Театральные журналы в 1928-1941 годах
В начале 1930-х годов для Советского театра наступили новые времена. Прежде всего, прекратилась ярко выраженная борьба театральных стилей. На протяжении 1930-х годов закрывались экспериментальные студии и театры, обладавшие ярко выраженной свободой в выборе режиссерских и актерских методов. В 1936 закрыт МХАТ 2-й, в 1938 – Театр им. Мейерхольда. Сам Мейерхольд арестован (1939) и затем убит (1940). Камерный театр был обескровлен слиянием с Реалистическим театром (1938), Театр рабочей молодежи (ТРАМ) был объединен со Студией Рубена Симонова (1937), Театр им. Ермоловой – со Студией Хмелева (1937). Театр-студия Ю.А. Завадского была переведена в Ростов-на-Дону (1936-1940), что, несомненно, спасло ее от дальнейших репрессий. Исчезли Театр ВЦСПС, Историко-революционный, московский Мюзик-холл, Ленсовета и др.
«Стабилизация стилей» совершалась под руководством правительственных распоряжений. 7 октября 1930 года вышло постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела», в котором говорилось, что «существующая практика театральной работы должна быть решительно изменена. Театры должны направить свою работу в первую очередь на наиболее полное обслуживание рабочих районов в городах и промышленных центрах, а также обобществленного сектора сельского хозяйства» [25]. В последующих пунктах постановления говорилось об открытии новых театров в отдаленных районах страны, о регулярных перебросках ведущих коллективов из столицы в регионы, о подготовке театральных кадров в провинции и т.д. Вследствие этого число театров в СССР продолжало расти. К сезону 1933/1934 в стране существовало 587 театра, а в 1940 превысило 1000. Однако в них не было уже творческой индивидуальности, характерной для 1920-х годов. Появившиеся театры стали театрами новой формации, частью идеологической системы советского строя. Но при этом они стремились охватить максимально широкую аудиторию. В Москве появились Индо-ромэнский театр-студия (1931), оперно-драматическая студия К.С. Станиславского (1935), Центральный театр Красной армии (1929), Театр им. МГСПС (1929), Центральный театр кукол (1931); в Ленинграде – Новый театр (1933), Театр им. Ленинского комсомола (1936) и др. Создается сеть Театров юного зрителя в регионах, в первую очередь, в промышленных и рабочих регионах страны (Свердловске, Самаре, Новосибирске, Туле, Иваново-Вознесенске). Появляются детские театры и в деревне. Например, ленинградские артисты в 1930 году организовали Первый пионерский колхозный театр.
В начале 1930-х годов в театре утверждается социалистический реализм. Борьбой с веяниями в искусстве, противоречащими этому направлению, активно занимается центральная печать. «Правда» публикует передовые статьи «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» и т.п. Выходит постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», имевшее целью утвердить новые правила в драматургии. В частности, ЦК ВКП (б) постановил:
«1) Ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусств» [26].
В основу соцреализма были положены идейное единство, народность, социальный оптимизм.
Прошедшая в середине 1930-х годов на страницах печати дискуссия о формализме утвердила культ общедоступности, понятности, простоты. Поощрялись постановки, в которых акцентировалось внимание на борьбе с «царизмом». Однако это повлекло к многочисленным переделкам русской классики, они были характерны для периферийных театров и подчас отличались нелепостью.
Упрощение в театральном искусстве привело к негативным последствиям. Театральной критикой были затравлены В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.С. Курбас, А.В. Ахметели и др. Утверждалось неграмотное представление, будто реализм – это искусство бытового правдоподобия. Режиссеры акцентируют внимание на бытописании, в качестве единственного образца для подражания утверждается творческая манера МХАТа, что приводит к ослаблению творческих поисков. Подражая внешним мхатовским чертам, театры нивелируют собственное искусство.
