Есть вариант (см. цитату). А.А. Зализняка раньше так прижали, что он решил отказаться от древненовгородского диалекта (единый русский язык!), но сумел удержаться от этого. Сейчас еще претензии есть (не все берестяные грамоты переведены), но авторство обоснования древненовгород-
ского диалекта у него не отнимешь. СПИ же и баз его работы поддерживали в основном лингвисты, а оппонентами были филологи и историки.
"Но не даёт покоя глагол "помняшеть". Глагол этот, равно как и глагол "пушашеть", - глагол странный, из-за присутствия "ть" в окончании. По норме, определенной учебником, этого "ть" быть не должно. Но оно есть. И встречается не только здесь, а еще и во фразе из картины 15-й:
Тогда, при Олз™ Гориславличи, с™яшется и растяшеть, погибашеть жизнь Даждьбожа внука
Тогда, при Олеге Гориславиче, сеялась и росла, чтоб погибать жизнь Даждьбожьего внука (русского народа).
На первый взгляд, особых смысловых изменений это странное "ть" не вносит. Но только на первый взгляд. Раз уж оно есть, то что-то оно должно означать. Что?
Дерзну высказать предположение (которого я не встречал ни у кого из исследователей), что в понятии наших предков, кроме единственного и множественного числа, существовало еще число, которое можно бы назвать УМНОЖИТЕЛЬНЫМ. Ему соответствуют выражения "каждый из нас"; "каждый из всех", "все, как один", "все вместе". Отличительным признаком умножительного числа для глаголов как раз и являлось добавочное "ть" в окончании.
Если предположение верно, то фраза об Олеге Гориславиче прочтётся без всяких напряжений:
Тогда, при Олеге Гориславиче, каждым сеялась и растилась, погибала каждая жизнь Даждьбожьего внука (русского народа).
И в разбираемом нами отрывке при таком допущении всё встаёт на свои места.
Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiц™. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебед™й…
Ибо каждый помнил условия усобицы первых времен. Тогда каждый (из поющих) пускал десять соколов на стадо лебедей…" (
http://zovu.ru/yaz/m5.htm )