Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Кто из князей был для Климента "господине"

Сообщение Лемурий » 26 сен 2016, 10:33

На первых же строках хотел бы поздравить всех исследователей СПИ со знаменательной датой 25-26 сентября - днем наиболее вероятного произнесения "Слова о полку Игореве" на собрании более 20 князей рода Мономашичей по случаю свадьбы детей Всеволода Большое Гнездо и Рюрика Ростиславича, которые первые названы в обращении к князьям:

см. :arrow: НГ: Комм.10. Время и место произнесения СПИ

Трое из перечисленных князей были названы "господине":

1,2. "Ты, буй Рюриче, и Давыде!... Вступита, господина(2), въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! "

3. "Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! ...Стрѣляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святславлича!"

Первые двое - дети смоленского князя Ростислава, которого Смолятич называл "господином на века": "иже къ князю твоему [Ростиславу Мстиславичу], к моему же напрѣсну господину" (ПКС)

Срезн.
Изображение

3-й "господине" - Ярослав Галицкий, который назвал князя Клима (Изяслава Мстиславича) своим "отцом".

Из событий 1152 года: скончался от сердечного приступа отец Ярослава, после предъявления ему Петром Бориславичем крестных грамот. Тогда Ярослав Осмомысл посылает гонца остановить делегацию от князя Климента (Изяслава Мстиславича):

Ярослав Осмомысл Петру Бориславичу:

    "Поѣди къ отцю своему Изяславу [Мстиславичу] а от мене ся ему поклони; и се ему явиши, аче Богъ отца его понялъ , а ты ми буди въ отца мѣсто..."(Ипат. 1152)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Се бо

Сообщение Лемурий » 11 окт 2016, 23:22

СССПИ "Сей":

    " Се бо: Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю.

    С последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем
    : И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону..."
Со стороны кажется, что такая форма сочетания "СЕ БО", указывающая на причинно-следственную связь, распространена. Оказалось довольно редка и по ней можно узнать знакомый почерк:

А то, славы же ли ища, пишет? Се бо глаголеть Соломон «премудрость созда себѣ храм»: премудрость есть Божество, а храм — человечьство, аки во храм бо вселися въ плоть, юже приять от пречистыа владычица нашеа Богородица истинный нашъ Христос Богъ.
---
Да о каменьи ли Бог Отецъ или о персти глаголеть, то коли ми велиши, любимиче, разумѣти камение ти персть? Се бо Богъ Отець о апостолѣхъ глаголет.
---
И диктаторъ — умъ сказается, тѣм же глаголет: «и убо уму моему отнемогшу»; чювьственыи же и безвещественыа расбойникы глаголет бѣсы; Ерихон же — миръ сказуется Се бо и въ Евангелии указает Господь нашь Исус Христос, глаголя: «Человекь схожааше от Иеросалима на Ерихонъ и в расбойники впаде и съвлекше и язвы возложиша на нь».
---
Алкионъ есть морскаа птица, гнѣздо же си творить на морьстѣмь брезѣ, на пѣсцѣ, а яйца ражаеть на пѣсцѣ средѣ зимы и егда многими бурями вѣтри земли прираждаются. Но обаче престануть в той год вѣтри и утишатся волны морьскыа, и егда алкион насѣдит 7 дни, в ты бо точию дни изляжет птичища. Но понеже кормля имь требѣ другую 7 дний и на возрастание птичищем, великыдаровитый бо Богъ и малому сему животу такову тишину даровал есть во время рождениа его и възраста. Но и ходцы морьстии вѣдят се, алкионытыя зовуть дни ты. Се бо есть и намъ на поучение, иже просити что от Бога добрых дѣлъ и полезных и спасение когда улучити и снабдѣти, имже Богъ о бесловесных промышляеть и уставляеть...
---
Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 01:08

Достаточно прочитать эти 4 абзаца, чтобы понять что Слово писал не Климент.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 05:16

corvin писал(а):Достаточно прочитать эти 4 абзаца, чтобы понять что Слово писал не Климент.

