краевед » 15 янв 2018, 01:04
О Курской битве я знаю из рассказов ее очевидцев из военных мемуаров и помню их. Так и Боян даже если и не был непосредственным участником усобиц, то мог о них знать из рассказов очевидцев и помнить эти рассказы. Вопрос только от кого он мог их почерпнуть ? Не от своих ли предков, таких же сказителей, возможно даже и от своей мамы. Налицо намек, что речь может ити о целой династии древнерусских поэтов.
Боян был поэтом и писал об событиях "первыхъ временъ усобицы" свои речи. Автор так и говорит, что творчество Бояна являло собой образец мудрости, сумевшего скрывать в своих, на первый взгляд хвалебных песнях скрытую хулу. Автор "Слова" раскрывает смысл творчества Бояна, приводя одну из его припевок фактически раскрывая замысел Бояна, иронизурующего над Всеславом, где, видимо, под хвалебным произведением скрыт иной смысл.
Что же Вы, цитируя мое высказывание, где я привел цитату из Ип.л. о пагубе усобиц, написали ее не полностью, выбросив из нее одну из ключевых фраз? Придется ее повторить, т.к. летописец как христианин неприемлит усобиц. т.к. они: "по дьявола наученьи и бесованию глаголяше...". А ведь глаголить, это и есть говорить речи, т.е. усобицы - это глас дьявола, сеющего розбрат среди князей. И в этом случае фраза "Слова": "помняшетъ бо речь первыхъ временъ усобицы" предстает как имеющая двойное звучание, ее можно истолковать по разному - и как просто речи - рассказы о первых временах усобицы, и как упоминание об "Рhче" - нечистого духа, дьявола глаголющего речи, которые вносят распри среди князей. В том и прелесть "Слова", что под час сказанная фраза автором может носить двойной, а то и тройной смысл, затемняя стих, чтобы было непонятно, что на самом деле подразумевал автор.
В том то и дело, что не только я задумывался о смысле фразы о первых временах усобиц. Ее истинный смысл не давал покоя и исследователям "Слова" более крупного ранга, и среди них Виктор Андреевич Кожевников, литературовед с мировым именем. высказавший подобную моей мысль, но более профессионально, что в этой фразе может быть под словом "рhчь" скрываться намек на "нечистого духа, дьявола" своими речами вносящего розбрат среди князей. А сейчас, что не так?