Древнерусские берестяные грамоты.

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 06 янв 2014, 00:39

Для слова "князь" не такое уж и большое поле слов, связанных с ним пол смыслу: "кон" (закон) и "книга" (древнеславянское "кнети"-знать). Слово "конь" для раскрытия смыслового значения мало подходит. Следовательно, и греческое "gеnos" (род) и "kon" (родовитый человек) являются выражениями одной сущности, той, которая шла именно с Ближнего Востока, а уже смысловые значения о "законе" и "знании" можно считать вторичными (не говоря уже о слове "конь"). Основы с "ken " сохранились у венгров и татар. Для поморян же с южного берега Балтики вплоть до утраты ими своей независимости в 12 веке н.э. посещение Киликии не было из ряда вон выходящим событием.
Многое исходило из Киликии: понятие о роде (genos) греки могли позаимствовать у них. Однако, смыслы слов "genos" ( род) и "kon" (родовитый человек) также вторичны по отношению к имени "Кен" (хна-пурпур по хурритски) истинного основателя рода. Его генеалогия (Эль-Баал-Кен) не содержит параллелей с библейской генеалогией кроме совпадения Кен-Ханаан (сын Хама), которое отмечал еще М. Зильберман.

"Слово конунг происходит от kon — родовитый человек, родич, и означает сын знатного или потомок богов. Традиционно конунг совмещал разные функции — военного предводителя племени и главы культа. Будучи сакральной фигурой, конунг совершал религиозные обряды, как бы представляя народ перед богами.
Признание конунгом претендента — «взятие конунга» — происходило на особом тинге. Конунг обещал соблюдать законы и защищать страну. В Норвегии это должно было происходить на нескольких областных тингах. Со второй половины 13 в. конунг выбирался светскими, духовными господами и представителями бондов (см. БОНДЫ). Сначала король приносил клятву, а затем население приносило клятву ему.
Поначалу король не обладал судебной или законодательной властью. Однако мог провести нужный ему закон на тинге. Одним из первых законов, изданных королями, стали законы о мире, действовавшие на всей территории страны. Король получает судебную власть — он судит на особом королевском тинге. Появляется понятие «преступление против величества» — измена королю, за которой следовала казнь. Король считался покровителем слабых — вдов, сирот, паломников, бедняков и иностранцев. " ( http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/24805 ... 0%BD%D0%B3 )

"М. Римшнейдер специально отмечает, что еще совсем недавно было общепринятым мнение о самобытности и независимости путей, по которым шло развитие греческой культуры, и что общей ошибкой, присущей исследователям гомеровской Греции, являлась недостаточная их осведомленность в отношении истории и культуры юго-восточных частей Малой Азии (Киликии, Фригии, Каппадокии и других областей), входивших в состав Хеттской державы и после ее падения уцелевших в виде отдельных небольших княжеств и городов-государств. Именно здесь сохранилась хеттская традиция, характерные черты которой позволяют, как считает М. Римшнейдер, проследить культурно-этнические связи, существовавшие во всей ойкумене (обитаемом мире) и создававшие единое для того времени мироощущение. И нити эти вели с Востока в материковую Грецию. Таким образом, М. Римшнейдер полностью снимает тезис о самобытности и независимости собственно греческой культуры. Если раньше сведения, которые черпали историки эллинского мира из древневосточных источников, сводились к свидетельствам Библии, анналам ассирийских царей, вавилонским клинописным памятникам и египетским надписям и папирусам, то после расшифровки Бедржихом Грозным хеттской письменности из царского архива, найденного в Богазгее, выяснились широкие и давние связи Эгеиды с Малой Азией, а через нее и со всем Передним Востоком.
Греки точно знали, что обязаны своим алфавитом Финикии. Финикийское письмо, согласно мифу, принес в Грецию Даиай, которого считают первым строителем корабля на пятьдесят гребцов. Это может относиться и к данунам, которые тоже умели строить корабли. Но не следует считать, что введенное Данаем письмо называлось финикийским, скорее кадмейским. Если думать, что за Данаем скрываются дануны, то имя Кадма могло быть собирательным для хаттов, то есть хеттов, которые в греческой огласовке произносились как катти. Эти данные свидетельствуют о том, что хеттские дануны наряду с собственной письменностью пользовались и финикийской, греки же заимствовали свой алфавит не непосредственно из городов финикийского побережья, а из Киликии. Кадм был непосредственно связан с Киликией, тогда как прямых связей с Финикией мы не знаем. Греки считают, что именно в Киликии происходила борьба Зевса с Тифоном, которому помогал все тот же Кадм. В (Киликии хеттский бог-покровитель погоды бился с огромной змеей (ее именуют то Иллуянка, то Улликуми). Несколько видоизменившись, Иллуянка выступает в Ветхом завете в образе Левиафана, в то время как греки эпизод с драконом (так же как образ самого Кадма и изобретение им алфавита) перенесли в Фивы. К тому же мы узнаем, что Кадм кроме алфавита заимствовал с Востока горнорудное дело и металлургию, а это вновь указывает на Киликию, так как только через нее мир мог познакомиться с табальскими изделиями.
Благодаря связям греков с Киликией в области металлургии и кораблестроения Киликия стала часто упоминаться в греческих мифах. Греческие колонии на киликийском побережье появились позже. Киликийцы еще во времена эллинизма говорили на жаргоне, постоянно служившем предметом насмешек для греков. " (http://forum.gardarike.org/viewtopic.php?f=35&t=96 )

