PoslannikM писал(а):Евгений Беляков писал(а):Нежатина Нива должна быть в полном соответствии с текстом летописи где-то вблизи Чернигова. Но вот есть еще такой вариант. В летописном рассказе Олег бежит с поля боя в Чернигов. Если это так, то почему бы Изяславу не организовать за ним погоню. Где-то в районе Каялы Изяслав догоняет Олега и пытается вступить в бой. В этот момент его убивают (как известно, со спины, вероятно, убийца, посланный вероломным братом). Возникает заминка, когда Олегу удается оторваться от преследователей, и далее он благополучно достигает тмутаракани. Соответственно, везти Изяслава в Киев в Софию на иноходцах пришлось ИМЕННО С КАЯЛЫ.
Почему нет?
Преследовать Олега пришлось бы не менее 5-6 дней... Всеволод с сыном и братом на такое был явно готов. Вероятно, Олег бежал по Залозному пути, его преследовали по пятам и в районе Змиева на реке Мже состоялось еще одно сражение... Итак, Мжа = Каяла? Хотя... Мжа - не половецкая река, а русская. Вот здесь Мжу отождествляют с Сальницей.
Посмотрите эту ссылку, интересно.
http://russia-diplom.com/files/1.pdf
Мжа - это Каяла, Мжа - это Сальница(???) Так можно договориться до того, что любую реку на карте, ткнув наугад в неё пальцем (да хоть Москва-реку), запросто р.Каялой назвать...
Уважаемый PoslannikM, во-первых мне льстит то, что Уважаемый нами В.Беляков ссылается на одну из моих работу, выложенных в сети.
1. Существуют более 40, а возможно и более версий, созданных исследователями. Прежде всего следует уважать труд оппонентов, а лучше всего считать их коллегами по общему делу, а не считать, что их версии сделаны пальцем. Если у вас есть аргументы против отождествления Сальницы с Мжой, то предоставьте их.
2. Вы не задавались ли вопросом, почему такая важнейшая река в жизни русичей, как Мож (Мжа), имеющая пограничное значение не была отражена в летописных источниках? Местные краеведы, исследовавшие районы к ней примыкающие обнаружили много предметов вооружения русских воинов. Начиная от обломков мечей, и наконечников копий и стрел до боевых топоров. На р. Мож без сомнения происходили столкновения с половцами, и неоднократно. Вполне возможно, в летописных источниках могла фигурировать не народная этимология р.Мож, как предполагают получившая "свое название от ираноязычных племен, где "Могла" обозначала "мокрый, холодный туман" (И.Лысенко. Валковская энциклопедия). Если Вы прочли мою работу, то должны были понять, что я считаю реку Каялу СПИ символической рекой, рекой смерти и осуждения. Рядом исследователей под Каялой подразумевалась река Сюурлий. Я предположил, что под рекой Каялой подразумевался ров Салница, совр. Перекопский у г. Валки Харьковской обл., от которого, находящегося в верховьях р. Мож она и получила свое название в древнерусских летописных источниках как река Салница, т.е. в ее этимологии летописных источников отразился ров, как точнейший географический ориентир. Летописцы довольно внимательно относились к названием рек и привязывали районы боевых походов русских дружин именно к этим рекам. Но, стоит учесть и то, что в походе В.Мономаха указана именно река Салница (Мож), а в летописной записи про поход Игоря летописец писал: "поидоша къ Салнице", указывая точное направление похода Игоря, который прежде чем войти в половецкую землю подошел ко рву Салница, который в СПИ известен нам под именем Шеломяни. Мое предположение, что речь может идти о рве, поставило точку в споре относительно грамматического построения фразы, т.к. здесь согласно смысла должен был стоять местный падеж, отвечающий на вопрос где? "смагу людемъ мычючи" а не в чем? "въ пламяне розе". Я предложил читать: "въ пламяне рове" считая, что или была осуществлена ошибка при переписки текста более поздним переписчиком, не вникнувшем в суть фразы, либо буква -В со временем подтерлась, превратившись в -З. Из этого следует, что автор СПИ под Каялой подразумевал именно ров, возможно, здесь отразились представления древнерусского человека об адской реке - рове, в которой горят грешники. Одним из таких произведений является апокриф "Хождение Богородицы по мукам, где встречается именно такое представление об аде: "Си река вся смольна и вълны ея вся огньны". Для полного представления об этом советую прочесть статью В.Л.Виноградовой. О некоторых словах и выражениях в "СПИ", опубликованной в книге СПИ и его время, М., Наука, 1985
Огненная река Каяла, это не река в обычном понимании, это ров, наполненный погибшими воинами.
Посмотрите на построение этой фразы в СПИ по Е.К.:
ПО РУСКОИ ЗЕМЛИ СМАГУ ЛЮДЕМЪ МЫЧЮЧИ
ВЪ ПЛАМЯНЕ РОВЕ ЖЕНЫ РУСКЫЯ ВЪСПЛА
КА ШАСЬАРКУЧИ УЖЕ НАМЪ СВОИХЪ
ПОВЪКА ВЪ ПЛАМЯНЕ РОВЕ Согласно моим уточненным данным рекой Сюурлием стоит считать верхнее течение р.Орчик, до слияния ее с р. Грушеваха. Половецкие вежи располагались на левом берегу, у небольшой реки Куцая, сейчас высохшая балка Куцая. Стоит учесть, что здесь проходил Муравский шлях, известный нам как одна из главных дорог имеющая военное и торговое значение. На то, что кроме Сюурлия была еще одна река, на которой стояли половецкие вежи в свое время указывал М.Т.Гойгел - Сокол, с той лишь разницей, что он определял места битвы русичей с половцами на левобережья Донца.