О русском торговом флоте кануна 1917 г.:
"Историческая справка. Торговый флот России создавался медленно и с большими трудностями. В 1898 г. в морском торговом флоте было всего 604 паровых судна и 2294 парусника. Таким образом на пороге ХХ века торговый флот России был преимущественно парусным и к тому же технически устаревшим и малотоннажным. На долю российских судов приходилось всего 8 % внешнеторговых перевозок.
Ведущие позиции в морском пароходстве России занимали частные компании - "Русское общество пароходства и торговли", "Доброфлот", "Северное пароходное общество". Однако эти компании не смогли мобилизовать необходимые капиталы для обновления и расширения флота.
Среди пароходов, которые плавали под российским флагом, на судоверфях России было построено не более 5% судов. Крупнейшие российские судостроители были заняты выполнением в основном заказов военного ведомства.
По состоянию на середину 1914 г. торговый флот России состоял из 3,7 тыс. судов (из них 2,6 тыс. были парусными) при этом более трети судов были старше 30 лет.
Общее водоизмещение судов торгового флота России достигло 1,3 млн. регистровых тонн, в то время как аналогичный показатель для Великобритании составлял - 19,3, Германии - 5,5, США - 5,3, Франции - 2,3, Японии - 1,7 млн. регистровых тонн.
По тоннажу грузопотоков, проходивших через морские порты, Россия превосходила Германию, Францию, и Японию. Однако по мощности торгового флота Россия значительно уступала этим странам и несла убытки от фрахтования иностранных судов. Портовое хозяйство страны было также недостаточно развитым" (
http://viperson.ru/wind.php?ID=305273&soch=1).
Так что пусть и несовершенный и "технически отсталый", но торговый флот у России был. При этом не стоит забывать, что Россия - континентальное государство, не имеющее заморских колоний.