"А купцы поморян, ободритов
И суровых руян из Арконы[12]
Посещают далекие страны,
Ходят в Рум[13], Киликию[14], Тавриду[15],
Шемаханское царство и к индам.
Но не только купеческим флотом
Славны Шецен, Венета, Аркона,
Много лодей военных у венов,
Крепких лодей, крутых, быстровеслых." (http://slavkrug.org/forum/thread1.html )

"Заимствования в неславянские языки:
Румынский: cneaz (из славянского языка)
Венгерский: kenéz (из славянского языка)
Чувашский: князь (из славянского языка)
Осетинский: князь (из славянского языка)
Татарский: kenäz (из славянского языка)
Саамский: gonagas или konagas (видимо, заимствовано из скандинавских языков)
Литовский: kunigas 'священник' (возможно, непосредственно из германских, тогда значение под польским влиянием); kunigaikštis 'князь', kunigaikštienė 'княгиня', kunigaikštytė 'княжна'
Латышский: kungs 'господин' (то же)" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 0%B7%D1%8C )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Mahmut » 06 янв 2014, 02:36

Для слова "князь" не такое уж и большое поле слов, связанных с ним пол смыслу: "кон" (закон)
По фонетике не подходит. В "кънязь" - редуцированный "Ъ" (в архетипе краткое "у"), а в "кон, закон" - "о" полного образования.
Следовательно, и греческое "gеnos" (род) и "kon" (родовитый человек) являются выражениями одной сущности, той, которая шла именно с Ближнего Востока
фтопку
Слово конунг происходит от kon — родовитый человек, родич, и означает сын знатного или потомок богов
неверно: сканд. konungR происходит от др.-герм. *kuningaz, которое букв. значит "родвич", "принадлежащий роду", думают, что "принадлежащий знатному роду" типа "родовитый", про "потомок богов" - тоже домысел...
Аватара пользователя
Mahmut
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 955
Зарегистрирован: 04 дек 2010, 18:04

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 06 янв 2014, 20:32

Л.Н. Толстой почему то склонялся к "е" вместо "о" в слове "князь" (между буквами "к" и "н") в своем дневнике. Предпочитал татарский вариант kenaz или нам неизвестны причины татарского kenaz (то же, венгерского kenez, которое относилось только к князьям-Ruthenians в Трансильвании 13-15 века)? А ведь и татары и венгры заимствовали слово "князь"из славянских языков.
Власть князя имела религиозную основу. Изображения Рюриковичей сопровождались нимбом над головой (у Романовых этого не было, хотя в божественности их власти не сомневались). По запискам ростовского крестьянина Артынова роды ростовских и новгородских князей по тем, источникам, с которых он все выписывал, шли от ветхозаветного Ноя. То есть, традиция возведения княжеских ( знатных) родов к библейским существовала, но слово "князь" может свидетельствовать еще о более древней традиции, языческой, замененной библейской.

"Прошение на высочайшее имя, написанное Толстым, нам неизвестно. 60 4P"9, перейдти служить в Москву! — С 23 ноября 1849 г. Толстой чис­лился на службе в канцелярии Тульского дворянского депутатского собра­ния. 70 4110. к Е[нязю] С[ергею] Дмитриевичу] — кн. С. Д. Горчакову." (http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode= ... a0&keyno=0 )

"Благородный cnezes и voivodes" (венгерский язык: nemes kenéz, nemes vajda; латынь: nobilis kenezius, nobilis voivoda), были лидеры румын и Ruthenians, который иммигрировал в королевство и обосновался там в ходе 1315-ых столетий. [13] [15] (http://ru.encydia.com/en/%D0%91%D0%BB%D ... 0%B8%D0%B8 )