«Все чаще начинают раздаваться голоса, требующие вернуть театру утраченную театральность, – отмечал один из основоположников советского театроведения Б.В. Алперс, – зрелищную пышность, внешнюю занимательность. Шаблон, установившийся в ряде спектаклей за последнее время, с каждой новой премьерой ощущается все резче. Сильнее всего он сказывается на постановках так называемых производственных пьес» [27]. Подобных критических откликов в театральной критике начала 1930-х годов становилось все меньше, однако им на смену приходили иные дискуссии. Например, редакция журнала «Современный театр» (1927–1929, издание Наркомпроса) в течение двух с половиной месяцев вела дискуссию о том, каким рабкоры и театральные деятели видят искусство. Итоги этой дискуссии публиковались в материале «Так что же нам нужно от будущего сезона?».
По мнению читателей, советский театр должен показывать «пафос социалистического строительства, развернутое в гигантских масштабах созидательное творчество пролетариата – хозяина своей страны» [28].
Среди тезисов, прозвучавших на диспуте, был такой: «Рабкоры дружно ратуют за сохранение в нашем репертуаре классиков, но предлагают отбирать пьесы обдуманно, а главное, с таким расчетом, чтобы через показ классической пьесы обнаруживались отрицательные, отталкивающие стороны старого мира» [29].
Однако редакция это мнение не разделяла: «Общая погоня за классиками не может быть продиктована сколько-нибудь серьезными идейными соображениями или, наконец, художественной потребностью самих театров. Увлечение классиками в такую эпоху и в таких дозах советская театральная общественность должна подвергнуть самой жесткой критике» [30]. Журнал не был голословен и, доказывая, что театр ставит мало советских пьес, приводил статистику: в 1929 году на московских сценах шло «всего восемь спектаклей против 20 классиков и пяти исторических пьес».
Передовые статьи «Современный театр» публиковал в каждом номере, такую же традицию пытались соблюдать и другие журналы: «Новости искусства» (1937–1938), «Театральная декада» (1934–1937), «Рабочий и театр» (1924–1937), «Театральная неделя» (1940), «Горьковские театры» (Горький, 1937–1938) и т.д.
Один из номеров «Театральной декады» открывался передовой статьей, посвященной XVII съезду ВКП (б). «Работа театров становится особенно ответственной, – отмечалось в публикации. – Задача обслуживания новых кадров зрителя связана с огромной воспитательной работой. Перед театрами – зритель, который пришел из фабричных цехов, из шахт Метростроя, из трамвайных депо. Этот зритель требует и нового освещения классических произведений драматургии и высокого качества тех постановок, которые разрабатывают сегодняшние темы» [31].
Для этой группы зрителей в начале 1930-х годов был создан массовый театральный журнал. Необходимость в создании такого журнала была очевидна: театр стал пропагандистом советского образа жизни, спектакли игрались не только в крупных городах, но и устраивались выезды в села, колхозы; поменялась социальная среда зрителей.
В отличие от театральных рубрик в газетах, стремящихся популярно объяснить существо сложных театральных процессов, массовый журнал был полноценным органом определенной категории читателей, вел среди них организационную и пропагандистскую работу, направленную на воспитание театрального вкуса у рабочих, инженеров, студентов.
При Союзе работников искусств (Рабис) издавались журналы «Рабис – красному бойцу» (Запорожье, 1929), «Рабис – фронту» (Симбирск, 1920), «Работник искусства» (Иркутск, 1923) и т.п. Московский губернский совет профессиональных союзов (МГСПС) занимался выпуском журнала «Рабочий зритель» (1923–1925), Ленинградский губернский совет профессиональных союзов (ЛГСПС) выпускал журнал «Рабочий и театр» (1924–1937). Предназначенные для широкого круга рабочих, эти два журнала вели пропаганду среди своих читателей: призывали к укреплению Советской власти, организовали театральное обучение рабочих, проводили культурно–просветительскую и атеистическую пропаганду. В журналах освещались вопросы международного рабочего движения, профсоюзной жизни, театральных задач страны, библиография. Особое внимание уделялось созданию рабочих, крестьянских и комсомольских театров.
