краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, я сам сожалею, что не смогу посетить Чтения. но если у Вас будет возможность выступить на Чтениях, передайте от нас, любителей "Слова" приветственное обращение участникам этого значительного события в деле изучения "Слова".
Если согласиться с Бережковым, что Ипатьевская летопись является сводом, сводом 14 в., то возможно, дело в том, что Галицко - Волынское летописание отставало хронологически от других летописных источников на три года. Так, судя по панегирику Роману Мстиславичу, он датирован (6709) 1201 г. по мартовскому стилю, хотя хорошо известно, что Роман погиб в 1205 г. И далее события в Г-В. своде повествуют о собятиях, произошедших после гибели Романа с разницей в три года. Если в распоряжении составителя свода был галицкий источник, где сообщалось о смерти Ярослава вполне резонно предположить,что и в нем был датировка между Киевской и Галицкой летописью имела расхождение в три года. Возможно, это могло повлиять на запись о точной дате смерти Ярослава.
Уважаемый краевед, если возможность представится - передам.
Какие у нас есть неоспоримые факты. Свадьба Верхуславы, записанная 1187-м годом, на которую собралось более 20 князей "Мстиславова племени", произошла с вс 25.09 по вт 27.09.1188. Тогда либо Автор СПИ не знал о смерти Осмомысла 01.10.1187 (что скорее всего не так), либо и дата смерти Осмомысла взята из того же галицкого источника и повествует о событиях годом позже, т.е. смерть Осмомысла 01.10.1188 года. Тогда и про "буйство хиновы" (лето 1187), и про изъятие "русского злата" на о.Готланд (зима 1187/88) как ответ на первое, и про "веселье дружины бояр" (весна 1188) как ответные меры после второго, Автор СПИ знает. Если мы возьмём данные о смене галицкого князя, то самое ранее упоминание в венгерских хрониках:
Новый этап агрессии венгерских феодалов против русских земель начинается при короле Беле III, на службе у которого находился автор рассматриваемого нами произведения. Этот король, четыре раза посылавший на Русь войска (в 1188, 1189, 1190 и 1202 гг.), предпринял попытку присоединить Галицкое княжество к Венгерскому королевству 160. В 1188 г. он явился во главе войска в Галич под предлогам помощи его князю Владимиру Ярославичу. После занятия Галича, как сообщает русский летописец, Бела III «не посади в нем Володимера, но даде весь наряд Галичанам (т. е. заключил соглашение с частью галицкой знати) и посади в нем сына своего Андрея». Венгерский король увел галицкого князя Владимира Ярославича с семьей в Венгрию, где заточил его в тюрьму 161. Уже в грамоте от 2 мая 1189 г. Бела III именует себя «королем Галича» (rех Galicie)162. Несмотря на вооруженную помощь, пришедшую из Венгрии в Галич к королевичу Андрею в 1189 г., последний в следующем году был изгнан галичанами, которым помогал польский король Казимир 163. Борьбу населения Галича против венгерских феодалов советские историки справедливо квалифицируют как народно-освободительное движение 164. Советские и венгерские историки-марксисты справедливо отмечают, что агрессивная политика венгерских королей по отношению к русским землям «в XII-XIII вв. служила целям папской курии, стремившейся распространить свое влияние на территорию Галицко-Волынского княжества 165.
——
Примечание:
160. Об этом сообщают Ипатьевская летопись (ПСРЛ, т. II, стб. 659- 667, 717-719) и польские хронисты XII-XIII вв. Винцентий Кадлубек и Богухвал («Monumenta Poloniae gerodot». Ed. A. Bielowski, t. II. Lwow, p. 412, 423, 420, 535).
161. ПСРЛ, т. II, стб. 661.
162. Fejer, II, р. 247.
163. ПСРЛ, т. II, стб. 666.
164. В. В. Мавродин. О народных движениях в Галицко-Волынокам княжестве XII-XIII веков. «Уч. зап. Ленинградского ун-та, серия исторических наук», вып. 5, 1939, стр. 11; «Очерки истории СССР. Период феодализма. IX-XV вв.», ч. I, стр. 372.
165. В. Т. Пашуто. Очерки истории СССР. XII — ХIII вв. М., 1960
—-
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ges ... metext.htm
Единственная точная дата это грамота от 2.05.1189 когда Бела III именует себя «королём Галича».
А это значит, что не единым эпизодом дата смерти Осмомысла на год назад не отодвигается и он умер в 1188 году, и Автор СПИ писал своё "Слово" в сентябре 1188 года (в текущем месяце ровно 830 лет назад).