Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 21 июн 2018, 17:12

В скандинавской саге об Одде Стреле, в той самой где почти 1:1 рассказан сюжет из Пушкин А.С. "Песнь о Вещем Олеге" о предсказанной смерти от змеи из черепа коня, есть и такой отрывок:

Собрались они в путь, и сам Грим проводил их к тому месту, где стояли корабли, и на прощанье сказал Одду:

— Я хочу подарить тебе большую драгоценность: вот эти три стрелы. Называются они «подарок Гузи»; я получил их от самого Гузи, финского короля. Замечательны они тем, что после выстрела сами собою прилетают назад к стрелку и притом никогда не дают промаха.

Взял Одд у него стрелы и увидал, что были они с золотыми краями.
---
Сага об Одде-Стреле

Где-то мы такие стрелы уже встречали:

Из Волынца города из Галича,
Из той Волынь-земли богатыя,
Из той Корелы из проклятая
Да не бел кречетушко выпо́рхивал,
Не бел горносталюшко проскакивал,
Не ясен соколик тут пролетывал, —
Проезжал удалый добрый молодец,
Молодой боярский Дюк Степанович.
---
Нашел-то Дюк да ровно триста стрел,
Не мог найти он ровно трех-то стрел
Отошел-то Дюк, а сам дивуется:
«Всем тремстам стрелам да цену ведаю,
А й трем стрелам цены не ведаю,
Которые стрелки потерялися».
А точены стрелки на двенадцать гран,
Да точены стрелки позолочены,
Перены были перьями сиза орла,
Не тот орел, кой по полям летат,
А тот орел, кой по морям летат.
Летат орел да за сини́м морем,
Детей выводит на синем море...
------
Былина "Дюк Степанович и Чурила Пленкович"

    «Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами»
...в олонецких старинах упоминается Хинская земля (т.е. финская) предлагаемая шведским королем царю Алексею Михайловичу в обмен на Смоленец-город [Гильфердингъ II, 510, 511]
Финны по Саксону грамматику (в его Historia Danica, напис. между 1201-1206 г.) отличаются редким искусством в метании стрел. В этой области, говорит он, ни один народ не достиг подобного рода совершенства. Они бьются большими, широкими стрелами [Тиандер "Поездки скандинавов в Белое море"]. Вспомним финского кузнеца, художника и волшебника Ильмаринена, воспеваемого рунами Калевалы. Самые совершенные мечи, ножи, стрелы, выходят из его кузнецы; он же славится, как искусный стрелок...
------
Миллер В.Ф. Хинова «Слово о полку Игореве». — ИОРЯС, 1914, т. XIX, с. 110—118
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 19 авг 2018, 20:03

Лемурий писал(а):своими злачеными стрѣлами
- своимА (двойств.) злаченАми (мн.ч жен. рода - ср. "неготовАми дорогами").
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 20 авг 2018, 18:06

Mitus писал(а):
Лемурий писал(а):своими злачеными стрѣлами
- своимА (двойств.) злаченАми (мн.ч жен. рода - ср. "неготовАми дорогами").

Так и запишем, НЕ читали Исаченко о чередовании дв.ч. и мн.ч. как норме древнерусского языка для конца XII - начала XIII:

:arrow: Исаченко 1941:36-37
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 21 авг 2018, 09:25

Лемурий писал(а): НЕ читали Исаченко о чередовании дв.ч. и мн.ч. как норме древнерусского языка для конца XII - начала XIII:
- а где он видел текст СПИ 12-го века?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 21 авг 2018, 09:27

Лемурий писал(а): о чередовании дв.ч. и мн.ч. как норме
- это что-то с чем-то !!! А про "злаченАми" есть у него чего нито?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 21 авг 2020, 15:42

Волей случая только вчера вернулся из Хинской земли:

