Лемурий писал(а):Ладно, если по делу, то умею только выстраивать или находить слабые звенья в логических цепочках, ну, и, конечно, поспорить...
Иисус - сын Антипатра? По мотивам книги Грема Филлипса «Тайна Девы Марии»
Известные обстоятельства, свидетельствующие в пользу этой версии:
1. Рождество – до 4 г. до н.э.
Мария могла быть одной из жен Антипатра.
У Ирода было девять жен и множество сыновей, Антипатр - его любимый сын, от первой жены Дори.
Август не только поддерживал Антипатра, как наследника иудейского престола, но и объявил, что впоследствии царство перейдет к потомкам Антипатра. (Флавий. Древности, кн 17, гл. 3, 2.)
Как и у Ирода, у Антипатра было несколько жен, что не признавалось римским законом. Его первая жена Мариамна - дочь Матфея, первосвященника в иерусалимском Храме. Сыновья от других жен стали бы наследниками, только если бы у Мариамны не осталось живых детей.
Ирод, подстрекаемый Саломеей (которая хотела посадить на трон Филиппа), бросил в тюрьму свою жену Дори, мать Антипатра, и та под пытками созналась о заговоре и виновности Мариамны.
Квинтилий Вар, римский наместник в Сирии, пытался разобраться в ситуации. Отправил в Рим Августу послание с просьбой отстранить Ирода от власти, но письмо осталось без ответа, т.к. император был занят каким-то неотложным делом.
Матфей был смещен с поста первосвященника. И больше о нем ничего неизвестно.
Ирод изгнал Дори и приказал убить сына Антипатра (Ирода) в камере.
2. Избиение младенцев. Реальное событие, которое могло лечь в основу сюжета о Вифлиемском избинении младенцев.
После попытки покушения на жизнь Ирода, начались репрессии против царского окружения. В первые недели 4 г. до н.э. могли быть убиты несколько детей, сыновей Антипарта, как потенциальных претендентов на престол.
3. Бегство в Египет.
После смерти Антипатра Мария выходит замуж за Иосифа.
«Се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет» (Мф. 2:13-14).
Рассказ Луки о том, что Младенца Иисуса положили в ясли (по-видимому, в хлеву), может отражать то, что Мария должна была прятаться от людей Ирода. Отголоски этих событий, когда посланные на поиски Младенца воины, убивали детей, того же возраста, что и сын Антипатра, так же могли быть отражены в истории Избиения младенцев.
Самым подходящим местом, куда могла бежать жена Антипатра, была земля Египетская. Близкий друг Антипатра, Антифил, которого Саломея также ложно обвинила в заговоре, занимал какой-то пост в этой стране.
4. Назарет.
Иосиф, вероятно, жил в Вифлееме и первоначально был никак не связан с Назаретом.
Назарет был избран как убежище, в силу его отдалености от центра.
Евангельский рассказ начинается с того, что Мария и Иосиф уже находятся в Вифлееме: они переезжают в Назарет, только когда возвращаются в Израиль после бегства в Египет.
«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву...
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти... пошел в пределы Галилиейские
И, пришед, поселился в городе, называемом Назарет...» (Мф. 2:19-23).
Теория, выдвинутая израильским историком Иосифом Шрайбером в 1956 году, в книге «Законы Иудеев». ( J.Schreiber. «The Lows of the Jews» (New York. 1956), стр. 42-84.)
Шрайбер, вслед за Рудольфом Бультманном, отбросил представление о том, что Мария была девой. Как и Бультманн, он пришел к выводу, что у Иисуса был земной отец. Однако Шрайбер не допускал мысли, что этим отцом был Иосиф. Он указал, что и Матфей, и Лука путаются по поводу брака Марии и Иосифа. После утверждения, что Иосиф был мужем Марии в момент зачатия Иисуса, Матфей и Лука противоречат сами себе, говоря, что муж с женой даже не познали друг друга в то время. Согласно Луке, когда ангел явился Марии, чтобы сказать ей, что она родит Иисуса, она ответила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Матфей идет еще дальше, говоря, что Мария и Иосиф не знали друг друга до рождения Христа: «И [он] не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца...» (Мф. 1:25). По Шрайберу, Иосиф и Мария были не знакомы друг с другом, когда был зачат Иисус.
