Лемурий писал(а):Навуходоносор видел сон ГДЕ? Подсказка пошла:
Не в лежбище, не в норе, а на ложе (=кровати), где люди спят. Его вельможи (те же бояре) его "мутен сон" тревожный тоже пытались разгадать, но безрезультатно, но пришёл
из заточения Даниил и сразу все встало на место.
"1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
3 И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон...
<...>
27 Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
28 Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:
29 ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет..." (Дан. Гл. 2)
Уважаемый Лемурий, думаю, что Вы правы сопоставляя сон Святослава со сном Навуходоносора. Интересно и то, что сон Навуходоносора толкует вызволенный из заточения Даниил. Не намек ли это на то, что и автор "Слова" был в заточении?
Сон Святослава произносится от имени самого князя Киевского, но Л.В.Соколова отмечала, что Святослава накрывали черным покрывалом - папаломою: "черным покрывалом как мертвого. Таким образом Святославу снитсяуже как бы не символическая, а реальная картина - его готовят к погребению", отмечая при этом, что тисовая кровать могла символизировать гроб, как древесину не подверженную гниению и: "в связи с этим был символом смерти". Комментируя строки "Слова" о том, что во сне Святослава княжеский терем остался без "кнесса" Соколова справедливо отмечает. что: "отсутствие или повреждение и матицы и, конька означало разрушение дома. что предвещало реальную или символическую смерть".
Л.В.Сон Святослава. ЭСПИ, Т.5, С. 30 - 39
В связи с этим О.В.Творогов отметил наблюдение Н.С.Демковой. отметив: "В 1973 г. Демкова выдвинула интересные соображения о том, что "Слово" могло быть написано между временем смерти Святослава Всеволодовича (1194) и временем смерти Всеволода Святославича (1196)... ибо приметы в "Слове" несомненно предвещают смерть киевскому князю и автор "Слова" мог говорить так лишь после его смерти. а Всеволоду произносится здравица как живому". О.В.Творогов. Статья посвященная Н.С.Демковой. ЭСПИ
Известный филолог Л.А.Дмитриев в обзорной статье ЭСПИ "Время создания "Слова" подводя итоги версий различных исследователей, останавливается на верхней, на его взгляд дате написания "Слова": "Слово было создано до мая 1196 г. - времени смерти Всеволода Святославича".
Я понимаю. что трудно согласиться с мыслью, что древнерусские книжники могли иметь представление о тайнописании и размещать ее внутри текста не на основе свивания краестрочий, а на основе мезостиха, но намек в явном тексте на реальную смерть Святослава в явном тексте находим здесь же.
ПОНИЧЕАСВЯТЪСЛАВЪМУТЕНЪСОН
ВИДЕВЪКИЕВЕНАГОРАХЪСИНОЧЬ
СЪВЕЧЕРАОДЕВА
ХО ТЕМЯРЕЧЕЧЕРНОЮ
ПАПОЛОМОЮНАКР
ОВ АТИТИСОВЕ
ЧРЪПАХУТЬМИСИ
НЕ ЕВИНОСЪТРУДОМ
СМЕШЕНОСЫПАХУ
Тh МИТЪЩИМИ
ТУЛЫПОГАНЫХЪТ
ЛО КОВИНЪВЕЛИКИИ
ЖЕНЧЮГЪНАЛОНО
ЫН ЕГУТЬМЯ
УЖЕДЪСКЫБЕЗЪК
НЕ САВЪМОЕМЪТЕ
ХОВОНО ТhЛО НЫНЕ Слишком уж осмысленное чтение "ХОВОНО ТЕЛО НЫНЕ", тем более в явном тексте, где описывается смерть Святослава. что позволяет признать правоту Н.С.Демковой относительно указания в "Слове" на реальную смерть Святослава Всеволодовича и отнести дату написания "Слова" к 1194 г. В этом случае "Злато Слово Святослава" можно возвести в ранг своеобразного завещания князя.