"Л. Князь у славян (кроме русских), как представитель верховной власти, назывался жупаном (у сербов "великий жупан"), владыкой, воеводой, господарем, чаще всего К. ( b29_473-0.jpg - kunings), в латинских памятниках dux, judex, princeps terrae; впоследствии, по примеру византийских императоров и франконских королей, славянские К. стали называться цесарь или царь, краль. Мы имеем много несомненных известий о существовании княжеской власти у всех славянских племен в древнейший период их истории, но о происхождении, объеме и значении этой власти нельзя сказать ничего определенного. Можно лишь предположить, на основании этимологии слова "жупан" и позднейшего характера княжеской власти, что она произошла из власти родового старейшины. Первоначально, вероятно, княжеская власть была религиозной: К. был представителем своего племени перед божеством (ср. известия Козьмы Пражского о Кроке, Гельмольда - о Бодричах; у поляков на религиозный характер княжеской власти указывает сходство слов ksiądz и ksiąže).C религиозным авторитетом К. соединена и судебная его власть (ср. Любуша, Крок у Козьмы Пражского, предания Гельмольда о Ваграх, Галла о Болеславе; у хорватов и других южных славян К. называется judices). К. был также и военачальником (dux, воевода). Кроме этих трех основных элементов древней княжеской власти, ей принадлежало право представительства во внешних сношениях племени, участие в управлении." (http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.ph ... 0%B7%D1%8C )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Mahmut » 07 янв 2014, 02:02

Л.Н. Толстой почему то склонялся к "е" вместо "о" в слове "князь"
ну и что? Он разве лингвист?
остальные процитированные разглагольствования также не имеют никакого значения.
Аватара пользователя
Mahmut
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 955
Зарегистрирован: 04 дек 2010, 18:04

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Gurga » 05 фев 2014, 21:57

Арсений писал(а):Можно лишь предположить, на основании этимологии слова "жупан" и позднейшего характера княжеской власти, что она произошла из власти родового старейшины. Первоначально


Не надо забывать про Аварский Каганат; возможно "жупан" - это титул "джубе" (???)
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение bergu » 06 фев 2014, 20:46

Жупан это заимствованное слово у долматов. Хорваты очень много взяли у Иллирийцев.
Хорваты это одно из племен антского союза.
bergu
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 00:25

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 07 фев 2014, 13:10

Насчет термина "жупан" есть и другие ориентиры: по арабским источникам это "супанчен", а во времена Иоанна Комнина, возможно, "бан". Славяне не стали иллирийцами, и, следовательно, не славяне Европы позаимствовали термин "жупан" у далматинцев, а наоборот.

"Это же структурное деление общества мы вправе предполагать и у восточных славян. Арабский путешественник Ибн Руста, чье сочинение датируется 903—923 годами, пишет с русах на Волге: «Вооружение их состоит из дротиков, щитое и копий; другого оружия не имеют. Глава их зовется супанчен». Современный исследователь М. А. Серяков совершенно верно усматривает в этих «супанчен» жупанов. «Ему они повинуются, и от приказаний его не отступают. Жилище егс находится в середине земли славян. Помянутое выше лицо, которого титулуют они «главою глав» (великий князь), зовется у них Святополк (Свет Малик?). Это лицо стоит выше супанчена, который считается лишь его наместником».( http://www.e-reading.by/bookreader.php/ ... _Rusi.html ).

«Тогда как царь уже готов был выступить оттуда, прибыл один убежавший из Пэонии военнопленный римлянин с известием о скором нашествии короля. Услышав об этом, царь уже не в состоянии был сдерживать себя из опасения, как бы не показалось, будто войско гуннов, предупредив его, нападает на бегущих римлян. Поэтому, выстроив свою армию, он двинулся назад. Оказалось, однако же, что самого короля еще не было; извещали только, что недалеко находится первый его сановник Белосис (которого по сану гунны называют баном)3 , и царь поспеш-{127}но пошел на него, а когда уже стемнело, сошел с лошади и уснул на щите, прислонив его к собственному вооружению и приказав всему войску сделать то же самое.

