"Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение radivilow » 14 ноя 2012, 11:45

К Р Ы Ч А Т Ъ Т ѣ Л ѣ Г Ы
Изображение
Товарищи, учёные!
Вы, что сидите, милые?
И тихо рассуждаете, с телегой говоря…
Не вздумайте занервничать, или повысить голоса-
Телега дико взъярится и закрычит визжа.

Ты перестань тачаниться, слэнгморфа допотопная,
На здешнем бездорожии тебя в помине нет…
Рцы Слово Твёрдо, братие – Ферт Херъ нас не минёт.
(в последней строке апокриф с букв Р,С, Т.Укъ - Ферт Херъ –наУка врата света) Это же азбучные истины!

Ни мало того, что она КРЫЧИТЪ, дак она ещё и приговаривает тут же:-«РЦЫ». (Кому-то???) Для меня, потомственного крестьянина, такое (!) за гранью восприятия. С телегой знаком, когда ещё до колёсной чеки доставал только. В наших краях, чтоб телега заговорила, надо было крепко выпить, а чтоб закричала…не знаю, что надо бы ещё выкушать. Другое дело, бывает, телега скрипит или повизгивает, когда ося плохо дегтем мазаны, но на такой несмазанной повозке далеко не уедешь, особенно если груженый – жди, колесо отвалится. Как бы телега ни скрипела, а за версту не услышишь, так-метров за полста. А тут сразу все телеги зашумели, закрычали, заговорили… Где , Вы, столько дураков нашли, которые телег своих не смазывают? А откуда каскадёры? Неготовами дорогами болотными по ночам шастать? До первой колдобины или кочки и всё повылетает. Ну! – Поэты!!!
А вот степнякам КРЫЧАТЬ никто и ничто не помеха, они(птичь =потичи=потцы=птицы) пасут Игоря по доубию (по холмам= рус.«дыба» -верх) свистят в верхотуре(ве)…(с холма на холм перекликаются)=[отсюда -----1 ВЕРЕЩА(=1свист)=1 ВЕРСТА]. Тут и клёкт Чилбука (орла), и лай лисиц (Елдечука), и волки (Бурновичи) выс(то)рожать. Всем(отряженным отрядам) землям: и Поморию и т.д..велятъ послушати:
«…КРЫЧАТЪ ДАЛЁКО В ПОЛУНОЩИ;- "лебеди роспущени (в пух и прах Колобича[литовск. «КАЛБО»-лебедь] распушил Игорь в первом бою) РЦЫ(передайте по цепи)Игорь къ Дону вои ведетъ"

Чук. «ТЭЛЕГ`И» - ДАЛЁКО=ДАЛЕКО→→ДОЛГО[сделано по одной матрице].
Чук. «ТЫЛЕк»-идти, двигаться.(чередование «К» =«Г»закон-озвонч\не озвон)
СПИ - «ДЛЪГ о ночь».= ШЛИ у ночь (ночью шли =в ночи)[точка] ср. след.;
Нем. «ШЛАГ+баум» - бампер на пути\ШЛЯХУ.
Меркнетъ заря-свет. \\\ ЗаПАЛА мгла –поля покрыла…
Обратите внимание, моя трактовка снимает противоречия,(≈ночь меркнет??) Ночь не меркнет, она опускается –падает, а чукотские примеры словоформ показывают , как это(ТЭЛЕГ`И=ДАЛЕКО-ДАЛЕЧЕ) могло звучать в древности. Когда мы ставим такую вилку – то получаем, как бы,≈ доплеровское смещение. Для вдумчивого почитателя, зазубрившего догмы, такая ломка очень трудна – наступает конвульсивный шок – РЕТРОГРАДНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ.(слишком много задач (окон)-бортовой головной комп виснет) Сочувствую…
P/S… и ещё: - насколько важную роль может занимать «ТЕЛЕГА» в княжеском повествовании? Увы! Важность приближается к нулю. А вот вражеский свист на ту беду з боронь (з верин) крики, разрывающие душу на части, беду накликающие, а затем те же гортанные крики врагов- половцев, терзающих родных и близких людей, князю, как самое тягостное воспоминание, врезались- так врезались. Именно в этом месте становится понятна фраза:-«…луце жъ бы потяту быти, неже полонёну быти…»(≈похожее≈ «Живые завидуют мёртвым») Это ли не опорный признак –«Кто кричит?». Не «ТЕЛЕГИ»,уж точно. Такие тупики надо отстреливать раз и навсегда, зачем нам ещё 200 лет- «воз и ныне там»?
«Луце жъ бы потяту быти…» -нужно понимать, что местом и временем рождения этой фразы для Игоря стал момент поражения, а вставил он её в начале повествования имея опыт страданий в седле кощиевом. И, вряд ли, можно посмехаться над ним, не имея такого опыта. Вот, мол, толкал речь, а сам сдался на милость победителю. Не всегда удаётся геройская смерть
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение radivilow » 20 ноя 2012, 13:35

