В Европе князь выполнял вначале и функции священника. На Руси это подтверждается свержением князем Владимиром языческих богов. Звание князя было только родовым. Звания владетелей дорюриковского времени неизвестны. Къназ праславянское не увидишь, так как праславянских текстов не существует и кто имел такой титул не скажешь. В 9 веке н.э. болгарского вождя именовали канасубиги Омуртаг. По имени его внука Персиана можно судить, что имелось и персидское влияние. Славянские же вожди стали именоваться князьями с 9 века н.э.. И новгородцы с компанией призывали руководить ими именно князя.
В древнеславянских текстах 12 века н.э. слово къназ можно встретить, например, в Бычковско-Синайской псалтыри. Есть оно и в берестяных грамотах. Причем при анализе текста Бычковско-Синайской псалтыри не стесняются ссылаться на источники малоазиатского происхождения до н.э.
"У всех на слуху выражение «князь церкви». А заглянув в этимологический словарь русского языка Фасмера в раздел «князь», мы прочтем, что наряду со словом «господин» (которое также может относиться к церковному иерарху, как мы видели в новгородских берестяных грамотах) древне-чешское kn;z, словацкое k;az, польсоке ksi;dz (ксендз) , верхне-лужицкое k;az и нижнее-лужицкое knjez означают именно «священник».(
http://www.proza.ru/2013/08/29/1058 )
"В России до XVIII века звание князя было только родовым."(
http://otvet.mail.ru/question/22864078 )
"Как при родовой организации общества, так и в период княжеской власти у славян существовали какие-то собрания-сходки, осуществлявшие руководство делами племени. Эти собрания, называвшиеся вече, wiece, сьньмъ, сохранились и там, где над племенем или союзом племен устанавливалась власть одного правителя, в IX—начале X веков уже называвшегося князем."(
http://rudocs.exdat.com/docs/index-178498.html )
"Известни свыше 10 надписей Омуртага. Не только на "колонне" /реч, вероятно, идет о колонне в Тырнове, самой популярной/. Надпись кана сюбиги, однако, там нет. Титул написан греческими буквами как канасубиги - одно слово, кстати, вместе с именем владетеля - канасубигиомортаг. Все попытки разделит слово канасубиги как кана субиги, канас юбиги и т.д. весьма неубедительные. Перевод титула критики тоже не выдерживает. Отождествление титула канасу(ю)биги с ханом, каном и прочие делается без всякого основания.
Кроме Омуртага, достоверно известно, что титул канасубиги имел его третии сын и наследник престола - Маламир, а, вероятно, и Пресиян /Персиан/ - внук Омуртага и племянник Маламира. Возможно этот титул носил и отец Омуртага - Крум. Однако Крум был из панонских болгар и поставил начало новой династии - к ней, наверное, принадлежат все следующие владетели Первой, а почему нет, и Второй державы. Титул владетелей до Омуртага или хотя бы до Крума, однако, неизвестен." (
http://forum.aboutbulgaria.biz/viewtopi ... =46&t=6887 )
"При описании орфографических явлений, связанных с началом дефонологизации /ь/. /ь/. прежде всего рассматриваются морфемы с пропущенным редуцированным в слабой позиции, что позволяет судить об относительной датировке Бычковско-Синайской псалтири:
Морфема Первый писец Второй писец
Количество написаний с ером Количество написаний без ера Количество написаний с ером Количество написаний без ера
зъл- 7 20 17 5
кь- 3 В большинстве случаев 4 В большинстве случаев
мъног- 8 18 15 21
МЪН- 23 17 28 39
вьс- 20 11 ■ В большинстве случаев 4
-ьн- 63 17 148 14
К'ЬНАЗ- 0 2 4 11
-ьц- 1 1 все 0
У третьего писца примеры на отсутствие фонем /ь/, /ъ/ в слабых позициях единичны. Показательно тем не менее, что буквы ь, г, в отличие от первого и второго писцов, третьим писцом пропущены всего лишь в 3-х морфемах: мног... (14), зла (15), ксс (16 об.).
Статистика, учитывающая количество морфем с систематически пропускаемыми буквами ь, ъ, показывает, что к началу XII века количество таких морфем увеличивается по сравнению с древнерусскими рукописями середины XI столетия. Числовые данные Бычковско-Синайской псалтири аналогичны другим восточнославянским письменным памятникам XI в., что позволяет датировать рукопись обширным периодом второй половины XI столетия.
Из примеров с начальным корневым «у выделяется грецизм оупостлсь (18), где буква оу соответствует греческому и (иттбатаст'.с). Такая параллель является обычной для древнерусской графики.
Древнерусские написания типа оупостлсь, а также оукономь (о1коуб(д.о$-) надежно объясняются на транскрипционном материале грузинских средневековых рукописей. Он убедительно показывает, что в греческом языке Палестины и Синая буквам и и Ol во всех позициях соответствует [и], а не [ix], так как грузинская орфография имеет соответствия для всех вариантов произношения. Кроме того, орфографическая мена Ol и и отмечается в надписях и папирусах с III в. до нашей эры, а в рукописях византийской эпохи вместо букв и hoi появляется также диграф ои, причем, что крайне важно для древнерусских рукописей, в источниках малоазиатского происхождения. Произношение иии как [и] распространено в ряде современных греческих говоров. Такое произношение букв и и oi, распространенное в древности в малоазиатских говорах греческого языка, отражают древнерусские написания типа оуконолль."(
http://cheloveknauka.com/bychkovsko-sin ... ogo-yazyka )