Журналы, имеющие черты массовых изданий, печатались не только центральными, но и местными органами. Так, Дальневосточный горком ВЛКСМ и Президиум Дальневосточного ТРАМа издавали журнал «За ТРАМ» (Владивосток, 1931). Орган ячейки ВКП (б), месткома и худсовета Вятского Управления зрелищными предприятиями с января 1933 года начал издавать журнал «Теа–фронт». Также к первым массовым журналам относятся: «За агитпропбригаду и ТРАМ» (1931–1932), орган МОСПС и ЦС ТРАМов, «За пролетарский театр» (Киев, 1931), орган подгруппы, дирекции, месткома Худполитпросвета Гостеатра русской драмы, «Интернациональный рабочий театр» (1931) и другие.
Массовые журналы
В 1937 году в Москве был организован массовый журнал «Новости искусства», орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР. Журнал уделял основное место публикациям о театре. Печатались популярные статьи о готовящихся постановках в ведущих театрах страны, творческие портреты актеров, разбирались спектакли; часто появлялись репортажи о работе гримеров, машинистов сцены, парикмахеров, костюмеров. Журнал говорил с читателем языком пропаганды, допуская преувеличения относительно театров старого времени: «С пяти утра до поздней ночи не покладая рук трудились в царское время театральные рабочие, готовя допотопную машинерию. А когда не хватало собственных сил, за шкалик водки нанимали помощников на Хитровом рынке. <…> А теперь в третьем акте “Спящей красавицы” в течение сорока пяти секунд заколдованный лес превращается во дворец с лестницами, переходами, сложной меблировкой. Это “чудо” – результат не только действия машин, но и специальной сноровки, находчивости и выучки театральных рабочих» [32].
«Журнал “Новости искусства” ставит своей задачей ознакомление трудящихся масс с наиболее значительными фактами и событиями в искусстве, – говорилось в программной статье. – Для читателя, живущего на периферии, огромное значение имеет ознакомление с наиболее важными явлениями в жизни и искусства, происходящими в Москве, столицах союзных республик и других центрах художественной культуры нашей страны»[33]. Эта программа выполнялась четко, но журнал просуществовал недолго – до 1938 года.
Долгожителем среди массовых журналов является «Рабочий и театр» (1924–1937). В первые годы своего существования это был информационный тип издания с чертами массового, к середине 1930-х годов ориентация на массовость в «Рабочем и театре» проявляется более четко, когда журнал становится Органом массового отдела Ленсовета. Целевой аудиторией журнала являлись молодые деятели театра – участники клубной, рабочей самодеятельности. Журнал играл роль своеобразного путеводителя в мире театра: разъяснял существо сложных процессов, рассматривал творческие методы крупнейших артистов и режиссеров, в рубрике «Библиография» сообщал о выходе новых книг, уделял внимание истории театра. В публикациях часто говорилось о сотворчестве профессиональных артистов и рабочих: «Государственный академический театр драмы руководит рабочей самодеятельностью заводов имени Ленина, ткацкопрядильного комбината и завода “Большевик”» [34].
Редакция «Рабочего и театра» проводила дискуссии по творческим вопросам, одна из них посвящалась дальнейшему развитию журнала. Заметно стремление редакции сделать издание одним из ведущих органов театральной печати. К участию в дискуссии приглашались театроведы, преподаватели театральных вузов, известные артисты и т.д. Так, профессора (историки театра) А.А. Гвоздев и С.С. Мокульский выдвигали в своих выступлениях вопрос «о необходимости не ограничиваться освещением в журнале только работы ленинградских театров. Освещение наиболее значительных событий в жизни московских театров имело бы большое значение и для журнала и для театральной общественности Ленинграда» (Там же). По мнению заслуженного деятеля искусств Б.М. Сушкевича, журнал «должен перейти от освещения премьерных спектаклей, как главной задачи – к освещению узловых вопросов театра. К числу этих вопросов Б.М. относит репертуарные планы театра. Репертуар театра – это его творческая программа» [35].