Крычатъ, троскочутъ и щекочутъ.
Тема началась с «крика телег», однако, тут же стали обсуждать все звуки упомянутые в СПИ, их же великое множество. Что или кто кукает, кто куёт, кто кувает, что ми шумитъ? –остаётся неясным. Единственно, можно поддержать Евгения Белякова и Лемурия в их суждениях о лебедях – струнах, мелодичности голоса лебедя-кликуна.
В трубных звуках замирая, вся природа- мать родная,
Лебедей на мокрой ноте за кордоны провожает.
Попробую объяснить некий биологический закон отражения в звуке. Поскольку у меня перебывало собак больше, чем у академика Павлова в его опытах, а собака, как животное близкое человеку, имеет самую развитую интонационную речь. Некоторые собаки поют с хозяевами в тональности и даже пробуют выговаривать слова, что не удивительно. Есть собаки, которые без остановки отражают окружающую действительность. Такие способности проявляются со щенячьего возраста у некоторых особей и лично меня они пугают, напрягают и я предпочитаю молчаливых, деловых, рабочих ездовых собак. На самом деле, могу утверждать, что понимаю язык этих животных, которые до определённого уровня могут служить моделью человека (можно сравнивать поведенческие реакции). В простоте можно сказать следующее: -
Охотничий пёс, например, совершенно по особому лает на белку и соболя, медведя и рябчика –уровень возбуждения разный. Голос собаки отражает и вид и запах объекта и его поведение (в том числе и звуковое). На мышку собака, ни в коем случае, не будет захлёбываться лаем и слюной. А вот на слона-да. В отношении человека – это «стимул говорящего». Каков объект- таков ответ. И все слова человеческой речи, в той или иной степени отражают объект. Иногда можно видеть, как одно и то же слово звукоподражательно меняется (фонетически и тянет за собой семантику).
≈вороний «ГРАЙ»,англ. «CRY»- КРИК, плач. Рус. «ХРЮК»(свинья), «ГРЮК»-ГРОМ –ГРОХот , ГОРОХ – ГРЕМит, рус.«ХРЯСЬ»=англ.«CRASH»-ТРЕСК=ГРОХОТ. Человек, как развитое существо, использует палитру звонких и глухих согласных – целые ряды губных, зубных, смычных увулярных, а также гласных разного подъёма именно для отражения объекта. Если мы расположим такие родственные (одноматричные слова) по хроматизму в сравнительный столбец – то получим геном слова (полное секвенирование). Мы будем иметь примеры одного и того же слова видоизменённые под отражение объекта. Строя ряд, мы расширяем ощущение слова(ранее нам не знакомого), мы начинаем обновлять свой родной и великий, углубляя словоприменение. Ср. след.:
СПИ «ратаеве КИКАХУТЪ»
Укр. «ратаеве ГУКАЮТЬ» -зовут.
Рус. «ратаеве ГИКАЮТ» - покрикивают на тягло (скотину)
Рус. «ратаеве ИКАЮТ»-(последнее маловероятно-мы уходим от цели)
Рус. «ратаеве ЧИХАЮТ» (ещё менее вероятно употр. В СПИ)
Чук. ------------«ҚЭҚЪЭтык»- трещать, скрипеть.
Рус.-----СПИ--«ЩЕКОТ»- соловья≈.
Чук. -----------«ҚЭҚУК» - КУКУШка.
Рус. -----------«ХИХИКать»- ХОХОТ, ГОГОТ.
Рус. -----------«ГАГА»- вид северной утки, она кричит:- гу-уууууууууу.
Автор СПИ очень умело использует хроматизмы и образы, связанные со звуком. Попутно замечу, что ни на Неве, ни в другом месте нельзя написать подобное – оно очень аутентично привязано ко времени и месту.
Князья сами на себя крамолу КУКУЮТ. Самец молчаливой КУКУШКИ издаёт в конце серии КУКУКов едкий=ядовитый звук похожий на язвительный смех. Естественно, что часто князья не лестно отзывались о соседях(как в подмосковных дачах), что вело(согласно теории конфликтов)к междуусобице. Даже похожие (и одноматричные) слова в контексте СПИ могут иметь различное значение. Олег крамолу каял, а не ковал-умиротворял мечом, есть такое понятие. Ярославна КУКУШкой КЫЧЕТЪ≈КУЁТ- можно сравнивать т.е. без остановки голосит.
Об «зегзицу» уже все зубы сломали.
Этот термин раннескотоводческий. Следите за инверсией:
Рус. «ТАЗ» -известный сосуд и часть тела.
Чук. «ТАҚАманъёлгын» - кожаный ТАЗ где ТОЛкут мороженное мясо.
Чук. «ТААҚ»- мять шкуру. (пяткой ТЫЧУт) отсюда следущее:
Рус. «и ТАК и СЯК»-потому, что шкуру ТАЧАЮТ и вдоль и поперек. Отсюда:
Рус. ---«ЗИГ ЗАГ»- туда-сюда.(сложение 1=1)
Рус. ---«ЕГОЗИЦА» -ЕГОЗА, вертихвостка, непоседа.(сложение 1≠1)
Рус.---«ЯГО ДИЦЫ»-то,что мнут,на чём ЕГО ЗЯТ.
СПИ—«ЗЕГ ЗИЦА»- «…та ЗЕГЗИЦЕЮ…» т.е не находя себе места кричит.
Рус. --«ЗЕГ ЗИЦА» -кукушка.переносн. см. –вертихвостка не имеющая гнезда.= беспокойная птица-ЕГОЗА.
«…полечю ЗЕГЗИЦЕЮ, паду на ёви…» (паду на нём) – здесь метафора с птицей. Уважаемому Лемурию. Полагаю, что не надо бояться других делений самодостаточного текста. Это докажет аутентичность и отметёт предположения о позднем написании. Главное- правильно секвенировать.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Евгений Беляков » 16 сен 2014, 14:50

