане. Арабский автор был не только «нейтрален», но даже, без сомнения, враждебен Византии, и тем не менее он сообщает лишь о «принуждении» евреев принять христианство или же «удалиться» из Византии.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:24

ПОХОД
В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь, для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Для охраны города был оставлен эпарх Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.
Хазарские купцы еще в марте месяце принесли весть о походе императора на арабов и Аскольд начал готовиться к походу, хотя корабли были построены и осмолены еще зимой. Весь днепровский берег был заставлен черными телами кораблей, на них не было только оснастки и гребцов. С полой водой судовая рать на 200 кораблях, спустилась вниз по Днепру, легко преодолела, днепровские пороги и начала поджидать подхода таманской флотилии на острове Березани. В мае месяце к днепровской флотилии присоединились еще 160 кораблей таманской эскадры.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:25

Повесть Временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860-861 годы. В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, так называемую Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание о набеге русов, и называлась точная дата 18 июня 860 года.
В византийской хронике упоминается около 200 русских судов, Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает более точную цифру в 360 кораблей. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X—XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега.
Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа 860 года, к этому времени русы, покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь. В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих руссов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:26

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитинский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий (ризу) Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют более поздние сообщения, такие как «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет». С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осажденную столицу, что исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 года папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio). В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:28

НАПАДЕНИЕ ВАРЯГОВ НА ЛАДОГУ
Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы, опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. Аскольд, как руководитель набега понимал, с теми силами, которые были в наличии у русов штурмовать город невозможно (максимум 14400 воинов), ладьи были заполнены всевозможным добром до предела. Больше всех хотели завершить поход таманский отряд русов, им дольше добираться до родных берегов. В этом месте повествования мне хотелось сделать некоторое отступление, как сообщалось выше, войско русов состояло из двух отрядов, которыми руководили два князя. Русский историк Шахматов считал, что Новгородская первая летопись младшего извода, в своей начальной части содержит сведения из более древней летописи XI века. В описании похода русов 860 году летопись не упоминает об участии князя Аскольда, а так же о связи его с Рюриком. На основании этого заключения многие историки предполагают, что сведения об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой в Повесть Временных лет (написанной в XII веке) призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси. Однако в сообщении имен этих князей является не только механической вставкой в текст летописи, но помогает нам выявить правильную хронологию событий, а так же сопоставляя разные источники определить несовпадение некоторых исторических персонажей. Упоминание именно Аскольда и Дира подводит нас, во-первых; к следующему определению эти исторические лица находятся во временном соприкосновении или живут одновременно, тогда происходит несовпадение дат, конунг Рюрик призван 862 году новгородцами, а поход на Царьград происходит, мы выяснили в 860 году. Во-вторых, нас устраивает именно два князя руководителя-организатора похода на ромеев, как уже сообщалось выше по тексту, в походе участвуют две флотилии и два князя руководят каждый своим отрядом. Теперь необходимо определиться с Аскольдом, князем который совершил удачный поход на Византию и вернулся на Русь ранней весной 861 года. В Повести Временных лет мы находим смутное сообщение о попытке варягов в 860 году захватить Ладогу. Именно к этому году относится исчезновение Рюрика (Эрика Ютландского) Язвы Христовой со страниц западных хроник и появление этого имени в наших хрониках. В.Н. Татищев в своей книге «История Российская» сообщает о неком князе воеводе Вадиме – Храбром, который защищал Новгород от супостата. Нам известно, что Новгорода как города в то время еще не существовало (основан 873 году). Мы можем предположить, Вадим защищал Ладогу, и так как набег варягов закончился для них довольно удачно, Ладога была сожжена и разграблена, а Вадим был убит, Рюриком это мы знаем из книги В.Н Татищева. После возвращения в 861 году князя Аскольда с победой над Византией о приглашении Рюрика на Русь не могло быть и речи. Возможно, Рюрику удалось удержать за собой Ладогу до конца 864 года, но не позже. В летописных сводах сообщается, братья Рюриковы, Синеус и Трувор умирают в 864 году, и после этой даты он правит один. Это сообщение говорит о многом, двор и дружина распадается после смерти или гибели князя Рюрика. С Рюриком могло произойти то или другое князь довольно непоседлив (лезет на «рожон»), да и возраст его серьезный для того времени (родился самое позднее в 826 году, общепризнанная дата 800 год).
Последний раз редактировалось Gosha 22 июл 2013, 09:37, всего редактировалось 1 раз.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:33

РЮРИК 862 ГОД
В Остромировой летописи есть упоминание о братьях князя Рюрика Синеусе и Труворе. Вероятней всего это сообщение попало в русскую летопись из европейских анналов, возможно из «Бертинской летописи». У академика Б.А. Рыбакова есть убедительное замечание по поводу рюриковых братьев Синеус не что иное, как “sine hus, use” то есть двор, приближенные, а Трувор – это “tru war, thru waring” верная дружина. Обратите внимание, что дружина Рюрика находится на тогдашней границе Руси, то есть в Изборске (современная граница с Эстонией), а приближенные, двор находится на Северо-восточной границе Руси на Белоозере (современный Белозерск). Князь Рюрик правит словенами, и непонятно в каком городе его резиденция. Примечательно то, что в летописи указаны приделы (границы) «Новгородской республики» не ранние середины XI века, когда и была составлена «Остромирова летопись» (1050 год.) В европейских хрониках после 864 года уже ни разу не упоминается о князе Рюрике, хотя по русским летописям он спокойно правит в Новгороде до 879 года. Этот период насыщен событиями. О посольстве русов в Константинополь вскоре после набега известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867 года) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 22 июл 2013, 09:40