Дискуссии имели вес, к высказанным мнениям прислушивались: журнал несколько раз менял внешний облик. В 1930 году это было 16-страничное издание тетрадного формата, имевшее приложение – репертуарно–программный справочник «Ленинградские театры». Отметим, что репертуарный справочник также старался охватить максимальное число зритель, о чем говорилось в объявлении: «В целях более полного обслуживании широких зрительных масс, редакция репертуарно–программного справочника “Ленинградские театры” просит всех администраторов и заведующих театрами, клубами, домами культуры и садами сообщать программы спектаклей, эстрадных выступлений, концертов и т. для бесплатного помещения в справочнике <…>» [36].
К 1935 году «Рабочий и театр» расширил свой формат до 25 страниц, более разнообразной стала тематика публикаций. Но если в 1930 году журнал издавался каждые 5 дней, то с 1935 года – раз в две недели. В конце 1936 года журнал перешел в ведение ленинградского отдела издательства «Искусство» [37] и с начала 1937 года полностью поменял концепцию, став театрально-практическим органом печати.
Среди театральной периодики были издания, которые занимали в системе печати пограничное место между информационными и массовыми изданиями. Они обращались к широкой аудитории, но назвать их специальными массовыми изданиями нельзя, т. к. читателем их мог стать всякий любознательный человек, интересующийся театром.
Одним из таких изданий является «Тульский зритель» (1928–1930), журнал-либретто Тульского Губотдела Народного образования. С №7 – Журнал Управления зрелищными предприятиями г. Тулы.
«Искусство должно принадлежать трудящимся, – говорилось в редакционной статье, – <…>Искусство по самой природе своей массовое; оно воздействует на массы, организует чувство, волю масс, возбуждает к действию массы <…>». Задача «Тульского зрителя» заключалась в том, чтобы «перебросить мостик от экрана, сцены, арены, эстрады к зрителю», привлечь его внимание к театру, «поднять художественно-зрелищную работу на должную высоту» [38].
Издателями журнала был намечен круг вопросов, решением которых должен заниматься «Тульский зритель». Главными среди них было «служение искусства запросам и чаяниям народа» [39], воспитание грамотного зрителя.
Главным редактором журнала был председатель художественно-политического совета Городского театра В.И. Александров. У редакции не было постоянного авторского состава, печатались преимущественно материалы внештатных корреспондентов: местных журналистов, театральных деятелей, поэтов, художников и т.д. С рассуждениями о целях и задачах нового, советского, театра выступал на страницах издания режиссер И.А. Ростовцев; со статьями о киноискусстве – Н.М. Александров, впоследствии известный советский журналист, доктор исторических наук.
Неизменной составляющей «Тульского зрителя» являлись «программы-либретто». Помимо перечисления действующих лиц и исполнителей в них давалось краткое содержание спектакля, объяснялись постановочные задачи, его идейный смысл, что не было характерно для дореволюционной периодики.
Как пишет Л.Н. Галаничева, «каждая премьера [в Туле] заканчивалась зрительской конференцией, где сталкивались различные мнения и взгляды на театральное искусство. В фойе театра появились книга отзывов и призыв: “Товарищи зрители! Пишите нам о своих впечатлениях от просмотренных спектаклей. Ваши отзывы помогут театру улучшить его работу”. Самые интересные из этих отзывов публиковались на страницах “Тульского зрителя” под рубрикой “Голос зрителя”. Театральный коллектив внимательно прислушивался к мнению своей основной публики – “рабочего организованного зрителя”»[40].
Со страниц журнал неоднократно звучали призывы создать в городе рабочий театр, в постановках которого принимали бы участие работники заводов, фабрик и мастерских. Эти призывы были услышаны, когда в 1929 г. в Туле появился Театр Рабочей Молодежи. В 1930 году журнал был закрыт, оставив заметный след в театральной журналистике провинции. К тому моменту «в журнале нашли место 265 рабкоровских заметок (не считая статей квалифицированных литработников) и 148 иллюстраций, когда вокруг него сплотилось ядро сотрудников, рабкоров и художников, когда по рукам читателя разошлись 31000 экземпляров “Тульского зрителя” и когда выход каждого номера ожидается читательской массой с нетерпением» [41].
