Древние оракулы. 2. Египет

Модератор: Velhan

Сообщение Dedal » 04 май 2006, 16:36

(с) Analogopotom
__________________________________________________

Практика Оракулов в Египте.

Наиболее популярным способом узнать судьбу было обращение за советом к оракулу – культовой статуе, посредством которой, как считали древние, бог разговаривает с людьми. Фараоны иногда в своей политике использовали оракула, чтобы заручиться поддержкой богов, а простые египтяне искали у оракула решения личных проблем. К оракулу обычно обращались за советом в дни религиозных праздников. Культовая статуя выносилась из храма в священной ладье. В это время к ней можно было приблизиться и попросить совета или ответа. Ответ (да или нет) определялся по тому, в какую сторону – вперед, назад или вниз – двинется священная ладья. Обычно ответы оракула записывались, и большинство жрецов полагали, что боги выбрали их для объяснения своей воли.
---------------------------------------------------
http://histseeship.narod.ru/ship12.jpg

Ладья Амона
---------------------------------------------------

Оракулы и суд.
Если судья испытывал затруднения с вынесением приговора, то он обращался за советом к оракулу. Вопрос решался при помощи того же покачивания ладьи.
----------------------------------------------------
http://histseeship.narod.ru/sacred.jpg

Прорицалище Амона в Сиве. Реконструкция
----------------------------------------------------

СИВА. Оракул Амона.

Оазис назывался «Соксет-ам (и)», что можно перевести как «Пальмовый лес». Здесь находился оракул бога Амона Ра; голос оракула звучал как «щебетание птиц».
По данным египтологов храм был сооружен в 1385 г. до н.э.
В 331 г. до н.э. Сиву посетил Александр Македонский.
Древним римлянам оазис Сива был известен под названием «Амониум».
В 400 году в Сиву пришло христианство; там были основаны коптские монастыри и церкви.
В 1100 году началось завоевание Сивы арабами, что впоследствии привело к обращению населения в ислам.
Некоторые арабские авторы средневековья называли Сиву «Сантария». Рассказы о Сантарии носят столь фантастический характер, что складывается впечатление, что они возникли на основе устных преданий. Как рассказывает Аль-Макризи (автор, пользовавшийся репутацией серьезного ученого), оазис якобы был окружен высокой стеной с тяжелыми железными воротами, охранявшимися хищными птицами; население жило в мраморных дворцах. Посреди города находился цирк, к которому со всех сторон вело по семь рядов ступеней. Его украшал купол из лакированного дерева, который покоился на семи прекрасных мраморных колонах. Со всех сторон под куполом были подвешены фигуры, которые свистели и говорили на различных языках. Там росло апельсиновое дерево, которое ежегодно приносило 14 тысяч плодов.

Сегодняшние жители Сивы – не арабы, а берберы, с примесью негроидной расы из Судана. Издревле они говорят на берберском языке семито-хамитской группы, который распространен так же в некоторых районах Туниса и Марокко. К ней относится язык туарегов.
«Зилан-н-иссиван» – так называют себя жители оазиса. Их подразделяют на две большие подгруппы» «тахзиб» (восточные) и «лиффайа» (западные). Они в свою очередь делятся на племена, во главе которых стоят наследственные семьи вождей.
-------------------------------------------------------

Коростовцев. «Религия древнего Египта». Культ.

К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает". Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.

По данным источников, оракулы появились в Египте лишь во времена XVIII династии.
Так, фараон Тутмос III стал повелителем Египта именно в результате "указания" самого бога Амона - в то время Тутмос был одним из жрецов этого бога. "Знамение" божества было высказано во время богослужения, но в какой именно форме - об этом текст умалчивает.