Изображение
Памятник рунопевцу, играющему на кантеле, в Сортавале

    "Мне пришло одно желанье,
    Я одну задумал думу
    Быть готовым к песнопенью
    И начать скорее слово,
    Чтоб пропеть мне предков песню,
    Рода нашего напевы.
    На устах слова уж тают,
    Разливаются речами,
    На язык они стремятся,
    Раскрывают мои зубы.
    Золотой мой друг и братец,
    Дорогой товарищ детства!
    Мы споем с тобою вместе,
    Мы с тобой промолвим слово.
    Наконец мы увидались,
    С двух сторон теперь сошлися!
    Редко мы бываем вместе,
    Редко ходим мы друг к другу
    На пространстве этом бедном,
    В крае севера убогом.
    Так давай свои мне руки,
    Пальцы наши вместе сложим,
    Песни славные споем мы,
    Начиная с самых лучших;
    Пусть друзья услышат пенье,
    Пусть приветливо внимают
    Меж растущей молодежью,
    В подрастающем народе.
    Я собрал все эти речи,
    Эти песни, что держали
    И на чреслах Вяйнямёйнен,
    И в горниле Ильмаринен,
    На секире Каукомъели,
    И на стрелах Ёукахайнен,
    В дальних северных полянах,
    На просторах Калевалы...
    "
    ---
    "Калевала" Руна Первая

Изображение
Памятный камень в Приозёрске ("въ городѣ Корѣлѣ")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Арсений » 26 авг 2020, 23:32

Не мог Гзак стрелять хиновскими ( золочеными) стрелами. И нападение до сих пор неизвестных язычников на Сигтуну в 1187 году не было актуальным (чтобы писать о нем ) на Руси времен похода Игоря 1185 года.

"Млъвитъ Гзакъ Кончакови:
204 «Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами».
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1812
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 27 авг 2020, 20:23

Эх, Арсений, Арсений. Читайте выше.

1) не стрелами, а стрелками злачеными - «фирменная огранка» карельских кузнецов;

2) карелы подвластны были Новгороду, которому они после «буйства» в Сигтуне в 1187 ворота привезли, а ранее в 1180 Новгород с союзе с Олеговичами и половцами против Мстиславичей воевал. Отсюда и «фирменные» стрелки у «поганых толковин»(=союзников).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 28 авг 2020, 00:12

Уважаемый Лемурий, "хинские" и "хиновские" стрелки, возможно принадлежат разным народам, но связанным одним общим этническим происхождением. Поход Игоря был направлен на юго восток от Новгорода - Северского и Путивля, но никак не в обратную сторону - в землю хинов. Возможно, автор "Слова" отличает "хинов"и "хинове", т.е. половцев, точнее одной из кочевых племен. В этом случае стрелы - "стрелки" по "Слову" могли иметь как известно, вильчатую форму. характерный признак кочевнических стрел.
Хотел обратить внимание на район чуть южнее Ладоги, обращая внимание на древний Псков и на тайнопись Домида-
Е ЗЗЗЗЗ ОВ МОРЕ - пять земель две тьме море мудре розумети. Если ее изобразить так: 57. 7777 Ов море, т.е 57 - двойное число, а четыре семерки сложить вместе, то эта половина записи удивительно точно соответствует сровременной географической системе координат самого Пскова, где и жил Домид. Итак - широта 57 градусов 48 минут 46 секунд северной широты. Долгота 28 градусов 20 минут 58 секунд восточной долготы. У Домида - 57; 28 - удивительное совпадение!
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 28 авг 2020, 01:44

Рад снова видеть Ваше сообщение, уважаемый краевед! Конечно, напрасно Вы половцев к хинове приравняли.

    Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела И половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи

"Народ, населяющий землю, область, государство: Тѣми тресну земля, и многи страны — Хинова, Литва, Ятвязи, Деремела и Половци...(СССПИ "Страна")

Под шеломами (= полками) латинян (=католиков) треснула земля и многие страны - перечисление языческих народов. И хинова (=карела), и половцы были язычники.

Самая суть в другом, в СПИ все взаимосвязанные предложения соединены климентовским СЕ БО:

    и великое буйство подасть хинови <...> СЕ БО готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время бусово, лелѣютъ месть Шароканю...

