Имеющиеся этимологии древнеперсидского слова «парса» предлагают различные значения : окраина и богатырь. Это означает отсутствие общепринятого значения. З. Я. Рагозина в книге «История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы.» привела имя земли и народа как Барсуа или Парсуа и выводит его не из мест Аркаима, а от Атропатены-места, близкого к Эльбрусу и Чатал-Гуюку. Мифологические образы , связанные с барсом (или леопардом) издавна идут из этого района. Кстати, новое место размещения персов охарактеризовано, как весьма плодоносное (рай на земле).
«До завоевания этой территории арабами в 7 веке называлась Парс (от древнеперсидского слова «парса» — окраина), или Персида (откуда и пошло название народа). Уже позднее была переименовала в Фарс, вследствие того что в арабском языке отсутствует буква п» (
http://megabook.ru/article/%D0%A4%D0%B0 ... 1%82%D1%8C)
«Весьма заманчивым кажется объяснение, выдвинутое И. М. Дьяконовым. Он полагает, что в Парса, Парсуа и Парсава (Parbava, Parsava) представлены три формы древнеиран. parsava «ребро, бок, край», восходящего к индоевр. perk- «ребро, грудь», откуда и авест. prsu {рэгэьи-) «бок», осет. fars «сторона, край». Все три области находились на окраинах Мидии: на южной — Парса (Персида), на восточной — Парсава (Парфия), на западной — Парсуа; их названия означают примерно одно и то же — «край, окраина, украйна», и нет необходимости предполагать, что слово «Парса» было перенесено персами с севера на юг81. Весьма вероятно, что наименования персов и парфян представляют диалектные варианты одной и той же формы (Ь и 5) и что мы имеем дело с первоначальным обозначением одного народа, поскольку parsua ассирийских источников может являться передачей Иран. parsava. Дальнейшие выкладки приводят к заключению, что древнеперсидское название области Парса — Parsa — в действительности является ми-дийским словом и что собственно древнеперсидская форма должна была звучать РйгЪа, тогда как Парфия, которая по-мидий-ски (и по-парфянски) должна была именоваться Parsava, носила название Parbava, представляющее древнеперсидскую форму. Эти выводы весьма остроумны, однако они переоценивают роль мидийского обозначения области или народа и семантического развития «ребро, сторона, окраина, пограничная местность». Кажется более вероятным, что «Парса» было этническим именем, названием ираноязычного народа, который продвинулся на территорию, провинции Фарс и дал ей свое имя, причем какая-то часть этого народа дошла до границ Месопотамии, а часть осталась в Восточном Иране. Если принять эту гипотезу, то становится понятным не только замечание ал-Бируни относительно тесного родства хорезмийцев и персов, но и наличие древнеперсидско-согдийских изоглосс, о которых упоминалось выше. Эта гипотеза может помочь найти объяснение и для таких этнических наименований, как пактии Геродота и пасиа-ны — кочевники, вторгшиеся во II в. до н. э. в Бактрию с севера. Название пасианы (Pasiani античных источников) уже было отождествлено с Parsa, «персами».(
http://industrytravel.ucoz.ru/board/24-64-1 )
«Название происходит от древнеиранского племенного названия parsu- (мн.ч. parsava), pārsa-, примерно соответствующему значению «богатыри», развившемуся позднее также в этноним «персов». После арабского завоевания Персии в 633—656 и распространения ислама и арабского языка область Парс была переименована в «Фарс». Это связано с тем, что в арабском отсутствует звук п.» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0 ... 0%B0%D0%BD)
«В Авесте самому Богу приписывается следующее заявление: "первою из добрых земель и стран я сотворил землю Аириана-Ваэджа" (или Вэджа, т.е. "родина арийцев"). какою чудною первородина эта представлялась иранцам, можно судить из следующих затем слов: "каждую землю, даже лишенную всякой прелести, я сделал милою и любезною её обитателям. Если бы я не сделал каждую землю любезною её обитателям, то люди со всего света устремились бы в Аириана-Вэджу" (Вендидад, I). Трудно в точности назначить место этой земле, которой непомерная старина придала мифическую туманность; но большинство ученых иранистов все более склоняются к тому мнению, что сами иранцы под именем Аириана-Вэджи представляли себе тот же Адербайджан (Атропатэну), где, по-видимому, родился Зороастр.
