Большие ладьи могли быть возле морей. До 10 века н.э. центр судостроения в Руси был на юге, а позже сместился к Новгороду. К словам "40-60" ссылка дается на книгу Блонский Л.В., Титкова Т.В. Флот России. М.:Дом слаянской кн., 2008. Расчетами вместимости ладей занимался Г. Г. Литаврин, подтверждая цифры "40-60". Фактическое свидетельство есть от Гийома Боплана по ладьям на "20-30 весел".
"Кстати, хорошие гавани практически отсутствуют и на Готланде, которые, судя по числу находок, явно был главным местом скандинавской торговли.
Стало быть, исходя из размеров, и грузоподъёмность у скандинавских судов была небольшая. Какая, можно прикинуть. В своё время для гипотетических русских ладей сделал это Г. Г. Литаврин.
«Размеры таких ладей колебались в длину от 9 до 14 м. Крупные поднимали до 40 – 60 человек… Их разгружали, и одни из них перетаскивали волоком по суше, а другие переносили на плечах на расстояние примерно в 2,5 километра, выставив стражу против внезапных налётов печенежских банд. Следовательно, разные по размерам и по весу моноксилы не должны были быть слишком тяжёлыми для 20 – 40 мужчин, одновременно прилагавших свои силы. Попытаюсь представить себе грузоподъёмность и собственный вес «корабля», поднимавшего 40 воинов. Вес самих воинов составлял примерно 3000 килограммов, вес продуктов на месяц пути – по I килограмму сухого продукта на каждого на день – 1200 килограммов на 40 человек (у запорожцев это было обычно пшено, свиное сало, сухари, куры – их везли живыми. Кур имели в плавании и русы – конечно, не только для языческих жертвоприношений), вес снаряжения и скарба (канаты, якоря, парус, вёсла, смола, оружие, одежда и т.п.) – примерно 300 килограммов.
Итого грузоподъёмность такой крупной ладьи достигала 4,5 тонны. Принимая коэффициент утилизации водоизмещения для речных деревянных плавательных средств равным 0,6 (по самым осторожным допускам), можно определить и собственный вес такой просмолённой ладьи – он будет равен примерно 3 тоннам. Вес, конечно, непосильный для того, чтобы 40 человек перенесли ладью на плечах на расстояние в 2,5 километра – такую ладью они могли только волочить "на катках". А переносили вдвое более лёгкую, обладавшую полезной грузоподъёмностью не более чем в 2250 килограммов." (
https://www.e-reading.club/chapter.php/ ... torii.html )
"Гийом Боплан — французский инженер, состоявший на службе у польского короля — в своём труде «Описание Украины» был более скептичен к казацким челнам.
Он писал: «Казацкие челны — грубой работы, ручной техники: прямой парус почти никогда не поднимают, идут под 20-30 веслами, вместо руля — весла на носу и на корме. В основе корпуса — дуплянка (однодерёвка — прим.авт.) без киля. Челн не способен под парусом идти близко к ветру, держится на волне только благодаря камышу. На таких судах в море могли выходить только отчаянные люди, и то в летние месяцы»...
Удивительно, но факт: технология строительства лодок на базе одного ствола дерева просуществовала более четырех тысяч лет! Кикладские и критские суда, корабли «народов моря», черноморские «камары», казацкие «чайки» — вот неполный перечень однодерёвок, бороздивших черноморские просторы..." (
http://www.vokrugsveta.com/S4/po_moram/d_cheln.htm )