Образ андрогина – двуполого создания - означает первородное единство, первоначальную целостность материнской и отцовской сфер в божественно-автономном совершенстве.
Пантеоны всех древних народов включают двуполых божеств, порождающих себеподобных богов. Египетский Геб (бог земли) и Нут (богиня неба) - первоначально единое целое, - были разделенный богом воздуха Шу (свет, пустота).
Осирис - бог производительных сил природы и царь загробного мира в самых древних мифах породил себя сам. Его священными животными считались бык, символ порождающей силы, и заяц, которого египтяне наделяли андрогинными свойствами. Явным андрогином был другой египетский бог плодородия, покровитель мертвых Сокарис.
Исида, ставшая сестрой-женой Осириса на второй стадии мифографии, изначально выполняла многие функции самопорожденного бога. Она самостоятельно родила сына Гора, что говорит об ее андрогинном признаке.
Стремясь к первородному, божественному единству, египетские фараоны женились на своих сестрах, подобно своим богам. Такие пары: брат-сестра, муж-жена, воспринимались в значении "андрогин".
Многие древние боги, сохраняли свое хтоническое, андрогинное свойство вплоть до начала новой эры. Так, со времени матриархата египетская богиня ночи Нейт носила эпитет "отец всех отцов, мать всех матерей", а верховный бог Олимпа прославлялся в орфическом гимне, как "Зевс - мужчина, Зевс - бессмертная женщина..."
Встречается разделение андрогинного мифологического образа на мужской и женский при сохранении одного имени: Агни - Агнайи, Янус- Яна, Главк - Главка, Либер- Либера.
Двуполые образы, как символы соединения противоположностей, мужского и женского начал почитаются до сих пор. Например, в Индии – Шива - Шакти. У народов южной части Тихого океана, андрогинность представлена в виде вертикально соединенных мужского и женского тел или в виде мужчины с женскими грудями.
В образном мире запада можно встретить богов в женских одеждах или богинь и женских святых с бородами.
Платон в диалоге "Пир" от имени Аристофана повествует: "Когда-то наша природа была не такой как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще и третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих: сам он исчез, и от него сохранилось только имя ставшее бранным - андрогины, из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова у этих двух лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две. Передвигался такой человек либо, прямо во весь рост, - так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях... Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов..."
Боги стали совещаться, что делать с андрогинами, и Зевс предложил рассечь их пополам, чтобы ослабить.)
"... он (Зевс) стал разрезать людей пополам, как, разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском... И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь... И так каждый из нас - это половинка рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет соответствующую ему половину".
Представления древних греков о двуполой (гермафродитической) природе человеческого существа в эмбриональном состоянии и андрогинные представление о жизни вообще, способствовало появлению культов двуполых божеств и разнообразных обрядов, связанных с ними.
В Амафунте на Кипре почиталось мужеженское божество. В этом культе раз в год избранный юноша должен был подражать роженице и ее родовым мукам. Обряд совершался в честь Ариадны, которая высадилась вместе с Тесеем на Кипре и умерла на острове при родах, так и не разрешившись от бремени, о чем свидетельствовал историк Пеон (Плутарх, «Тесей», 20; Гесхий, s.v Αφρόδιτος), который так же упоминает гермафродитического бога Афродита. Согласно Макробию («Сатурналии», iii 8,2) скульптор запечатлел его с бородой и, женскими формами и в женском платье, но с мужскими половыми органами. Мужчины приносили ему жертвы в женском платье, а женщины – в мужском.
Герметики различали Гермафродита и Андрогина. Разница заключается в том, что первый изначально представляет собой единое целое, которое разделяется на две половины (андрогины Платона), второй – это объединение двух противоположных начал.
Образ Гермафродита, чье имя уже само говорит о двойственности, представляет собой идею интеграции в Едином противоположностей.
Согласно самому подробному рассказу Овидия (Метаморфозы, iv 285) Гермафродит рос очень красивым юношей и в 15 лет зажег любовь в Салмакис, нимфе одноименного источника в Карии. Во время купания нимфа насильно увлекла его под воду, и ему пришлось вступить с ней в связь. По просьбе нимфы, желавшей никогда не разлучаться со своим любовником, боги соединили их в одно двуполое существо. По желанию Гермафродита, Гермес и Афродита наделили источник волшебным свойством: омывшись в котором мужчина выходил на берег как semivir (полу-муж, полу-женщина), превращаясь в женоподобное существо.
В других рассказах нет существенных расхождений с Овидием. (Hyginus, Fabulat, 271; Martal.,vi 68, 9 x, 4, 6 xiv, 174: masculus intravit fonts, emersit utrumgue pars est una patris, cetera matris habet. Ausonus, Epigramma, 76, 11; Status, Silvae, I, 5, 21; Diodorus Siculus, iv 6 Anthol. Pal., ii 101)
Уместно вспомнить о родителях Гермофродита.
Роль матери отведена Афродите, одному из древнейших божеств любви малоазиатского происхождения. В самой Греции она относится ко второму поколению богов, то есть приходится Зевсу теткой. Родилась она не просто из пены, а из пены, оплодотворенной кровью Урана, которого оскопил сын Кронос (греки придерживались в описаниях физиологической точности). Афродита считалась совершенным воплощением женственности.
