Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Лемурий » 28 янв 2019, 09:02

Mitus писал(а):Вы прям как на митинге атаку делаете, я про честь в нокауте. Вы лучше скажите в чем таки позор для Святослава Всеволодовича что он в плену у половцев побывал?

Согласен, в данном случае погорячился - учитесь признавать ошибки, чтобы правильное отбирать. Это устойчивое словосочетание:

    «Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
    - А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...»
    (Ипат.1170)

Mitus писал(а):Лемурий предъявляет мне претензии в незнании источников, а Вы даже и не представляете чем именно я занимаюсь.

Лишь сказал, что аргументация возможна только объективная - первоисточники, исследования экспертов, но не субъективная - личные амбиции.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Mitus » 28 янв 2019, 10:30

Лемурий писал(а):поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...»(Ипат.1170)
- красивые слова и они многое ведь тут проясняют. Как видим и Мстислав Изяславич тоже не прочь был в 1168-м году поискать себе чести. А что же, разве же у него её нет? Или же ему её недостаточно? И что же тогда есть честь, если её не хранят а постоянно ищут?
Лемурий писал(а):Mitus, у Вас гипертрофированное понятие о «чести»
Лемурий писал(а):Теперь понимаю слова Автора СПИ зачем «знамым кметям» именно ПОИСКАТЬ чести понадобилось, заметьте они и поискати града Тьмутороканя собирались, который их дед для Византии у Руси отбил, именно потому что чести у них НЕТ!
- а Мстислав-то Изяславич что же об этом теми же словами говорит? Что же, поход то этот 1168-го года был УДАЧНЫМ, но много ли ЧЕСТИ накопили тогда герои СПИ Ростиславичи, если они приняли участие в РАЗГРОМЕ КИЕВА уже в 1169-м году? А вот Святослав Всеволодович Черниговский этот поход не поддержал и Киев Святослав не громил. ......... Такое отношение к слову честь не только у меня. Вам об этом давно уже Евгений Беляков писал. Интересно бы узнать как далеко он теперь продвинулся в понимании СПИ......
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Лемурий » 28 янв 2019, 12:22

Залозник (серебрянные струи Переяславля через Сулу) и Гречник (через Двину к грекам и по Днепру к Киеву) Мстислав Изяславич взял под контроль в 1170, он и в 1168 ходил «загородить полю ворота» = встать у Канева, но в 1170 Мстиславич взяли контроль над Каневым надолго, пока Ольговичи жир (=пажить) европейских купцов на дно Каялы не погрузили и контроль над днепровскими порогами потеряли.

Выражение сие устойчивое «поискать чести» означает сделать что-то полезное страны ради. У Мстиславичей это получилось, у Ольговичей - НЕТ.

У Евгения новая книга в редакции, он мне присылал ознакомиться, делиться не могу без его разрешения. Тупиковая эта ветка с Марией Васильковной - весь контекст наниче.

Изображение Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Mitus » 28 янв 2019, 13:35

Лемурий писал(а):У Евгения новая книга в редакции,
- скачал в PDF 2019-й год! - спасибо.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Арсений » 28 янв 2019, 20:10

Лемурий писал(а): У Евгения новая книга в редакции, он мне присылал ознакомиться, делиться не могу без его разрешения. Тупиковая эта ветка с Марией Васильковной - весь контекст наниче.

Так была же ее дочь Болеслава. Надо тщательнее проследить каким событиям он могла быть свидетельницей.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Лемурий » 28 янв 2019, 21:33

Арсений, СПИ не могла написать женщина и вот почему:

1. Если бы обращалась к читалям женщина: она бы их назвала: «братья и сестры», а не просто «братья».

2. В первой же строке местоимением первого лица НЫ (=нам) Автор и сам относит себя к той летописной братии, которая УЖЕ начинала о полку Игореве старыми словесами трудных повестей временных лет, а среди летописцев конца XII века женщин не было, поскольку «совестные Книги» писались как правило в монастырях (мужских, конечно).

3. Боян поёт свои гипотетические зачины ВНУКУ (=последователю), а не внучке.

