Начало Великой Кавказской войны: дефиниции, даты и причины

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Сообщение Черкес » 17 ноя 2007, 17:11

thor

А вот это уже не варварство, а: 1) большой "политик" (лучше эти земли будут нашими, чем наших геополитических противников - в данном случае турок и персов, за спиной которых маячил надменный Альбион); 2) ответная реакция оседлого земледельческого общества на набеги варваров (можно привести еще массу примеров аналогичных конфликтов из мировой истории. Например, была ли агрессией и варварством политика регулярных вторжений в Степь со стороны империи Хань?). Опять же - разность менталитетов и общего настроя общества; 3) не стоит путать личную доблесть и стремление отдельных вождей, родов, кланов , племен и прочих догосударственных образований с политикой государств. Несколько разные уровни... Хотя в какой степени люди и сейчас недалеко ушли от той славной поры, когда все вопросы решались оружием. Ирак - чем не пример!
P.S. Беда горцев Кавказа в том, что они оказались между двумя жерновами (или тремя, если считать еще и Персию). К их несчатью, Кавказ - зона геополитических интеерсов сразу трех империй, а поскольку сам Кавказ не мог прокормить избыточное население, оно было вынуждено искать "зипунов" на стороне, через набеги (как и подобает доблестным варварам), тем самым подавая повод соседним империям для вмешательства в свои дела (а хотя бы и для защиты "священного права частной собственности")...


1) Персам даже Центральный Кавказ был далековат и не удобен в плане удержания за собой. Максимум можно говорить о претендовании Персии на южный Дагестан, при учете, что на большее она уже к 19 веку не имела сил и возможностей. Османская империя начала 19 века по сравнению с тем кем она была в 15-16 вв. - Небо и Земля! Она уже изжила себя как держава и удержаться на далеком С-З Кавказе ей было никак не можно, тем более Крым был уже давно русским, Грузия с начала 19 века - тоже. Туманный Альбион хоть и стоял вместе с Францией за спиной у Турции, но был настолько далек, что говорить о каком-либо реальном влиянии его здесь не приходиться. Его по сути дела и не было. Кроме того у той же Англии куча других колоний и интересов было по планете (Индия, Китай, Африка и т.д.) и С-З Кавказ в этом плане не представлял значительного для нее интереса. Быдь иначе, тут бы были не два-три агента (Белл, Спенсер...), а десятки. И высаживались бы союзники не в Крыму в 1853 г., а на С-З Кавказе.

2) Еще раз призываю вас к КОРРЕКТНОЙ формулировке. Во-первых, адыги были тоже ОСЕДЛЫМИ, а во-ворых, тогда для адыгов русские были аналогичными варварами!

3) Уровни разные - не спорю, но смысл один и тот же. Трактовка адыгских этногрупп этого времени как "племена" - НЕ КОРРЕКТНА! Князья давно существовавшие в адыгском обществе не могут управлять племенами по сути своей, уровни разные!

P.S. Согласен в целом, за некоторым исключением...
Адыги оказались поперек дороги царской машины, которая присоеденила к себе Грузию и возомнила себя Бог весть чем! С таким легким присоединением огромных территорий, имперские амбиции России росли все больше и больше, как говориться "аппетит приходит во время еды"!
Нет сомнений и в том, что адыгов использовали и турки в своих интересах против России, пытаясь воевать руками черкесов, т.к. своими уже было невмочь.
Вина же адыгов, как уже говорилось не раз - в не желании объедениться перед общей опасностью и наступлением агрессора, в данном случае - Российской империи.
Черкес
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 09 ноя 2007, 17:01

Сообщение Nehbcn » 17 ноя 2007, 19:40

В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их ... Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак...

Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество


Оттуда же:

“Абадзехские старшины возвратились из Константинополя с письмами к горцам от Магомет-Эмина и Карабатыра [11] не изъявлять покорности русскому правительству, не переселяться в Турцию, убеждая, что в самом непродолжительном времени объявится европейская война, в начале которой будут отправлены турецкие войска на восточный берег Черного моря... Натухайский народный эфенди Куштануков, находившийся в Турции, возвратился через Джубгу обратно к месту своего жительства и с своей стороны подтвердил увещания народу, абадзехам и шапсугам не покоряться русским и не переселяться в Турцию, а оставаться во враждебных отношениях к русским, на сколько позволит возможность.” [с.146-147].


Вот что говорил между прочим влиятельнейший из шапсугских старшин в письме (получено 12 февраля 1864 года, в лагере у поста Мирного, на Пшише) полковнику (тогда уже генерал-майору) Гейману: [12] “Одним словом, по всему видно, что от поспешного вашего действия все придет в ужас в этих местах и никто не решится встать на дороге противоречия, потому что убеждены в своем бессилии; если же кто будет против своего же благополучия и спокойствия, то это нисколько не помешает. Теперь убедительнейше просим поспешить прийти к нам и успокоить весь край...” и т. д.

Так же один из шапсугских старшин в письме к графу Евдокимову (в начале 1864 года) говорил: “Если вам благоугодно будет знать о нашем положении, то я скажу вам следующее:

если только вы пойдете на Туапсе, то. не встречая сопротивления, вы можете спокойно прийти и расположиться. Но не нужно медлить, потому что с весною, когда распустятся деревья и вырастет трава, последний горец, не имеющий ни черкески, ни рубашки, и тот подымется, тогда как все это можно покончить в марте месяце...” и т, д.


Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб.
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение shuric » 17 ноя 2007, 19:50

Выложу здесь статью Томаса Баррета "Северокавказский фронтир России"