В правление XVIII династии бог Амон "выразил свои желания" еще два раза.
По его "указанию" царица Хатшепсут отправила знаменитую экспедицию в Пунт, а фараон Тутмос IV выступил против повстанцев в Нубии.
Как тонко подметил Я.Черны, эти "указания" были даны божеством внутри храма, в то время как все последующие оракулы вещали вне храма, при стечении народа, во время религиозных процессий и празднеств.
При Рамсесе II великий бог на одном из празднеств назвал имя Небуненефа в качестве кандидатуры на пост верховного жреца Амона в Фивах (Небуненеф был в то время верховным жрецом бога Онуриса в Тинисе).
Позднее, во времена XXI и XXII династий, Амон неоднократно "давал советы" по разным вопросам.

Практика оракула распространилась и за пределы Фив, проникла в далекую Напату и в известный оазис Сива, расположенный в Ливийской пустыне.
Здесь следует указать на почти никогда не упоминающийся в египтологической литературе факт: знаменитый спартанский полководец Лисандр, стремившийся к концу Пелопонесской войны стать общегреческим правителем, "учитывая традиционное значение оракулов, к которым спартанское общество имело обыкновение прислушиваться при проведении любых политических преобразований,
неоднократно пытался склонить на свою сторону служителей крупнейших прорицалищ в Дельфах, в Додоне и даже в ливийском оазисе Амона с тем, чтобы они от имени своих богов огласили составленные им предсказания".
Посещение спартанцем Лисандром далекого оазиса Сива с целью получения предсказания от бога Амона - в высокой степени интересный исторический факт, свидетельствующий как об авторитете и влиянии этого оракула за пределами Фив и собственно Египта, так и о том, что Лисандр был предшественником Александра Македонского, объявленного (тем же оракулом) "сыном бога Амона" в 332 г. н.э.
Здесь мы видим конкретное проявление египетского влияния на обожествление эллинистических монархов за пределами Египта. С разделением Египта на две части, управляемые в Танисе фараонами XXI династии, а в Фивах - верховными жрецами Амона, Амон стал часто "вмешиваться в земные дела".

Первым верховным жрецом Амона в Фивах был Херихор, современник XXI танисской династии. От него осталась надпись, в которой рассказывается о "волеизъявлении" бога Хонсу, сына бога Амона. Из-за поврежденности текста невозможно понять, о чем идет речь.
При верховном жреце Менхеперра, одном из преемников Херихора, Амон проявил себя дважды: "утвердил" в сане верховного жреца Менхеперра, прибывшего с севера в Фивы, и "ответил" на запрос верховного жреца о том, как поступить с лицами, подвергшимися изгнанию из Фив за какие-то проступки, - "разрешил" вернуть изгнанников в Фивы ("стела изгнания").

Во времена XXII династии сын фараона Такелота II Осоркон стал верховным жрецом Амона в Фивах и был "утвержден" в этом сане самим богом. Амон "принимал участие" и в государственных делах независимой Эфиопии. В ее столице Напате Амон был верховным божеством, как и в Фивах. В так называемой "стеле избрания", написанной на египетском языке, повествуется о том, как по указанию бога Амона на престол Эфиопии был возведен царь Аспелта.

Но бог Амон не ограничивался в своих "указаниях" высокой сферой государственных дел.
Он "занимался" культовыми вопросами (связанными с экономическими) в интересах членов семьи верховных жрецов Амона в Фивах.
Таковы, например, "декреты" - оракулы бога в пользу Иурота, в пользу Хенттоуе и царевны Макара, дочери Псусеннеса, фараона XXI династии.

В "декретах" речь идет об ограждении экономических интересов высших представителей жречества Амона. За пределами внимания вездесущего Амона не оставались и чисто культовые интересы, касавшиеся уже не живых, а умерших.
Известны "указания" Амона в "декретах" в пользу Несхонс и Пинутема, о переносе мумий фараонов Сети I, Рамсеса I и Рамсеса II в другую гробницу, где они и были найдены в XIX в. н.э., об установлении заупокойного культа Немрата. Наконец, нельзя обойти молчанием и "заботу" Амона о сохранении здоровья ряда лиц в форме его ответов на просьбы жрецов.