лето 1187 года нападение карелы на Сигтуну

зимой 1187/88 г. (или осенью 1187 г.), в ответ на разрушение шведской столицы - изъято "русское злато" у новгородских купцов на острове Готланд

Идём далее - ответ бояр "а мы дружина жадны веселья" = "а на весну не пустиша из Новагорода своих ни единого мужа за море, ни съла въдаше Варягом, нъ пустиша я без мира”.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 30 авг 2020, 23:31

Уважаемый Лемурий, думаю. наиболее верное решение вопроса о загадочном народе "хинова" находится в работе А.В.Соловьев. Восемь заметок к "Слову о полку Игореве". 1. Хинова., ТОДРЛ., Т.ХХ., М - Л., 1964, С.358 369
в которой он приходит к выводу, что под Хиной стоит подразумевать угров. Что особенно важно, он упоминает что: "угорские двуперые стрелы были особенно легкими и быстрыми и что латинские хронисты часто говорят о стрелах, главном и страшным оружием угров - хунов. Половцы могли иметь тот же тип стрел". Это вполне убедительно свидетельствует в пользу "хиновских" стрел упоминаемых в плаче Ярославны как стрел, сделанных на угорский манер. имеющих двуперую вильчатую форму. Затрагивает Соловьев и высказывание автора относительно покорения Романом в союзе с Мстиславом окружающие галицкие земли народы: "теми тресну земля и многы страны хинова литва ятвязи деремела и половци сулицы своя повергоша а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи". Он замечает, что среди перечисленных народов отсутствуют упоминания об уграх, с которыми Роману приходилось воевать. защищая свои владения. Вполне справедливо Соловьев приходит к выводу. что под хиновой стоит подразумевать угров.
Действительно, если рассматривать перечисление народов, то речь может идти именно об уграх, граничащих с галицкими землями с запада, с севера галицкие земли граничили с ятвягами и Литвой, а с юга, точнее с юго- востока от галичских земель находились кочевья половцев. Видимо, речь может идти не о странах. как таковых. а о сторонах света - западе, севере, востоке и юге. Восток, естественно не упоминается в перечне покоренных народов, т.к. там были земли Руси, хотя это может быть и скрытым упреком Роману, который будучи зятем рюрика претендовал на некоторые вотчины в русских землях, которые получил не по старшинству. Иногда умолчание может сказать даже больше, чем сказанное в слух.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 31 авг 2020, 00:57

Во-первых, уважаемый краевед, к осени 1188 года (пока был жив Осмомысл, к которому Автор обращается к живому) ни Роман Мстиславич, ни Мстислав Романович с венграми не воевали;

во-вторых, в контексте разделение на латинские шеломы = полки католиков и языческие народы хинова , литовские племена и половцы. С первыми воевал к сентябрю 1188 Роман Мстиславич, с половцами Мстислав Романович;

в-третьих, угры в СПИ так и названы, 2-х этнонимов одного народа в СПИ нет;

в-четвёртых, изъятие «русского злата» на о.Готланд СЕ БО (=из-за) «буйства хиновы» произошло. Взаимосвязь событий. Венгрии даже рядом нет в этой цепочке событий.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 01 сен 2020, 00:04

Лемурий писал(а):Во-первых, уважаемый краевед, к осени 1188 года (пока был жив Осмомысл, к которому Автор обращается к живому) ни Роман Мстиславич, ни Мстислав Романович с венграми не воевали;

во-вторых, в контексте разделение на латинские шеломы = полки католиков и языческие народы хинова , литовские племена и половцы. С первыми воевал к сентябрю 1188 Роман Мстиславич, с половцами Мстислав Романович;

в-третьих, угры в СПИ так и названы, 2-х этнонимов одного народа в СПИ нет;

в-четвёртых, изъятие «русского злата» на о.Готланд СЕ БО (=из-за) «буйства хиновы» произошло. Взаимосвязь событий. Венгрии даже рядом нет в этой цепочке событий.