Русское заселение Северного Кавказа можно условно разделить на три стадии. В период с 1560-х гг. по 1721 год возникли вольные казачьи станицы вдоль восточного Терека, и в том же регионе были возведены первые регулярные русские крепости; в 1721 году терское казачество было изъято из ведения Посольского приказа и передано в распоряжение Военной коллегии – казаки превратились в слуг государства. Только на второй стадии (1722-1775 гг.) российское правительство приступило к переселению значительного числа казаков и других служилых людей. Вдоль Терека было сооружено несколько новых крепостей, включая первое постоянное долговременное укрепление – крепость Кизляр. На третьей стадии (1776-1860 гг.) создание военной линии было завершено, и она продвинулась дальше в горы; вдоль линии были расселены казаки, при этом запорожское казачество было преобразовано в черноморское казачество и получило земельные пожалования на Кубани. Затем начались переселения и спонтанные миграции большого числа крестьян. Приток русских происходил одновременно с мощными этническими сдвигами среди местных народов, включая переселение значительной части армян и грузин; движение осетин с гор в предгорья и на равнины; миграцию ногайцев из предгорных степей за реку Кубань и в степи Приуралья, Прикаспия и Крыма; и, наконец, массовый исход за пределы России примерно 700 000 черкесов в 1850-1860-х гг .
Как только утвердилось постоянное российское присутствие вдоль Терека, там стали селиться группы беглых горских крестьян и рабов, что нередко вызывало серьезные дипломатические осложнения. Один из первых известных инцидентов, вызванных проблемой пленных, был связан с защитой русскими местных беглецов. В 1774 году ботаник Самюэль-Готлиб Гмелин в ходе исследовательской экспедиции в район Каспия был захвачен в Дагестане правителем (уцмием) Кайтага, Амиром Хамзой. За несколько лет до этого около двухсот семейств подданных Амира Хамзы бежали под покровительство России, и теперь он требовал их возвращения или же выплаты 30 000 рублей в обмен на освобождение Гмелина . Начиная с 1740-х гг. кабардинские князья и вожди неоднократно жаловались российскому правительству на побеги своих рабов в русские поселения. Основание в 1763 году русской крепости Моздок вблизи кабардинского селения еще более усугубило положение, поскольку сотни кабардинцев бежали под защиту русских. В 1764 году в Петербург была послана кабардинская делегация с требованием уничтожить крепость, выплатить компенсацию за беглецов-христиан и впредь возвращать любых беглых подданных Кабарды; эти требования, конечно же, были отклонены. К тому моменту в Моздоке проживало более двухсот крещеных кабардинцев. В 1767 году около 10 000 местных крестьян бежали на укрепленную территорию между реками Терек и Малка и соорудили мост через Терек для побега. Несмотря на обещание защиты со стороны русского коменданта крепости Кизляр, крестьяне договорились со своими князьями о снижении налогов и повинностей и о праве на уход к другим хозяевам, после чего многие из них вернулись. В 1771 году, после еще одной петиции из Кабарды, Екатерина II согласилась вернуть беглых кабардинских рабов, а за каждого перешедшего в христианство уплатить 50 рублей выкупа . Это решение было принято по той причине, что Россия тогда не хотела осложнять отношения с Османской империей (считавшей Кабарду своей вассальной территорией), а также потому, что многих крестившихся кабардинцев, по мнению русских, в действительности христианство не интересовало.
Россия также решила обратить пристальное внимание на осетин, считавшихся «заблудшими христианами» и ставших объектом особой миссионерской активности. Переселение осетин с гор в долины началось с основания Моздока (1763 год) и Владикавказа (1784 год). Фактически Моздок первоначально предназначался для того, чтобы служить укрепленным поселением Осетинская, куда будут приглашаться для переселения осетины, грузины, армяне и другие «христианских народов люди» и где они получат право свободно сооружать храмы и исповедовать свою веру, а проживание мусульман будет запрещено. Вместо Осетинской был построен Моздок, но намерение сделать его центром притяжения для переселения осетин сохранилось. Масштабы переселения осетин возросли в 1820-х гг., когда Ермолов начал вытеснять кабардинцев из района Военно-Грузинской дороги и расселять там осетин; к 1840-м гг. около 21 000 осетин проживало на Владикавказской равнине . Многие из них поступили на казачью службу, особенно в Моздокское Казачье братство и в Горский Казачий полк.
В XVIII и XIX вв. российское правительство приложило большие усилия для привлечения на Северный Кавказ армян. Первое значительное земельное владение было пожаловано в 1710 году карабахскому армянину Сафару Васильеву в районе Кизляра для посадки тутовых садов (для разведения шелковичных червей). В XVIII в. большое количество армян из Турции и Персии переселились в бассейн Терека; другие бежали туда с гор, из крымского или ногайского плена. В этот период Кизляр и Моздок были населены преимущественно армянами: в 1796 году в Кизляре проживало 2 800 армян и только 1 000 русских. В 1789 году 55,6% населения Моздока составляли армяне и грузины. Еще около 3 500 армян из ханств Дагестана и Прикаспия расселились в 1797 году вдоль Кавказской военной линии. Армяне занимались производством шелка и виноградарством, а также создавали основу всей региональной торговли на Северном Кавказе. Другая большая группа армян в 1839 году пришла из-за реки Кубань, чтобы расселиться вдоль западной части казачьей линии в районе Армавира, жители которого (даже в 1859 году) говорили на черкесском диалекте и внешне напоминали горцев . Сложность ситуации на этнической границе ярко иллюстрирует пример армавирских армян, которые были армянами по самосознанию, христианами по вере и подданными Российской Империи, жившими в казачьей среде, говорившими, одевавшимися и питавшимися по-черкесски, соблюдавшими черкесские обычаи.
Первыми, наиболее многочисленными и наиболее широко расселившимися русскими жителями на Северном Кавказе были казаки. Следовало бы взять в кавычки и слово «казаки», поскольку казачество на Северном Кавказе трудно свести к единой этнической общности или просто к сословному обозначению. Единственной общей их чертой было то, что к XVIII веку Российское государство рассматривало казаков Северного Кавказа как своих слуг, обязанных исполнять военную, курьерскую, строительную или другую службу. Это, конечно же, не означает, что все казаки так и поступали – многие восставали против тех или иных повинностей, создавали разбойничьи банды или дезертировали в горы. Насколько являлся казаком Яков Алпатов из станицы Наурской, дважды убегавший в горы, принявший ислам и сколотивший из чеченцев и казаков воровскую шайку, которая грабила села, похищала скот и захватывала пленников не только у казаков, но и у калмыков и ногайцев далеко в степи ?
Первые казачьи общины, возникшие вдоль Терека в XVI и XVII вв., представляли собой пеструю смесь различных беглых людей:
кочующих или беглых казаков; старообрядцев и сектантов; рабов, захваченных русскими, и представителей коренных народностей Кавказа, бежавших из рабства, от наказания или кровной мести. К тому моменту, когда терские казаки были формально приняты на русскую службу в 1721 году, они уже проживали в данном регионе на протяжении двухсот лет в качестве вольных поселенцев, пиратов и разбойников. Путь Волга – Каспий – Терек был хорошо освоен в обоих направлениях: как дорога переселения на Кавказ; как маршрут грабежа, рыболовного промысла и торговли; как, наконец, исходный пункт повстанческих движений, распространявшихся на основную территорию страны. Селения возникали и исчезали; их обитатели погибали, попадали в плен или уходили в другие поселения. Терские казаки устремлялись на север для участия в главных казачьих восстаниях XVII и XVIII вв.; после этих восстаний беженцы откатывались назад, к далеким побережьям и густым лесам. Возможно, наиболее известным бунтовщиком этого периода был «царевич Петр» (Петрушка), который с Терека поднялся на парусах на север, чтобы соединиться с Болотниковым, и стал заниматься грабежом, курсируя вверх и вниз по Волге. Стенька Разин начинал свою «преступную карьеру» как пират на Каспии (и на Нижней Волге) и использовал в качестве одной из своих баз остров Чечень, находившийся недалеко от берега у места впадения Терека в Каспийское море. Другие казаки продолжали разбой на Каспийском море и в XVIII веке: в 1737 году персидский консул в Санкт-Петербурге жаловался на русских пиратов на Каспии, владевших в общей сложности примерно 70 кораблями и базировавшихся на острове недалеко от Баку. Пугачев также действовал в районе Терека; будучи приписанным к Терскому Семейному войску в 1772 году, он выступал против несправедливой оплаты казачьей службы, был арестован в Моздоке и бежал .