Видимо, Вы опять про обилие христианских терминов. Читайте там же:

    "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины, ун сый, навыкнути хотя тѣх писаний, и ввнезаапу възвѣавшу духу бурну и возмутившуся морю, яко разбиватися корабълю, и всѣмъ живота отчаавшимъся, юноши же рыдающи и вопиющи, яко дивитися всѣмъ сущим в корабли человекомъ, яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает..." (ПКС)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 12:16

Да просто в глаза бросается отличие языка.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 13:09

corvin писал(а):Да просто в глаза бросается отличие языка.

Возмите СЗБ Илариона и прочтите внизу "Исповедание веры", как будто другой человек писал. Разный жанр - разный стиль.

Вы, например, по языку "Капитанской дочки" определите язык автора "Евгений Онегин"?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение corvin » 12 окт 2016, 13:49

Иларион всегда пишет по старославянски. Онегин написан стихами - в этом отличие. Язык СПИ отличается от языка послания Климента радикально.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 14:18

corvin писал(а):Язык СПИ отличается от языка послания Климента радикально.

Аргументированные примеры приветствуются!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 08:02

corvin писал(а):Иларион всегда пишет по старославянски.
-
Лемурий писал(а):Аргументированные примеры приветствуются!
- а шутка и впрямь удалась! :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 18:46

PoslannikM писал(а):в предыдущем (беседа двух половецких князей!) - речь идёт именно о судьбе молодого рыльского князя Святослава Ольговича.
- в Ипатьевской летописи прописано, что вечером в пятницу Святослав Ольгович Рыльский разговоривал с "строема своима", не с папой и стрыем, а с двема строема
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 11 сен 2019, 11:23

По поводу читал ли Автор греческие тексты без перевода есть одно интересное совпадение(?):

    "211. А Кир меж­ду тем про­ник с вой­ском за Ара­кс на один днев­ной пере­ход и затем посту­пил по сове­ту Кре­за. Оста­вив на месте толь­ко сла­бо­силь­ных вои­нов, сам царь с луч­шей частью вой­ска сно­ва отсту­пил к Ара­к­су. Тогда третья часть вой­ска мас­са­ге­тов напа­ла на остав­лен­ных Киром вои­нов и, несмот­ря на храб­рое сопро­тив­ле­ние, пере­би­ла их. [После победы], увидев выстав­лен­ные в стане пер­сов яст­ва, мас­са­ге­ты усе­лись пиро­вать. Затем они наелись досы­та, напи­лись вина и улег­лись спать. Тогда при­шли пер­сы, пере­би­ли бо́льшую часть вра­гов, а еще боль­ше захва­ти­ли в плен. В чис­ле плен­ни­ков был и сын цари­цы Томи­рис, пред­во­ди­тель мас­са­ге­тов, по име­ни Спар­га­пис.

    212. А цари­ца Томи­рис, узнав об уча­сти сво­е­го вой­ска и сына, веле­ла отпра­вить вест­ни­ка к Киру с таки­ми сло­ва­ми: «Кро­во­жад­ный Кир! Не кичись этим сво­им подви­гом. Пло­дом вино­град­ной лозы, кото­рая и вас так­же лиша­ет рас­суд­ка, когда вино бро­са­ет­ся в голо­ву и когда вы, пер­сы, [напив­шись], начи­на­е­те извер­гать пото­ки недо­стой­ных речей, — вот этим-то зельем ты ковар­но и одо­лел мое­го сына, а не силой ору­жия в чест­ном бою. Так вот, послу­шай­ся теперь мое­го доб­ро­го сове­та: выдай мое­го сына и ухо­ди подоб­ру-поздо­ро­ву из моей зем­ли, после того как тебе наг­ло уда­лось погу­бить третью часть вой­ска мас­са­ге­тов. Если же ты это­го не сде­ла­ешь, то кля­нусь тебе богом солн­ца, вла­ды­кой мас­са­ге­тов, я дей­ст­ви­тель­но напою тебя кро­вью, как бы ты ни был нена­сы­тен».

