Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 09 июн 2018, 18:37

- Автор СПИ недолюбливала показуху попов. Так-то, если кто реально с Богом, то душу свою на всеобщее посмешище не выставляют. И то же самое мы видим и сегодня в среде образованных людей.

Собственно это единственный аргумент в пользу 18-го века. Начиная с 18-го века в образованном обществе устанавливается мнение, что в не религиозных книгах обращаться к Библии по любому поводу - это не культурно.
Конечно мы можем предположить, что 12-ом веке некий поэт думал также. Но ... Всякий автор стремится завоевать симпатию своих читателей, отвечать их интересам. Нет сведений, что обществе 12-го века существовали подобные умонастроения. Кроме того СПИ призывает противостоять половцам, и переводить это противостояние в религиозную плоскость было политически выгодно.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1014
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 09 июн 2018, 23:28

corvin писал(а):Начиная с 18-го века в образованном обществе устанавливается мнение, что в не религиозных книгах обращаться к Библии по любому поводу - это не культурно.
- "поминать в суе" не в 18-м веке установилось. Мысль эту Вашу очень продуктивную предложу направить на тот факт, что Бог и заступники в СПИ должны быть упомянуты в тех случаях когда это связано, условно говоря, с русскими победами. Вот Бог указывает Игорю путь и Игорь удачно бежит из плена. А в поход он шёл по зову Славы, которая "Бориса Вяч. на судъ приведе"......
corvin писал(а):СПИ призывает противостоять половцам, и переводить это противостояние в религиозную плоскость было политически выгодно.
- выгодно было бы Клименту Смолятичу, а Автору СПИ это всё равно.
corvin писал(а): 12-ом веке некий поэт думал также.
- она не думала об этом, скорее всего, что в 12-м веке в литературе ещё не произошло это церковное засилье чтобы о нём думать и ему противостоять.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2557
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 10 июн 2018, 23:53

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, правильно рассуждаете кроме одного: «мутен сон» означает сон тревожный «смутный, неясный, неспокойный», спящий опасается этих событий + угры напали ПОСЛЕ смерти Осмомысла, а в СПИ он упоминается живой.


Уважаемый Лемурий. в Ипатьевской летописи я не нашел точную дату осады Плеснеска, только год - 1188 г. Но, именно Вы предлагаете считать датой смерти Ярослава Осмомысла 1 октября 1188 г. Так все же на 1187 или же на 1188 гг. приходится смерть Ярослава. Судя по тому. что в Ипат. лет. в погодной статье за 1188 г. назван Владимир Ярославич, сын Ярослава осмомысла как князь галицкий, то смерть Ярослава. все же стоит относить к 1 октября 1187 г.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 11 июн 2018, 12:44

Уважаемый краевед, Вы же сами убедились, что выписка из Галицкой летописи (в Ипат. за 1187) о свадьбе Верхуславы, находящаяся после сообщения о смерти Ярослава Осмомысла на самом деле повествует о событиях 1188 года. Мы это видим по дням недели. Есть последовательность событий: смерть Осмомысла - притязания на Галицкий «стол», есть венгерские и польские хроники. Все они повествуют о зиме 1188-1189 года.

Новый этап агрессии венгерских феодалов против русских земель начинается при короле Беле III, на службе у которого находился автор рассматриваемого нами произведения. Этот король, четыре раза посылавший на Русь войска (в 1188, 1189, 1190 и 1202 гг.), предпринял попытку присоединить Галицкое княжество к Венгерскому королевству 160. В 1188 г. он явился во главе войска в Галич под предлогам помощи его князю Владимиру Ярославичу. После занятия Галича, как сообщает русский летописец, Бела III «не посади в нем Володимера, но даде весь наряд Галичанам (т. е. заключил соглашение с частью галицкой знати) и посади в нем сына своего Андрея». Венгерский король увел галицкого князя Владимира Ярославича с семьей в Венгрию, где заточил его в тюрьму 161. Уже в грамоте от 2 мая 1189 г. Бела III именует себя «королем Галича» (rех Gslicie)162. Несмотря на вооруженную помощь, пришедшую из Венгрии в Галич к королевичу Андрею в 1189 г., последний в следующем году был изгнан галичанами, которым помогал польский король Казимир 163. Борьбу населения Галича против венгерских феодалов советские историки справедливо квалифицируют как народно-освободительное движение 164. Советские и венгерские историки-марксисты справедливо отмечают, что агрессивная политика венгерских королей по отношению к русским землям «в XII-XIII вв. служила целям папской курии, стремившейся распространить свое влияние на территорию Галицко-Волынского княжества 165.
——
Примечание:
160. Об этом сообщают Ипатьевская летопись (ПСРЛ, т. II, стб. 659- 667, 717-719) и польские хронисты XII-XIII вв. Винцентий Кадлубек и Богухвал («Monumenta Poloniae gerodot». Ed. A. Bielowski, t. II. Lwow, p. 412, 423, 420, 535).
161. ПСРЛ, т. II, стб. 661.
162. Fejer, II, р. 247.
163. ПСРЛ, т. II, стб. 666.
164. В. В. Мавродин. О народных движениях в Галицко-Волынокам княжестве XII-XIII веков. «Уч. зап. Ленинградского ун-та, серия исторических наук», вып. 5, 1939, стр. 11; «Очерки истории СССР. Период феодализма. IX-XV вв.», ч. I, стр. 372.
165. В. Т. Пашуто. Очерки истории СССР. XII — ХIII вв. М., 1960

