Лемурий писал(а):Браво, уважаемый краевед, особенно место, где река раздела на мертвых и живых.
У меня к Вам ряд вопросов. Как Вы считаете:
1. Карна и Желя - языческие или христианские?
2. Каяла связана с местом перехода в иной мир как Стикс или это место раскаяния?
3. Если Желя языческий образ, то что она делает "в рове преисподнем"? Ад же христианское представление о мироздании.
Уважаемый Лемурий, исходя из мнения многих специалистов, рассматривающих образ Карны и Жли, следует, что мы имеем дело с языческими символами погребального обряда. Интересен взгляд на этот образ С.Лонгинова, который сближал этот образ с "Украйной, "много постонавшую" и по случаю смерти Владимира Глебовича Переяславского в 1187 г." Карна.ЭСПИ. Г.Ф.Карпунин обратил внимание на присутствие в этом образе анаграммы Каялы - КАрнА и жЛЯ - КА -А - ЛЯ - КАЯЛА, что соответствует и "месту жели нареце Каялы" Ипатьевской летописи. Здесь же можно обнаружить и такую анаграмму: "кликнУ КАРНАИ-жля-УКАР-НАИ-УК-АР-НА-И-УКРАИНА, полученное перестановкой букв. Можно предположить, что автор в этом образе соединяет как языческие элементы языческого погребального обряда КАРНА и ЖЛЯ так и христианского от КАЯТЬ - осуждать, порицать, но и сожалеть, исповедывать. Некоторые исследователи истории церкви отмечали тот факт, что многие христиане оставались язычниками, исполняя обряды православия, сохраняя при этом языческие обычаи своих предков.
Что же касается образа реки Каялы, несомненно, она олицетворяет собой христианские представления об аде, преисподней, но сам образ ада, как места мучения грешников происходит из др.греч. Αδης - Гадес или Аид, представляющего собой место мучений и страданий. И судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая (Откр. 20 13-14). Интерес представляет апокриф "Хождение Богородицы по мукам", в котором описаны мучения грешников. В Руси этот апокриф был известен с 12 в. Так, Богородица, увидев реку огненную и словно кровь текла в той реке, в которой мучались "немилосердные князья... не творившие волю Божью...". В другом месте она увидела огненную реку, котора была вся смольная, а волны ее огненные, в которой мучились те, кто крестились во имя Отца и Сына и Святого духа, назывались христианами, а веруют в демонов, отказавшись от Бога... оружием убивают людей... за свои дела и получают они так. Богородица тогда сказала: "Пусть будет так по заслугам их". И снова залила их бурная огненная река и огненные волны, и тьма покрыла их. Не напоминает ли это фразу из "Слова": "на реце на Каяле тьма светъ покрыла"?
На мой взгляд как и в Ипатьевской летописи, так и в "Слове" образ Каялы может нести в себе пространственно- временную функцию. В этом случае фраза "Съ тоя же Каялы" "Слова" может существенно уточнить вопрос, кого же Святополк вез к Киеву, своего отца Изяслава Ярославича или же своего тестя Тугоркана. Как известно, словосочетание "место желю нареце каялы" летописи или "на реце Каяле" "Слова" упоминаются как в официальном источнике, которым является Ипатьевская летопись, так и в поэтическом произведении "Слове" только в связи с походом Игоря. Ни бой на Нежатиной ниве, где погиб Изяслав, ни бой с половцами 1096 г., в котором погиб Тугоркан в летописях не названы "каялами". В этом случае ремарка поэта "съ тоя же Каялы" должна быть отнесена всецело к событиям 1184-1185 г. как путь пройденный Игорем от его великого греха перед Богом, т.к. на Каяле: "Игорь помянухъ азъ грехы своя пред Господомъ Богомъ моимъ. яко много оубииство кровопролитие створихъ в земле крестианстеи. яко же бо азъ не пощадехъ христианъ. но взяхъ на щитъ городъ Глебовъ. оу Переяславля... не достоино ми бяшетъ жити. и се ныне вижу отместье от Господа Бога моего ". Здесь мы видим, что Игорь наказан поражением весной 1185 г. за жестокое убийство жителей города Глебова в 1184 г. Игорь в дальнейшем проходит весь путь нравственного очищения: грех - покаянная молитва - плен и побег как прощение грешника: "Игореви князю Богъ путь кажетъ изъ земли половецкои на землю Рускую". Наказывая Игоря пленом Бог его полк, который участвовал в нападении на Глебов за убийство христиан наказывает смертью: "а Игорева храброго полку не кресити", отправляя их в Каялу преисподнюю на вечные муки, туда, где: "река вся смольная и а волны ее все огненны, а те кто в них... которые крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, назывались христианами, веруют в демонов и отказались от Бога и Святого крещения... оружием убивают людей... за свои дела и мучаются они там". ( Хождение Богородицы по мукам).
Такое истолкование фразы "Съ то я же Каялы" позволяет утверждать, что речь может здесь идти о событиях 1096 г., произошедших невдалеке от того места, где возник в последствии родовой городок - замок Глебов. Еще в конце 19 в. в Демянской волости существовала деревня Глебовка, получившая свое название от места где стоял древнерусский город Глебов.(Киевская старина. /А.Стороженко.Очерки Переяславщины, 1882, С.208) Именно в этой местности располагает город Глебов и известный историк Н.Н.Коринный: "феодальные усадьбы - замки Кснятин,
Глебов, Дмитров, Малотин". Н.Н.Коринный. Переславская земля 10 - первой половины 13 вв./Киев, Наукова думка, 1992, С. 143 На странице 56 этогоже исследования помещена карта, на которой Н.Н.Коринный город Глебов расположен к северо-западу от Переяславля. Видимо, "ту же Каялу" все же необходимо помещать в районе Переяславля, а не Чернигова.
Вполне возможно, что автор "Слова" фразой "Съ тоя же Каялы" противопоставляет истинного христианина Святополка, милосердно отнесшегося к своему тестю Тугоркану, забравшего его тело с поля битвы и похоронив его у Киева грешнику Игорю, который почти через столетие на этом же месте обрек на гибель переяславский город Глебов. жестоко расправившись с его христианским населением.