3 Достоинство бана, от которого, очевидно, произошло малороссийское "пан", имело политическое значение у венгров и сербов и должно было соответствовать скифскому филарху или топарху. Этим достоинством украшен был Бела, или, как у Киннама, Белосис, внук короля Гейзы, брат сербского князя Ура, на дочери которого Елене женат был король Бела, по прозванию Слепой. Ioannes Thworoczius. с. 65. « (http://readr.ru/ioann-kinnam-kratkoe-ob ... 0%BE%D0%BA )

"Перефразируя Б. Уорд-Перкинса, можно сказать, что проблема заключается не в том, почему славяне не стали «иллирийцами» («далматинцами», «паннонцами»), ибо такого не произошло нигде в Европе в эпоху постантичных миграций, где миграции почти всегда заканчивались созданием гибридных идентичностей между пришельцами и автохтонным населением, исключая Британию. Вопрос на самом деле заключается в том, почему этот процесс создания идентичностей был таким односторонним, благоприятствуя славянам и восприятию их идентичности?25"
Институт бана в Хорватии и жупанов, которые появляются среди славян, — хороший пример культурно-политических аварских влияний и аккультурации81 . Свидетельства о жупанах как институте, по меньшей мере, спорадичны. Очевидно, они связаны с появлением славян, причем видна эволюция этого института от военных вождей до провинциальной администрации82." ( http://cyberleninka.ru/article/n/stanov ... tichnogo-i )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Gurga » 07 фев 2014, 23:56

Надписи на древних сосудах, найденных в Приуралье
Азгар МУХАМАДИЕВ

Выдержки из статьи “ТУРАНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ”, опубликованной в книге “Проблемы лингвоэтноистории татарского народа” (Казань, 1995. с.36-83).

...судя по особенностям графики и оформления слов, не говоря уже о наличии в надписи имени царя Диккиза - сына правителя государства "Скифии и Германии" Аттилы, надпись относится к языку западных гуннов.
Первое слово - титул "король" в отличие от легенд туранских монет, где оно начеканено в форме кингу, в надписи чаши выгравировано как кинк - с буквой к в конце, а слово в целом оканчивается на согласный г, который является показателем формы винительного падежа, т.е. слово переводится как 'короля'.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 08 фев 2014, 20:38

Судя по тому, что иранцы и туранцы до прихода в Среднюю Азию тюрок-тугю в 5 веке н.э. были ираноязычны (см. "Краткую историю Ирана" http://russian.irib.ir/knizhnaya-polka/ ... %D0%B0-pdf ), туранская письменность была также ираноязычной. Надписи на сосудах Приуралья могут относиться ко временам после 5 века н.э., когда народы Турана стали переходить на тюркский язык. К настоящему времени только таджики сохранили ираноязычность и еще могут претендовать на звание туранцев. Остальные же в большинстве своем только сохраняют в себе около 30% туранства и, скорее всего, могут относить себя к тюркским, а не туранским народам. Прежде всего, надо определиться, какую территорию могли гунны занимать в пределах иранского Турана.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Gurga » 08 фев 2014, 22:39

Арсений писал(а):Судя по тому, что иранцы и туранцы до прихода в Среднюю Азию тюрок-тугю в 5 веке н.э. были ираноязычны... Прежде всего, надо определиться, какую территорию могли гунны занимать в пределах иранского Турана.


Меня смутил перевод слова "кинг" - король.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 09 фев 2014, 00:05

Для слова "кинг" есть несколько аналогий из разных эпох (и разных мест), но если разобраться, то с одинаковым содержанием. Один пример это Шаррукин (Саргон), а другой- это Шарукан из "Слова о полку Игореве". В оригинале Шаррукин означает "законный (кин) царь ". Известно, что Саргон вначале был прислугой в городе Киш, где одним из главных был бог Зебаба ( бог-воин). Название бога Зебаба отнесено к словам прототигридского (бананового за повторы слогов в словах) языка. Этот бог до сих пор почитаем курдами-индоевропейцами. Слово же Шарукан из тюркского языка расшифровать сложно. Возможно, у слов Шаррукин и Шарукан одни и те же индоевропейские корни, так как среди половцев находились несколько племен печенегов, а их и можно рассматривать как потомков ираноязычных кангюев, властвовавших в Средней Азии со 2 века до н.э. по 4 вен н.э.

"Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало «законный царь»." (http://www.istorya.ru/strany/shumakkad.php )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Gurga » 09 фев 2014, 10:27

Арсений писал(а): Слово же Шарукан из тюркского языка расшифровать сложно.


Шарукан - "дракон". Прицак считает, что термин древнетюкский.
ШАРКАН - сильный ветер, буря (укр.). Связано с укр. шаркан, чеш. sarkan, венг. sarkany - "змей", "дракон". Из половецкого имени Шарукань, Шарокань, Шаракан и производного от него названия кочевнического гор. Шарукань. Отзвуки этого имени сохранились в названии гор. Змиев в Харьковской обл. [Добродомов. ВЯ, 1974, 4].
Шарка у чехов - дракон
Шарка на словенском языке означает дракон,
Шарка на сербском - ядовитая змея.
Шаркань на венгерском означает дракон.