Но Кавказ был не просто южной окраиной огромного казачьего моря, в которое вливались бурные потоки лихих пришельцев с севера. Он также был местом, где казаки оседали, женились на представительницах коренных народов, воевали против или вместе с горцами или степняками, смешивались с местными этническими общностями. Беглое описание различных народов западного побережья Каспийского моря, составленное капитаном Иоганном-Густавом Гербером в 1728 году, при всей его точности и бюрократической прямолинейности показывает, насколько трудно различимой оставалась грань между казаками и не-казаками. Существовали гребенские казаки, потомки первоначальных беглых крестьян, и казаки, жившие грабежом («воровством») и обитавшие в горах Северного Кавказа. Автор сообщает, что ранее они страдали от набегов своих соседей «татар», похищавших у них жен и детей (дети, скорее всего, и происходили от смешанных браков между казаками и «татарами»), но теперь жили с соседями дружно. Терские казаки, составлявшие гарнизон Терской крепости, представляли собой сочетание донских казаков и терских татар, обращенных в христианство. Терские татары исповедовали ислам, говорили на «ногайском» языке, жили в шатрах («как ногайцы»), занимались не только скотоводством, но и рыболовством, а соленую и сушеную рыбу продавали «татарам», жившим в горах. Согласно другим источникам, «терскими татарами» назывались казаки и коренные жители, рыбачившие в районе устья Терека; они были также известны в XVIII веке как «терские ногайцы». Ставропольские татары говорили по-русски, являлись христианами и казаками. Селение дагестанцев и кумыков Андрей (Эндери) было основано «беглыми российскими людьми и казаками, которые здесь воровством питались» и «такими татарами, которые такие промыслы употребляли» .
Неоднородность этнического состава казачьих групп на Северном Кавказе значительно возрастала по мере того, как в XVIII и XIX вв. усиливался интерес России к данному региону. С сооружением каждой новой крепости из внутренних областей переселялись группы донских, волжских, хоперских и яицких казаков. Казачьи полки постоянно пополнялись представителями нерусского населения, включая грузин, армян и представителей других народов Северного Кавказа. Чеченцы, кабардинцы, осетины и другие горцы либо вступали в уже существовавшие казачьи части, либо формировали свои собственные, как, например, Горско-Моздокский полк, Горский Казачий полк или Семейный Кизлярский полк. Большинство мусульман при этом принимало православную веру, однако в Горско-Моздокском полку служили и мусульмане. Еще в 1858 г. 10% казаков Кавказской военной линии исповедовали ислам. Государственные крестьяне-переселенцы, беглые крепостные и отставные солдаты также в большом количестве поступали на казачью службу. В 1832-1833 гг. более 30 поселений государственных крестьян были просто переименованы в казачьи станицы. Когда Запорожская Сечь была восстановлена в виде черноморского казачества и последнему в 1792 г. были пожалованы земли вдоль реки Кубань, тысячи незапорожцев, участвовавших вместе с казаками в русско-турецкой войне, также переселились на эти земли. По оценке одного историка, только 30% первоначального черноморского казачества являлись настоящими запорожцами. Среди остальных казаков 40% были добровольцами, примкнувшими к запорожцам во время войны, а 30% составляли поляки, русские, молдаване и представители других этносов, переселившиеся на новую границу вместе с казаками . В течение последующих 60 лет более 80 000 казаков и крестьян были переведены на эти земли с Украины, и к ним присоединились тысячи не-казаков из казачьих областей (иногородних), нелегально сопровождавших переселяющихся колонистов.
Постоянно существовал также приток на Северный Кавказ беглых крестьян из России и с Украины. Они присоединялись к поселениям государственных крестьян или казаков либо основывали собственные селения, которые могли иногда существовать десятилетиями, не будучи замеченными властями. Как гласят народные предания, многие селения на Северном Кавказе первоначально возникли в качестве тайных убежищ отрядов беглых крепостных. Например, село Петровское на реке Калаус было предположительно основано беглым крепостным Петром Бурлаком, поселившимся в 1750-х гг. в густом лесу и занявшимся таким же разбойным промыслом, как и обитатели близлежащих «татарских» селений. Позднее к Бурлаку присоединились другие беглые крепостные, многие вместе со своими семьями, и глубоко в лесах возникло русское селение. Бурлацкое ущелье на правом берегу реки Буйвол служило прибежищем для беглых крестьян, которые, возможно, селились там, дабы избежать рекрутских наборов и гнета своих помещиков, и вели вольную жизнь разбойников и грабителей .
Побеги крестьян на Северный Кавказ участились в 1820-х гг., когда государственное переселение казаков и государственных крестьян дало пищу слухам о существовавшей на юге свободе от податей и повинностей. В мае 1826 г. Николай I сделал специальное заявление, что слухи о свободе для крестьян и крепостных на Кавказе ложны, и все, кто туда бежал, будут наказаны по всей строгости законов. Однако это заявление не достигло своей цели, поскольку на протяжении трех последующих десятилетий тысячи крестьян продолжали стекаться на Северный Кавказ. Необходимость заселения региона и развития в нем сельского хозяйства часто заставляла местные власти закрывать глаза на подлинный социальный статус вновь прибывших. Зачастую переселенцев соблазняли не просто слухи: в 1832 г. саратовский губернатор сообщал, что во вверенной ему губернии и на Земле Войска Донского появляются беглые, дабы привлечь новых переселенцев на Кавказ; аналогичные сообщения поступали из Воронежа и Екатеринослава. Иногда с Кавказа возвращались и целые вооруженные отряды с требованием выдачи своих семей и собственности. Черноморские казаки также посылали вербовщиков для привлечения беглых на свои земли, где ощущалась острая нехватка рабочей силы .
В 1837 г. крестьяне особенно часто бежали в район крепости Анапа, где было объявлено, что беглецам будет предоставлено убежище, они будут включены в ряды казачества и, согласно одному из вариантов, получат специальные документы, позволяющие им вернуться к местам прежнего проживания и освободить свои семьи. Туда направились тысячи людей, причем у некоторых крестьян имелись фальшивые паспорта, и прибывали они совершенно открыто, на тройках. Были сообщения о бандах беглых в окрестностях Темрюка, ведших жизнь гайдамаков, занимавшихся рыболовством и разбоем и всегда ходивших, подобно запорожским казакам, с мушкетами, пистолетами и пиками. Возможно, некоторых крестьян соблазняла мечта о существовавшей когда-то вольной воле; но более важным обстоятельством, несомненно, был прием, оказывавшийся беглецам казаками, которые сразу включали в свои ряды вновь прибывших либо укрывали их на своих хуторах или в рыбачьих артелях, где их высоко ценили из-за нехватки рабочей силы .
Наиболее существенной чертой северокавказского общества, помимо относительной свободы поселения, была дороговизна труда. Крайне редко встречался тот тип поселения, который преобладал на основной территории России, – крепостная помещичья деревня. В 1857 г. крепостные составляли менее 3% населения Северного Кавказа (Ставрополья и области Терека и Кубани); после малонаселенных Архангельского края и Сибири это была часть империи с наименьшим процентом крепостного населения .
Нехватка рабочей силы придавала специфический характер общественной жизни казаков и государственных крестьян, которым приходилось нанимать большое количество людей для обработки своих полей и садов. В 1850-е гг. в летние месяцы казаки Кавказской военной линии нанимали до 4 000 сельскохозяйственных работников; черноморские же казаки нанимали почти 15 000 человек. Государственные крестьяне также нанимали ежегодно тысячи людей, преимущественно для работы на своих хуторах. Некоторые из сезонных работников были крестьянами из внутренних областей России, другие принадлежали к коренному населению. В середине XIX века от 20 до 25 тысяч сезонных наемных работников с гор проживали в Кизляре с весны по осень; их было настолько много, что в 1842 г. было создано даже специальное учреждение для «попечительства над приходящими в город мирными горцами». На протяжении 1850-х гг. около 15 000 ногайцев работало на помещиков и казаков в Кизлярском уезде . Количество туземцев в городах и казачьих станицах еще более возрастало во время проведения ярмарок и по базарным дням.
Именно небольшие северокавказские города служили основными местами этнического взаимодействия. Коренное население со всех сторон устремлялось к городам в целях торговли или в поисках сезонной работы, а многие проживали в них постоянно, благодаря чему эти центры региональной торговли приобретали живой, пестрый и этнически разнообразный облик. Но не все русские города Северного Кавказа были в равной степени многоликими. Такие старые города-крепости, как Кизляр и Моздок, являлись центрами местной торговли, этнического разнообразия и русско-туземного обмена и взаимовлияния. Екатеринодар, столица черноморского казачества, оставался населенным почти исключительно казаками, но по базарным дням и во время ярмарок тысячи людей из-за реки Кубань наводняли город. Говоря о черкесах, виденных им в Екатеринодаре, который он посетил в 1847 г., Моритц Вагнер писал: «Странно видеть этих людей, которые несколькими днями ранее совершали набеги, возможно, грабили и убивали, ныне мирно бродящими среди групп казаков» . Ставрополь, наиболее быстро развивавшийся в XIX в. город Северного Кавказа, являлся административным центром и был преимущественно населен казаками и государственными крестьянами. В середине XIX века Владикавказ оставался военным городом с осетинскими поселениями по окраинам.
