В статье Эндрю Гау не раскрыта тема «рыжих евреев» в православной традиции. Хотя с учетом того, что представления о Конце Света были одинаковыми и в Западной Европе, и на Руси, т.к. база одна и общая – это Библии(а точнее, отдельные фрагменты из Ветхого и Нового завета, а так же труды раннехристианских мыслителей, написанные задолго до раскола церквей), и сохраняющиеся даже сегодня предрассудки, по отношению к людям с рыжими волосами, и антисемитизм, то можно предположить, что во времена Ивана Грозного «рыжие евреи» были известны как апокалиптические персонажи, но как второстепенные персонажи, и в устной традиции. И вполне возможно, что переведенная и адаптированная Младшая Титурель имела хождение на Руси.
Но в Откровении Мефодия Патарского – наиболее популярном апокалипсисе византийского происхождения - они не упоминаются (их нет в греческих вставках), притом, что о каннибалах (антропофагах), кинокефалах, нечестивых царях (поименно) говорится неоднократно. Главный враг христианского мира здесь – измаилиты, потомки Агари. И считается, что именно Откровение Мефодия Патарского, в основном, вдохновило Ивана Грозного на создание Опричнины и определило символику кромешников.
Теоретически Анну Глинскую, могли обвинять в связях с «рыжими евреями», совершавшими кровавые жертвоприношения (люди были темные и охотно верили в то, что все их бедствия напрямую связаны с колдовством и нечистой силой), но и одного обвинения Глинских в колдовстве уже хватило бы для смертного приговора. Да и возмущенной толпе (а в 1547 году народ взбунтовался против княжеской власти), чтобы убить кого-то, достаточно одного слова: «виновен», без указания подробностей его вины.
sasha a писал(а):Тогда получается, что "вынимание сердец у людей" (заметьте, нигде не сказано, что сердца вынимались у МЕРТВЫХ людей), имеет под собой не каннибалистическую подоплеку, а "граальную": Глинские похищали Божественное Сердце у людей.
Очень смелое предположение. Но дело в том, что Грааль – это сосуд с кровью Иисуса Христа, и никго другого. Так же есть версия (она существовала еще до Дена Брауна), что «Сенграаль» – это потомки Иисуса Христа, опять же кровные родственники.
Наиболее часто Грааль представляют в виде чаши или кубка, так как, прежде всего Грааль отождествляется с потиром, сосудом для таинства евхаристии (Святого причастия), который служил Иисусу Христу и апостолам во время Тайной Вечери, то есть - первой литургии.
Отцы романтического жанра - Готье Мап, Кретьен де Труа, Роберт де Борон, Вольфрам фон Эшенбах, Вошье и анонимный автор "Персеваля", авторы рыцарских романов о Граале конца XII – нач. XIII вв. (отрезок времени в лет 50), не упоминали, что Грааль имеет форму сердца.
Кретьен де Труа " История Грааля. Роман о Персевале": "Держа в обеих руках Грааль, вошла прекрасная, благородная девица в великолепном платье... И когда она вошла, вдруг стало так ослепительно светло, что горящие свечи потускнели, словно звезды при восходе Солнца или Луны... Грааль, который несли первым, был изготовлен из чистого золота и усыпан драгоценными камнями...".
Вошье, "Перлево, или Полная история Святого Грааля":
"Затем Говен увидел, как в дверях появился роскошный Грааль, который начал прислуживать рыцарям за столом, аккуратно раскладывая перед каждым из них хлеб. Он так же исполнял обязанности виночерпия, наполняя огромные золотые кубки и расставляя их вдоль стола... Месир Говен пристально вглядывался в Грааль, и казалось ему, будто бы внутри него он видит кубок, хотя в то же самое время ничего там не было".
Вольфрам фон Эшенбах. "Парсифаль" (Здесь Грааль - изумруд, выпавший из короны Люцифера, сброшенного из рая. Вместе с тем Грааль - это некий предмет, "название которого написано на небе звездами".: "Она (мать Персифаля) была облачена в арабские шелка и несла покоящийся на скатерти из зеленой парчи неземное совершенство, подобное ветви райского дерева. Оно превосходило любой мирской идеал и было тем, что люди называют Граалем.
...Чудодейственная сила этого камня превращает птицу Феникс в пепел, но пепел быстро возвращает к жизни. Таким путем птица Феникс воссоздает и видоизменяет свой наряд, который становится таким же прекрасным и сверкающим, как прежде".
Все авторы подчеркивают, что история не придумана, а найдена ими в старинных книгах.
Сюжет во всех романах практически одинаков. Приключение начинается при дворе короля Артура. Одно кресло за Круглым столом пустует - это "место смертника" ("трон опасности"). Над ним огненными буквами загорается имя рыцаря, достойного его занять. Как бы не называли авторы своего героя: Персеваль, Говэн, Галаад - это всегда наивный дикарь, "чистосердечный дурень", у которого враги отобрали наследство. Он отправляется на поиски Грааля вместе с другими рыцарями. Особое место в романах уделяется, вселяющему благоговение, испытанию в Часовне Опасностей (Зачарованном Замке), истолкование которого есть важная ступень приобщения к священной тайне. Благодаря своей добродетели, герой преодолевает все препятствия и прибывает в Опустошенную Землю, разоренную "содеянным злом", где все местные рыцари погибли. Правит страной Король-Рыболов, получивший в войне незаживающую рану. Он указывает герою путь в замок Мунсальвеш, где тот наблюдает странную церемонию с участием Грааля, но спросить о том, она означает, не осмеливается. Покинув замок ни с чем, рыцарь встречает Отшельника, который объясняет ему, что если бы вопрос был задан, то рана Короля-Рыболова зажила бы, Опустошенная Земля превратилась бы в цветущий край, а сам герой смог бы вечно наслаждаться владением "святым ковчегом". В конце концов, герой совершает все, что ему предназначено, и наследует Королю-Рыболову под именем короля Грааля.
В романах о Граале удивительным образом сочетаются рыцарско-приключенческий дух, фантазии на темы языческой мифологии и христианская сакраментальная мистика. Грааль представляется не просто христианской святыней, но и магическим сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость. Ради приближения к нему и приобщения к его благим действиям рыцари совершали свои подвиги. Он являлся почти недосягаемым пределом мечтаний, достижение которого сулило райское блаженство, несметное богатство и несокрушимое могущество. Символика Грааля играла важную роль в рыцарской культуре средневековья.
Грааль не упоминается ни в Ветхом, ни Новом завете, но, несмотря на это он является евхаристическим символом, удостоверяющим "реальность" пресуществления хлеба и вина в кровь и тело Христа. Он стал священным задолго до того, как в 1215 году на Латранском соборе был принят догмат о транссубстанцианальности, после чего все дароносицы, содержащие освященное вино, стали считаться Священными Сосудами.
Но словосочетание "Святой Грааль" впервые появилось в XV веке, в романе Томаса Мелори о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Внешний вид предмета не описывался - он был "покрыт венецианской парчой", - но говорилось, что Грааль - это "священный сосуд" и "благословенная кровь Христа" (Sang real - "истинная кровь"). Известно, что роман Мелори "Сангреаль - благословенная кровь нашего Господа Иисуса Христа", как и остальные семь произведений, объединенные темой Грааля, были написаны по заказу Маргариты Бофорт, матери короля Генриха VII Тюдора, отобравшего у Ричарда III корону Плантагенетов. Такой вот пиар. Новой династии требовалось обосновать свое право на престолонаследие, и специалисты по генеалогии составили для Тюдоров новую родословную, включив в нее короля Артура и его отца Утера Пендрагона.