Начало Великой Кавказской войны: дефиниции, даты и причины

Полководцы, тактика, стратегия. Победы и поражения. История войн и военного искусства...

Модератор: Atkins

Сообщение Астамур » 20 ноя 2007, 13:17

Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны.
Издание для войск, школ и народа.
Н.Башенев. Тифлис.1914г. стр.3-4.


1859 год был ознаменован выдающимися военными событиями. Войска Кавказской армии покорили восточную часть северного Кавказа, где непокорные горцы, под предводительством предприимчивого Имама Шамиля, увлеченные религиозным фанатизмом, вели в продолжение 25-ти лет упорную и ожесточенную войну с нашими войсками. Покорение это совершилось при помощи искусно выполненного плана войны, заключавшегося в совокупном действии отрядов, действовавших с разных сторон в самый центр непокорного края.
Четыре года тому назад, 25-го августа 1909 года, войска Кавказского военного округа праздновали 50-ти летний юбилей этого славного события – взятие Гуниба.
Начиная с 1860 года, деятельность Кавказской армии была перенесена к западу, в Кубанскую область, где война была еще более упорная, кровавая и беспощадная, чем окончившаяся год тому назад в восточной части. Борьба России с горцами западного Кавказа носила исключительный характер, состоявший в том, что страна завоевывалась и покоренные обитатели ее сейчас-же выселялись отсюда. Четыре года упорной войны завершились полным покорением черкесских племен, после чего на всем северном Кавказе не осталось более ни одного неприятельского селения, где бы горцы могли организовать хищнические партии для набегов в наши пределы.
Как увидим дальше, принятая система войны на западном Кавказе оказалась весьма удачной. В военных действиях не было порывов, - система состояла в коротких движениях вперед, но непременно с целью укрепиться на завоеванном месте. При таком порядке войны было меньше жертв, чем при покорении восточного Кавказа. Почему покорение западного Кавказа наружно не было столь блестяще, как восточного, хотя неприятель, с которым имели дело войска, не был слабее и трусливее горцев восточной половины. Уже одно то, что военные действия на западном Кавказе сняли с исторической карты некоторые Кавказские народности и уничтожили даже память о них, говорит о серьезном значении этой последней части Кавказской войны.
[/b]
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение Астамур » 20 ноя 2007, 13:35

Более того подводя итог предыдущих рассуждений я считаю, что в первую очередь русские должны ставить перед адыгами вопрос об их отношении к теме "геноцида" и именно в таком ключе - либо геноцида не было и мы живем вместе, либо он был и... до свидания?

Ну а этот "шедевр" из уст уважаемого оппонента, вообще без кооментариев.
Астамур
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 57
Зарегистрирован: 26 мар 2006, 18:24

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 13:44

Астамур писал(а):Ну а этот "шедевр" из уст уважаемого оппонента, вообще без кооментариев.

Остальные мог-бы тоже :lol:
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Stanislaw » 20 ноя 2007, 13:48

Астамур писал(а):
Более того подводя итог предыдущих рассуждений я считаю, что в первую очередь русские должны ставить перед адыгами вопрос об их отношении к теме "геноцида" и именно в таком ключе - либо геноцида не было и мы живем вместе, либо он был и... до свидания?

Ну а этот "шедевр" из уст уважаемого оппонента, вообще без кооментариев.

Ни секунды не сомневался, что вы не станете комментировать и прямо отвечать на поставленные вопросы... 8)
Stanislaw
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 14:42
Откуда: Сталинград - Москва

Сообщение Stanislaw » 20 ноя 2007, 14:22

Астамур писал(а):В 20 же веке даже гитлеровский холокост евреев и уничтожение армян в Османской империи не могут сравниться по своей жестокости с геноцидом адыгов.

Ну конечно, самые "геноцидированные" из всех геноцидированных :twisted: Ещё раз повторю, вы можете считать всё что вам угодно и это ВАШЕ ПРАВО. А наше право заключается в том, что бы поставить вопрос - зачем вы такие нам нужны?
Астамур писал(а): В качестве доказательства геноцида можно привести следующие данные по численности черкесского населения к началу русско-кавказской войны и через 5 лет после ее окончания: [/b]- шапсугов было – 300000, осталось – 1983 человека;
- абадзехов – 260000, – 14660;
- натухайцев – 240000, – 175;
- темиргоевцев – 80000, – 3140;
- бжедугов – 60000, – 15263;
- махошевцев – 8000, – 1204;
- адамиевцев – 3000, – 230;
- убыхов –74000, – 0.
[b]Из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.

"В качестве доказательства геноцида" надо сначала рассказать, кто и когда проводил перепись всех указанных народов?
Ну что господа, не хватает сил комментировать мои сообщения, так прокомментируйте свои собственные. :lol:
Stanislaw
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 14:42
Откуда: Сталинград - Москва

Сообщение thor » 20 ноя 2007, 14:29

ZORA писал(а):
thor писал(а):Длинный пост, и обоснования неплохи, однако, прошу прощения, все равно брехня. Специально взял с полочки записки генерала Ольшевского и перелистал их на выходных.

С одной стороны у нас получается мнение генерала Ольшевского и мнение Наполеона.
С другой: генералы Броневский, Бларамберг, Потто, Ермолов (в части сравнения с казаками), Попко (в части сравнения с казаками), полковник Торнау, и многие другие, считавшие что не такой регулярной или иррегулярной, тяжелой или легкой кавалерии, которая может держаться против черкесской.
И это только русские источники, а есть еще англичане (Спенсер и т.п.) и пр.