Рядом с городами и казачьими станицами Кавказской военной линии располагались селения так называемых «мирных» горских народностей. Они формально перешли на сторону Российской Империи и прекратили практику набегов на русскую границу. Однако, в зависимости от меняющейся военной ситуации, «мирные» горцы могли быстро переменить ориентацию и присоединиться к нападающим с гор. Между крепостями, казачьими станицами и этими туземными поселениями существовали длительные связи и взаимодействия, однако сохранялось определенное недоверие, подозрительность и осторожность с обеих сторон. Потто называл «мирных чеченцев», живших между реками Сунжа и Терек, «самыми злыми и опасными» из всего окрестного населения: «Мирные аулы служили притонами для разбойников всех кавказских племен; в них укрывались партии перед тем, чтобы сделать набег на линию; здесь находили радушный прием все преступники, и нигде не было так много беглых русских солдат, как именно в этих надтеречных аулах». Вагнер описывает положение черкесских племен на левом берегу Кубани с большей долей симпатии, признавая сложность ситуации, в которой оказались эти люди: «Зажатые между русскими и их противниками, они изо всех сил стараются сохранять нейтралитет, заверяют обе стороны в своем дружественном отношении, сражаются один день на стороне русских, другой – на стороне своих соотечественников и служат в качестве разведчиков и шпионов и тем, и другим» . Этот ненадежный слой населения являлся, возможно, для Российского государства источником основных трудностей на Северном Кавказе. Военачальники пытались упростить ситуацию, предпринимая карательные акции без разбора.
Другой ненадежный слой составляли беглые и дезертиры – как русские, так и представители других национальностей. Возможно, они никогда не были особенно многочисленны, но само то обстоятельство, что этническая граница постоянно была столь текучей, вызывало серьезную озабоченность у местных властей по поводу лояльности тех, кто сражался с горцами. В XVIII в. местные военачальники с подозрением относились к терским казакам по причине их культурной и этнической близости к горским народам. После основания в 1722 г. крепости Святой Крест армейское командование планировало перевод в нее гребенских казаков (первыми заселивших область Терека). Однако из-за опасений по поводу их бегства за Кубань гребенских казаков в конце концов оставили на месте. В 1770-е гг. возникли подозрения, что гребенцы вступили в тайный сговор с казаками-некрасовцами, которые после восстания Булавина стали беженцами, проживали на нижней Кубани, совершали оттуда набеги на русские поселения совместно с кабардинцами и участвовали в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. на стороне турок. В 1774 г. генерал Де Медем распорядился принимать гребенских казаков на службу с большой осторожностью . На протяжении всего XVIII в. в неспокойные периоды командование крепости время от времени запрещало общение обитателей крепости с жившими за их пределами местными жителями, опасаясь заговоров.
Дезертирство являлось предметом постоянной тревоги для России в период наиболее интенсивных военных действий на Северном Кавказе после 1817 г. Периодически от различных селений требовали возвращения российских дезертиров, а в 1842 г. Николай I приказал местным командирам предлагать горцам соль в качестве платы за их выдачу. В 1845 г. граф Воронцов выпустил прокламацию, обращенную к русским дезертирам, в которой обещал полное прощение тем, кто добровольно вернется в строй: «Главно-командующий надеется, что беглые солдаты поспешат воспользоваться монаршим прощением и милостью и не захотят оставаться дольше в нищете и среди иноверцев» .
Однако многие предпочли остаться, и, согласно сообщениям очевидцев, их существование было не столь уж плачевным. Захваченный в плен казак свидетельствовал, что в принадлежащем Шамилю селении Ведено находилось около 300 русских дезертиров, которые обслуживали артиллерию, женились на чеченках, одевались по-черкесски и жили достаточно хорошо. Капитан А.И.Руновский сообщал, что многие русские дезертиры приняли ислам, женились на горянках и вели счастливую семейную жизнь. По его словам, многие из местных женщин покидали дома своих родителей, дабы выйти замуж за русских дезертиров, поскольку последние обращались с женщинами значительно лучше, чем горцы; дезертиры были также предметом особой заботы Шамиля, принимавшего строгие меры по защите их от мелких притеснений со стороны новых соседей. По некоторым сообщениям, от 400 до 600 русских солдат проживало с Шамилем в Дарго. Ходили слухи, что он жил в доме, построенном беглецами в европейском стиле, что у него был четырехтысячный корпус гвардии, состоявший из представителей всех национальностей и созданный на основе отряда, в составе которого были польские и русские дезертиры, и что предшественника Шамиля Хамзу Бека постоянно сопровождали русские телохранители. Рассказывали даже, что писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский, чье тело так и не было обнаружено после гибели в бою в 1837 г., остался жив и сражался на стороне Шамиля . В данном случае важна не столько правдивость подобных слухов, сколько их устойчивая распространенность. Сама возможность их существования свидетельствует о крайней неопределенности данной этнической границы. В результате межнациональных браков, взаимодействия и взаимовлияния, обращения в другую веру, аккультурации и дезертирства на Кавказе подчас трудно было разобраться, кто есть кто. Как заметил Пушкин после встречи на пути из района Казбека в Тифлис с персидским придворным поэтом, оказавшимся в конце концов не напыщенным восточным человеком, а вполне «европейским джентльменом», на Кавказе не стоит «судить о человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям» .
Россия пыталась преодолеть состояние неопределенности на северокавказской границе различными путями. Чисто военные решения, подобные ермоловской практике тотального уничтожения горских селений после набегов на русскую линию, уже довольно хорошо изучены историками. Специальные летучие дивизии генерала Ермолова, подкрепленные артиллерией, в Кабарде, например, передвигались от селения к селению, требуя от горцев покорности, прекращения набегов и переселения. Произвольно-выборочное уничтожение селений, поджог садов, угон скота, вырубка лесов и насильственное переселение народов представляются отчаянными попытками преодолеть неопределенность, укрепить грань между понятиями «мы» и «они». И в значительной степени это сработало, поскольку можно считать, что именно система Ермолова повинна в нарастании ожесточенности военных действий на Северном Кавказе и в успехе Шамиля при создании альянса различных горских народов для отражения натиска русских. Но существовали и другие способы установления союзнических отношений и прояснения идентичности, как, например, оригинальные этнографические методы, применявшиеся в отношении к калейдоскопическому разнообразию кавказских народов, или использование рассказов о кавказском плене и мифов о героизме. Например, захват пленных и получение за них выкупа были обычной для обеих сторон практикой на протяжении столетий, но в XIX веке такие инциденты стали обретать статус сенсации – о них широко писали, обосновывая необходимость наступления на горские племена; в сознании общества создавались стереотипные образы кавказской жестокости, террора и пыток, а в то же время захват пленных русскими изображался как «цивилизующее» мероприятие.
Героические мифы также существовали в изобилии. Я завершу статью одним из них, показывающим, насколько такие темы важны для укрепления границ. Один из наиболее ранних героических мифов русского «фронтира» на Северном Кавказе касается битвы у казачьей станицы Наурской 11 июня 1774 г. Согласно сообщению генерала Де Медема, около 10 000 кабардинцев атаковали станицу, недавно основанную волжскими казаками-переселенцами. Набег отражали 800 станичников, включая женщин, сражавшихся косами и ливших кипяток на головы нападавших. Важнее всего то обстоятельство, что набег произошел в контексте общей смуты и нарушения союзнических обязательств. Среди мертвых кабардинцев было обнаружено тело Коргока Татарханова, получившего тремя годами ранее в Санкт-Петербурге офицерский патент, чин капитана и годовой оклад в 150 рублей. За несколько дней до набега в округе побывали некрасовцы, призывавшие соседних гребенских казаков нарушить верность России. Пугачев также был в станице Наурской двумя годами ранее и вел среди вновь прибывших агитацию по поводу несправедливости оплаты; он был даже уполномочен от имени населения Наурской и двух других станиц отправиться в Петербург, дабы опротестовать условия казачьей службы .
Героическая оборона станицы со временем, в условиях весьма неустойчивых союзнических отношений, стала историей о глубоко «российской» сущности казачества. Н.Ф.Самарин посетил станицу Наурскую в 1862 г., и к тому времени вышеупомянутое повествование полностью трансформировалось: численность кабардинцев возросла (до 14000 человек), а численность казаков уменьшилась (до 200 человек). Якобы в сражении принимали участие и дети, метавшие камни со стен крепости; женщины орудовали не только косами, но и серпами: одна героиня отсекла головы трем кабардинцам. На врагов лили не только кипяток, но и распространеннейшее русское кушанье – горячие капустные щи. Согласно Самарину, осада происходила 11 июня, в день апостолов Варфоломея и Варнавы, поэтому казаки воздвигли церковь в их честь; возникла легенда, что апостолы, верхом на белых конях и облаченные в белые одежды, внезапно появились посреди неприятельского стана, и враги в ужасе отступили. 11 июня стало праздником в станице Наурской: казаки всего полка собирались для парада, «военных забав» и гулянья. Эта битва также вошла в местную идиоматику. Когда казаки из Наурской встречали кабардинца, они часто спрашивали: «А что, дос (приятель), не щи ли в Науре хлебал?» Этот намек явно имел глубокое значение и для кабардинцев, поскольку из-за подобных насмешек часто возникали кровавые стычки . Таким образом, битва при станице Наурской не только стала казачьей легендой, но и вошла в повседневную жизнь наурских казаков. Хотя и невозможно определить, кто сыграл более важную роль в создании мифа, сами казаки или те, кто о них писал, очевидно, что русификация данного сюжета упростила событие, имевшее неоднозначный характер, и послужила на пользу Российскому государству.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Астамур » 18 ноя 2007, 09:20