Массовый театральный журнал в большей мере, чем журналы других типов уделял внимание теарабкоровскому движению (Впервые теарабкоровское движение заявило о себе в конце 1920-х гг. на страницах газеты «Рабочая Москва»). Откликам на спектакли, написанным дилетантами, любителями из числа зрителей, уделялось до 50% объема журнала. Большая часть теарабкоров состояла из студентов, служащих, а то и вовсе нигде не работающих молодых людей, прежде всего горячих поклонников Театра имени Вс. Мейерхольда» [42]. Цель рабкоровского движения заключалась не в том, чтобы выдвигать профессиональных критиков, а в том, что рабкоры должны были «освещать театральную жизнь так же, как они освещают жизнь фабрик и заводов», – отмечает Дмитриев, ссылаясь на доклад А.Р. Орлинского, редактора журнала «Современный театр» (М., 1927-1929).
В 1938 году издание журналов, имеющих черты массовых, прекращается за исключением театральных программ Москвы и Ленинграда. Первый массовый театральный журнал появился двадцать лет спустя – в 1958 году, когда Министерство культуры РСФСР, Всероссийское театральное общество и Союза писателей РСФСР начинают издание совместного органа – «Театральная жизнь».
Перед войной
Отдельную группу журналов в 1930-е годы представляла собой периодика театрально-практического типа. К ней относились такие крупные издания: «Советский театр» (1930–1933), общественно-политический журнал по вопросам театра; «Советский театр» (1935–1936), орган управления театрами Наркомпроса и ЦК Рабис; «Театр и драматургия» (1933–1936), орган Союза советских писателей СССР; «Рабочий и театр» (1937), орган Управления по делам искусств при Ленсовете; «Бюллетень Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР» (1936–1940); «Театральная неделя» (1940), орган Главного Управления театров Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР и др.
«Советский театр» издавался в Москве. Структура журнала существенно не менялась. Каждый номер открывался передовыми статьями, авторами которых выступали видные идеологи-критики: А.В. Луначарский, О. Литовский, А.Н. Афиногенов (он же редактор журнала), П. Марков и др. Многие из них входили в редколлегию издания.
Задачи журнала были объявлены с пафосом: «Вооружить пролетарский культактив для борьбы за подлинно советский, классовый театр, за социалистическую реконструкцию театра путем разработки основных вопросов театральной культуры и классовой театральной политики, для борьбы с аполитичностью и оппортунизмом в театре, с идеалистическими и механическими теориями, за диалектический метод в театре» [43]. Таким же пафосом были пропитаны и журнальные материалы. «Главная и боевая задача нашей драматургии – показать классового врага внутри колхоза, раскрыть в значительно художественных образах процессы перестройки индивидуально-собственнической природы и психики колхозника, показать новое отношение к коллективному труду, показать противоречия между индивидуальным бытом и обобществленным производством» [44], – такая стилистика характерна для большинства статей «Советского театра», написанных языком митинговых выступлений и агитационных лекций. В публикациях много призывов, рекомендаций к действию. Редколлегия считала своим долгом публиковать на первых страницах журнала и материалы, разъясняющие методику, основные задачи театрального искусства. Так, в 1933 г. Луначарский печатает свой программный доклад «Социалистический реализм», в котором заявляет, что «наше искусство не может быть ни чем иным, как силой, оказывающей огромное влияние на общий ход борьбы и строительства» [45].
При подробном рассмотрении тематика публикаций четко делилась на четыре части и состояла из материалов, обращенных к теории и практике театра; из критических разборов; исторической части (воспоминания, дневники) и биографической.
В качестве теоретических публикаций печатались передовые статьи, в которых перед деятелями сцены ставились конкретные творческие цели. Передовые статьи могли подкрепляться публикациями, в которых приводились конкретные рекомендации к действию, либо подробные документы, утверждавшие новое направление в развитии театральной деятельности.