—-
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ges ... metext.htm

Итак, что имеем? Про 1188 год ссылка только на Ипат. летопись, а она со сдвигом в год.
Единственная точная дата это грамота от 2.05.1189 когда Бела III именует себя «королём Галича».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 13 июн 2018, 23:08

Уважаемый Лемурий, можно согласиться, что в источниках могут быть хронологические подвижки относительно друг друга, но можно отметить, что согласно Галицко-Волынскому летописанию, оно запаздывало на три года относительно Киевского. Оно открывается посмертным панегириком в честь Романа Мстславича, погибшего в 1205 г., но в Галицко-Волынском летописании это сообщение стоит под 1201 г. По другим источникам Рюрик снял монашеское облачение в 1205 г.. прознав о гибели Романа. в Гал.- Вол. лет. же это сообщение стоит под 1202 г. Так же обстоит дело и о сообщении о гибели Ольговичей в Галиче в 1208г., - общепризнанным считается 1211 г.
Грамота от 2 мая 1189 г. может указывать только на то, что Бела III захватив Галичь объявил в ней себя "королем Галича" и Ярослав Осмомысл к тому времени уже умер.
Если речь в "Слове" может идти об еще живом Ярославе, то только гипотетически текст "Слова" можно привязывать к дате смерти Ярослава, т.е. считать, что он написан не позже 1 октября и в этот хронологический промежуток 1185 г. - 1188г. попадает и свадьба Ростислава и Верхуславы. Мне кажется, что ликование народа: "страны ради гради веселы" прежде всего стоит связывать с 200-х летием принятия христианства на Руси. Этот день можно связать с 1 сентября 1188 г. - началом нового года по византийскому стилю - церковному новолетию. Само крещение киевлян в этом случае именно 1 сентября символически означало на Руси новую "эру" - переход к христианской религии. Видимо, потому и завершает автор песню словами: "побарая за христианы", что перекликается с началом: "отъ старого Владимиа (видимо, все же Владимира Крестителя до Игоря, пришедшего к православию через катарсис). Сейчас крещение Руси принято отмечать 15 июля по старому стилю в День памяти Владимира святого - крестителя Руси. Вполне возможно, именно 1 сентября 988 г. можно считать Днем крещения Руси Владимиром и именно этому событию и приурочил автор "Слово". Сама структура песни указывает на это -от язычества к православию.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 14 июн 2018, 09:28

Уважаемый краевед, в основном использовали мартовский или ультрамартовский стили, и только в Новгородской видим византийский стиль с 1 сентября. В 1188 году было ровно 100 лет со дня смерти Никона Великого (Илариона до схимы), которому посвящён акростих из припевок Бояна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 15 июн 2018, 17:13

Слово написано в оригинальной форме: рассказ о походе дан так, как Боян бы рассказал. Соответственно язык Слова имеет черты языка 11-го века. Собственно авторская речь занимает лишь небольшую часть текста. Этой как бы Бояновой речи придан саркастический оттенок. С чего бы, например, городам и странам радоваться, и проч.
Под старым Владимиром понимается Мономах. Так выдерживается антитеза: Мономах разбил половцев и отогнал их от границ, Игорь потерпел поражение и впустил половцев в границы Руси (открыл ворота).
Никакого удовлетворительного объяснения язычества в СПИ не представлено.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1014
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 15 июн 2018, 18:16

corvin писал(а):Слово написано в оригинальной форме: рассказ о походе дан так, как Боян бы рассказал. Соответственно язык Слова имеет черты языка 11-го века.