Эта гипотеза придавала смысл другому загадочному эпизоду из рассказа Луки, а именно пребыванию Марии у Елисаветы. По какой загадочной причине, спрашивает он, Мария пошла к своей родственнице и осталась у нее, если у нее дома был муж? Еврейские критики христианства, написавшие во II веке Талмуд, сомневались в божественном происхождении Иисуса, утверждая, что он был незаконным сыном римского офицера.
Шрайбер считал, что первые противоречивые строки Матфея и Луки о браке Марии с Иосифом были вставлены позже, чтобы опровергнуть подобные обвинения.
Согласно евангельским рассказам, когда Иисус поставил под сомнение власть храмового духовенства, иудейские старейшины сговорились убить Его. Он был арестован и обвинен Синедрионом в богохульстве за то, что провозгласил Себя Мессией; потом Он предстал перед римским наместником Понтием Пилатом, который неохотно приговорил Его к смерти. Хотя некоторые детали евангельских рассказов, возможно, являются более поздними вставками, эта часть повествования в наибольшей степени основана на исторических событиях, и не только потому, что Пилат и Каиафа — известные исторические фигуры.
Провозглашение себя Мессией само по себе не было богохульством — однажды кто-то должен был стать Мессией. Это заявление было бы богохульством, только если бы можно было доказать, что это — ложь. Следовательно, священники обязаны были доказать, что Иисус не прав. Такое было легче сказать, чем сделать: Иисус делал все, чего ожидали от Мессии.
Согласно пророкам Ветхого Завета, Мессия должен был родиться в безвестности, в родном городе Давида — Вифлееме, и странствовать по Израилю, распространяя объединяющее всех Божье послание. В конце концов, Он должен был въехать в священный город Иерусалим верхом на осле, как сказано в пророчестве Захарии (Зах. 9:9). Здесь Он обличит продажность в Храме и будет провозглашен Царем Иудейским, как предсказано у Исайи (Ис. 66:5-6,9:6-7). Это точно соответствует Иисусу, как изображают Его Евангелия. Он родился в безвестности в Вифлееме, Он проповедует единство и провозглашает, что грядет Царство Небесное; Он въезжает на осле в Иерусалим и там очищает Храм; Его приверженцы приветствуют Его, как Царя Иудейского. Более того, пророк Даниил называет Мессию «Сыном человеческим» (Дан. 7:13-14) — точно также, как Иисус постоянно называет себя во всех четырех Евангелиях.
У старейшин была единственная возможность, которая позволила бы им осудить Иисуса, как самозваного Мессию, — это доказать, что Он не происходит от Давида по материнской линии, как того требовало пророчество. А Иисус должен был подтвердить Свое происхождение — иначе Синедрион приказал бы забить Его камнями на месте, чего не было сделано.
Синедриону не удалось осудить Иисуса. Вместо этого оттуда схваченного направили к римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Со стороны священников это был умный ход. Провинция Иудея находилась под прямым правлением Рима начиная с 6 года н.э. В условиях оккупации Синедрион обладал властью в Иудее только в религиозных вопросах. Иисус мог быть невиновен ни в каких религиозных проступках, но старейшины посчитали, что, провозглашая Себя Царем Иудейским, Он виновен в подстрекательстве к мятежу против римского закона.
По мнению Иосифа Шрайбера, когда Иисус въехал в Иерусалим где-то около 33 года н.э., единственным человеком, которого римский закон признал бы Царем Иудейским, был оставшийся в живых сын Антипатра. Этот закон, установил император Август, закон содержался в сводах, и его нельзя было отменить. Указ божественного Августа нельзя было не исполнить. Однако Иисус, провозглашая себя Мессией, по определению, заявлял о Своем происхождении от Давида, то есть, Он принадлежал к династии, которую не признавал римский закон. Такое заявление было бы чистым подстрекательством к мятежу, наказание за которое - смерть.
