Гиви Чрелашвили писал(а):A что, Младший, Гесиод - это мало ?
А что, Гесиод что-то доказывает?
Гиви Чрелашвили писал(а):По Гесиоду из Хаоса родилась Земля…
…Между прочим, Младший, Гесиод-таки в "Теогонии" называет Хаос божеством.
Чего-чего?!
"Гиви Чрелашвили. Новое о Гесиоде".
Надо бы предложить, конечно, привести цитаты, но не предлагаю, ибо таковых у Гесиода просто нет. А лишний раз перечитывать 119 строку...
Гиви Чрелашвили писал(а):"Ночь" - возьмем ее для примера.
То, что неперсонифицирована, сомнения есть ?
"Ночь" - тоже не богиня ?
Извини, Гиви, но чтоб у меня не возникло сомнений в твоей компетентности и в этом вопросе, расскажи-ка, пожалуйста, народу, что вообще такое наша Νυξ, и как ее греки понимали.
Гиви Чрелашвили писал(а):Далее, а как тебе четыре греческих ветра: Борей, Нот, Эвр и Зефир ?
Это тоже не божества ?
Вполне нормальные персонифицированные божества. Поскольку наши ветерки были излюбленными персонажами в эллинистической и римской литературе, трудно предположить, что гомеровские греки мыслили их как что-то неживое. Специально по ветрам источники не анализировал, посему до конца быть уверенным не могу, но во-первых, в массе культур ветры – весьма показательные божества, а во-вторых, я все же полагаю, что в живом одушевленном Космосе, где одушевлено всё, вряд ли что-то может быть неперсонифицировано вообще. И вот это – единственный реальный аргумент в пользу того, что Хаос в известной степени все же можно считать особого рода божеством. Ибо даже Хаос в известном Смысле персонифицирован, по крайней мере мировые прецеденты его эволюции развивались именно в этом направлении. Хотя Хаос, как и Космос, трудно назвать божествами в силу их архаической "абсолютности": это, соответственно, абсолютное физическое ничто и абсолютное физическое всё.
Гиви Чрелашвили писал(а):Тартар - это именно бог бездны в Аиде
Какой ужас. Двойка, коллега!!!
Гиви Чрелашвили писал(а):Кстати, а что скажешь о древнеегипетском Атуме ?
Он стал персоницифированным, ибо его потом стали отождествлять с другими богами, в частности, с Ра. Но это было позже. А первоначально Атум - тот же Хаос.
Превосходно. Но имеются небольшие дополнения. Рак – не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. В остальном всё верно.
А если серьезно, то…Прости, Гиви. Но скрепя сердце, должен сообщить, что с прискорбием замечаю у тебя очередной дилетантизм.
Если греческая мифология – это обычный в таких случаях синкрет, то египетская – это синкрет синкретов. И о египетских божествах нельзя говорить двумя строчками.
Проблема о том, кто именно был древнейшим солярным божеством Египта остается открытой, но, судя по всему, это был именно Атум. И тот факт, что Атум, вероятно, древнее Ра (хотя Гор, возможно, еще древнее), уже сам по себе указывает на то, что и образ его, естественно, сложился раньше. И складывался этот образ совершенно отдельно от Ра. Первоначальный зооморфный Атум был мангустом (ихневмоном), которым Ра никогда не был. Даже отождествившись с Ра в одном "денотате" (т.е. солнышке), он продолжил существовать как пропозиция, выражающая определенные атрибуты этого солнышка. И самое главное – Атум, если когда-то и мыслился как хаотическая субстанция, то в известной нам мифологии этот этап уже был пройден. Атум – не хаос, а сепарированная от него персонифицированная витальность этого хаоса, демиург как оплодотворяющая протожизнь.
Но здесь более интересно для меня другое. Несмотря на то, что предложенная тобой конструкция инвалидна по факту, именно как конструкция, она в точности соответствует схеме о которой я писал выше:
1) Хаос как понятие отсутствует вообще (в наиболее архаических космогониях его нет);
2) Хаос появляется как сигнификат первозданного состояния мира (как правило, потенциально витального; примеры – египетский Нун, или наш греческий Хаос);
3) Хаос получает фиксированные индивидуализирующие его атрибуты, персонифицируется, после чего становится богом (например, Тиамат, Хуньдунь или Шу). Вот на этом местечке был бы и Атум, окажись сказанное тобой соответствующим действительности.
Был еще промежуточный вариант: хаос по прежнему безличное протосостояние мира, но рождает из себя вполне "обличенное" космическое чудовище, которое необходимо победить богу-демиургу. Самый яркий пример: еврейский tehom, над которым, согласно яхвистскому варианту ветхозаветной космогонии, носился до творения дух Яхве (Быт. 1,2), и который породил из себя Левиафана, побежденного Яхве в космическом первопоединке (Пс.73). Tehom, судя по всему, восходит к ранним представлениям о Тиамат.
Гиви Чрелашвили писал(а):Я уже признал, что буддистскую религию знаю весьма поверхностно.
Если ты говоришь, что дхарма - это не бог, тебе виднее.
Тогда, скорее, виднее уважаемому Nesk’е – он, в отличии от меня, как это легко заметить, специалист по Индии, а я Индии слегка побаиваюсь и знаю ее материал весьма посредственно.
Ну о чем можно говорить, если только лишь в буддизме понятие "дхарма" используется в сумасшедшем количестве значений. Только мне известных пять. И смысловые отношения между ними далеко не прозрачны.
Гиви Чрелашвили писал(а):И не заставляй меня, Младший, пойти в ацтекскую мифологию
Могу резюмировать одним, Гиви: в этом вопросе связался ты со мной напрасно.
Космогонии и Архе вообще – это, что называется, мой гардеробчик.
Мифы с точки зрения их сюжетности ты знаешь, как всем известно, неплохо. Однако для того, чтобы выносить суждения о мировосприятии древних, все же нужна и некоторая теоретическая подготовка, которую я так хочу у тебя разглядеть, но пока, к сожалению, не вижу. А без этого посты будут напоминать набор наспех припомненных фактов, интерпретация которых без теории всегда окажется, увы, инвалидной.