В СПИ 3 зачина:

1. О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы;
Пѣти было пѣсь Игореви того - внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».


2. Чи ли въспѣти было, вѣщей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ - стоять стязи въ Путивлѣ».

3. Начало самого Автора: "Игорь ждетъ мила брата Всеволода..."

corvin писал(а): Собственно авторская речь занимает лишь небольшую часть текста. Этой как бы Бояновой речи придан саркастический оттенок. С чего бы, например, городам и странам радоваться, и проч.

Вообще-то, все гипотепические припевки Бояна занимают не более предложения каждое, остальное речь Автора - сверстника описываемых событий.

corvin писал(а): Под старым Владимиром понимается Мономах. Так выдерживается антитеза: Мономах разбил половцев и отогнал их от границ, Игорь потерпел поражение и впустил половцев в границы Руси (открыл ворота).

Мономах в СПИ назван своим именем: сын Всеволодов, а "старый Владимир" своим. Да и как петь "Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря...", если от Мономаха выпадет Мстислав с Редедей.

corvin писал(а): Никакого удовлетворительного объяснения язычества в СПИ не представлено.

А зачем представлять? Автор не отходит о версии покаянной речи Игоря:

    "Се возда ми Господь по безаконию моему и по злобѣ моей на мя, и снидоша днесь грѣси мои на главу мою. Истиненъ Господь, и прави суди его зѣло. Азъ же убо не имамъ со живыми части. Се нынѣ вижю другая мучения вѣньца приемлюще; почто азъ единъ повиньный не прияхъ страсти за вся си? Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца..."(Ипат.1185)
Отринул Господь Игоря под кем он оказался? Под языческими силами, с коими и терпит сокрушительное поражение. Или Вы считаете, что он поражение под сенью Господа потерпел? Так кто из вас с Автором больший еретик?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 15 июн 2018, 21:57

Если речь может идти о трех зачинах, то это возможный намек на авторство "Слова" трех людей. Первый зачин в виде риторического вопроса, возможно предлагая своим авторам начать "Слово" так, как спел бы их предшественник Боян - "старыми словесы". Другой автор видит в таком начале отступление от исторической правды, предлагая петь так, как соответствует современному ему положению дел - "по былинамъ секго времени". Третий автор, как бы прекращая полемику разгоревшуюся между двумя своими товарищами подводит черту в споре - "почнемъ же братие повесть сию отъ старого Владимира до нынешнего Игоря". Трудно сказать точно. какой период охватывает автор до Игоря. от Владимира крестителя Руси или же от Владимира Мономаха, но сама структура произведения все же подсказывает, что от Владимира Святого - от язычества Руси до Православия.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 15 июн 2018, 22:43

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, в основном использовали мартовский или ультрамартовский стили, и только в Новгородской видим византийский стиль с 1 сентября. В 1188 году было ровно 100 лет со дня смерти Никона Великого (Илариона до схимы), которому посвящён акростих из припевок Бояна.


Уважаемый Лемурий, автор, если он был из "монашеской братии" мог намекать и на церковный стиль, начинающийся с 1 сентября. Кроме 100 - летия со дня смерти Никона, в 1188 г. отмечался не менее значимый праздник - 200 лет со дня принятия христианства на Руси. Концовку "Слова" так и хочется назвать Торжеством Православия, но это праздник приходился на первую неделю (воскресенье) Великого поста.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 16 июн 2018, 06:14

краевед писал(а):Если речь может идти о трех зачинах, то это возможный намек на авторство "Слова" трех людей...

Уважаемый краевед, АБЫ (=если бы) ты Боян эти полки воспевал то начал так 1-я припевка, ЧИ ЛИ (= или) так 2-я припевка, далее сам текст. Автор ОДИН, обе припевки гипотетические, если бы песнотворец XI века жил в XII, то воспел бы этот пораженческий поход, погубивший «русскую силу» корысти ради, метафорой про стадо галок бегущей на уедие. Как бы не сам Автор иронизирует над Ольговичами, а его далёкий предшественник.

краевед писал(а):...если он был из "монашеской братии" мог намекать и на церковный стиль, начинающийся с 1 сентября.

