Вот как объясняют наличие полумесяца сами православные. Крест в круге древний символ и означает "воскресение, возрождение". Поэтому и крестят, давая надежду на будущее возрождение (души). На купольных крестах церквей можно увидеть и круг, и полумесяц вместе. Крест в круге есть на одеяниях некоторых святителей.
"Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году. Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа." (
http://biblia.org.ua/help/cross.html )
Знак замкнутого креста с четвероконечными крестиками по сторонам, выходящими за пределы круга, был еще у древних славян под названием Кресень-коло. Именно Крест в круге на заре православия на Руси был рельефно начертан над вратами первых белокаменных храмов: церкви Покрова на Нерли в Боголюбове, церквах Спаса Преображения на Илъине и Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде. Тому, кто хоть немного знаком с древнерусским языком, прочесть этот символ не составит труда. Коло означает круг. Но еще больший интерес представляет собой древнерусское слово крес» («кресить»), что буквально означает «оживание» («оживлять»). Поговорка «Не бывать ему на кресу» (не ожить, не набраться сил) и выражение «кресный пот», то есть критический, разрешающий болезнь, говорят сами за себя. В слове «Воскресение» находим тот же корень. фасадные Кресты в круге и тем более надглавные Кресты такого рода весьма редкое явление. Вероятность обнаружить их тем вернее, чем древнее храм. Эти пришельцы из глубины веков раскрывают нам вселенское значение миссии Спасителя и приближают к пониманию структуры мира и небесной иерархии." (
http://russkiysobor.com/krest18.htm )
"Изначальный графический символ, в генезисе своем отразивший меняющееся религиозное понимание древними земледельцами, а затем и индоевропейцами, отношений между божеством земли (крест) и божеством неба (круг).
Возникавшая в глубинах тысячелетий и культур семантическая связь «бессмертие – душа – птица – крест» выкристаллизовала языческое понимание этого символа как «бессмертное солнце», а в христианском толковании – «Бог, бессмертный светоч небесный». Этим объясняется устойчивость иконографии многих Отцов церкви и святых, русских святителей, одеяния которых украшены правильными рядами этих символов." (
http://mygallary.at.ua/news/krest_vpisa ... -08-19-169 )