Но предсказания изрекали не только фиванские божества: сохранились тексты, указывающие, что боги других городов, в частности Исида и Мин, Пта, Сетх, также занимались этим по примеру Амона.
В круг интересов оракула входили и будничные заботы простых смертных: установление виновников той или иной кражи, разрешение спора о разделе имущества и т. п. Сам великий бог Амон, "царь богов", "снисходил до рассмотрения подобных просьб", о чем свидетельствует ряд текстов.
Помимо Амона и его ипостасей на западном берегу Нила этими вопросами "занимался" и обожествленный, умерший царь Аменхотеп. Таким образом, начиная с XVIII династии можно наблюдать определенное "сближение" людей и богов: боги "приобщаются" к жизни людей, к их будничному существованию. Это весьма существенный сдвиг в религиозном мышлении египтян.

В связи со всем сказанным об оракулах возникает важный вопрос: в чем заключалась "техника" оракула, каким образом божество "проявляло свою волю"?
Решение божества могло быть оформлено в письменном виде: "декреты" Амона в пользу Иурота, Хенттоуе, Макара, Несхонс, Пинутема, Немрата, упомянутые талисманы. В этом случае вопрос о "технике" оракула не возникает: дошедшие , до нас документы - явное доказательство того, что компетентные лица письменно интерпретировали волю божества.

Но как была высказана эта воля? Вопрос далеко не праздный, ведь оракулы в большинстве случаев вещали не во мгле храма, а вне его, при дневном свете, при большом стечении народа.
Существовавшая техника "волеизъявления" божества до сих пор остается неизвестной, она не описана в дошедших до нас документах. Я. Черны считает наиболее вероятным, что божество, т.е. его идол,
"приближалось" на портативной барке в наосе к поставившему вопрос в случае положительного ответа и удалялось от него в случае отрицательного, т. е. оракул давал только ответы "да" или "нет", которые потом расширенно толковались.

Начиная с эпохи Нового царства практика оракулов получила широкое распространение. Сохранилось немало остраконов, содержащих письменный вопрос божеству, как от времени Нового царства, так и от времен более поздних, включая и греко-римские. Во многих из них высказана просьба дать письменный ответ.
Страбон (XVII, 43), рассказывая о посещении Александром оазиса Сива, утверждает, что "ответы оракула давались не словами, как в Дельфах и у Бранхидов, но большей частью кивками и знаками, как у Гомера... причем прорицатель принимал на себя роль Зевса". Если слова Страбона соответствуют действительности, то по крайней мере для IV в. до н.э. секрет техники "волеизъявления" бога объясняется просто - от имени бога высказывался жрец.
Вероятно, так же или приблизительно так обстояло дело и в предшествующие времена.

Всякого рода тяжбы разбирались не только с помощью оракулов, но и в судах. На суде клялись именем бога, в частности Амона, и именем фараона.
_____________________________________________________________

Ещё об Оракуле Амона в Сиве:

http://www.maat.ru/news/2004/2004-04-26.shtml

Сива: беседы с Амоном
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Dedal » 07 май 2006, 17:29

В дополнение, вышло хорошее исследование специфики царской власти Египта:

Демидчик А.Е.
Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии.
- СПБ.:Алетейя,2005.- 272с.-(Aegyptiaca.I).
ISBN 5-89329-765-2

В основу монографии, рассчитанной на широкий круг читателей, положены результаты многолетнего исследования. В книге детально рассматривается развитие доктрины древнеегипетской монархии в пору экологического и социально-политического кризиса XXII-XXI вв. до н.э., последовавшего за великолепным полутысячелетием Древнего царства. К удивлению и ужасу египтян, эпоха централизованной государственности, символом которой стали великие пирамиды, сменилась кровавыми междоусобицами, разрушением ирригационнных систем и катастрофическими неурожаями.

В центре внимания автора находятся глубокие перемены этого времени в египетских представлениях о царской власти. К работе прилагается перевод трактата "Поучение (царю) Мерикара" с детальными комментариями.
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1675
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01


Вернуться в Древняя история Крита

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12