Что Иларион, что Климент были противниками константинопольского патриархата, считали что Русская Церковь должна быть свободной, с какой стати им придерживаться в этом случае византийского стиля, если Автор даже летоисчисление иначе ведёт, не от Адама, а Трояновыми тысячелетиями, выделяет историю русского народа, ведь Троян (= отец трёх близнецов) есть никто иной как первоскиф Таргитай.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 16 июн 2018, 15:40

Лемурию
Автор обещает рассказать про поход Игоря языком старинных ратных повестей. Мастером таких песен-повестей был древний Боян. Весь текст состоит из описания похода в стиле Бояна, представления читателям самого Бояна, и критических замечаний Автора.
Из того, что некоторые предложения не претендуют на роль цитат Бояна, не следует что в них выражаются мнения Автора. Например:
Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.
Довольно странно видеть здесь мнение Автора, который по-вашему считает поход Игоря грабительским. Здесь и далее во многим местах Автор пишет про поход как это принято в ратных повестях, т.е. говорит как-бы не своим языком.
Рассказ про Мстислава с Редедей это не про поход Игоря, а представление Бояна, его стиля и тематики.
Возможно двусмысленность в определении старого Владимира нарочно поддерживается самим Автором. По крайней мере в ГВЛ:
Тогда Владимир Мономах пил золотым шеломом Дон, захватил всю их землю и прогнал окаянных агарян.
- т.е. мы видим здесь антитезу Игорю, который только хотел пить воду из Дона, а не самом деле привел половцев на Русь.
Отринул Господь Игоря под кем он оказался? Под языческими силами, с коими и терпит сокрушительное поражение.
Мысль, что отказавшись от Христа Игорь попадает под власть языческих богов, сама по себе языческая. Возможно она соответствует вашим религиозным убеждениям, но речь не о них. Приняв ее нам придется считать язычником Автора.
Последний раз редактировалось corvin 17 июн 2018, 02:03, всего редактировалось 1 раз.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1014
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 16 июн 2018, 23:16

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Если речь может идти о трех зачинах, то это возможный намек на авторство "Слова" трех людей...

Уважаемый краевед, АБЫ (=если бы) ты Боян эти полки воспевал то начал так 1-я припевка, ЧИ ЛИ (= или) так 2-я припевка, далее сам текст. Автор ОДИН, обе припевки гипотетические, если бы песнотворец XI века жил в XII, то воспел бы этот пораженческий поход, погубивший «русскую силу» корысти ради, метафорой про стадо галок бегущей на уедие. Как бы не сам Автор иронизирует над Ольговичами, а его далёкий предшественник.

краевед писал(а):...если он был из "монашеской братии" мог намекать и на церковный стиль, начинающийся с 1 сентября.

Что Иларион, что Климент были противниками константинопольского патриархата, считали что Русская Церковь должна быть свободной, с какой стати им придерживаться в этом случае византийского стиля, если Автор даже летоисчисление иначе ведёт, не от Адама, а Трояновыми тысячелетиями, выделяет историю русского народа, ведь Троян (= отец трёх близнецов) есть никто иной как первоскиф Таргитай.