Вероятно, никогда наверно не узнается, пришли ли персы с северо-востока, через пустыню, особым своим путем, сами по себе, особо от общего иранского течения, направлявшегося больше на запад, -или же отделились от него уже дойдя до первых высот Адербейджана и Курдистана и, круто повернув к югу, по направленно долин, лежащих между семью грядами Загросской цепи, этим путем дошли до продолжения её, Бахтиарских гор, которые, заворачивая вдоль Персидского залива, высылают, так сказать, понижающееся постепенно отроги навстречу таким же отрогам большой цепи Сулейманских гор. В пользу последнего предположения говорит главным образом то, что, с самых тех пор, как в ассирийских летописях появляется имя мидян (Мадаи, Матаи, Амадаи), т, е. уже при Салманассаре II, оно почти неизменно сопровождается другим именем, или же это другое имя встречается в тех же надписях; это - имя земли и народа Барсуа или Парсуа, И место им определено почти с полной уверенностью как раз за землями Урарту (Армения), где-нибудь в Адербейджане. Нет ничего невероятного в том, что эти "Парсуа" сначала заняли Загросские высоты вместе с мидянами, потом отделились от них и основали свое особое и отчасти независимое княжество подальше на юге. Они во всяком случае, также как и мидяне, называли себя арийцами,.
По своим почвенным и климатическим условиям Персия (в тесном смысле) должна была взрастить племя высокого нравственного и физического достоинства. Вопреки почти тропической широте, возвышенный уровень земли наделяет ее умеренными полосами, как это видно из одного перечня местной растительности, включающего, рядом с чинаром, кипарисом, миртом, смоковницей, финиковой пальмой, апельсинами, лимонами и гранатами, деревья и плоды, свойственные гораздо более северным странам, как-то: тополь, иву, акацию, даже можжевельник, яблони, груши, сливы, ореховое дерево и всякие ягоды. Персики разных сортов первоначально привезены в наши края из страны, имя которой этот плод носит на нескольких языках. В долинах прекрасно растут разные хлеба и овощи: пшеница, ячмень, просо, бобы и пр. и пр.» (
http://simposium.ru/ru/node/10495 )
"Для понимания оснований предложенной этимологии необходимо принять во внимание следующие обстоятельства: во-первых то, что такие хищные звери как барс, леопард и пантера в научной литературе часто выступают как тождественные понятия; во-вторых, мифологический образ леопарда (барса) появляется уже в неолитических культурах Чатал-Хюка (7- 6-ое тыс. до н.э.) и Хаджилара (8-7-ое тыс. до н.э.) в Малой Азии, где он выступает в качестве женского божества плодородия. На фресках и скульптурах Чатал-Хюка избражаются также люди в шкурах, похожих на леопардовые, в частности, во время ритуального танца. Культовая значимость леопарда прослеживается в более поздних археологических памятниках Малой Азии (период Трои 11) и смежных областей, в частности в культуре Халифа, а также в хаттских и хеттских ритуалах 2-го тыс. до н.э., где леопард выступает как женский символ плодородия. Леопард и лев - два зооморфных символа древнехеттского царя. В хеттских текстах описаны люди, которые «пляшут подобно леопрадам».
И если же принять во внимание этимологию наименования высочайшего массива Большого Кавказа - «Эльбрус» (5642 м), которое состоит из двух морфологических элементов: эль- (евр.) обычно переводимого как «бог», означающего «могущественный», «наивысший»;3 и -брус – вероятно, фонетический дериват термина «барс», то в целом этот загадочный термин положительно может быть осмыслен как «божественный (могущественный) барс» (
http://www.proza.ru/2013/12/17/1545 )