«Советский театр» был изданием противоречивым и не отражал объективно театральный процесс. Ответственный редактор журнала драматург А.Н. Афиногенов являлся одновременно одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). В своих работах он проявлял большой интерес к творческому методу К.С. Станиславского и Художественного театра, часто цитировал книгу «Моя жизнь в искусстве», опирался на некоторые ее положения. Однако рапповские шоры не дали ему возможности оценить систему Станиславского по достоинству и понять ее значение для дальнейшего развития театра. На страницах журнала резкую характеристику получил метод Станиславского в публикации «О задачах РАПП на театральном фронте», больше известном под названием «Театральный документ РАПП». Здесь система Станиславского квалифицировалась как идеалистическая и метафизическая. В этом же документе давалась тенденциозная оценка состояния театроведения: «Главные буржуазно-идеалистические течения в науке о театре идут по двум направлениям. Или явления театра рассматриваются с точки зрения их самодовлеющей ценности вне всякой связи с конкретной исторической действительностью <…>, что ведет к буржуазному эстетизму и формализму <…>. Или явления театра рассматриваются как вытекающие непосредственно из экономического базиса <…>, что ведет к вульгарному извращению марксизма <…>»[46].
В критической части печатались рецензии на театральные постановки, предлагался разбор спектаклей ведущих театров страны. Основным жанром театральной журналистики в этот период становится рецензия, которая не только оценивала достоинства и недостатки спектакля, но и навязывала ориентиры каждому театру. «Тупик, в который зашел МХАТ в «Мертвых душах», – писал в своем обзоре критик Ю. Либединский, – несомненно, есть попытка вернуться от больших художественных достижений, которые развернул этот театр на богатейшем материале советском драматургии <…>, к своему прошлому, к буржуазному реализму. Результаты этого налицо. Мы имеем плохой натуралистический спектакль и, как друзья МХАТ, должны сказать, что всякие попытки к такого рода реставрации никуда не приведут, кроме упадка театра ».
Со свойственной РАППу безапелляционностью и наклеиванием классовых ярлыков ошибочно отмечались и другие тенденции в развитии театра: журнал уделял деятельности РАППа много внимания. Однако эта деятельность вела к культивированию кружковой замкнутости и к отрыву от политических задач современности. В апреле 1932 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое упраздняло РАПП с целью объединить советских писателей и журналистов в единую творческую группу. Закрывались клубы, литературные сообщества, прошла реорганизация и театральной периодики.. Это привело и к скорому закрытию «Советского театра» в начале 1933 года.
Другим ведущим театрально–практическим журналом являлся «Театр и драматургия» (1933–1936), на базе которого в 1937 году был создан «Театр». «Театр и драматургия» отличался от своего предшественника. Если «Советский театр» перед деятелями сцены обозначал цели и задачи, утверждал новые направления в развитии театральной деятельности, то «Театр и драматургия» стремился извлечь уроки из театральных опытов. Журнал оценивал наследие театральной литературы, стремился научить зрителя понимать классические произведения, а работников театра – находить в них актуальность. То есть издание стало своего рода методическим пособием. На его страницах публиковались работы видных театроведов: М. Загорский «Пушкин и театр»; А. Гвоздев «Сценическая история Шекспира на Западе»; Б. Нейман «Диалог в драматургии Горького»; Г. Белицкий «С. Мерсье – театральный теоретик XVIII века»; П. Рулин «Гоголь о театре» и т.п.
Помимо исторических материалов основное место в журнале занимали публикации о теории актерской игры и методов режиссуры. Своим опытом делились выдающиеся деятели сцены: В. Сахновский, Е. Корчагина-Александровская, С. Гиацинтова, С. Розенталь, М. Горелик, Дж.Г. Лоунсон (его статьи переводились для журнала) и др. Журнал таким образом отражал одну из тенденций Советского театроведения 1930-х годов: в тот период началось широкое издание мемуаров и воспоминаний театральных деятелей, старейших русских актеров. При неизбежной субъективности и точности в отображении театральной жизни эти материалы несомненно обогатили номера «Театра и драматургии» многими новыми сведениями и фактами, и ссылки на них можно найти во множестве трудов по истории театра.
Критические материалы, обзоры постановок и рецензии занимали последние страницы издания под рубриками «По сценам советской страны» и «Театральный СССР». Качество печати позволяло публиковать на вкладках снимки ведущих артистов, драматургов и сцены из спектаклей.
