Параллельно переписываюсь с одним архитектором, который тоже посещал Юрьев-Польский и "дланями и очами" этот стиль изучал. Вот его замечание:
Колонны в Юрьеве-Польском типично романские с "когтем". Сравните: нижние колонны из собора в Регенсбурге.
Лемурий писал(а):Так ссылки нажимать надо, там вся информация, да ещё и с картинками.
"Раньше 1100"-то зачем? Первые древнерусские храмы со "звериным стилем" появились не ранее второй половины XII века стараниями Андрея Боголюбского.
Serg писал(а):Зачем перенимать этот зверобесовский стиль у кого-то? Он был в незапамятные времена уже у кельтов и германцев. И у славян был. Просто славяне не строили каменных языческих храмов, а деревянная резьба недолговечна. Что конкретную работу выполнили западные мастера, дав пример местным, — ничему не противоречит. Истоки же стиля можно тянуть откуда угодно: хоть от скифов, хоть от Чатал-Чююка…
http://rusarch.ru/shevchenko1.htm
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР – ПРИЕМНИК ДОХРИСТИАНСКОГО СВЯТИЛИЩА
При археологических исследованиях Н.Е.Макаренко в 1923 г42 выяснено, что древний пол собора лежит на уровне 0,9 – 0,98 - 1,15 м. ниже современного, но на 1 – 1,5 м (и более) выше древней дневной поверхности начала XI в., обнаруженной вокруг собора при раскопках последних десятилетий. Древняя дневная поверхность на месте мощения пола была нивелирована подсыпкой, взятой поблизости и состоящей из древнего культурного слоя, аккумулировавшегося в предшествующее строительству собора время. С этой подсыпкой связана основная масса находок вышлифованных фрагментов колонн и большое количество мраморной изработки. Сколы белого мрамора встречены при раскопках и за пределами соборных стен43. Значит, мраморные столбы колонн обкалывали из блоков и шлифовали здесь, на месте, задолго до возведения стен храма, и не исключено, что для какого-то иного сооружения, предшествовавшего собору.
Принадлежавшие этому сооружению колонны (по нашему мнению, дохристианскому святилищу) могли по распоряжению князя или по его заказу использовать в интерьере Спаса, что вынудило зодчих спланировать собор с рассеченным колоннадами внутренним пространством, но завершить его как крестовокупольное строение для канонического размещения глав: центральный купол, символизирующий Христа, и боковые, олицетворяющие апостолов-евангелистов. Высеченные в дохристианский храм (капище) мраморные столбы, впоследствии увенчали беломраморные капители...
Евгений писал(а):Более того, мой оппонент настаивает, что у русских ничего не было, что приехали европейцы и в готовом виде церкви русским дали, с новой технологией строительства, новыми декоративными архитектурными формами, и смысловым наполнением рельефных украшений стен, что противоречит как вашей точке зрения, так и здравому смыслу.
The seven Sassanian reliefs, whose approximate dates range from 225 to 310 AD, show subjects including investiture scenes and battles. The earliest relief at the site is Elamite, from about 1000 BC. About a kilometre away is Naqsh-e Rajab, with a further four Sassanid rock reliefs, three celebrating kings and one a high priest. Another important Sassanid site is Taq Bostan with several reliefs including two royal investitures and a famous figure of a cataphract or Persian heavy cavalryman, about twice life size, probably representing the king Khosrow Parviz mounted on his favourite horse Shabdiz; the pair continued to be celebrated in later Persian literature.[26] Firuzabad, Fars and Bishapur have groups of Sassanian reliefs, the former including the oldest, a large battle scene, now badly worn.[27] At Barm-e Delak a king offers a flower to his queen.
Sassanian reliefs are concentrated in the first 80 years of the dynasty, though one important set are 6th-century, and at relatively few sites, mostly in the Sassanid heartland. The later ones in particular suggest that they draw on a now-lost tradition of similar reliefs in palaces in stucco. The rock reliefs were probably coated in plaster and painted.[28]
The rock reliefs of the preceding Persian Seleucids and Parthians are generally smaller and more crude, and not all direct royal commissions as the Sassanid ones clearly were.
Medieval Europe
Standing alone in early medieval Europe is the Madara Rider in Bulgaria, cut around 700 above the palace of a ruler of the Bulgars. It shows a rider, about double life-size, spearing a lion, with a ерунда running behind him.[48] Though the medium of rock relief is without parallels anywhere near, this motif, known as the Thracian horseman, had long been common on stelae in the region, and such motifs appear in metalwork,[49] such as the ewer with a mounted warrior and his prisoner in the enigmatic Treasure of Nagyszentmiklós, and are common in Sasanian silver bowls, which may well have been traded as far as the Balkans.
Лемурий писал(а):Евгений писал(а):Более того, мой оппонент настаивает, что у русских ничего не было, что приехали европейцы и в готовом виде церкви русским дали, с новой технологией строительства, новыми декоративными архитектурными формами, и смысловым наполнением рельефных украшений стен, что противоречит как вашей точке зрения, так и здравому смыслу.
Евгений, Вы ещё с кем-то спорите, а мы не знаем? Если имеете ввиду меня, то я такую глупость не говорил и сказать не мог, поскольку самолично видел собор в Переяславле-Залесском чистого древнерусского зодчества, без европейских диковин в виде "звериного стиля".
Лемурий писал(а):Это не скифский, а чисто европейский стиль, завезенный мастерами архитектора Барбароссы:
viewtopic.php?f=3&t=16519#p192211
Лемурий писал(а):И по романскому зооантропоморфному скульптурному декору, и по возведению масштабных куполов мы имеем дело скорее всего с работой архитекторов из Северной Италии. Видимо, прав был О.М. Иоаннисян.