В Евангелии от Иоанна Пилат прямо спрашивает Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18:33). Окончательный ответ Иисуса: «Я на то родился» (Ин. 18:37). Если это относилось к Его заявлению о том, что Он — потомок Давида, тогда Пилат приказал бы немедленно Его распять. Наоборот, Пилат осторожно говорит иудейским старейшинам: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:38). Если этот эпизод соответствует хоть какому-нибудь историческому контексту, тогда то, что Пилат не нашел никакой вины в заявлении Иисуса о том, что Он — Царь Иудейский, означает: Иисус должен был быть единственным Человеком, за Которым Рим признавал право на этот титул — сыном Антипатра.
Хотя, в конце концов, Иисус умер на кресте, согласно Библии, именно Пилат с неохотой осудил Его на смерть. Наместник, в надежде предотвратить мятеж, спровоцированный священниками, умыл руки по этому поводу и позволил решать толпе. Толпа, подстрекаемая священниками, требовала крови Иисуса, и Пилат, наконец, согласился послать Его на смерть. По всей вероятности, утверждает Шрайбер, Пилат, в итоге, решил, что лучше всего будет избавиться от этого дела. Оно, в случае подтверждения римским Сенатом, привело бы, в результате, к смещению его с поста.
Если Шрайбер был прав, и Иисус был сыном Антипатра, то Мария — одна из жен Антипатра. Хотя другие еврейские ученые фактически проигнорировали точку зрения Шрайбера.
Несмотря на ряд мелких замечаний по второстепенным вопросам, которые сделали христианские критики по поводу теории Шрайбера, никто, по-видимому, не опроверг его главного утверждения. Если Иисус заявил перед Пилатом, что Он — Царь Иудейский, то прокуратор, несомненно, нашел бы вину в Нем, — если бы заявление сделал кто-то, кроме сына Антипатра...
Шрайбер помещает Марию в соответствующее историческое окружение. Она не просто нуждалась в высокопоставленных родственниках, чтобы выйти замуж за царевича. Ведь сам факт, что Иисус был сыном Антипатра, тоже много говорит об ее происхождении. Синедрион, иудейские старейшины, забили бы Иисуса камнями до смерти, если бы Он не смог доказать, что его мать происходит из рода Давидова. Мария должна была происходить из очень важной семьи, чтобы иметь такое убедительное фамильное древо.
Родители Марии могут сильно отличаться от скромных Иоакима и Анны в церковной традиции. Но кем они были? Историю Иоакима и Анны нельзя обнаружить в более ранних источниках, чем «Протоевангелие» от Иакова Эфесского (II век). Никто до Иакова даже не упоминает о родителях Марии. Нигде в Библии нет никакого Иоакима, но есть Анна, которую христианские авторы III века Ориген и Климент считали матерью Марии. Это единственная Анна в Библии, появляется она только однажды, в рассказе Луки о том, как Мария приносит Младенца Иисуса в иерусалимский Храм: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38).
Итак, пророчица Анна признала Иисуса, как Мессию. Если данное сообщение хоть в какой-то степени соответствует истине, то эта женщина кажется слишком старой, чтобы быть матерью Марии. Тем не менее Церковь, в конце концов, признала ее, как мать Марии, канонизировав св. Анну (Сент-Энн, согласно английской традиции). Интересно, что это — еще одна нить, связывающая Марию с иерусалимским Храмом. Согласно Иакову Эфесскому, Иоаким и Анна отдали Марию на попечение первосвященнику. В то же время Ориген и Климент говорят, что мать Марии была пророчицей в Храме. Могла ли эта традиция иметь хоть какое-нибудь основание?
Мария не могла, как утверждал Иаков Эфесский, быть девой при алтаре во внутреннем Храме. Но для нее было возможным играть какую-то иную роль в огромном храмовом комплексе. Женщинам позволялось входить в царский портик и во внешний двор, а некоторым святым женщинам, подобным Анне-пророчице, позволялось выполнять определенные религиозные обряды. Иудейским священникам разрешалось жениться, некоторые из их жен играли активную роль в храмовой жизни. Не отражает ли каким-то образом церковная традиция, говорящая, что опекуном Марии был первосвященник, а ее матерью — пророчица, того, что ее настоящие родители служили в иерусалимском Храме? Если Мария действительно была из рода Давидова, если она действительно была женой Антипатра, то вполне возможно, что ее родители занимали высокое место в религиозных кругах. Самыми высокопоставленными духовными лидерами в иудейском мире были священники в Храме. Некоторые из иудейских царевичей женились на их дочерях...