"Ты буй Рюриче и Давыде не ваю ли злаченными шеломы по крови плаваша..."; "Тогда великий Святъславъ изрони злато слово слезами смешено...".
Автором "Слова" дана характеристика Рюрика и Давыда как князей погрязших в междоусобной борьбе, заливающих Русь кровью, не считаясь с потерями. Я как то уже писал, что здесь гипербола. намек на то, что Ростиславичи залили Русь по позолоченные маковки церквей.
В то же время в "Слове" мы не находим никаких указаний на то, что таким же кровавым предстает и Святослав. призывающий русских князей к отмщению половцам "за раны Игоревы". Конечно же, ни у кого не возникает сомнений, что в уста Святослава автор "Слова" вкладывает свои мысли, но мы не находим указаний, что Святослав предстает каким-то жестоким диктатором на Руси и его златой шлем по крови не плавает. Если даже речь может идти об усобице 1180 г., то она оказалась совершенно бессмысленной, т.к. сами ростиславичи отдали киевское княжение Святослава по СТАРШИНСТВУ. Святослав имел полное право на киевское княжение. Потому то автор "Слова" и упрекает Рюрика и Давыда, что были ими допущены совершенно напрасные жертвы.
Если у всех князей без всякой иронии были златые шеломы, то позолоченными могли быть только церковные купола, сброшенные Рюриком и Давыдом в море русской крови, которые символизировали веру. Рюрик и Давыд преступили тем самым Божие заповеди.