4. Мы не знаем были ли грамотны Мария Васильковна и Болеслава, а уж про книги, написанные ими, и вовсе не ведаем ...

Вот сравните:

    «Поставиша себе митрополита Киеву и всей Руси инока Клименьта, Смолнянина, выведше его изъ молчялныа келии его. Бе бо сей по премногу [любя] безмлъвие, и удоляяся отъ всехъ, и прилежа молитве и прочитанию божественыхъ писаний, и бе скимникъ, и зело книженъ, и учителенъ, и философъ велий, и много писаниа написавъ предаде …» (Никон. 1147)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Лемурий » 07 фев 2019, 00:13

Mitus писал(а):...если Вам это интересно, то гляньте в справочники когда умерла первая жена старшего брата Игоря Олега Святославича Новгород-Северского Елена Юрьевна. Справочники скажут Вам что это было в 1165 году когда Олег повторно женился на Агафье Ростиславне. Теперь читайте статью 6675 (1167) года Ипат. лет. о смерти Андреевны за Олгом за С(вя)тославичемЬ. Он женился 2-й раз в 1165 году, а Андреевна умерла в 1167-м. Мне такие ребусы больше нравятся. Кто же умер в 1167 году?

Не знаю, успели ли Вы разобраться сами со своей "загадкой", но "Андреевна" - это СЕСТРА Олега Святославича, ств родная сестра Игоря и Всеволода (героев СПИ). Уже начал подводить Вас к этому в КС. "Андрѣевной" же она названа по мужу Владимиру Андреевичу Дорогобужскому, которого в летописи так и называли "Андрѣевичь" После его смерти в 1170, нарушив клятву, Мачешич изгнал вдову из Дорогобужа:

    "Володимиръ же Мьстиславичь [Мачешич] ... не управливаше к нимъ хрестьного цѣлования и уклонися на имѣние и на села, и на стада Андрѣевича, и погна княгиню из города..." (Ипат. 1171)
Поэтому в граффити 307 см. Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. — К., 1985, С.25-30 она и названа:

«Володимиряя. Се была многопечальная Андреева сноха, Олега сестра и Игоря и Всеволода. Написал Ванко-поп человек владыки...»

В 1166 умерла первая жена Олега Святославича - дочь Юрия Долгорукого и он женится на дочери Ростислава Мстиславича. Два брака у него было, а не три:

    ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ († 18.01.1180)

    Народився бл. 1137 р. Помер 18.01.1180 р. (112, стб.613). Князь путивльський (1157-1159 рр.), курський (1159-1164 рр.), сіверський (1164-1178 рр.) і чернігівський (1178-1180 рр.). У 1150 р. одружився з дочкою Юрія Довгорукого. Вона померла у 1166 р., а він одружився вдруге з Агафією, дочкою київського князя Ростислава Мстиславича. Коментуючи це місце, Л. Махновець сплутав Олега Святославича, сина Святослава Ольговича, з Олегом Святославичем, сином Святослава Всеволодовича (87, с.288). Агресивною політикою і спробою силою захопити Чернігів у 1164 р. князь Олег добився компромісного рішення, за яким отримав Новгород-Сіверський. Так само в порушення прав Ярослава-Прокопія Всеволодовича посів чернігівський престол.
    ---

    Войтович Л. В. Ольговичі. Чернігівські і Сіверські князі // Князівські династії Східної Європи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Mitus » 07 фев 2019, 14:46

