Модератор: Ilik
Евгений писал(а):Вам если всё равно, то зачем вы в дискуссии участвуете? Вы себя ведёте так: Я ничего не понимаю, а раз так, то и никто ничего понять не может – и лезете в спор, чтобы доказать, что ничего доказать невозможно. Это глупо.
Ужто! Слово «бог» в русском возьмите – на самом деле эпитет Митры, «языческого» бога, а стало общим названием для сверхъестественных существ высшего порядка. Романское (в смысле испанско-французско-португальско-итд) dios-dieu-deu происходит от имени языческого бога Зевса (или точнее Дьяус-Питара) – католики тоже до сих пор языческим, враждебным термином пользуются.
Новый писал(а):vovap
На мнение о том, когда были написаны библейские книги, часто влияют религиозно-идеологические соображения. Здесь я их, естественно, выношу за скобки, поскольку в научной дискуссии они для аргументации не годятся. Но мне кажется, что любое предание - независимо от того, когда оно сформировалось окончательно (даже если много позже изображаемой эпохи), - ЗАРОЖДАЕТСЯ всё же именно в устах современников тех событий, которые в нём фиксируются. Особенно если считать это предание отчасти фольклорным (опять же, безотносительно того, согласны ли с этим лично Вы или я). А если так, то реалии быта, которые мы видим в этих книгах, всё-таки можно с высокой степенью вероятности относить к описываемым временам. Для сравнения: гомеровские поэмы слагались вроде бы веке в 9-ом до н. э. (уже был "железный век"), записаны же вообще в 6-ом; однако всё фигурирующее там оружие - в лучшем случае из бронзы (при том, что и камнями тоже не пренебрегали). То есть не более поздние особенности быта и технологии не были перенесены в сказания о давнем прошлом. Поэтому - особенно если учесть, что заповеди в Пятикнижии очень детализированы, - я не вижу серьезных оснований сомневаться в том, что там отражен всё-таки уклад тех самых времен, о коих повествуется.
Насчет Вашей цитаты о "ездящих на молодых ослах". Я об этом никогда не думал, но сейчас появилась у меня такая мысль, что эти "ослы" - признак социального статуса. То есть, может статься, располагать ослом для верховой езды (лошадей, видимо, особенно не разводили) означало тогда нечто вроде "всадничества" у римлян: "всадники" ведь были "дворянским" сословием (отсюда "шевалье" и "кабальеро"), а к тому же наличие лошади (или в данном случае, наверное, осла) свидетельствовало о некоторой обеспеченнности (как, допустим, в наше время машина). Но это вряд ли могло отражать образ жизни и то, что они преимущественно кочевали на этих ослах. Д'Артаньян был шевалье, но отцовского коня загнал (в том смысле, что продал) и в Париж вошел пешком... Мне кажется, именно поэтому в Библии эти ослы и поминаются. Такие "кабальеры", видимо, и были в основном военнообязанными.
Новый писал(а):Евгений
Насчет бытования и в древности множественного "элим" уже успел ответить другой собеседник.
Новый писал(а):Что же касается слова "Элоhим", то и оно действительно иногда появляется как бы во множественном числе; но именно КАК БЫ.
Новый писал(а):я никогда специально не занимался исследованиями текстов Библии, но мне кажется, наличие разных именований у библейского Бога неверно истолковывается во многих случаях как доказательство или, если мягче, признак того, что речь идет у разных божествах.
Новый писал(а):Дорогой Новый, как я уже говорил, как человек сдававший научный коммунизм я сам могу объяснить все
Тем не менее в деревне основное место сбора- деревенская площадь или деревенский же колодец. Весь базар идет там. Там и народу больше. Если стадо каждый день пригоняется обратно в деревню - так там оно обычно и поится тем более - деревни строятся где есть вода. Здесь же явно речь идет о колодцах вне поселения - явление типичное для кочевого и полукочевого скотоводства. Колодци как центр общественной жизни именно пререгатива кочевников, которые втречаются в основном там.
Наконец, если климат настолько засушливый, то чего же они выращивали как земледельци? Без искусвенного орошения? Которого вроде как не найдено.Завершалось же это в те времена, наверное, не пением "Интернационала", а экстазом и хвалебной молитвой.
Я бы склонился к идее шашлыка и доброй выпивкиА пастухи играли очень заметную роль в таких случаях, я думаю, потому, что они, благодаря своим частым перемещениям, раньше других узнавали многие новости и являлись их разносчиками...
Чабаны при выгонном скотоводстве как раз элемент находящийся в информационной изолоции по сравнение с населением аулов. Они выгоняют скот в горы и жувут там малыми групами встречаясь очень редко в отрыве от всех новостей. Цепочка информации в такойм случае аул-чабан а не наоборот. Разносят же информацию обычно торговци переежжающий из аула в аул.Так ведь у них и были проблемы с едой, и они то и дело роптали на Моисея, за то, что увел их из Египта, где они хотя бы питались досыта.
Вопрос не в проблеммах с едой а просто - чего жрать чтоб не откинуть копыта.Например, жители греческого города Фокеи, не желая покориться Киру, отплыли на кораблях на запад и после долгих скитаний основали новый город, Гиелу, кажется, на Корсике
Наконец, если климат настолько засушливый, то чего же они выращивали как земледельци? Без искусвенного орошения? Которого вроде как не найдено.
Ещё одна деталь: в "песни Деборы" сразу вслед за "колодезями" (в Вашей же цитате) появляются ведь и "врата", а это явно ассоциируется с деревней или городом...
Digger писал(а):Смотря где. В районах израильского расселения - Центральное нагорье, Иорданская Долина, Башан, Гильад, Долина Беер-Шева и др. - зима весьма дождлива и осадков вполне достаточно для различных видов земледелия - оливки, виноград, бобовые, злаки. К тому же воду собирали.
Впрочем, в свете точности представлений о прецессе раселения евреев спор бессмысленный - даже сам факт похода и завоевания подвергается сомнениям не говоря о схеме и последовательности расселения.
Digger писал(а):Это обычная практика в этом регионе, на протяжении всех исторических периодов, вплоть до наших дней.
Как раз о последовательности расселения можно говорить достаточно уверенно.
vovap писал(а):С какого времени и какими культурами?
Да? На основе каких данных?
Digger писал(а): С какого времени земледелие или сбор воды? Земледелие с неолита, сбор воды с железного века и по сей день.
На основании полевых исследований.
Дорогой Digger , нас интересует период судей - грубо 13-10 века до эры. И при том - у этноса граждан евреев а не вообще.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1