Лемурий писал(а):краевед писал(а):...коли сватом летописец именует Игоря, то и поход князя был свадебным...
Уважаемый краевед, в свадебный поход по 5000 воинов в полном вооружении не ходят, сторожей в бороне не пугаются, друг друга насмерть не убивают, детей с жёнами в полон не берут.
Уважаемый Лемурий, точное количество русского войска отправившегося в поход и до сих пор неизвестно, его доводили и до 8.000 тыс. и до 10.000 в зависимости от предположительной цели похода - набег на ближайшие кочевья или же более широкомасштабные боевые действия направленные в глубь половецких территорий. Количество 5.000 тыс. воинов тоже под большим вопросом. Даже если это и так, В.Н.Татищев пишет, что их: "многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5.000". В.Н.Татищев. История Российская. Т.3, М. - Л., "Наука", 1964, С.136
Исследователи, предполагавшие свадебный поход пытались ответить на этот вопрос, полагали, что Игорь затевал совместный с Кончаком поход на Переяславль, но русское войско неожиданно было атаковано Кзой.
Тем не менее, русское войско могло быть и значительно меньше этих цифр. Удивляет нерешительность сторожей, предлагавших Игорю не входить в половецкое поле: "ратници ваши (Х.П. наши) соз доспехомъ ездять да или поедете борзо или возвратися домовь яко не наше есть веремя". Создается впечатление, что сторожа не от князей была послана - "ваши ратницы", а пришла откуда-то со стороны, будто это не их не касается. В Х.П. исправлено на "наши" и еще более запутывает ситуацию, получается, что они испугались своих ратников.
Не исключена возможность того, что силы русского войска были малочисленны и перед ними стояли не боевые задачи. Как то не вяжется такой ответ сторожи с целями боевого похода: "яко не наше есть веремя". Так можно было сказать в случае каких-то других целей похода, но не боевых.
Вызывает удивление повествования о половцах узревших приближающееся русское войско и беспечно СТОЯЩИХ, а не УБЕГАЮЩИХ от русских дружин: "веже своя пустили за ся а сами собравшася от мала и до велика СТОЯХОУТЬ на онои стороне рекы Сюорлия" - "за себя пустили вежи, а сами собрались и малые (дети) и большие, стоят на другой стороне реки Сюорлий". В повествовании ипатьевского летописца указывается, что в движении только русское войско. В то же время в описании действий половцев присутствует статистическая картина. Слову "стоять" вполне синонимично слово "ожидать". Половцы ЖДУТ русское войско. Такая картина соответствует именно свадебным обрядам, когда жених едет к невесте, а его к ней не пускают без выкупа. И в Ипат .л. одним из первых князей, который поехал через Сюорлий в половецкий стан был именно Владимир Игоревичь вместе со Святославом и ковуями. Почему Игорь без опаски отпустил сына на вежи? Да просто не предполагалось никаких боевых действий. На вежи поеал жених за Кончаковной. Игорь и Всеволод: "по малу идястя не роспустястя полку своего". Игорь с Всеволодом шли прикрывая тыл от нападения. Указывается. что и половецкие полки стояли поодаль, видимо, с той же целью. охраны свадебных веж.
Об этом повествуется и в "Слове": "потопташа поганыя полкы половецкыя". Будто бы из этих строк все ясно, русское войско с легкостью смяло сопротивление половцев, буквально втоптав их в землю. Удивительным образом в тексте появляется скрытое прочтение, В КОРНЕ изменяющее смысл повествования:
КНЯЗЮ СЛАВЫ СЪ ЗАРАНИЯ ВЪ ПЯКЪ ПО
Т
ОП ТАША ПОГАНЫЯ ПОЛКЫ ПОЛО
В
ЕЦ КЫЯ И РАССУШАСЬ СТРЕЛАМИ ПО
П
ОЛ Ю ПОМЧАША КРАСНЫЯ ДЕВКЫ ПО
Л
ОВ ЕЦКЫЯ А СЪ НИМИ ЗЛАТО И ПАВО
ЛОКЫ И ДРАГЫЯ ОКСАМИТЫ ОРЪТ
ПОЦЕЛОВО Происходит не битва с половцами, а братание!
А затем уже описывается степной обряд умыкновения невесты.
Лемурий писал(а):краевед писал(а):Собственно, чем отличается Игорь сват Рюрика от Игоря свата Конака? Ничем.
Ошибаетесь. Брак детей русских князей равный брак, а брак с «полем» принижение князю:
Логичней было бы предположить, что сговор напасть на пустые вежи в 1183, пока основные силы выступили против русских князей, был первой попыткой расторгнуть договорённость с Кончаком о браке его дочери и Владимира Игоревича. Первая попытка не удалась из-за встречи с 400 всадниками, повторную отложили до 1185.
Не могу согласиться, что брак с половецкими князьями был унизительным для русских князей. Как и в случаях равных династийных браков, русских князей с русскими же княжнами, такие браки имели целью заручиться поддержкой поля в случаях военных конфликтов среди самих князей в борьбе за стол, как и было в 1180 г., когда Святослав пригласил половецкое войско при борьбе с Рюриком за киевское княжение. После этой битвы Игорь и Кончак стали сватами.
Ни события 1183 г., когда случилась распря Игоря и Владимира Глебовича при походе на половцев к реке Хирия, ни поход Игоря 1184 г., когда идя в половецкое поле он повстречал половецкий отряд Обовлы Костуковича не указывают на разрыв союза с Кончаком, а напротив только подтверждают укрепление этого союза, всячески поддерживаемого Ярославом Черниговским, отказывающемуся под разными предлогами идти на половцев, равно как и Игорь, опоздавший в начале 1185 г. на битву с войском Кончака и воспользовавшийся этим разрушив христианский город Глебов, о чем потом горько сожалел на Каяле.