Dedal » 24 дек 2004, 21:49
Херсонесит
"Но возникает вопрос, насколько можно сказать, что Гомер мог оценить принадлежность Патрокла к Микенскому миру, живя уже после "Темных" веков, и принадлежа уже к эллинской, а не микенской цивилизации."
Дело в том, что Гомер не был автором "Илиады", то есть, тем человеком который написал это произведение "от и до", его "авторство" лишь условность.
"Илиада" состоит из канонических сюжетов - песен сложившихся в период "тёмных веков", в свою очередь песни состоят из устойчивых элементов - фраз, отдельных легендарных эпизодов, характеристик героев, предметов, топонимов. Элементов которые сохранялись неизменными (благодаря своей стихотворной форме) путём устном передачи с микенских времён.
Таким образом, рассуждая чисто умозрительно, Гомеру оставалось сложить из набора стихотворных сюжетов, хорошо известных любому певцу его времени (не зависимо от того: зрячий он или слепой) эпическую поэму.
На практике этот процесс происходил под влиянием и непосредственным участии жрецов, что особенно видно по "списку кораблей", где поэтическое повествование приобретает черты рационального, математического перечисления (и кроме того общяя компоновка, построение сюжета эпоса).
В период архаики этот процесс был завершён, сюжетный цикл песен сформирован и как следствие - появилась на свет "Илиада".
А поскольку религиозный канон не допускал отдельного авторства, "Илиада" стала известна как творение Гомера - прозвище или эпитет по отношению к аэдам (с одной стороны певцам, поэтам; с другой - заклинатели, прорицатели, то есть первая ступень жреческого сословия).
И уже в классическую эпоху, когда появилось понятие "авторства" эпитет превратился в имя отдельного человека.
Таким образом за именем - Гомер стоят основные институты древнего общества. Именно поэтому "Илиада" имела столь большое значение для современников, своего рода греческий аналог Библии.
Херсонесит
"К тому же в древнегреческом словом "герой", обозначаются все те, кто жил в легендарную эпоху, и сам Патрокл в общем-то тоже герой."
Греческие легенды, мифы повествуют в основном о делах царей и жрецов, также как эпические традиции других стран.
О героях сюжетов греческой мифологии хорошо написано у Ю.В. Андреева - "Поэзия мифа и проза истории", сведения (но к сожалению не выводы, которые устарели) книги дополняет перевод слова hiereus из микенских табличек.
А Патрокл скорее всего и был жрецом, происхождение определяет общественный статус человека, таков главный принцип древности. То что он участвует в военных действиях, не должно смущать, так как "Илиада" описывает события военного времени, когда "мирные" профессии приобретают военный оттенок. И кроме того, например, египетские вельможи и в мирное время с успехом совмещали военные и жреческие посты.
В классической Греции микенский оттенок был утрачен и в значении слова "герой" на первый план выходят функции военного вождя (как наследие "тёмных веков"), однако прежнее значение оставило свой след в сюжетных линиях мифов, например, это прослеживается в отношении Ясона из "Аргонавтики".