    213. Кир, одна­ко, не обра­тил ника­ко­го вни­ма­ния на сло­ва гла­ша­тая. А сын цари­цы Томи­рис Спар­га­пис, когда хмель вышел у него из голо­вы и он понял свое бед­ст­вен­ное поло­же­ние, попро­сил Кира осво­бо­дить его от оков. Лишь толь­ко царе­вич был осво­бож­ден и мог вла­деть сво­и­ми рука­ми, он умерт­вил себя. Так он скон­чал­ся.

    214. Томи­рис же, узнав, что Кир не внял ее сове­ту, со всем сво­им вой­ском напа­ла на пер­сов. Эта бит­ва, как я счи­таю, была самой жесто­кой из всех битв меж­ду вар­ва­ра­ми. О ходе ее я узнал, меж­ду про­чим, вот что. Сна­ча­ла, как переда­ют, про­тив­ни­ки, стоя друг про­тив дру­га, изда­ли стре­ля­ли из луков. Затем исчер­пав запас стрел, они бро­си­лись вру­ко­паш­ную с кин­жа­ла­ми и копья­ми. Дол­го бились про­тив­ни­ки, и никто не желал отсту­пать. Нако­нец мас­са­ге­ты одо­ле­ли. Почти все пер­сид­ское вой­ско пало на поле бит­вы, погиб и сам Кир. Цар­ст­во­вал же он пол­ных 29 лет. А Томи­рис напол­ни­ла вин­ный мех чело­ве­че­ской кро­вью и затем веле­ла отыс­кать сре­ди пав­ших пер­сов тело Кира. Когда труп Кира нашли, цари­ца веле­ла всу­нуть его голо­ву в мех. Затем, изде­ва­ясь над покой­ни­ком, она ста­ла при­го­ва­ри­вать так: «Ты все же погу­бил меня, хотя я оста­лась в живых и одо­ле­ла тебя в бит­ве, так как хит­ро­стью захва­тил мое­го сына. Поэто­му-то вот теперь я, как и гро­зи­ла тебе, напою тебя кро­вью». Из мно­гих рас­ска­зов о кон­чине Кира этот мне кажет­ся наи­бо­лее досто­верным.."
    (Геродот I:211-214)

(Лавр.1186) "И побѣжени бывше половци, и биша и до вежь, множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся" = "увидев выстав­лен­ные в стане пер­сов яст­ва, мас­са­ге­ты усе­лись пиро­вать";

(СПИ) "Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо. Далече залетѣло!" = "Затем они наелись досы­та, напи­лись вина и улег­лись спать."

(СПИ) "ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую." = "Томи­рис напол­ни­ла вин­ный мех чело­ве­че­ской кро­вью и затем веле­ла отыс­кать сре­ди пав­ших пер­сов тело Кира. Когда труп Кира нашли, цари­ца веле­ла всу­нуть его голо­ву в мех"
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Тертуллиан "Против иудеев", СЗБ и ПКС

Сообщение Лемурий » 14 сен 2019, 16:01

Далее, ещё одно интересное "заимствование", относящееся к "Посланию Климента Смолятича":

    "Что же ли мнѣ, брате, Иаковъ и двѣ женѣ его, Лия и Рахаль, иже тако почитати, а не искати по духу! Яко образ имѣа Иаков, въ всѣх благ, якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде..."(ПКС)

Обвинение иудеев в идолопоклонничестве начинается с первых христианских богословов:

    "... народ иудейский первый явился в порядке времён, и сделался старшим по благодати призвания своего к закону; наш же народ оказался самым младшим, судя по тому, что получил познание о божественном милосердии к концу времён: то, следуя священному предсказанию, не должно сомневаться, чтобы первый народ старше нас, то есть, иудейский, не поработал младшему, и чтобы младший, то есть, народ Христианский, не восторжествовал над старшим. Справляясь со священным Писанием, я нахожу, что первый по времени из сих народов оставил Бога для служения идолам и, сделавшись предателем божества, преклонил колена пред суетными призраками. Доказательством этому служит то, что народ восстал на Аарона и сказал ему: сотвори нам боги иже пойдут пред нами (Исход. 32:1, 8.). Как же скоро золото из серёг женщин и из колец мужчин растопилось в огне, и голова безумного животного была отлита: то Израиль отвергнув своего Бога, приветствовал идола такими словами: сии бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския. То же самое было, когда цари управляли народом. Мы видим, как Израильтяне при Иеровоаме обожали золотых телиц, почитали священные рощи и поклонялись Ваалу. Это доказывает, что, сходно с Писанием, они всегда были преступны в идолопоклонстве. Напротив того, наш народ, то есть второй или младший, оставив идолов, которым прежде служил, обратился к Тому самому Богу, которого отверг Израиль, как то мы объяснили. Через это младший из двух народов восторжествовал над старшим, обретя благостыню божественного покровительства, которой Израиль лишился..."
    ---
    Тертуллиан (155/60–220/40) "Против иудеев"
Как и в СЗБ Илариана Киевского "красной нитью" проходит право "младшего"("нового") народа на Благодать = "благостыню божественного покровительства":

    "Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». Не могъше бо закона стѣня удержати, но многажды идоломъ покланявшеся, како истинныа благодѣти удержать учение. Нъ ново учение — новы мѣхы, новы языкы! «И обое съблюдется»..."(СЗБ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Арсений » 30 окт 2019, 18:33

Д. ф. н. А.Н. Ужанков дал интервью газете "Культура" (№37 от 25-31 октября 2019 года), в котором сообщил своё мнение об имени автора СПИ. Им он считает игумена Выдубицкого монастыря Моисея.
Последний раз редактировалось Арсений 31 окт 2019, 11:47, всего редактировалось 1 раз.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Лемурий » 30 окт 2019, 22:22

Эту версию слышал лично от него на X Чтения по истории и культуре древней и новой России 19 октября 2018 г., Ярославль, мы ещё с ним после чтений спорили, он потом подарил свою книгу с автографом. Замечательная традиция эти Чтения. Всем рекомендую, следите за событиями в Ярославле.

А до этого значимого события для любителей СПИ были две программы (2016) по СПИ, где основные аргументы А.Н.Ужанковым были озвучены.

А до этого была книга: Ужанков А. Н. «Слово о полку Игореве» и его эпоха. — М., 2015, где он тоже выводит авторство к создателю летописного Киевского свода 1200 года.

Точно также он считает, что Автор СПИ клирик, книжник, имеющий доступ к княжеской библиотеке, переводящий с греческого напрямую, в моей версии Климент имел при себе мужей, владеющих схедографией (высший курс словесности того времени), которые занимались переводами греческих книг. Разногласие во времени написания. А.Н. считает, что летописные записи за 1185 год (Ипат. и Лавр.), имеющие схожесть со СПИ, являются записями Моисея, я же считаю, что Моисей только компилировал записи княжеских хроник, написанных ДО начала написания СПИ составителями «совестных книг» на Судный День = княжескими летописцами, отсюда и разность политических предпочтений в версиях.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Автор "Слова о полку..." - Климент Смолятич

Сообщение Арсений » 31 окт 2019, 11:46

Если коротко, то вот доводы А.Н. Ужанкова.