Гермес же почитался на Востоке, как фаллическое божество, т. е. символизировал мужское начало. Для греков он олицетворял цветущую мужскую красоту, какой она предстает в период преображения юноши в молодого мужчину. О нем, как итифаллическом божестве на каждом шагу напоминали межевые столбы - гермы, колонны Гермеса, увенчанные головой бога и с ярко выраженными половыми признаками. Его изображения нередко находят рядом с изображениями Афродиты.
Гермафродит символизирует соединение мужского и женского начала.
Представления об андрогинном начале жизни в подсознании древних греков и контакт с восточными андрогинными культами, отразился в некоторых культовых обрядах.
В Спарте невеста надевала мужскую одежду. Она встречала суженого в гимантии и сандалиях, с коротко стриженными волосами (Плутарх, «Ликруг», 15). Для увеличения численности населения в Спарте были разрешены браки между имевшими полные гражданские права женщинами и периэками, и так как последние не считались равными по рождению, женщины, перед тем возлечь с такими мужьями надевали накладные бороды.
На острове Кос жених (Плутарх, «Греческие вопросы», 304е) мужья принимали жен, надевая женскую одежду, как жрецы, приносящие жертвы Гераклу, и сам герой (Moralia, 394).
В Аргосе ежегодно справлялся праздник Гибристика (Hybristica), на котором и мужчины, и женщины носили одеяния противоположного пола. По свидетельству Плутарха, праздник был учрежден в честь следующего события. Когда арговитяне были разбиты спартанским царем Клеоменом, и их женщины, под предводительством Телесиллы, взялись за оружие и спасли город (Плутарх, De mulerum virtute, 245e).
При том, что представления об андрогинных божествах возникло в глубокой древности, имя Гермафродита не встречается ни у Гомера, ни у Гесиода, его впервые упоминает Теофраст («Характеры», 16). Из фрагмента явствует, что одно или несколько изображений Гермафродита, поставленных внутри дома, убирались венками в 5 и 7 дни месяца. 4 день был посвящен Гермесу и Афродите и, согласно Проклу (Комм. К Гесиоду, 800), считался особенно благоприятным для любовных наслаждений.
Вероятно, Гермафродит почитался скорее как добрый дух-покровитель дома и частной жизни, чем объект официального культа. Поэтому ничего неизвестно об особых святилищах и храмах. Единственное упоминание о таком сооружении засвидетельствовано только для аттического дема Алопеки (Алкифрон, «Письма, iii, 37).
Однако в пластическом и изобразительном искусстве образу Гермафродита уделено большое внимание. С 4 в. до н.э. комнаты в частных домах, гиманасиях и банях украшались его статуями и изображениями (Anthol. Pal., ix 783; Martal., xiv, 174).
Особенно прекрасны многочисленные спящие Гермафродиты. Этот тип был особенно популярен, как показывают многочисленные реплики. Самый известный находиться в Галерее Уффици во Флоренции и на Вилле Боргезе в Риме, другие - в римском музее Терм, в Лувре, в петербургском Эрмитаже.
Культовые изображения Гермафродита редки. Известно, что одно из них было отлито в Риме Поликлом Старшим (Плиний, Hist., Nat., xxxiv, 80); его копия хранится в Берлинском Музее (No. 192).
В Риме и Афинах можно встретить рельефы с плясунами-гермафродитами. В Помпеях найдено много фресок со сценами, в которых участвует Гермафродит.
Другим андрогинным божеством являлся Левкипп (Антоний Либерал, 17), в честь которого в критском Фесте отмечался праздник Аподисии (Apodysia – праздник раздевания). Первоначально Левкипп был девушкой, которую в ответ на мольбу ее матери Лето превратила в юношу. Как свидетельствует Антоний Либерал, в Фесте приносились жертвы Лето Фитии (создательнице), т.к. она сотворила для девушки мужские гениталии, и что в преддверии первой брачной ночи невест укладывали на ложе рядом с деревянной статуей Левкиппа, который имел женское тело и платье, но мужские половые органы. Возможно, название праздника произошло от обычая раздевать деревянную статую, с которой девушка проводила ночь как с супругом.
Подобные обычай нашел отражение в комедии Менандра «Андрогин, или Критяне». Из сохранившихся фрагментов следует, что комедия содержала гермафродитические сцены, и в одной из них известную роль играет купающаяся невеста (CAF. iii, pp. 18, 19 frag. 57). Цецилий Стаций так же написал комедию «Андрогин» (Ribbeck Com. Rom frag. 37).
Андрогинное представление о жизни было укоренено в подсознании древних греков (Плутарх, An seni; 875e Non posse suaviter vivi secundum Epicurum, 1097e).
Предлагаю рассмотреть в рамках темы миф о Тесее.
- Тесей был андрогином. И, в частности, благодаря своей андрогинной (божественной) природе, был зачислен древними греками в пантеон героев.
- Андрогей, сын Миноса, тоже был андрогином. Поэтому за его убийство Крит востребовал с афинян всемеро больше – 7 самых прекрасных юношей и 7 самых красивых девушек ( как половинок целого).
- Афины, будучи данником Крита, каждые 9 лет отправляли 7 пар молодых людей или 7 андрогинов.