На страницах журнала регулярно печатались пьесы как советских, так и зарубежных авторов. Произведения для публикации отбирали видные драматурги, входившие в состав редколлегии журнала, – А.Н. Афиногенов (гл. редактор), В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин [47] и др. Пьесы, как правило, выбирались небольшого объема (журнал не мог уделить им много места, поскольку каждый номер содержал 30–32 стр.). В «Театре и драматургии» печатались пьесы А. Арбузова «Дальняя дорога»; В. Катаева, И. Ильфа и Е. Петрова «Богатая невеста»; М. Берестинского «На восток»; Е. Лундберга «Трое у окна» и др. В 1930-е годы театроведение тесно сближается с театральной практикой, стремясь помочь ей. Такое сближение началось прежде всего со страниц «Театра и драматургии».
Интересно, что в 1930-е годы Советская власть обязала все ведущие театры страны выпускать собственную прессу – так называемые внутритеатральные издания. В их числе: «Габтовец» (1933), орган ячейки ВКП (б) и месткома ГАБТ СССР, «Малый театр» (1935–1940), орган парткома, дирекции и месткома Государственного академического Малого театра; «Вахтанговец» (1936–1940), орган парткома, дирекции, месткома и комитета ВЛКСМ Государственного театра им. Евг. Вахтангова; «МХТ 2», ежемесячная газета парторганизации и месткома театра; «Стройка ЦТКА» (1934), орган политотдела строительства Центрального театра Красной армии и другие.
Таким образом вторая половина 1930-х годов для театральной журналистики явилась периодом предвоенного расцвета. Складывается система театральной печати; появляются журналы, адресованные каждому виду сценического творчества; отмирают мелкие издания, массово возникшие в 1920-е годы.
Борьба за сохранение театральных традиций сменяется лозунгом о революции в искусстве: приветствуется театральное новаторство, осуждается камерность и т.н. «пережитки буржуазного наследия». Получают распространение типы изданий, в которых учитывается опыт предшествующих поколений (журналы «Театр», «Театр и драматургия», «Советский театр» и др.). Вероятно, что в последующие годы развитие театральной периодики проходило бы еще интенсивней, однако этот процесс был прерван Великой Отечественной войной.
Источники
1. [Без подписи]. Реквизиция Теляковского // Артистический мир. – 1917. – №37. – С. 11.
2. Временные правила по наблюдению за театрами и прочими разного рода сценическими предприятиями и зрелищами в г. Москве // Театральная газета. – 1917. – №13-14. – С. 7.
3. Кугель А.Р. Революция и свобода театра // Театр и искусство. – 1917. – №10-11. – С. 188.
4. Кугель А.Р. Указ. соч. С. 189.
5. Постановление СНК СССР Об улучшении театрального дела. – М., 1930. – С. 12.
6. Кугель А.Р. [От редакции] // «Театр и Искусство», 1917, № 23, с. 398-399.
7. Там же.
Устав профессионального союза петроградских сценических деятелей // Рампа и жизнь. – 1917. – №16. – С. 5.
7. [Без подписи]. Хроника // Новая петроградская газета. – 1918. – 16 янв. – С. 4.
8. Плетнев Б. [Алперс Б.В.]. Современный актер и критик // Театральный курьер, 1919, №24.
9. Золотоносов М.А. Советские театральные критики о проблеме направлений в сценическом искусстве // Театральная критика 1917–1927 годов: Сб. научн. трудов. – Л., 1987. – С. 151.
10. Цвибельфиш [Псевдоним не раскрыт]. Быт за неделю // Рампа. – 1924. – №6-19. – С. 10.
11. Театр[альный] отдел НКП // Вестник театра. – 1919. – №1. – С. 3.
12. Там же.
13. Cм., например: Вестник театра. – 1920. – №66; Вестник театра. – 1920. – №67.
14. Аркин Д. Познание театра // Вестник театра. – 1920. – №60. – С. 3-7.
15. Декларация Вс. Мейерхольда // Вестник театра. – 1920. – №71. – С. 2.