Героические мифы также существовали в изобилии. Я завершу статью одним из них, показывающим, насколько такие темы важны для укрепления границ. Один из наиболее ранних героических мифов русского «фронтира» на Северном Кавказе касается битвы у казачьей станицы Наурской 11 июня 1774 г.

Не совсем понятно, для чего вы мифы приводите. Миф - это миф!
Можно и в отдельной теме говорить о мифологии.
В "эпопее" с Наурской иногда чеченцы выступают в роли мальчиков для битья, иногда кабардинцы...
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение Nehbcn » 18 ноя 2007, 11:27

"Кабардинцы, воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная не выселявшаяся после покорения Кавказа в Турцию. К. населяют Б. и М. Кабарду. К. первые вошли в столкновение с русскими, Иван Грозный принял К. под свое покровительство и женился на уроженке Кабарды Марье Темрюковне (вторая жена). Затем К. подпали под влияние крымских ханов. К России присоединены 1774. К. говорят особым наречием черкесского языка; письменности не имеют."


http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor ... 1%86%D1%8B

Кто то сможет прокомментить? :shock:

http://www.balkaria.info/public/ssbn/2007-06-05.htm
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Черкес » 19 ноя 2007, 00:24

Nehbcn
Оттуда же:

Откуда оттуда же?