"Известный итальянский медиевист Рикардо Пиккио считал «Слово…» светским произведением, но к концу жизни пришел к мнению, что всё-таки это религиозное произведение. "Если мы действительно сможем поместить «Слово о полку Игореве» в его естественный религиозный контекст, мы будем способствовать преодолению вековых предубеждений" - заметил он. Под «вековыми предубеждениями» следует понимать представления о «Слове» как языческом произведении или же подделке XVIII века, а под «естественным религиозным контекстом» — сложившееся в XI–XII веках религиозно-мировоззренческое мышление. Я в своей книге «Слово о полку Игореве» и его эпоха» стараюсь преодолеть многолетнее предубеждение. Я никогда не хотел найти автора и в этой книге я написал, что автора «Слова..» мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но пока книга лежала в типографии, я рассказал о ней своему приятелю, и он заметил: «Так ведь ты практически уже назвал автора…»
Всегда исходили из посылок, кто бы мог написать. Кандидатами в авторы пребывали и словутный певец Митуса, и зять Игоря Владимир Галицкий, и многие другие. Но прежде, чем ответить «кто?», надо установить «когда?» и «где?».
Когда написано «Слово»? В советское время доминировала гипотеза: не позднее 1187 года. Но в обращении к князю Всеволоду там сказано: «Дон можешь вычерпать шлемами». А Всеволод поход на Дон свершил только в 1195 году. Тогда я стал выяснять, что автор знает. Автор всегда проговорится о своем времени! И вот тут у него сказано: «Здесь же ныне стали стяги Рюриковы, а другие — Давыдовы, но порознь их полотнища развеваются»… А когда Рюрик и Давыд стали соправителями? После 1197 года. Помните, что сказано о Романе Галицком: «Можешь притрепать свои мечи о шлемы половецкие?» Но половцы никогда не доходили до Галицко-Волынской Руси!
Зато в 1200 году, в мае, Роман посылает в Константинополь послов свататься к принцессе Анне. В 1201 году у них рождается сын – Даниил Галицкий. А осенью 1200 года же половцы пошли на Константироноль. И император попросил своего зятя о помощи.
- Знакомая история. Вот так же император Никифор просил Святослава помочь ему против болгар, а Василий II – Владимира помочь подавить мятеж Варда Фоки!
- Вот именно! И Роман совершает дальний рейд в половецкие степи, громит половцев и спасает ромеев. Это могло произойти не раньше января 1200 года (новолетие было 1 марта). Время создания «Слова...» – примерно ноябрь-декабрь 1200 года.
Теперь «где? »... Автор « Слова...» знает минимум пять исторических деталей, которые отсутствуют в летописях. Значит, это не устная традиция, автор мог пользоваться документами, которые хранились либо в княжеском дворе, либо в монастыре. Кроме того, в «Слове…» есть множество непрямых цитат из Книги пророка Иеремии. Автор мог черпать их только из оригинала на греческом языке. Следовательно, он был образованным человеком.
- И воином. Судя по тому, как он знает ратное дело. Воин, ушедший в монастырь?
- Совершенно верно. Скорее всего, автор – один из 15 воинов, которые спаслись бегством после поражения князя Игоря, попавшего в плен. Знатный воин, боярин. В то время князья и бояре часто уходили в монахи. Очевидно, воин, который спасся, дал обет уйти в монахи.
И вот где-то в конце 1185 года в Выдубицком монастыре появляется инок Моисей. В 1187 году он уже игумен. Боярин, постригшийся в монахи, мог так быстро подняться по иерархии. Многие предыдущиее игумены этого монастыря становились епископами. То есть они были людьми образованными. Это уже традиция. В том монастыре в XII веке сложилась литературная школа. Там созданы «Сказание о Борисе и Глебе», «Послание детям» Владимира Мономаха. Это уже школа. «Литинститут» при монастыре.
- Я верю гипотезе учёного-медиевиста Андрея Никитина, который считает, что на автора «Слова...» повлияла не дошедшая до нас поэма Баяна о междоусобной войне, развязанной за 120 лет до Игорева похода Олегом Гориславичем. Автор цитирует ее, напоминая, как пагубна междоусобица!
- Возможно, в княжеской библиотеке хранилась. Княжий двор Мономаховичей располагался чуть выше монастыря. И автор стилизует под Баяна. Если бы я был язычник, я бы писал так. К тому времени (200 лет прошло с крещения Руси) язычников не осталось. Для автора образы, которые исследователями принимались за свидетельства его язычества, – поэтические. Поэтическое сознание.
- Но почему именно игумен Моисей?
- Игумен Моисей написал замечательное «Слово на Обновление златоверхого Михайловского монастыря». Гениальное произведение! А двух гениев в одном монастыре быть не могло!" (https://www.kompravda.eu/daily/26650/3671344/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23