Уважаемый Лемурий, говоря о трех сочинителях песни, я говорил о трех современниках похода Игоря, живущих в 12 - 13 вв., по крайней мере, не менее, чем за сто лет от поэта конца 11 в. Совершенно согласен, что АБЫ (=если бы) соотносительный союз в данном случае служащий для образования сослагательного наклонения - "а как бы ты спел Боян о событиях похода Игоря, если бы был его современником"? Говорить о том, что припевки Бояна полностью придуманы автором "Слова", который их припысывает своему предшественнику, думаю, не может восприниматься бесспорно. Незря в самом Зачине упоминается Боян как признанный певец - сказитель - певец о подвигах старых князей. Если даже считать припевки Бояна как нечто гипотетическое, то упоминание имени - Боян, скорее всего может говорить о попытке автора под именем Боян скрыть свое имя - бо ЯН.
Во многом "Слово" еще не раскрыло свои сокровенные тайны. несмотря на столь многолетний опыт его исследований. так обстоит дело и с "Трояновыми веками". Стоит однако заметить, что речь о Трояновых веках находится в тексте повествующем о языческой символике. В тексте повествующем о побеге Игоря: "Богъ путь кажетъ..." упоминание о Трояних веках как о языческих временах уже отсутствует.
Почему - то Вы игнорируете мое замечание о том, что если речь могла идти о 1188 г., то такое важное событие как 200-х летие крещения Руси не могло не отразится в "Слове", а это весьма важный момент для уточнения времени написания произведения. Стоит признать, что пока мы остаемся в области гипотез и догадок. Ведь не исключена возможность и того, что упоминание Церкви Богородицы Пирогощеи может быть связана и с 1186 г.
Пока не установлена бесспорно дата и год побега Игоря из плена, можно говорить и о том, что побег Игоря состоялся не в 1185 г.: "Игорь же Святославличь тотъ годъ бяшетъ в половцехъ" Ипат. л. Так можно сказать и просто относительно 1185 г. - "в то время былъ", но и относительно года как в обычном понимании этого периода времени - 12 месяцев, т.е. о 1186 г. В этом случае теряется временной разрыв в "Слове", если говорить о 1188 г. Между побегом Игоря и предполагаемой датой написания проходит три года, что совершенно не соответствует хронологической последовательности в "Слове". Если говорить о приезде в Киев Игоря и его последующем отъезде. что отражено в "Слове", то такой хронологический разрыв нивелируется. Само упоминание о церкви Богородици Пирогощеи могло служить намеком на дату создания песни. В 1186 г. исполнялось 50 лет со дня постройки церкви Богородицы Пирогощей, построенной в 1132 - 1136 г. Автор мог приурочить дату написания своей песни и к юбилею постройки Пирогощеи, особенно, если считать, что он мог как-то быть связан с этой церковью. Вопрос - почему в "Слове" упоминается именно Пирогощая, а не какой - либо более значительный храм?
Не потому ли. что речь могла идти и о 1186 г.?
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 17 июн 2018, 10:21

Уважаемый краевед, 200 лет крещения Руси, конечно, значимая дата, но в СПИ никак не отражена. Никону хотя бы акростих из его припевок посвящён, упоминание его тмутороканских вставок в ДКС, а 200-летию что? Обилие языческих имён?
В 1186 году:
1. Не вернулись Всеволод (1187) и Владимир Игоревич (09.1188), которым в конце СПИ поётся слава.
2. Не состоялось «буйство хиновы» (сожжение карелами Сигтуны лето 1187);
3. Не состоялось изъятие в связи со п.2 «русского злата» на готском берегу (осень 1187);
4. Не состоялась ответная месть к п.3 «дружины бояр», которые «полны веселья» (зима 1187-1188);
5. Не состоялась свадьба (09.1188) сына Игоря Святослава на дочери Рюрика, хозяина «всей земли русской», Ярославе. А «муж глава жене своей». Именно после этой метафоры «Игорь в Русской земле» (земле Рюрика) идёт упоминание, что он едет к церкви Мстислава Великого Пирогощей. Страны рады, города веселы, что усобица Ольговичей и Мстиславичей закончилась.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 17 июн 2018, 11:42

corvin писал(а):Автор обещает рассказать про поход Игоря языком старинных ратных повестей. Мастером таких песен-повестей был древний Боян. Весь текст состоит из описания похода в стиле Бояна, представления читателям самого Бояна, и критических замечаний Автора...

«Критических замечаний» (= иронии) имеете ввиду? Да в этом «стиль Бояна», у которого Мстислав зарезал Редедю, помолившись Богородице, в договорной борьбе БЕЗ оружия, полностью соблюдён. Автор тонко ироничен, остороумен, имеет тонкое чувство юмора. Поэтому Боян как бы поёт песни Игоря КОМУ? Внуку = Автору СПИ, позднейшему поэту, перенявшего стиль песнотворца XI века.

corvin писал(а):Довольно странно видеть здесь мнение Автора, который по-вашему считает поход Игоря грабительским. Здесь и далее во многим местах Автор пишет про поход как это принято в ратных повестях, т.е. говорит как-бы не своим языком...

Вообще-то это из самого СПИ, из «Злата слова Святослава»: нечестно одолели, нечестно кровь поганую пролили.

corvin писал(а):Мысль, что отказавшись от Христа Игорь попадает под власть языческих богов, сама по себе языческая. Возможно она соответствует вашим религиозным убеждениям, но речь не о них. Приняв ее нам придется считать язычником Автора.

А под какие «силы»-то Нехристь попала? Под иудейские, под магометянские? Есть христиане, а есть поганые. Не припомню ни одного язычника, который своих «погаными» называет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19832
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1