Лемурий писал(а):Володимиряя. Се была многопечальная Андреева сноха, Олега сестра и Игоря и Всеволода. Написал Ванко-поп человек владыки...»
- здесь указана Володимиряя и плюс дано объяснение. Тут ОБ ИМЕНИ и толковать вроде бы не о чем, но ведь не указано в каком году и по какому поводу сделана эта надпись. Ну умерла и умерла Володимиряя а где умерла, а может и не умерла вовсе. Странно же то, что Андрей Добрый умер в 1141-м и снохи своей он никогда не видел - какая же она покойнику сноха? А зачем она многопечальная была бы в 1165-м если бы это было в 1165 ведь Владимир Андреевич умер в 1170-м? Может попик-то веке так в 18-м царапал? А полная запись в Софии как там выглядит ? ................
Лемурий писал(а):В 1166 умерла первая жена Олега Святославича - дочь Юрия Долгорукого и он женится на дочери Ростислава Мстиславича. Два брака у него было, а не три:
- а кто сказал что три? Вы вот считаете что у него умерла сестра, а чего она там делала при живом-то муже Владимире, который умер в 1170-м. Я собственно к тому, что на граффито жену Владимира прописали Володимиряя, а в летописи речь идёт об Андреевне за Олгом за Стославичем. Явно не о сестре. С чего бы вдруг о сестре такое писать? За Олегом.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пѣснотворецъ стараго времени

Сообщение Лемурий » 10 апр 2019, 13:41

Из долгих дебатов на academia.edu когда оспаривали достоверность "М. Скабалланович "Толковый Типикон"" и "арх. Киприан (Керн) "Литургика. Гимнография и эортология" понял, что на традиции времён Устава Великой Константинопольской церкви до 1060-х никто не обращал внимание, а зря. Это оттуда:

- Обязательное свивание краестрочий (=обапол) слав сего времени (=тропарей) в акростих для технического оформления канона;
- Обязательное "песненное последование"

Даже если игра Бояна 10-струнных гуслях всего лишь метафора - это прямой парафраз на Пс.32:2 "Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири", т.е. "Боянъ же, братіе, не <10> соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше" = славил Господа.

Далее были сомнения в традиции составления самих песен, т.е. стихотворной формы, исполняемой под аккомпанемент.

Но тогда совсем просто, если песни в XIв не писали, то под словом "пѣснопѣвецъ" - воспевающий духовные песни, составитель псалмов,
а под словом "пѣснотворецъ" - составитель духовных песен, гимнограф см. Мин.12 окт: Косму похвaлимъ пѣснотворца мyдренно.

А кто у нас был единственным гимнографом старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича? Иларион Киевский, ч.т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Обычныя пѣcни" = молитвы об усопших

Сообщение Лемурий » 20 апр 2019, 13:47

В Киевской летописи XIIв не существует иного значения для слова пѣ(с) чем поминальные молитвы. Вот ВСЕ примеры:

    «В лѣто [6634 (1126)] Преставися благовѣрныи (и благородныи) князь, христолюбивыи и великыи князь всея Руси Володимерь Мономахъ... положиша у святѣи Софьѣ въ [o]тьца Всеволода [Ярославича], пѣвше обычныя пѣсни над нимъ...»
    ----
    «В лѣто [6655 (1147)] И тако скончаша ѝ, Игоря князя, сына Ольгова... взяти Игоря, и вземше ѝ, положиша въ церкви святого Михаила ...и приѣха игуменъ, види нагого, и облече ѝ, и отпѣ над ним обычныя пѣсни...»
    ----
    «Того же лѣта [6679 (1170)] исходяча преставися князь Володимиръ Андрѣевичь мѣсяца генваря въ 28... И игумени, чьрньци, попове Киане съ благодарениемъ, съ благохвалными пѣсньми положиша ѝ въ манастыри въ святемь Андрѣи мѣсяца февраля въ 15 день, въ первую недѣлю поста, в суботу..»
    ----
    «В лѣто [6683 (1175)] Убьенъ бысть великии князь Аньдрѣи Суждальскии, сына Дюрдева, внука Володимѣря Мономаха, мѣсяца июня вь 28-и день, канунъ святыхъ апостолъ, день бѣ тогда субота... И тако плакася по нѣмь всъ град. И спрятавше тѣло его съ честью и с писньми благохвалными положиша его у чюдноѣ, хвалы достоино у святоѣ Богородиц҃ѣ Златоверхои, юже бѣ самъ создалъ...»
    ----
    «Въ лѣто [6686 (1178)]...Престави же ся князь Мьстиславъ, сынъ Ростиславль, внукъ великаго князя Мьстислава [Владимировича] мѣсяца июня въ 13 (день) святыя мученица Анкюлины, въ день пятничныи, и возма причащение на святои литургии. И тако спрятавше тѣло его съ честью и съ благохвалными пѣсньми, и с кадилы благуханьными Илья епископъ и вси игумени...»
    ----
    «В лѣто [6688 (1180)]... Престави же ся князь Романъ, сынъ Ростиславль, вну(к) великаго князя Мьстислава, и спрятавше тѣло его епископъ Костянтинъ (и) игумени вси съ благохвалными пѣсньми и с кандѣлы благоуханьными, положиша тѣло его въ святѣи Богородици. И плакашеся по немь вси Смолнянѣ....»
    ----
    «Въ то же лѣто [6690 (1182)] преставися блажены аньхимандритъ, игуменъ Печерьскои, именемь Поликарпъ, мѣсяца июля въ 24 день, въ день святу мученику празника Бориса и Глѣба. И спрятавше тѣло его (и) погребоша с конѣчными пѣсньми, якоже самъ заповѣда...»
    ----
    «Тое же зимы [6703 (1195)] преставися благовѣрныи князь Глѣбъ Туровьски, шюринъ Рюриковъ, сынъ Гюргевъ, мѣсяца марта, и привезоша ѝ в Киевъ, и стрете ѝ митрополитъ Киевьскыи, игумени вси и князь великыи Рюрикъ Кыевъскыи. И тако проводиша со обычными пѣсньми... И спрятавше тѣло его, положиша во церкви святаго Михаила Златовѣрхого...»
    ---
    «В лѣто [6705 (1197)] Преставися благовѣрныи князь Смоленьскии Давыдъ, сынъ Ростиславль, внукъ же великаго князя Мьстислава... Епископъ же Смоленьскии Семеонъ и вси игумени и поповѣ, и сыновець его Мьстиславъ Романовичь, и вси бояре проводиша ѝ со благохвалными пѣ(снь)ми и с кадѣлы и благоуханьными. И тако спрятавше тѣло его и положиша ѝ во церкви святую мученику Христову Борису и Глѣбу...»
    ----
    «Въ лѣто [6708 (1200)]... обрѣтше тя проводника, яко Моисѣа, новыи сии Израиль... отселѣ бо не на брезѣ ставше, но на стѣнѣ твоего создания, пою ти пѣснь побѣдную, аки Мариамъ древле...»

Все, кроме последнего примера, связаны с отпеванием умерших. Почти во всех случаях это князья и молитвы о них названы "обычными", "благохвалными пѣсньми, один раз, когда касается отпевания игумена Печерского монастыря Поликарпа, названы "конѣчными пѣсньми".

Что же касается Песни(гимна) Мариам, то эта песнь часто используется в гимнографии как ирмос, по которому создаются последующие тропари.

ПЕСНЬ МАРИАМ

один из древнейших библ. гимнов. В краткой форме содержит всего 2 строки (Исх 15:21) и вложен в уста Мариам, сестры Моисея. В пространной форме (Исх 15:1–8) гимн поют «Моисей и сыны Израилевы», и поэтому он иногда называется «Песнью Моисея» (ср. Откр 15:3; не смешивать с *Песнью Моисея во Втор 32). Сравнение П.М. с ханаанской поэзией (см. ст. Угарит) привело мн. библеистов к выводу, что пространный вариант был сложен не в период Исхода, а в годы переселения израильтян в Палестину. Возможно, тогда гимн стал частью пасхального ритуала. П.М. прославляет Господа как Спасителя и Владыку, определяющего ход свящ. истории. В правосл. богослужении П.М. легла в основу ирмосов 1–й песни канона.
---
*C r o s s F.M., F r e e d m a n D.N., The Song of Miriam, «Journal of Near Eastern Studies», 1955, № 14; свящ. *К н я з е в А., Господь, муж брани, ПМ, 1949, вып. 7.
---
Александр Мень Библиологический словарь