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Согласно ему уже сами византийцы дарами и уговорами склоняют русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно. В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ, и кто был их правителем. В церковно-академической среде считается вполне установленным, что князья Аскольд с «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриархом Фотием в начале или середине 860-х годов. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола. При крещении князь Аскольд получает имя Николай. Крещение Руси резко меняет политическую ориентацию Руси с Хазарского каганата на Византийскую империю. Конечно межгосударственные отношения не безоблачные, но довольно миролюбивые. К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие. Он предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа, и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками, и даровать больше церковной автономии. Точно также и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 году Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьёзной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 18 авг 2013, 17:58

ЭКСПАНСИЯ РУСИ
В отечественной истории 882 год ознаменован приходом Олега и князя Игоря из Новгорода, захват власти в Киеве. События 882 года определяются, как ключевые в отечественной истории. Отчасти это верно император Василий I понял, что Русь лучше иметь в друзьях, чем во врагах. Как считают практически все историки в Киеве захватил власть Олег, который объединивший Ладожскую и Киевскую государственность. Образ Олега в летописях явно «раздваивается он предстает то как воевода, то как верховный правитель, великий князь, есть в летописях различные даты и обстоятельства смерти Oлera (вероятнее двух людей с одним именем) и тому подобное. Ко всему этому мы еще вернемся, пока же выдвину гипотезу, что был Олег, правивший в конце IX—начале X века, и другой Олег, чье правление приходится, по-видимому, на 910—920-е годы. По Татищеву Игорь начинает править в Киеве не ранее 920 года.
Далее перед нами предстает уже вполне «достоверный» князь Игорь, погибший в конфликте с древлянами в 945 году и оставивший молодую вдову Ольгу и малолетнего сына Святослава. Правителями становятся и Ольга (скончалась в 969 г), и — по мере взросления — Святослав, погибший от руки печенегов в 972 году Затем власть переходит к его старшему сыну Ярополку, а примерно с 980 года — к младшему Владимиру, правившему до своей смерти в 1015 году. Последующие временное пространство нас не интересует.
Наметив эту историческую перспективу протяженностью в четыреста пятьдесят лет, и, если измерять иначе, в пятнадцать человеческих поколений (рамки поколения — 30, максимум 35 лет), вернемся к началу истории Руси
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Re: Русь Изначальная

Сообщение Gosha » 18 авг 2013, 17:59

IX—X столетия — это время самого широкого выхода Руси на тогдашнюю мировую арену, — выхода и в прямом, и в буквальном смысле слова, ибо в течение этих двух веков десятки тысяч русских людей (это отнюдь не преувеличение) побывали в соседних и более далеких странах в составе войск, посольств, торговых товариществ.
Определимый, хотя и далеко не полный свод известий о «походах» Руси представлен в трактате В.Т. Пашуто (часть трактата написана А.П. Новосельцевым). Ссылаясь на различные источники, историк показывает, что после общеизвестного похода на Константинополь в 860 году Русь вступила в союзнические отношения с Византией, и, скажем, «в 911—912 годах отряд из 700 русских воинов участвовал в походе византийского флотоводца Имерия против арабов на Крит, в 934 году 7 судов с русскими войнами (415 человек) находились в эскадре из 18 судов патрикия Косьмы, которого император Роман послал в Лангобардию (то есть Северную Италию — Gosha) в 935 году они же в составе эскадры протоспафария Епифана ходили к берегам южной Франции. В 949 году «император Константин Багрянородный имел 629 русских воинов на 9 судах в неудачной экспедиции на Крит, позже русское войско участвовало в 960—961 годах в отвоевании Никифором Фокой острова Крита у арабов. В не удачной экспедиции византийцев в 964 году на остров Сицилию, также участвовало русское войско и так далее.
С другой стороны, уже в 860-х годах арабы озабочены «действиями руссов в южном Прикаспии», то есть на иранском берегу, в начале 910-х годов большой русский отряд на судах направился (разделившись) и к юго-западному, и к юго-восточному побережью Каспийского моря. Крупные походы Руси сюда же состоялись и в 940-х, и в 980-х годах и это, конечно, только часть дошедших до нас сведений о «выходе» Руси вовне, на мировую арену, в IX—X веках.
Это время принципиально отличается от позднейшей эпохи начавшейся при Ярославе Мудром, когда Русь, напротив, явно сосредоточивается на внутреннем развитии, перестав постоянно и интенсивно выходить за свои пределы Более, того, всего через столетие после кончины Ярослава Мудрого это нараставшее сосредоточение на внутреннем развитии привело к предельно выразительному итогу перемещению столицы «центра» Руси в ее, условно говоря, географический центр — во Владимир на реке Клязьме, этот центр Руси отстоял от Киева на тысячу верст к северо-востоку, но об этом еще пойдет речь в дальнейшем. Сейчас нам важно установить, что присущие эпохе юности Руси (IX—X столетия) «выходы» за свои пределы в XI веке становятся крайне редкими, а в XII веке, по существу, прекращаются.
Вероятности отрицать не могу, достоверности не вижу. М. Ломоносов
Аватара пользователя
Gosha
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2337
Зарегистрирован: 01 апр 2007, 10:16
Откуда: Moscow

Пред.След.

Вернуться в Новые теории

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 19

cron