Да, уважаемый Лемурий, Роман Мстиславич в 1188 г. с уграми не воевал, т.к. сбежал от них из Галича: " и слышавъ Романъ ажь король за Горою оуже и беже не мога стати противоу ему". Ипатьевская летопись. статья 1188 г.
Значит отрывок из "Слова", где упомянут Роман - победитель народов, если написание произведения ограничивать 1188 г., то тогда автор "Слова" не восхваляет Романа и иже с ним Мстислава, а иронизирует над ними. Какие там победы, если Роман сбежал из Галича, узнав, что туда движется угорское войско.
В контексте речь идет о латинских шеломах, в которые были облачены воины Романа: "суть бо у ваю железнии папорзи подъ шеломы латиньскыми". И уже далее речь идет о покоренных народах. Ни о каком делении на христиан и язычников здесь речь не идет, а просто идет перечисление покоренных народов, тем более иронично выглядит это перечисление, если речь идет о 1188 г. - войско оснащено сильными доспехами, а от венгров сбежал.
Еще более иронично выглядит относительно Романа похвала Ярославу Осмомыслу: "Подперъ горы угорьскыи своими железными полки заступивъ королеви путь...". Сбежавший из Галича Роман в 1188 г. выглядит жалко: "беже" из Галича от угров, относительно силы Ярослава Владимировича, не дающему уграм возможности нападать на земли Галичской Руси, поэтому, если автор не иронизирует над Романом, то его заслуги в завоевании окружающих его земли народов стоит относить к более позднему времени, вплоть до 1205 г.
Что же касается имен угры и хинова, то сами венгры не называли себя уграми, а "magyar". Автор "Слова" мог использовать в своем произведении название угров, которые встречались ему в различных древних источниках. Известно, что в одном из сочинений 12 в. венгров - мадьяров называли на основе трех языков (греческом, славянском и венгерском): "пеоне, глаголеме Оугри, иже сами нарицаются Магере". Автор "Слова" мог называть угров на славянский манер, точнее даже не угров, а коней, которые разводились венграми и имели отличительную особенность передвижения, что и легло в основу их названия на руси - иноходец. Среди иных упоминаний об уграх в работах античных и восточных авторов угры упоминаются под названием гунны (хуны), авары, булгары.
В названии Венгрии Hungari отразился этноним гунны (хуны), что все же ближе к хинови. чем уграм.
Сама территория Венгрии включает в себя различные субэтнические группы и вполне возможно автор "Слова" упоминает определенную этническую группу под названием хинова, которая располагалась в непосредственной близи от границ с Галицкой Русью, которая имела свою самобытную культуру и имела определенные отличительные особенности в вооружении, в частности своими луками и стрелами, которые могли иметь определенную форму, например вильчатую, двуперую, что и отразилось в "Слове" под именем "хиновских стрелок". Ярославна, которая провела детство в Галиче могла знать об этой особенности хиновских стрел, которые были схожи с половецкими.
Итак, угры общее название родственных племен, хинова - близлежащих к Галичской Руси, вероятно имеющих гунское (хунское) происхождение.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 01 сен 2020, 13:58

краевед писал(а):Роман Мстиславич в 1188 г. с уграми не воевал, т.к. сбежал от них из Галича: " и слышавъ Романъ ажь король за Горою оуже и беже не мога стати противоу ему". Ипатьевская летопись. статья 1188 г. Значит отрывок из "Слова", где упомянут Роман - победитель народов, если написание произведения ограничивать 1188 г., то тогда автор "Слова" не восхваляет Романа и иже с ним Мстислава, а иронизирует над ними. Какие там победы, если Роман сбежал из Галича, узнав, что туда движется угорское войско...

Вы сдвинули, уважаемый краевед, даты, отсюда и путаница. 2 года назад писал Вам об этом.

К Осмомыслу Автор обращается к ЖИВОМУ, т.е. до 1.10.1188. А все события с бунтом бояр, захватом Галича Мстиславом, побег оного случились октябрь 1188 - апрель 1189
"в грамоте от 2 мая 1189 г. Бела III именует себя «королем Галича» (rех Galicie)"
Над Мстиславичами "не худа гнѣзда шестокрилци" Автор не иронизирует, а пишет о них в панегирической форме: "храбрая мысль носитъ васъ(2) умъ на дѣло". Да и смысл иронии, если Автор призывает князей выступить к Каневу на защиту торговых путей. В любом случае, обращение ДО побега Мстислава из Галича.

краевед писал(а):В контексте речь идет о латинских шеломах, в которые были облачены воины Романа: "суть бо у ваю железнии папорзи подъ шеломы латиньскыми". И уже далее речь идет о покоренных народах. Ни о каком делении на христиан и язычников здесь речь не идет, а просто идет перечисление покоренных народов, тем более иронично выглядит это перечисление, если речь идет о 1188 г. - войско оснащено сильными доспехами, а от венгров сбежал...