Итак, мы видим, что ВСЕ упоминания в Киевской летописи слова пѣ(с) связаны с церковными песнями, следовательно значения у слова пѣснотворецъ могут быть только такие - автор отпевальных молитв с упоминанием усопшего и его земных деяний, составитель канонов, гимнограф.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Об упоминании "гуслей" в СПИ и СДЗ

Сообщение Лемурий » 22 апр 2019, 15:48

Читая Слово Даниила Заточника, Д.С. Лихачев обратил внимание на такую деталь: «Наряду с… выхваченными из жизни чертами быта особенного внимания заслуживают указания на гадание по псалтыри и на гусли как на предмет очень знакомый Даниилу: “гусли бо строятся персты”»46. Далее он еще раз обращается к тому же мотиву. Процитировав первые строки Слова («Въструбимъ, яко во златокованыя трубы, в разумъ ума своего и начнемъ бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповѣмъ ти ся. Да разверзу въ притчах гаданиа моя и провѣщаю въ языцѣх славу мою»), он подчеркивает: «Перед нами явная переделка псалмов 56 и 107 47, но переделка, выполненная отнюдь не в молитвенных целях», и чуть ниже риторически вопрошает: «Не об этих ли скоморошьих гуслях идет речь и в дальнейшем: “Гусли бо страяются персты (настраиваются, наигрываются пальцами), а тело основывается жилами”; “гусли строятся персты, а град нашь твоею державою”»48.

Еще буквальнее понял процитированный текст Д.В. Айналов: «Трубы, органы, свирели навеяны в “Слове” Даниила княжескими играми и потехами, участником которых был он сам, сам ставши славным игрецом на гуслях . Только таким пониманием приступа можно хорошо объяснить и следующую непосредственно за приступом фразу: “Востани слава моя (в) псалтыри и (в) гуслях”»49. Очевидно, Д.В. Айналов даже не подозревает, что в данном случае он комментирует вовсе не «авторский текст» Даниила (лица, скорее всего, вымышленного или, во всяком случае, персонажа, который затмил свой реальный прообраз), а Псалтирь. Да и трубы с органами и свирелями в Слове, очевидно, восходят не к «княжеским играм и потехам», а к тексту приблизительно такого рода: «Хвалите Его въ гласѣ трүбнѣмъ, хвалите Его въ псалтири и гуслех. Хвалите Его в тимпанѣ и лицѣ, хвалите Его въ струнахъ и органѣх. Хвалите Его в кимвалѣх доброгласныхъ, хвалите Его в кимвалѣхъ въсклицаниа»50. И не обязательно было быть тесно знакомым со «скоморошьими гуслями», чтобы знать, что «пръсти мои съставишя псалтырь»51. Конечно, в последнем случае можно возразить: но в Слове все-таки фигурируют гусли, а не ветхозаветная псалтирь. Значит, прав был Д.С. Лихачев, утверждавший, что у Даниила Заточника «Псалтырь слишком явственно сбивается на скоморошью гусли»? Возможно. Впрочем, и Библия все время «сбивается» с псалтири на гусли: последние упоминаются в библейских текстах в полтора раза чаще псалтири (38 и 25 раз соответственно). И связано это, видимо, не с тем, что авторы Книги Бытия, 1, 3 и 4 книг Царств, Псалтири и Иисуса сына Сирахова, а также пророки Неемия, Исайя, Даниил, Амос и Иоанн Богослов писали под влиянием «княжеских пиров и потех». Как только становится ясно, что в перечисленных случаях мы имеем дело с прямыми цитатами, всякие рассуждения о древнерусских «реалиях», навеявших их, теряют смысл. Цитируя библейские тексты, Даниил явно апеллировал к памяти контекстов, из которых эти фрагменты были позаимствованы, а не к обыденным впечатлениям своих читателей.
-----------
Примечания:
46 Лихачев Д.С. Великое наследие… С.245–246.
47 Имеются в виду тексты: «Въстани, слава моя, въстани псалтырю и гусли. Встану рано, исповѣмся Тебѣ в людехъ, Господи, пою Тебѣ въ языцѣхъ» (Библия 1499 года и Библия в Синодальном переводе: С иллюстрациями. В десяти томах. М., 1997. Т. 4. С. 152; ср. в синодальном переводе: «Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен» — Пс 56 9–10); «Въстани псалтырю и гусли. Въстану рано исповѣмся Тебѣ в людех, Господи, пою Тебѣ въ языцѣхъ» (Библия 1499 года… Т. 4. С. 272; ср. в синодальном переводе: «Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен» — Пс 107 3–4). Судя по тексту Слова, в нем цитируется именно 56-й псалом.
48 Лихачев Д.С. Великое наследие… С. 247–248.
49 Айналов Д.В. Два примечания к «Слову» Даниила Заточника // Известия Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 361
50 Библия 1499 года… Т. 4. С. 339 (Пс 150 3–5); ср. в синодальном переводе: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных».
51 Библия 1499 года… Т. 4. С. 339 (Пс 151 3); ср. в синодальном переводе: «персты мои настраивали псалтирь».
-------
Данилевский И.Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов, М.,2004, С.42
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