16. Цит. по: Мухранели И.Л. Из истории советских… // Мухранели И.Л. Из истории советских театральных журналов (1918-1923) // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика, – М., 1971, – №4 – С. 42.
17. [Без подписи]. Театральный кризис // Жизнь искусства. – 1923. – №2. – С. 2.
18. Там же.
19. [Без подписи]. Больше гласности // Жизнь искусства. – 1923. – №6. – С. 2.
20. Женитьба Фигаро // Театр и зрелища. – 1924. – №3. – С. 10.
21. Тихонович В. Новые вехи эконом-работы // Рабис. – 1927. – №4. – С. 1.
22. Бескин Э. Революция и театр: 1. «Мистерия-буфф» Маяковского // Вестник работников искусств. – 1921. – №7-9. – С. 30.
23. Садко. [Блюм В.И.]. Театр РСФСР Первый: «Мистерия-буфф» // Вестник театра. – 1921. – №91-92. – С. 10–11.
24. Эрманс В. Теория Станиславского и «практика» Чехова. О «Ревизоре» // Новый зритель. – 1924. – №39. – С 12.
25. Постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» // Советский театр. – 1930. – №13-16. – С. 6.
26. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» // Правда. – 1932. – 24 апр.
27. Алперс Б.В. «Разбег» в Театре Красной Пресни (бывший Реалистический) // Советский театр. – 1932. – №5. – С. 23.
28. Без подписи]. Так что же нам нужно от будущего сезона? // Современный театр. – 1929. – №№22–23. – С. 342.
29. Там же. С. 342.
30. [Без подписи]. На пороге сезона // Современный театр. – 1929. – №37. – С. 486.
31. [Без подписи]. Привет делегатам XVII съезда ВКП (б)! // Театральная декада. – 1934. – №3. – С. 1.
32. [Без подписи]. Машинист Петрянчиков // Новости искусства. – 1937. – №3. – С. 2.
33. [Без подписи]. От редакции // Новости искусства. – 1937. – №1. – С. 1.
34. [Без подписи]. Ленинградские театры в майские дни // Рабочий и театр. – 1936. – №8. – С. 24.
35. Б.И. [Борис Иоффе]. Мастера театра, критики, искусствоведы в редакции журнала // Рабочий и театр. – 1935. – №4. – С. 25.
36. Ленинградские театры. – 1930. – № 45. – С. 2.
37. См.: Рабочий и театр. – 1936. – №19.
38. [Без подписи]. От редакции // Тульский зритель. – 1928. – №1. – С. 1.
39. Там же. С.2
40. Галаничева Л.Н. Журнал «Тульский зритель» //
http://www.tounb.tula.net/Tula/Istochnik/istoshnik6.htm41. Лапо И. Журнал «Тульский зритель» перед судом читателей. (Итоги анкетного обследования) // Тульский зритель. – 1928. – № 5. – С. 1–2.
42. Дмитриев Ю. Это было… было… // Театр. – 1991. – №10. – С. 108.
43. «Советский театр». Задачи журнала // Советский театр. – 1931. – №12. – Обложка.
44. Литовский О. Почетная и ответственная задача // Советский театр. – 1933. – №2–3. – С. 1.
45. Луначарский А. Социалистический реализм // Советский театр. – 1933. – №2–3. – С. 3.
46. [Без подписи]. О задачах РАПП на театральном фронте // Советский театр. – 1931. – №10/11. – С. 15.
47. Подлинная фамилия драматурга – Н.Ф. Стукалов. В ходе работы над этой публикацией в донской газете «Жизнь» (1919) обнаружены его ранние антибольшевистские публикации «Красные на красных», «Шкурницы», «Записки с фронта» и др., подписанные псевдонимом «Ник.Нинский» с расшифровкой в скобках «Н.Ф. Стукалов». Погодин – автор театральной Ленинианы – ни разу не помянул о своем антибольшевистском эпизоде и уверявший, что впервые взялся за перо в 1920 г. в газете «Советский юг». Этот эпизод жизни Погодина прежде не изучался театроведами и представляет богатую почву для исследования.