Zinchenko_tanya » 14 янв 2018, 16:00
Здравствуйте , Лемурий!
« Живая струны…»
«Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли — инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт-Петербурге 22 ноября 2009 года1, обратила внимание коллег на тождество славянского слова «гусля», что значит «струна, тетива, нить» санскритскому — «гу́на», означающему «нить, верёвка, струна». В древнеиндийской натурфилософии слово «гу́на» обозначает не только ряд понятий, связанных с нитью, верёвкой или струной; «гуна» используется как философское понятие. Гу́на — санскритский термин, который в более широком смысле означает «качество, свойство, нить, первооснова, элемент, признак». Это одна из категорий индийской философии санкхья, где описываются три гуны — «нити — элементы», из которых соткана материальная природа:
Саттва-гуна («гуна благости»)
Раджас-гуна («гуна страсти»)
Тамас-гуна («гуна невежества»).
Таким образом, весь материальный мир является сплетением гун, сочетанием их качеств. Мы уже говорили о родстве значений санскритского слова «гуна» и славянского слова «гусля», что значит нить, тетива, струна. В славянской традиции мы не находим прямого упоминания о том, что тварный мир каким-то образом связан с образами нитей и струн. Хотя нам хорошо известны выражения: «нить судьбы», «материя», «завязка событий», «развязка»… Это говорит о том, что подобные представления некогда существовали — тогда, когда формировался язык.»
В народной песне «Там стояло в поле древо» рассказывается, как к особому волшебному дереву собираются князья и бояре, они обсуждают, как срубить древо, и делают из него звончатые гусли.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу»
Там стояло в поле древо,
Там стояло в поле древо,
Тонко, высокое, тонко, высокое.
Подъезжали к этой древе,
Князья да бояре, князья да бояре.
Разрубили эту древу,
Разрубили эту древу,
На четыре части, на четыре части.
________________________________________
Да сделали с этой древы,
Да сделали с этой древы
Гусли звончатые, гусли звончатые.»
и «вещие персты»
В славянских языках остались следы представлений о гуслях как об инструменте, связанном с чудом, волшебством, чародейством:
«Язык немедленно указывает и на ближайший круг значений, соотносимых с гуслями: польск. gusla — «колдовать», guslarz и guslarka — «колдун», «колдунья», луж. gusslowasch — «языческий обряд, жертва, колдовать», gusslowar — «колдун», сюда же примыкает и литовское goslus — «чародейство».
Под гусли исполнялись «старины» — песни исторического содержания, воскрешавшие в памяти современников древние предания воинских дружин. «они же сами княземъ славу рокотаху»
Ещё одной важной функцией гуслей, на наш взгляд, была игра при исполнении псалмов и духовных стихов. Не случайно иерусалимские «тонцы» (или «струны натянутые от Иерусалима») упоминаются во множестве былин именно в качестве религиозного жанра и именно в связи с богатырями. Можно считать, что гусли были также инструментом для молитвы. воин находится в согласии с законом мироздания, установленным Богом, и поэтому становится непобедимым. Причем прослеживается некоторое сословное предпочтение к типам гуслей: есть основание предполагать, что воины были более склонны к лёгким и компактным крыловидным, а духовенство (и это несомненно) предпочитало многострунные «шлемовидные» гусли, наиболее близкие к библейской псалтыри, которые в народе так и называли — «поповские гусли». Итак, в среде воинов и духовенства гусли получили некое особое признание… Знаменитые пророки, например Елисей, прибегали к услугам музыканта, чтобы исполниться Божьего Духа перед речением пророчеств (см. 4 Цар. 3, 15). Царь Давид не только пел духовные стихи под аккомпанемент гуслей, но своей игрой на них даже изгонял из Саула злого духа (1 Цар. 16, 23).
В «Откровении» Спаситель показывает святому Иоанну видение:
«1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; иуслышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих..
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред ЧЕТЫРЬМЯ ЖИВОТНЫМИ и старцами…
«Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему». Святые отцы говорят, что такое созерцательное служение Богу через ум является образом самой псалтири. Не случайно этот инструмент имеет десять струн: естественно, ум восполняется до состояния созерцания только через исполнение десяти заповедей Закона Божия, и в нашем псалме это подчеркивается особо.» (Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.)
« Греческое слово «псалтирь» означает музыкальный инструмент с 10 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») — духовная песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири
На смену дохристианским представлениям о мире и месте человека в нём пришли представления христианские. И гусли, бывшие некогда инструментом языческих мудрецов и поэтов, зазвучали словами Евангелия и Новозаветными историям. Когда славянские духовные искания возвысились до принятия Православной веры и когда вера была принята, гусли, как инструмент философско-религиозный, продолжали использоваться в духовной практике, выполняя ту же функцию, что и прежде, но наполнив ее новым духовным содержанием. Эта устойчивость культурной роли гуслей и признание их христианским духовенством в качестве угодного Богу инструмента показательна и удивительна. Образ боговдохновенного певца царя Давида заменил древний и забытый образ дохристианского «Великого Гусляра», культурного героя и соучастника творения, а, может, даже и самого Творца Мира.»
(Григорий Николаевич Базлов
Русские гусли. История и мифология. )
«Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех».
(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)
Татьяна