radivilow » 31 июл 2017, 16:27
Уважаемая, Таня Зинченко, спасибо за обширную информацию о лебединых девах. Впечатляет Ваша осведомлённость. Ваши сообщения корректны и удивительно выдержаны – не подкопаешься. Однако, в нашем случае, во вступительной славице автор едва ли держал в уме такую глубокую подоплёку. Скорее, это просто поэтический образ характеризующий величие и высоту певческого полёта вещего Бояна. Попробую пояснить этот момент как поэт – поэту. Из 45 лет пребывания на Чукотке, будучи охотником-любителем, а профессиональный стаж у меня 23года, из них 15 лет, по совместительству, мне пришлось в весеннее-летне-осенний период подрабатывать орнитологом-наблюдателем у ведущих московских специалистов – это Евгений Сыроечковский-младший, Павел Томкович (зоомузей МГУ). У них в том районе, где я жил, была наблюдательная площадка, её же посещали и иностранные специалисты. Сами понимаете, наблюдатель не выпускает из рук дневники, определители и бинокли. Ну, а с раннего детства я был увлечённым юннатом. Начнём с СОКОЛа, нет надобности расписывать величие и красоту княжеских соколиных охот, и арабские шейхи туда же… У нас СОКОЛ- символ мужчины, разящего воина. Слово родственно мед. Терм. СЕКУЛЯция –отСЕЧЕние. Чук. ЧИКЫЛЬ- палка, плётка,которой секут. Это связано с принципом охоты –СОКОЛ бьёт свою жертву сверху рассекая шпорой. К примеру: -ястреб=истереб, он теребит свою добычу и преследует даже ползком в кустах. Из-за чего «ястреб»- разбойник,не высокий поэтический троп. Коршун хватает добычу,от слова др.рус. «корхать»-сжимать кулаки, «корх»-кулак. Даже в связи со сказанным, «СОКОЛ»- высокий, вполне княжеский поэтический троп. Теперь о «ЛЕБЕДЕ» ЛЮБОВный ЛЕПЕТ. Будучи охотником на протяжении всей жизни и видевши тысячи охотников, вообще, я не видел и не слышал, чтоб кто-то стрелял эту птицу. Народ ЛЮБИт её –однозначно. Но вот, что я считаю важным в нашем случае – это клич ЛЕБЕДЯ, прежде чем появиться, стая издаёт удивительно мелодичные звуки, сравнимые с отдалённым звоном колоколов, этот органичный напевный зов вводит в благоговейный ступор даже не поэтически настроенных, примитивно мыслящих натур. Что уж говорить о тонкой, лирической душе русского человека? Но, звук лебяжей песни, всётаки тревожен. Вот и по чукотски «нэркук» -лебедь, происходит от чук. «НЭРГЫкэн»-тревожный.(=рус. «НЕРВЫ»).Чук. «НЭРГъав»-резкий звук. Т.е. подтверждает наше утверждение о впечатляющем звуке. Несомненно –«ЛЕБЕДЬ»-это высокий, можно сказать, царский троп. Эти два вместе соединённых высоких поэтических тропа – есть первая слава старому и вещему Бояну, первому в ряду поминаемых иерархов. И здесь нелепо выглядят утверждения о «старых словесах» каких-то, и частица отрицания «ане» не лепится. Мне бы хотелось дораскрыть этот поэтический образ. Сейчас я преподаю детям перкуссию – ударные инструменты моя страсть. Так вот, рука ударяющего, в том числе и по струнам, должна быть гибкой, эластичной, хлёсткой. И здесь, сравнение кисти руки (пальцев)с соколом очень точное. Простой человек не понимает, насколько быстр и резок музыкант в творческом экстазе. Развитости рук нет предела. Три года в училище и четыре в институте у меня был предмет –оркестровое дирижирование. Первые мои преподаватели, убелённые сединами, чуть в обморок не падали, стоило только мне поднять, поставить руки. Их потрясала развитость и выразительность кистей моих рук. Отец мой был БАЯНистом, наверно по наследству… К тому же, певец+музыкант одновременно задействует все мозговые центры, как-то: - двигательный, слуховой, речевой, зрительный и много чего в совокупности происходит, где простому человеку запросто впасть в состояние ретроградной интерференции – конвульсивного шока от множественности поступающих задач на дисплей головного мозга. Я к чему, вещий Боян мне брат – у нас похожие кисти рук. Боян не поругаем бысть. Ему и первая и последняя славослова: - «…рёкъ Бояньи оды\ходы\гуды, на СВЯТЪ!!! славля пЕснотворца стараго времени…». Боян-то, ладно, - велик! Но Автор, Автор – ай молодца!!! В традиционных образах, в первых строках явить синергический эффект- дорогого стоит. В заявке Автор не мог мельтешить. Он сказал:- начяти…едино – по замышлению Бояню, потому что тот вещий. Этого и традиция просит – уважать старых
Radivilow