"Обычныя пѣcни" = молитвы об усопших (ПВЛ)

Сообщение Лемурий » 25 апр 2019, 20:10

Продолжу тему. Боян был "пѣ(с)творець стараго времени Ярославля - Ольгова", а это вторая половина XIв. Может в это время слово пѣ(с) имело иное значение? Посмотрим ВСЕ примеры из ПВЛ:

    ЯЗЫЧЕСКИЙ ПЕРИОД (= вѣчи Трояни)

    "А радимичи, и вятичи и северо одинъ обычай имяху: живяху в лѣсѣ, якоже всякый звѣр, ядуще все нечисто, и срамословье в нихъ предъ отьци и пред снохами, и бьраци не бываху в нихъ, но игрища межю селы, и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни, и ту умыкаху жены собѣ, с неюже кто свѣщевашеся..."
    ---
    ХРИСТИАНСКОЕ ВРЕМЯ (= лѣта Володимера/Ярославля и далее)

    "В лѣто 6494(986)... Исая же рече: «Ветхая мимоидоша, а новая възвѣщаю. И преже възвѣщения явлено бысть вамъ: пойте Господеви пѣснь нову. Работающим ми призоветь имя ново, еже благословиться имя ново, еже благословится имя всей земли. Домъ мой домъ молитвѣ прозовется по всѣмъ языком»
    ---
    "В лѣто 6496(988) ... И пакы рчемь съ Давидомъ: «Воспойте Господеви пѣснь нову, воспойте Господеви вся земля, воспойте Господеви, благословите имя его, благовѣстите день от дни спасение его, възвѣстите вь языцѣхъ славу его и во всѣхъ людехъ чюдеса его, яко велий Господь, хваленъ зѣло»
    ----
    "Въ лѣто 6523(1015)... Умре же Володимиръ, князь великый, на Берестовъмь, и потаиша ̀и, бѣ бо Святополкъ в Кыевѣ... И вложиша ̀и вь гробѣ мраморяни, спрятавше тѣло его с плачемь великим, блаженаго князя... Сего бо в память держать рустии людье, поминающе святое кресщение и прославляюще Бога вь молитвах и вь пѣснѣхъ и вь псалмихъ, поюще Господеви, новии людье, просвѣщени Духомъ Святымь, чающе надежа великаго Бога, Спаса нашего Иисуса Христа вьздати комуждо противу трудомъ неизреченьную радость, юже буди улучити всимь крестьяномъ..."
    ---
    "Въ лѣто 6545(1037)... Ярославъ же сь, якоже рекохомъ, любимъ бѣ книгамъ, и многы, списавь, положи вь церкви святой Софьи, юже созда самъ. И украси ю иконами многоцѣньными, и златомъ и сребромъ и сосуды церковьными, въ ней же обычныя пѣсни Богу вьздають в годы обычныя..."
    ---
    "В лѣто 6562(1054). Преставися великый князь рускый Ярославь... Ярославу же приспѣ конѣць житья, и предасть душю свою мѣсяца февраля вь 20, в суботу 1 недели поста, вь святаго Федора день. Всеволодъ же спрята тѣло отца своего, вьзложивъ на сани и повезоша Кыеву, поповѣ по обычаю пѣсни пѣвше, и плакашеся по немь людье. И принесъше и положиша ̀и в рацѣ мороморянѣ вь церкви святѣй Софья..."
    ---