Что такое паворози? См.ЭС М.Фасмера:

    Паґвороз Ближайшая этимология: "шнурок кисета", укр. Поґвороз, др.-русск. Павороза "веревка, петля", сербск.-цслав. Повразъ LobТj, сербохорв. по? вра? з "ушко котла", словен. povra°z, - aґzа "веревка", чеш. рrоvаz (из *роvrаz) "веревка", польск. powroґz -- то же, н.-луж. powroґz "канат". Из ра - и *vorzъ, связанного чередованием гласных с Верзаґть (см.), др.-русск. Вьрзати "вязать", болг. Въґржа, Въґрзвам "вяжу", укр. Вороґза "бечевка"

Петля для крепления оружия к руке. "Латинские шеломы" (= полки католиков) образно привязаны к руке Мстислава и Романа. Куда рука направит - туда и полки христиан-союзников направлены. В списке народов, которые покорились этим полкам, только язычники к сентябрю 1188 года. Можете проверить.

краевед писал(а): Среди иных упоминаний об уграх в работах античных и восточных авторов угры упоминаются под названием гунны (хуны), авары, булгары. В названии Венгрии Hungari отразился этноним гунны (хуны), что все же ближе к хинови. чем уграм...

В СПИ уже есть угорские иноходцы. Второй этноним одного и того же народа в одном и том же произведении - нонсенс.

краевед писал(а): Итак, угры общее название родственных племен, хинова - близлежащих к Галичской Руси, вероятно имеющих гунское (хунское) происхождение.

"Буйство хиновы" (см. выше СЕ БО) послужило поводом для "изъятия русского злата на о.Готланд". Где гунны, а где о.Готланд, арестовавший новгородских купцов (осень 1187) за нападение карел на Сигтуну (лето 1187).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22284
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 02 сен 2020, 00:03

Уважаемый Лемурий, хинова могли являтся отдельным народом, ассимилированым основным населением Венгрии. Например, остатком гуннов, имеющих тюркское происхождение и проживающих в районах карпатских гор. С древнейших времен сохранилось в карпатских диалектах название женских теплых платков, которые назывались гуни, как считается отголосок былого названия гуннов. Автору "Слова" они были известны под именем хинове, жителей Венгрии, но не угров, а тюркоязычного народа, оставшегося в лесах Карпат. Вполне возможно, откочевавшая в Угрию спасаясь от монголов половецкая орда и вместе с ними часть алан - ясов нашли там родственные им племена. Так, одно из половецких племен, к которому относились и шаруканиды из древних письменных источников известны под именем kyn>hyn>хинове.
Не все население Угрии могло принять католичество и народ хинове, населяющее Карпаты (Угорские горы были названы по преобладающему населению) и остаться на позициях язычества. Скорее всего так и есть, т.к. он упоминает и "шеломы оварьскыя", также одного из кочевых народов тюркского происхождения, пришедшего на земли Паннонии основав там Аварский каганат со временем с ослаблением влияния авар распавшегося, но это не значит, что все авары бесследно исчезли. Они были ассимилированы кочевниками угорского происхождения.
Итак, речь может идти о трех различных народах - гунах - хинови, близких этнически к донским половцам, аварах и уграх. Последними к моменту написания "Слова" - хинова и авары были ассимилированы, входя в состав венгерского королевства.
Относительно событий на о.Готланд не пойму, какое отношение они имели к походу Игоря на половцев, разве что как намек на события, происходящие во время написания "Слова" как скрытый датирующий фактор.
Относительно того, писалось "Слово" при жизни Ярослава или нет, могу сказать следующее. Я считаю, что "Слово" не произведение одного дня. Оно писалось в несколько приемов. Автор мог оставлять его и возвращаться к нему по мере происходящих на Руси событий, редактируя свой список. То, что Ярослав в "Слове" упоминается как живой, можно только условно считать произведение написанным до его смерти. А если автор уже упомянул Осмомысла как живого, но произведение ним не написано полностью, что прерывать его? Можно и продолжить. Хотя утверждение, что "Слово" непременно писалось при живых князьях довольно шатко, т.к. ряд исследователей относит написание произведения к концу 12 - нач. 13 вв., считая аргумент жив такой -то князь или нет несущественным.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1181
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2