Арсен писал(а):Konrad писал(а): замечу, что хоть круть, хоть верть, а летописные сказания не тянут на усобицы ПЕРВЫХ ВРЕМЕН, нешто они первые? И чем они примечательны по сравнению с прочими? Нет, под усобицами первых времен имеется в виду мифологическая самая первая в мире война, своеобразный архетип, по которому происходят войны людей.
Не знаю, кто прав, но точка зрения В.П.Тимофеева иная. Он всё же считает, что летописные сказания ТЯНУТ на усобицы ПЕРВЫХ ВРЕМЁН.
"Первые времена усобицы" - последняя четверть X века, борьба между тремя сыновьями Святослава Игоревича, убитого печенегами на днепровских порогах. Поскольку исторические факты, описанные в "Слове", как правило, находят подтверждение в летописях, сверимся с ними и на сей раз. Глубже 975 года каких-либо сведений о княжеских русских усобицах мы действительно не найдём.
И нет противоречия с хронологическими рамками повествования: от "старого Владимира", Владимира-крестителя, активного участника межкняжеских усобиц ПЕРВЫХ ВРЕМЁН.
Ещё несколько мыслей по поводу
"стараго Владимера" и
"старых времен".
Тут я просто-таки изумлён! Ну почему же нельзя порой принимать слово так, как оно и написано? Ведь отрывок Летописи двух соседних земель (Переяславской и Северской), написанный древнерусским монахом Бояном, включал в себя огромный "кусок" времени, порядка где-то 60 (!) лет.
"Боян бо въщий"... нет, мудрым нельзя стать всего лишь в 30 или даже в 40 лет. А нужно для этого прожить довольно дли-инную жизнь.
И потому словосочетание
"от старого Владимира" следует понимать совершенно буквально - от состарившегося уже Владимира Мономаха, от последних лет его жизни, и до молодого (нынешнего) князя Игоря.
И, вполне вероятно, что не
"почнём же повъсть сию...", а
"потянём же повъстию...".