“Абадзехские старшины возвратились из Константинополя с письмами к горцам от Магомет-Эмина и Карабатыра [11] не изъявлять покорности русскому правительству, не переселяться в Турцию, убеждая, что в самом непродолжительном времени объявится европейская война, в начале которой будут отправлены турецкие войска на восточный берег Черного моря... Натухайский народный эфенди Куштануков, находившийся в Турции, возвратился через Джубгу обратно к месту своего жительства и с своей стороны подтвердил увещания народу, абадзехам и шапсугам не покоряться русским и не переселяться в Турцию, а оставаться во враждебных отношениях к русским, на сколько позволит возможность.” [с.146-147].

Это события 1850-х годов, к чемы ты привел это? к тому что адыгов подстрекали быть враждебными к русским ведших в это время оккупацию адыгских земель в Закубанье? Ну так для этого и мнение турок не нужно было особо, оккупант он и в Африке оккупант и русские в данном случае мало чем отличались от других оккупантов.

Вот что говорил между прочим влиятельнейший из шапсугских старшин в письме (получено 12 февраля 1864 года, в лагере у поста Мирного, на Пшише) полковнику (тогда уже генерал-майору) Гейману: [12] “Одним словом, по всему видно, что от поспешного вашего действия все придет в ужас в этих местах и никто не решится встать на дороге противоречия, потому что убеждены в своем бессилии; если же кто будет против своего же благополучия и спокойствия, то это нисколько не помешает. Теперь убедительнейше просим поспешить прийти к нам и успокоить весь край...” и т. д.

Так же один из шапсугских старшин в письме к графу Евдокимову (в начале 1864 года) говорил: “Если вам благоугодно будет знать о нашем положении, то я скажу вам следующее:

если только вы пойдете на Туапсе, то. не встречая сопротивления, вы можете спокойно прийти и расположиться. Но не нужно медлить, потому что с весною, когда распустятся деревья и вырастет трава, последний горец, не имеющий ни черкески, ни рубашки, и тот подымется, тогда как все это можно покончить в марте месяце...” и т, д.


А это к чему приведено? Это показывает что среди адыгов (в частности - шапсугов) были свои предатели, и НИЧЕГО БОЛЕЕ (а кто это отрицал?). Или от того что ты это привел действия русских войск как-то оправдывает?

Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб.

Ну а это, концовка того текста русского офицера, что я привел выше. В ней идет банальное оправдание того, что сам офицер этот творил на землях адыгов. Я не стал это приводить, чтобы лишний раз меня не обвинили в национализме.

"Кабардинцы, воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная не выселявшаяся после покорения Кавказа в Турцию. К. населяют Б. и М. Кабарду. К. первые вошли в столкновение с русскими, Иван Грозный принял К. под свое покровительство и женился на уроженке Кабарды Марье Темрюковне (вторая жена). Затем К. подпали под влияние крымских ханов. К России присоединены 1774. К. говорят особым наречием черкесского языка; письменности не имеют."
Кто то сможет прокомментить?

А че тут комментировать? :shock:

Не знаю кто это писал, но практически все, что тут написано переврали:
Во-первых, часть кабардинцев все же выселилась в Турцию, а здесь поставлена так фраза, что как-будто их никто не трогал вообще. Кроме того, если верить данным того, что после событий конца 18 - начала 19 вв. от кабардинцев в Кабарде остался лишь каждый десятый, то в этом не было особой необходимости (выселять в Турцию). Ну и наконец, в связи с этим, смысла выселять их особо не было.
Вот официальные данные выселения по кабардинцам:
1860-61 гг. - 10343 (чел.)
1865 г. - 1000
1895 г. - 16708
1900-02 г. - 2601
1905 г. - 115
Итого: 30767 чел.
Для сравнения (на 1864-65 гг.) приморские этногруппы адыгов: шапсугов официально выселено 165626 чел. (не официально минимум в раза два больше) - это примерно треть от всех остальных вместе взятых адыгов (включая и кабардинцев) - официальные цифры. Но если учесть что шапсугов было от 300 до 400 тыс. в 1840-50-е гг., а на Родине в итоге осталось всего несколько тысяч (не более 15 тыс.), то не трудно догадаться, что официальные цифры разняться с реальными минимум в раза два.
Другая примрская этногруппа убыхи - выселены практически все - 74 567 чел.
Близкородственные шапсугам натухаевцы (также приморская этногруппа адыгов): 45023. Цифры тоже занижины, если учесть что натухаевцев (по данным, например Новицкого) было 240.000 , а осталось на Родине еще меньше чем шапсугов.
Т.о. если исходить из официальных цифр одного источника, больше половины из всех выселенных адыгов приходиться именно на выше отмеченные приморские группы адыгов (почти 300 тыс.). Это прямо доказывает, что русские целенаправленно хотели отчистить именно в первую очередь кавказское побережье от Анапы до Сочи, что в принципе и сделали.
Ну и во-вторых, первые "столкновения" кабардинцев были не с Иваном Грозным, а значительно позднее, уже после смерти Темрюка (после 1570/71 г.).
Черкес
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 09 ноя 2007, 17:01

Сообщение Nehbcn » 19 ноя 2007, 01:42

А че тут комментировать? :shock:


Если кабардинцы в ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. сохраняли в основном нейтралитет, то чьи аулы жгли?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Астамур » 19 ноя 2007, 07:13

Если кабардинцы в ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. сохраняли в основном нейтралитет, то чьи аулы жгли?

Поразительно, но все, что писали выше. прошло мимо этого человека. Оказывается, он вообще не читает то, что другие пишут. При этом с маниакальным упорством продолжает искать он на просторах Ин-та (типа сайта "Балкария"), "изобличающие" нас, адыгов, статьи местных националистов, которых, оказывается, две недели как прихлопнули, т.е. деятельность этих "товарищей" запретили. Я бы мог камня на камне не оставить на подобных статьях, просто потраченного времени жалко. Там ведь ни одной цитаты не привели, чтобы не исказить или не изменить. Вы и сами легко можете проверить это. Это расчитано видимо на таких, как вы.
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение thor » 19 ноя 2007, 08:34

ZORA писал(а):
thor писал(а):Опять же повторю - чепуха все это. Воюют в Новое время не толпы наездников, а подразделения. части и соединения. Фридрих II, король Пруссии, в одном из своих сочинений так и писал: «Многочисленное войско есть ничто иное, как многосложная машина, где последний из воинов, составляя собой как бы некоторую пружину, действием своим одушевляет, умножает силу и движение целаго…». И что могут наездники, пусть даже и самые блестящие, противопоставить машине?
“Два мамелюка, безусловно, превосходили трёх французов; 100 мамелюков были равноценны 100 французам; 300 французов большей частью одерживали верх над 300 мамелюками, а 1000 французов уже всегда побивали 1500 мамелюков”. Мамелюки как всадники безусловно превосходили французских драгун, и что в итоге?