    "В лѣто 6582 (1074). Федоси, игуменъ Печерьскый, преставися...Бѣ же Федосий заповѣдалъ братьи положити ся в пещерѣ, идѣже показа труды многы, и рекъ сице: «В нощи похраните тѣло мое», якоже и створиша. Вечеру бо приспѣвшю, вся братья вземше тѣло его и положиша ̀и в пещерѣ, проводивьше сь пѣсньми, и сь свѣщами, честьно, на хвалу Господу нашему Иисусу Христу..."
    ---
    "В лѣто 6586(1078)... Убьенъ бысть князь Изяславъ мѣсяца октября въ 3 день. Вземше же тѣло его, привезоша в лодьи, и поставиша противу Городчю, и изидоша противу ему всь городъ Киевъ, и възложиша на санѣ, повезоша ̀и с пѣсньми попове и черноризци, и понесоша въ градъ..."
    ---
    "В лѣто 6595(1087)... Князю же Ярополку лежащу на санках, а онъ с коня саблею прободе я мѣсяца ноября въ 22... И вси кияне великъ плачь створиша над нимь, со псалъмы и пѣснми проводиша ̀и до манастыря святаго Дмитрия, съпрятавше тѣло его, съ честью положиша ̀и в рацѣ у церкви святаго апостола Петра, юже бо самъ началъ здати, мѣсяца декабря въ 5 день..."
    ---
    "В лѣто 6599(1091)... Игумену бо преставльшуся преже 18 лѣт, се сбысться: в се бо лѣто преставися Яновая, именемь Марья, мѣсяца августа в 16 день. И пришедъше чернорисци, пѣвше обычныя пѣсни, и, принесше, и положиша ю у церквѣ святыя Богородица, противу гробу Федосьеву, на лѣвой сторонѣ..."
    ---
    "В лѣто 6601(1093), индикта 1 лѣто, преставися великый князь Всеволодъ, сынъ Ярославль, внукъ Володимеръ, мѣсяца априля 13 день, а погребенъ бысть 14 день... Володимер же плакався с Ростиславомъ, братомъ своимъ, спрятаста тѣло его. Собрашася епископи, игумени с черноризци, и попове, и бояре и простии людье, вземше тѣло его со обычними пѣснями и положиша у святой Софьи..."
    ---
    "В лѣто 6601(1093)... Ростислава же, искавше, обрѣтоша ̀и в рецѣ и, вземше, и принесоша ̀и Кыеву, и плакася по нѣмь мати его [СПИ: Плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславѣ], и вси людье плакаша по немь повелику, уности его ради. И собрашася епископы, и поповѣ, и чернорисцѣ, и пѣсни обычныя пѣвше, и положиша въ церкви святоѣ Софьѣ у отца своего... Сего ради пророкъ глаголаше (Ам.8:10): «И прѣложю праздникы ваша у плачь и пѣсни ваша в рыданье»..."
    ---
    "В лѣто 6621(1113)...А преставися благовѣрный князь Михаилъ, зовемый Святополкъ, мѣсяца априля въ 16 день за Вышегородомъ. И привезоша ̀и в лодьи Киеву, и спрятавше тѣло его, и възложиша на санѣ. И плакашеся по немь бояре и дружина его вся, пѣвше над нимь обычныя пѣсни, и положиша въ церкви святаго Михаила, юже бѣ самъ создалъ..."
    (ПВЛ)
Как видим, князьям пели пѣсни только провожая в последний путь. Составители таких пѣсен и назывались пѣснотворцы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

cron