Специально здесь, отдельно от всякого фэнтэзи, предлагаю вести беседы о номадах.
Что спровоцировало создание ветки? Предположение, что половцы не были номадами на основании наличия у них постоянных зимовок. Это сразу вскрывает очень крупную проблему - многие люди не представлют себе систему землепользования в кочевом обществе.
Если брать кочевое общество, то вопрос о земле здесь ключевой, как и в любом другом доиндустриальном обществе. Землепользование в данном случае специфично потому, что обработка земли, сенокошение и размещение на этой земле стационарных поселений не являются целью использования земельных ресурсов.
Схематично представляется следующая структура:
1 ) Племя имеет землю и скот. Все вместе это называется улус. Тонкость понятия в том, что основу его сотавляют люди и скот, а не наличные земельные ресурсы.
2) Землей распоряжается глава племени в случае, если племя уже перешло к феодальным отношениям, иначе вся земля является коллективной собственностью.
3) В условиях феодализма при наличии индивидуальной семьи (аил) каждая семья получает от главы племени (нойона) свой надел для перекочевок в течение года (нутуг).
4) Перекочевки идут в строгой последовательности в зависимости от времени года. Внутри нутуга есть деление на зимние и летние участки в зависимости о наличия топлива, воды, травы, защищенности от ветра и т.д.
5) Споры из-за нутуга имеют место, если не предписаны точные ориентиры, или же внезапно в составе племени появляется новая группа населения (напрмер, присоединившиеся союзники, беженцы и т.д.).
6) Цель землепользования при кочевом хозяйстве - получение прибавочного продукта в виде скота.
Таким образом, кочевой общество ведет достаточно уравнвешенное хозяйство - участки для кочевок и маршруты перекочевок определены, их соблюдение - основная задача формирующегося государственного аппарата. Однако идеальных схем не бывает - природные и политические условия заставляют кочевые народы сталкиваться между собой из-за пастбищ. Кроме того, наличие в досягаемой близости оседлых народов с несколько более развитым видом производящего хозяйства - земледелием (главное отличие оседлого земледелия от кочевого скотоводства в доиндустриальном обществе - способность накапливать и сохранять в течение длительного времени прибавочный продукт в виде продуктов питания), постоянно провоцирует кочевников совершать набеги за добычей. В чистом виде номадизм - достаточно бедная и тяжелая жизнь. Возможность ограбления змледельческих обществ дает возможность эту жизнь облегчить во всех отношениях - получить не только предметы роскоши или рабов (их роль в кочевом обществе невелика), но и элементарные продукты питания и ремесленные изделия, необходимые в быту (собственное ремесленное производство у кочевником существует, но оно не сравнимо по масштабам с ремесленным производством доиндустриальных обществ).
По всем этим параметрам половцы - обычные кочевники. И даже наличие какого-либо постоянно локализуемого в одном и том же месте центра (например, Лунчэн в державе Сюнну, Илийская ставка джунгарского хунтайджи или Урга в Халха-Монголии) не делают кочевое общество оседлым. Соответственно, отношения русских с половцами - классические отношения оседлых и кочевых народов.