О.А.Мудрак, дфн
РАЗВИТИЕ ПРАТЮРКСКОЙ СИСТЕМЫ ФОНЕМ
дун.-булг. > серб. шаран , болг. шаран 'карп, лещ', булг. > венг. sarkany [rkn]
'дракон', др.-рус. шароукань личное имя, рус. жерех 'вид рыбы', огуз. *szan 'сазан' и
тур. sazɣan 'дракон' < чагат., уйг. saza 'сазан, червь', кыпч. *sazan 'сазан' < пратюрк.
*sir~ɣan 'сазан, рыба-змей, червь' ( монг. *sirge > калм. rgə 'ерш', *siruga > халх.
"ar(a)ga > шор. araɣan 'сазан', тунг.-маньч. *sarga-, *saruk-ki 'окунь, хариус, сиг');

"Шаруккин" 2300 до н.э - слишком большая временная разница.
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Арсений » 11 фев 2014, 20:21

По свидетельству С.У. Ремезова татары выводят (в его время) предков своих из Вавилона. Но на это есть критическое замечание историков, что для вавилонской прародины слишком коротка родословная ханов (не помнят предков ранее 2 века до н.э.). Однако, есть одно слово как у славян, так и у татар, но с разным значением-"баба". У славян это бабушка, а у татар -дедушка, но смысл один, так как это предки через поколение. Общий у многих народов и праздник Нового года, но с разными названиями: Ноуруз, Сабантуй, Акатуй (даже Сатурналии). Все они восходят к празднику шумеров Акиту , описанном аккадцами (его и сегодня празднуют ассирийцы). Так что общее все-таки есть не смотря на годы и расстояния. Как это все распространялось анализировать надо "от начала", пытаясь разрешить, к примеру, "недетскую" проблему: почему так получилось, что при одинаковом изначальном смысле слово "баба" имеет разные значения у народов? Простого совпадения (созвучия) для объяснения, мне кажется, тут недостаточно. Относительно слов Шаррукин и Шарукен, то тут тоже, возможно, не просто звуковое сходство.
Что касается берестяных грамот, то графика псковских берестяных грамот больше похожа на азбуку мальчика Онфима. В пояснении к берестяной грамоте №6 (http://lrc-lib.ru/_gramoty/prorisi/bbpsk6.gif ) написано, что псковитяне , возможно, переняли грамоту в крупном торговом центре (Новгороде). Однако этим центром мог быть и торговый центр к западу от Пскова. По крайней мере, о западных истоках древненогородского диалекта пишет А.А. Зализняк. Оттуда, наверно, и особенности графики (горизонтальные черточки под- и над буквами, форма буквы "а" и т.д.)

"Грамота, по-видимому, пришла в Псков из какого-то места, где происходила торговля с западными купцами. Таким местом мог быть, в частности, Новгород." (http://gramoty.ru/dnd/v39.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение Лемурий » 11 фев 2014, 21:10

Как это все распространялось анализировать надо "от начала", пытаясь разрешить, к примеру, "недетскую" проблему: почему так получилось, что при одинаковом изначальном смысле слово "баба" имеет разные значения у народов?

Да уж, "баба" она у всех называлась по-разному: где Намму, где Иштар, где Кибела, где Аллат, где Исида, где Хатор, где Деметра, где Миноха, а где и Мать-Сыра Земля. Встретите её в виде полногрудой статуэтки и среди находок в Чатал-Гуюке 6-8 тыс. до н.э.
Половцы своих каменных "половецких баб" использовали как надгробия. Тур. бабА, бабАй (отец, дед), ударение на второй слог. Изначально это были антропоидные изваяния с оружием: мечом, колчаном, чашей, рогом. Позже половцы их стали делать полногрудыми, отсюда и ассоциация с первым абзацом.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Древнерусские берестяные грамоты.

Сообщение bergu » 30 окт 2014, 17:56

Слово книга не произошла от слова кнети-знать Кнети это германизм. Если нет славянских
археологических культур до 8 века, значит не было и славянского языка.
Как еще проще можно это объянисть. И как такое возможно иметь прото-славянский язык без привязки к археологическим культурам?
Слово книга вошло в обиход с появлением китайских переписчиков на руси. Переписывали дымы для сбора дани. В кирайском книга это kΏüеn.
Впервые слово книга появляется на Руси из рукописи монахов с 1263 года. Первое монгольское нашествие на Русь в 1237—1242 годах, когда они имели с собой китайских счетоводов.
bergu
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 304
Зарегистрирован: 29 авг 2013, 00:25

Пред.След.

Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22

cron