Лемурий писал(а):Сергей Заграевский писал(а):Поэтому на типологию купола, а тем более на второстепенный и спорный факт обстройки храмов галереями в процессе строительства, в решении вопросов истоков ориентироваться нельзя.
У нас есть четкие сведения о приходе в Киев мастеров из Византии, и во Владимир - мастеров Фридриха Барбароссы. Это исторические факты, на них и следует ориентироваться в первую очередь. И, конечно, архитектурная пластика храмов у нас никак не иранская. И не индийская (а ведь иногда даже с теориями индийского влияния сталкиваться приходится).
Спасибо за ответ. Именно на этом и "стою насмерть" в соседней теме о фасадной скульптуре древнерусских соборов.
Сергей Заграевский писал(а):А за что Вы "стоите насмерть"? Если за декор, то лучше бы эту дискуссию прекратить. Пафос моей новой статьи (http://zagraevsky.com/decor.htm) как раз в том, что не надо пытаться определить, откуда наш декор, надо отложить эту тему на неопределенное время - до появления документальных доказательств. Если за наше зодчество в целом, то тут византийское и романское происхождение можно считать вполне подтвержденным - и документально, и стилистически, и конструктивно (я уже приводил ссылку http://zagraevsky.com/classification.htm ).
Лемурий писал(а):Татищев привёл цитату найденной им летописи с местом происхождения этих мастеров:«По снисканию бо его [Андрея Боголюбского] даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель, которые строили и украсили ее паче всех церквей… По оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был. Онаго древняго строения мало осталось, и починка новая весьма отменилась. Церковь же, конечно, должна бы преимуществовать. Но как оная после некаким простым каменщиком перестроивана, то ныне уже никоего знака науки архитектурной в ней не видно. Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был, как ниже явится... Цесарь был Фридерик Барбаросса, по нем его сын Генрик IV (VI – С.З.). Сий же упоминает послов от цесаря и архитекты присланные, чем дружбу сию утверждает». (Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. М.–Л., 1964. С. 244–245 (примечания на часть вторую истории русской [К главе 20 [22]-й, № 483]); С. 253 [к главе 22 [31]-й, № 547]; также см.: Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. М., 1768–СПб, 1784. Кн. 3. С. 127, 487, 500; также см.: Татищев В.Н. История Российская. М., 2005. Т. 2. С. 319, 687, 703. (цит. по вышеприведенной статье С.В. Заграевского)
Не надо было русским "перенимать" французский стиль, достаточно было пригласить известных мастеров по резке камней.
Евгений писал(а):Буквально ваших слов процитировать по поводу того, что именно сделали каменщики заезжие, одной фразой, как это срезюмировал я, сейчас не получится, но, тем не менее, вот ваши собственные сообщения из других тем:
http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=65&t=16288&start=15#p210013
Евгений писал(а):Serg писал(а):Зачем перенимать этот зверобесовский стиль у кого-то? Он был в незапамятные времена уже у кельтов и германцев. И у славян был. Просто славяне не строили каменных языческих храмов, а деревянная резьба недолговечна. Что конкретную работу выполнили западные мастера, дав пример местным, — ничему не противоречит. Истоки же стиля можно тянуть откуда угодно: хоть от скифов, хоть от Чатал-Чююка…
Вы, Serg, как обычно, сказали так, что можно было бы ничего и не говорить.
К тому же, вы немного заблуждаетесь:
1. Славяне использовали камень при строительстве дохристианских святилищ. Вновь процитирую то, что уже цитировал на первой странице:
2. В средневизантийском искусстве можно наблюдать постепенное развитие и распространение каменной резьбы в церквях, а в З. Европе - хоть у кельтов, хоть у германцев, хоть у франков ангулёмских - нет.
Serg писал(а):Как я выше показал, это искусство просто существовало в других местах и на других материалах. С другой стороны, заимствовали все у всех, перекрёстно. Но первыми украшать так христианские храмы могли начать и в Византии. Одно другому не мешает.
Serg писал(а): Но первыми украшать так христианские храмы могли начать и в Византии. Одно другому не мешает.
Евгений писал(а):https://www.academia.edu/7564878/R%C3%A9flexions_sur_l_iconographie_du_s%C3%A9mourve_et_sa_diffusion_dans_l_art_byzantin
Евгений писал(а):Лемурий писал(а):Serg писал(а): Но первыми украшать так христианские храмы могли начать и в Византии. Одно другому не мешает.
Так Византия подобные сюжеты и ваяла, но соборы ими не украшала, иначе бы след остался.
След остался. Выше уже приводилась ссылка на научную работу- "The Carved Decoration of the Middle and Late Byzantine Templa".
https://www.academia.edu/7541010/The_Carved_Decoration_of_the_Middle_and_Late_Byzantine_Templa
Иконоборцы уничтожили значительный пласт изобразительного искусства Византии предыдущих веков. Образы заменялись неизобразительным искусством на растительно-зооморфную тематику, особое распространение получила аниконическая декорация. Так, евангельский цикл во Влахернской церкви был уничтожен и заменён цветами, деревьями и птицами. Современники говорили, что он «превращён в овощной склад и птичник». В Святой Софии роскошные мозаики были заменены простыми крестами. Единственными мозаиками, пережившими период иконоборчества, являются мозаики базилики Святого Димитрия в Салониках.
Лемурий писал(а):P.S. Евгений, не засоряйте интересную тему спорами с модератором, пишите сразу в "Книгу жалоб и предложений".
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10