http://cyberleninka.ru/article/n/rodnoy ... v-moldavii

В русинском языке "крЫчат" - значит "бегут, будучи распуганным или распущенным" (о гусях, например).
Посмотрите интересный материал в ПРИЛОЖЕНИИ.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Евгений Беляков » 16 сен 2014, 15:01

Еще о русинском языке.
ТОЛКОВИНЫ - ПАСТУХИ

В русинском языке до сих пор сохранилось древнерусское слово толока, которое обозначает пастбище. В этом значении слово толока до сих пор употребляется в ряде областей России и Украины. В.И. Даль (1801-1872 гг.) в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» указывал: толока (Симбирская, Пензенская губернии), толок (Курская) - пар, на котором скот пасется, выгон, поскотина. Толока (юго-западное) - скотский выгон, городское, сельское общее пастбище, пар, парина, паровое поле, на которое пускают скот при трехпольном хозяйстве. Называя тиверцев толковинами, летописец упоминал их род занятий - пастушество. Название же соседнего тиверцам восточнославянского племени хорваты - от древнеиранского «пастух, страж скота».

http://www.ukrstor.com/ukrstor/suleak-rusiny.html
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Евгений Беляков » 16 сен 2014, 15:09

http://planeta-curata.com/articles/culture/vip_5.html

Вот еще одно творение "фолкисторическое", наверно. Но как красиво!!!)
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 16 сен 2014, 15:23

Евгений Беляков писал(а):http://cyberleninka.ru/article/n/rodnoy-yazyk-i-etnicheskoe-soznanie-rusinov-moldavii
В русинском языке "крЫчат" - значит "бегут, будучи распуганным или распущенным" (о гусях, например).

Про русинов мне бы согласиться, ведь

    «постави митрополита Клима калугера Русина особь съ шестью епископы …» (Лавр. 1147)

Да вот "беда" по контексту никак не подходит:

Кычат лебеди или телеги? Именно телеги, а оные "бежать" не могут, токмо скрипеть. Выше показывал как кычит лебедь 1:1 как скрип колеса:

http://www.youtube.com/watch?v=YZI2EaCnk8s
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 16 сен 2014, 15:42

Евгений Беляков писал(а):ТОЛКОВИНЫ - ПАСТУХИ

"Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907)
Ни пастухов же в 907 году призывал Олег, а союзников тиверцев.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 16 сен 2014, 15:52

Евгений Беляков писал(а):http://planeta-curata.com/articles/culture/vip_5.html

Вот еще одно творение "фолкисторическое", наверно. Но как красиво!!!)