Я знаком с такими мнениями, но подтверждений им (в части кавалерийских частей) не нашел, хотя искал.

Принцип устройства феодального рыцарского ополчения и драгунского полка/кавалерийской дивизии конечно разный, но вот перенос мнения о превосходстве регулярной пехоты над ирегулярной на предмет конницы, где якобы регулярный драгунский полк лучше равного по численности отборного рыцарского отряда, вызывает у меня большие сомнения, причем абсолютно безотносительно к Кавказу - вообще повсеместно.

Конский состав у рыцарской конницы обычно лучше, индивидуальное вооружение тоже, индивидуальная подготовка всадника - тоже, а дисциплинированность полка регулярных кавалеристов дает им отнюдь не такой выигрыш, как пехотному батальону, из-за специфики кавалерийского боя, обычно весьма скоротечного, если до собственно столкновения вообще дошло.

Конечно вопрос КТО те рекруты из которых набирается тот или инной драгунский полк?
Если это аристократы с детства сидевшие в седле, обучавшиеся владению оружием и имеющие великолепных лошадей - одно, а если это мужики, которых оторвали от сохи и за три-четыре года кое-как научили ездить на лошади и рубить палашом, да и конь под ним среднестатистический "казенный" - совсем другое.

Почти все известные мне случаи успеха регулярной кавалерии над рыцарской, связаны или с превосходством в численности, или с действием против расстроенного артиллерийским и ружейным пехотным огнем противника, хотя, повторюсь - я так и не смог набрать корректную статистику ни для того чтобы подтвердить, ни для того чтобы опровергнуть.

Поэтому я просто привожу известные мне цитаты.
Подозревать их Авторов в ангажированности по отношению к черкесам невозможно - они были с другой стороны баррикад, а высказываются они однозначно в один голос - у меня нет оснований сомневаться в том что они знали, что говорили.

Кроме того, численность всадников в бою обычно не превышает нескольких тысяч с обеих сторон, причем в крупных сражениях, а значит традиционные "немеханические" методы управления воинами здесь мало уступают "механическим" - несколько сотен всадников или даже тысяч, если они воспитаны в одной традиции и соблюдают одни обычаи, могут отлично взаимодействовать и управляться, чему не мало примеров, даже на материале традиционно осуждаемой за недисциплинированность французской рыцарской конницы.

Вынужден прерваться - дела.
До связи:D


Длинный пост, и обоснования неплохи, однако, прошу прощения, все равно брехня. Специально взял с полочки записки генерала Ольшевского и перелистал их на выходных. Человек пишет достаточно объективно (хотя это и мемуары, однако весьма и весьма толковые, автор подробно описывает события, не скрывая ни ошибок и глупости русских войск и генералов, ни доблести и геройства горцев). Нигде, повторяю, нигде я не встретил на одного случая, когда горская иррегулярная конница могла опрокинуть не то что регулярную русскую кавалерию (тех же нижегородских драгун), но даже и казаков - во всех стычках она непременно побиваема и с позором бежит с поля боя, нещадно преследуемая русских и бросая при этом на растерзание собственную пехоту. Конечно, в стычках с казаками горцы и могли брать пеервес, но с регулярной кавалерией и "правильном" бою - никогда и ни за что. В "малой" войне, когда сходятся в рубке один на один, согласен, иррегуляры и могли иметь превосходство и преимущество, но в "нормальном" сражении, строй на строй - исключено.
Последний раз редактировалось thor 19 ноя 2007, 11:23, всего редактировалось 1 раз.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 19 ноя 2007, 09:31

Stanislaw писал(а):Я склонен полагать Nebch, сто в таких случаях старина Маркс был прав - экономика решающий фактор. Более того в известном смысле Россия даже провоцировала будущие набеги и грабежи черкесов. Судите сами: рабов у местной знати становится меньше она нищает, а за сошку по-любому браться не станет выход один - война.
Сходное явление мы наблюдаем и сейчас на Северном Кавказе где при избытке населения никак не развивается промышленность (даже сейчас) да и сельское хозяйство влачит жалкое существовани по сранению даже со среднероссийским его состоянием. Почему? Кавказской молодёжи каторжный труд на горных террасах нафиг не нужен. Возьмите того же Астамура или Черкеса -явно не сельские ребята. Хоть они и ноют здесь о порушенной родине но в реале их на эту родину казачьей нагайкой не загонишь.
Вот записаться в "воины ислама" это да!


Да, старина Маркс во многом был прав, да и потом, хотя уважаемый Черкес и обиделся на меня, когда я привел цитату из очерки Тацита про германцев (насколько я понял, он убежден в том, что черкесы - чрезвычайно цивилизованный народ, никак не варвары, а прямо носители оригинальной и древней, древнее и оригинальнее китайской, культуры, по сравнению с которыми все прочие - так, тьфу и растереть. Однакож это общая проблема всех молодых народов, которые таким образом пытаются самоутвердиться. Слава Богу, мы, русские, это же прошли, и теперь можем смотреть на такие вот изыскания свысока и с усмешкой), но факт остается фактом - когда у нас в горах народу много, а жрать, прошу прощения, нечего, а тут под боком вроде как неверные поселились - то сам Бог (т.е. Аллах или там еще какой нибудь местный божок или прародитель) веле их пограбить - мы ж джигиты, народ работящий, ни к чему руку не прикладываем, это противоречит нашей культурной традции. А с чего бы это вдруг те же самые казаки, завладевшие землей по праву сильного (кстати, а сами "черкесы" - жители гор аж со времен палеолита, что ли?), должны позволять грабить себя? А если Россия присоединила (включила, завоевала или что там сейчас пишут) соседние народы, и тем самым взяла отвественность за поддержание порядка и спокойствия, то какова должна быть ее реакция на "хищничества и воровство" горцев? Христианское смирение? Нет уж, частная собственность - она есть частная собственность, и уважать ее учат силой...
P.S. Stanislaw, быстро же Вы однако, сдались Shurik'у - помнится, со мной Вы спорили намного дольше и яростнее!
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Nehbcn » 19 ноя 2007, 11:14

Поразительно, но все, что писали выше. прошло мимо этого человека.


Вы так считаете? 8)

О.Этлухов: «Простейший анализ показывает, что в основе всех перенесенных трагедий и потерь абазинского народа лежит принятие неверной концепции, как это было в XX веке (биться до последнего абазина), в результате чего абазины потеряли 90% своего населения, а вместе с ними и земли своих предков...