    «Харя» — лицо человека. В толковом словаре В. Даля «харя» — «дурное, отвратительное лицо, рожа …».(21) Однако в сакральном языке толковинов оно является составным («ха+ра») и звучит как «дом Ра-отца Солнца». Ибо по толковинской мифологии люди являются детьми Ра-Отца Солнца, светоносная сущность которого наиболее сосредоточена в лице человека...
Да уж, Задорнов с его Ра-Дугой просто "школьник"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Mitus » 12 май 2016, 20:28

Лемурий писал(а):
Евгений Беляков писал(а):ТОЛКОВИНЫ - ПАСТУХИ

"Тиверци еже суть толковины си вси звахуться Великае Скуфь" (Ипат. 907)
Ни пастухов же в 907 году призывал Олег, а союзников тиверцев.
В ПВЛ прописано, что с тиверцами и уличами Олег воевал. Тиверцы не союзники и тюркская этимология тут не катит. Тиверцев взяли как переводчиков ибо они и славянский знали и рядом с ромеями и болгарами жили.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 13 май 2016, 21:36

Mitus писал(а):Тиверцев взяли как переводчиков ибо они и славянский знали и рядом с ромеями и болгарами жили.

Да, да целый народ и как толмачей со "среднемесячной оплатой"

    "Слово "толковины" нельзя переводить как "толмачи" (в смысле "толкователи"), "толковины" - это "помощники", "союзники" (от "толоки")..."
    ---------
    Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве" и его современники, М., "Наука", 1971, C.53
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Mitus » 14 май 2016, 08:39

Лемурий писал(а):Да, да целый народ и как толмачей со "среднемесячной оплатой"
С чего Вы взяли что речь о народах? Там перечисленные выше кривичи и тп не союзниками что ли были? Вот они и были союзники и они просто перечислены. А с уличами и тиверцами Олег воевал и это прописано тут же чуть выше в ПВЛ. Воевал и при этом набрал именно что за деньги или по принуждению но набрал себе из них переводчиков.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Mitus » 14 май 2016, 08:41

Лемурий писал(а):это "помощники", "союзники" (от "толоки")..."
а когда девку в толоку отдают а потом за это по Русской Правде наказывают, то что это слово означает?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 14 май 2016, 14:15

Mitus писал(а):а когда девку в толоку отдают а потом за это по Русской Правде наказывают, то что это слово означает?

Толока - работы сообща. Для Руссколй Правды, если Вы про пример Срезневского, свальный грех по контексту получается, а Фасмер вот что пишет:

    "WORD: толока́
    GENERAL: "работа крестьян сообща; ток; выгон", укр. толока́, вин. п. то́локу "поле под паром, выгон", блр. толока́, болг. тлака́ "повинность, добровольная работа в целях взаимопомощи, вознаграждаемая угощением", сербохорв. тла́ка, словен. tláka, польск. tɫoka -- то же, также в знач. "толпа, сутолока".
    ORIGIN: Родственно лит. talkà, вин. п. tal̃ką "толока, работники, созванные на подмогу", лтш. tàlkа -- то же, кимр. tаlсh "granum contritum", с др. вокализмом: лит. telkiù, telkiaũ, tel̃kti "созывать на толоку", aptìlkęs žmogùs "тертый калач, опытный человек", сюда же толо́чь (см.); ср. Мейе, Ét. 256; Траутман, ВSW 322; Арr. Sprd. 445; М.--Э. 4, 127 и сл.; Эндзелин, СБЭ 198; Буга, РФВ 75, 150; Торбьёрнссон I, 101. Что касается знач., то Миккола (WuS 3, 86) ссылается на шв. trädе "поле под паром" : trädа "ступать, топтать"..."

    ---
    Этимологический словарь Макса Фасмера "ТОЛОКА"
Идеально для "поганых толковин" Святослава по 1180 году подходят значения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Mitus » 14 май 2016, 22:27

Я не знаю что Срезневский там за ерунду пишет если исключительно про свальный грех, а девку там на совместное использование отдают. Толока - совместная работа и т. п., но не союз. И толковины не союзники, а только толмачи = толкователи, переводчики, еретики. Кроме ПВЛ подходящих примеров не существует, а в ПВЛ тиверцы были не союзники Олегу а враги.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Крычат телеги" и "Стязи глаголют". Новое прочтение.

Сообщение Лемурий » 15 май 2016, 02:26

Девка на совместное использование это как? Если просто в помощь при строительстве нового дома молодоженам ( общинная толока), то почему это относится по Русской Правде к греху наравне с прелюбодеянием? Почему сей поступок именно церковный суд разбирал, занимающийся нравственными пригрешениями.

Толока и толмач разные корни имеют, здесь как раз в десяточку из опорожненных колчанов "поганых толковин" (помощников за вознаграждение = союзников, наёмников) отсыпают "великий жемчуг" (= души праведников) на лоно тому, кто их на Русь в 1180-м году и привёл, ибо какой мерой мерите такой отмерится и вам.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38