В тяжелейшее для Кавказа время правители Кабарды сумели найти ту единственную, невидимую, зыбкую грань между войной и миром, славой и позором... В итоге вовремя выведенный из огня народ сумел сохранить и людей, и обычаи, и культуру. Он процветает сегодня на земле своих предков... А у единомышленников и соседей получилось иначе. Правители абазин, шапсугов, убыхов, не сумели найти эту зыбкую грань, привели свои народы к трагедии, бросив их против одной из сильнейших армий того времени» (газ. «День республики», 20 августа 2000года)


"При этом лицам высших сословий отведено было в частную собственность от 100 до 1810 дес. каждому (а всего 91501 дес.), с сохранением за ними права общинного пользования землей в аульных дачах. В надел аульных обществ отведено 323907 дес., пользование которыми установилось по типу казачьей земельной общины. Наконец, в общем пользовании кабардинцев и пяти соседних обществ горских татар находятся обширные запасные земли, состоящие из нагорных пастбищ и лесов бывшего казенного Мало-Эшкаконского участка и пастбищных земель, расположенных по pp. Золке и Этоке. Владение этими землями было возвращено горскому населению Кабарды в 1864 г. и закреплено за ним законом 21 мая 1889 г., "до тех пор, пока означенное население будет вести себя, как приличествует верноподданным".

Может вы не там ищете предателей?
Может предатель народа тот, кто уговаривал народ продолжать проигранную войну, рассказывая сказки о "втором фронте"? 8)

Вы сами то верите, что черкесские аристократы бросили практику набегов и поимки рабов в соседних странах, при другой политике Российской Империи? :?
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Stanislaw » 19 ноя 2007, 11:40

thor писал(а): P.S. Stanislaw, быстро же Вы однако, сдались Shurik'у - помнится, со мной Вы спорили намного дольше и яростнее!

Я не сдался, thor, а просто прекратил диалог.
Потому-то я и спорил в своё время с Вами, что несмотря на всю Вашу въедливость и вредность 8) нашёл собеседника способного хотя бы изредка читать чужие сообщения и имеющего такт в споре не переходить рамок дозволенного.
shurik таких рамок не видит в этом его культурный уровень пожалуй даже ниже чем у Чингисхана. Последний велел и даже завещал своим потомкам никогда не притеснять религий чужих народов, а shurik не способен воздержаться от глумления над религией своего собственного. :cry:
Поэтому я поступил в отношении него по словам Писания - трижды скажи брату своему, что он не прав, а затем оставь его.
Stanislaw
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 14:42
Откуда: Сталинград - Москва

Сообщение thor » 19 ноя 2007, 11:46

Stanislaw писал(а):Я не сдался, thor, а просто прекратил диалог.
Потому-то я и спорил в своё время с Вами, что несмотря на всю Вашу въедливость и вредность 8) нашёл собеседника способного хотя бы изредка читать чужие сообщения и имеющего такт в споре не переходить рамок дозволенного.


И на том спасибо! :) :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Neska » 19 ноя 2007, 16:01

Stanislaw писал(а):shurik таких рамок не видит в этом его культурный уровень пожалуй даже ниже чем у Чингисхана. Последний велел и даже завещал своим потомкам никогда не притеснять религий чужих народов, а shurik не способен воздержаться от глумления над религией своего собственного. :cry:
:? Не стоит походя пинать память великого человека. У Чингисхана культурный уровень был не ниже, чем у его современников, а, имея в виду результаты его трудов, пожалуй, что и выше... :wink:
Есть империи, и есть государства в орбите этих империй, на какой орбите находится - вкусовой вопрос, но не стоит пребывать в иллюзии, что вы ни в чьей орбите, если сами - не империя...
Selbst Moralisten und Moral
sind unmoralisch manches Mal!
Аватара пользователя
Neska
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 555
Зарегистрирован: 13 июл 2006, 11:55
Откуда: г.Иркутск

Сообщение Астамур » 19 ноя 2007, 16:49

О.Этлухов: «Простейший анализ показывает, что в основе всех перенесенных трагедий и потерь абазинского народа лежит принятие неверной концепции, как это было в XX веке (биться до последнего абазина), в результате чего абазины потеряли 90% своего населения, а вместе с ними и земли своих предков...

Честно говоря, я устал вам одно и тоже говорить.
Вы хотя-бы знаете, что это за люди, которых цитируете? Ну попытайтесь найти более или менее серьезные источники, а то, глядя на цитируемых, становится вас жалко.

Да, старина Маркс во многом был прав,

О-о, так вы любите "старину Маркса", и, как я понимаю, он - чуть ли не "истина в последней инстанции".
Что ж, думаю, и против Энгельса ничего не имеете.
Хотя, как мне кажется, Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека.

Посмотрим. что пишет один из них.

"... Для рукопашного боя сабля несомненно предпочтительнее; во время атаки едва ли можно действовать пикой, разве только очень длинной и тяжелой и потому неудобной, но при преследовании разбитой кавалерии пика показала себя в высшей степени действительным средством. Почти все народы-наездники полагаются на саблю; даже казаки оставляют свою пику, когда им приходится иметь дело с опытными бойцами на саблях — черкесами..."(Ф.Энгельс. «New American Cyclopedia», т. IV, стр. 600-611. 1859 г.)

А вот что пишет другой:

"Храбрые черкесы снова нанесли русским несколько серьезных поражений. Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие оставаться свободными" (К. Маркс)

Полные ссылки не даю, сами легко найдете.

Черкесская конница, в каких бы сражениях она ни участвовала, проявила себя достойнейшим образом. Ранее я уже приводил примеры, как они сражались на стороне турков на Балканах в 1877 г.

А вот более свежий пример, косвенно, может быть, говорящий тоже о достоинствах черкесов как всадников, наездников...

Первый секретарь, руководитель Федеративной Народной Республики Югославии Иосип Броз Тито участвуя в 1 мировой войне у местечка Окна 4 апреля 1915 года попал в плен и оказался в России.

(Броз Тито И. О пребывании в России во время Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. /Новая и новейшая история. 1987. №4 стр. 110)

Об обстоятельствах своего пленения Иосип Броз Тито рассказывал в 1977г. следующее:
"На том участке фронта, где находился мой батальон, русские были остановлены ружейным огнем, но соседний батальон, на правом фланге, не устоял. Здесь был осуществлен прорыв черкесской конницы их "дикой дивизии". Черкесы окружили нас, спешились и с пиками в руках атаковали с тыла наши окопы. Мы даже не заметили, как они появились и ринулись прямо в наши окопы." ( Ю.С. Гиренко. Сталин - Тито, "Полит.литература" М., 1991г. С. 17 - 18)
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Пред.След.

Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0