И как нам быть? :D

Да никак не быть. Спор по сути дела бессмысленен по одной простой причине - можно привести море примеров. выдержки из уставов и документов, инструкций и пр., однако воз все равно останатся на своем месте. Я не случайно привел наполеоновский принцип "мамелюка" - любая регулярная кавалерия, даже самая плохая, в поле в правильном бою (подчеркивая, в правильном) одержит верх на самой лучшей иррегулярной конницей только потому, что она превосходит ее в организации, дисциплине, выучке и умении действовать не один на один, а массой. Это аксиома военного дела. Если это Вам неизветсно, тогда и спорить не о чем. Простите за резкость, но надоело переливать из пустого в порожнее.
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 14:41

thor писал(а):Да никак не быть. Спор по сути дела бессмысленен по одной простой причине - можно привести море примеров. выдержки из уставов и документов, инструкций и пр., однако воз все равно останатся на своем месте. Я не случайно привел наполеоновский принцип "мамелюка" - любая регулярная кавалерия, даже самая плохая, в поле в правильном бою (подчеркивая, в правильном) одержит верх на самой лучшей иррегулярной конницей только потому, что она превосходит ее в организации, дисциплине, выучке и умении действовать не один на один, а массой. Это аксиома военного дела. Если это Вам неизветсно, тогда и спорить не о чем. Простите за резкость, но надоело переливать из пустого в порожнее.

Прошу прощения, но это не "аксиома".

Я не случайно задал вопрос, как, при превосходстве в каждом отдельном пункте, рыцарская конница проигрывает регулярной кавалерии?
И где конкретно в полевых условиях, даже в идеально правильном бою, то что Вы называете "аксиомой" подтвердилось?
Какова статистика и пр?

Регулярная АРМИЯ, соединяющая в себе различные рода войск, бьет равную ей иррегулярную при "правильном бое" - примеров масса и это не вызывает споров.
Но кавалерийский бой это "совсем другое мясо", а рыцарь - не фермер-ополченец и даже не солдат - это профессиональный воин, воспитанный для боя с детства и ничем другим, кроме того, что связано с войной, в жизни не занимавшийся.

Кроме того, Вы с порога отметаете десятки мнений современников событий и при этом военных-профи, при чем НЕПОСРЕДСТВЕННО имевших опыт подобных схваток или знавших о них из надежных источников.
Мнения эти противоречат Вашей "аксиоме", которая, как и любая теория, должна все таки оглядываться на практику.
Последний раз редактировалось ZORA 20 ноя 2007, 14:47, всего редактировалось 1 раз.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение thor » 20 ноя 2007, 14:44

Классика, дорогой Zora, классика! Читайте авторов классических сочинений по военной теории, и истина Вам откроется. И если у Вас их нет на полке, то поройтесь в сети, и будет Вам счастье... :wink:
P.S. Опять же, прошу прощения за возможную похвальбу, но моя диссертация кандидатская как раз была связана с историей кавалерии в России и этот вопрос я проработал вдоль и поперек, потому и утверждаю так категорично...
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 14:52

thor писал(а):Классика, дорогой Zora, классика! Читайте авторов классических сочинений по военной теории, и истина Вам откроется. И если у Вас их нет на полке, то поройтесь в сети, и будет Вам счастье... :wink:
P.S. Опять же, прошу прощения за возможную похвальбу, но моя диссертация кандидатская как раз была связана с историей кавалерии в России и этот вопрос я проработал вдоль и поперек, потому и утверждаю так категорично...

Благодарю))
У меня неплохая библиотека и в ней кое-что найдется, но ничего подтверждающего превосходство регулярной кавалерии над рыцарской.
При всем уважении thor, а я знаю что Вы отлично подкованы в военной истории, в этом пункте я Вам на слово не поверю - выше указал по каким причинам :D

PS Мои комплименты!
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 14:54

Вынужден откланяться - дела.
До связи! :D
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение thor » 20 ноя 2007, 15:05

ZORA писал(а):
thor писал(а):Классика, дорогой Zora, классика! Читайте авторов классических сочинений по военной теории, и истина Вам откроется. И если у Вас их нет на полке, то поройтесь в сети, и будет Вам счастье... :wink:
P.S. Опять же, прошу прощения за возможную похвальбу, но моя диссертация кандидатская как раз была связана с историей кавалерии в России и этот вопрос я проработал вдоль и поперек, потому и утверждаю так категорично...

Благодарю))
У меня неплохая библиотека и в ней кое-что найдется, но ничего подтверждающего превосходство регулярной кавалерии над рыцарской.
При всем уважении thor, а я знаю что Вы отлично подкованы в военной истории, в этом пункте я Вам на слово не поверю - выше указал по каким причинам :D

PS Мои комплименты!


Да нет проблем - не верите, ну и не верьте себе на здоровье. Платон мне друг, но истина дороже! :) :wink: Я не в обиде, у нас свободная страна. Я свое мнение высказал, а дальше уже Ваше дело - принимать его или не принимать. :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение thor » 20 ноя 2007, 16:03

[quote="ZORA"]Цитатник из соседней ветки:
• XV

Джорджио Интериано (Италия, 1502 г):
"Каждый день они бьются с татарами, которые окружают их со всех сторон". "Горстка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости".

• XVI

• XVII

Джиованни Лукка (Италия, ?):
"В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар..."

• XVIII

А. П. Волынский (Россия, 1721 г.):
"Только одно могу похвалить, что все [кабардинцы] такие войны, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот."

В. В. Долгорукий (Россия, 1730):
"Ежели против дагестанцев с нашей стороны выедут узденей [уорков] 100 человек, то против их не могут стоять ни 300 человек дагестанцев, к тому ж хоть бы наших казаков послать 500 человек, а узденей 100, то дагестанцы больше боятся 100 человек узденей, нежели 500 человек казаков."

Аноним (Россия, 1748):
"И одним словом никакое нерегулярное войско с кабардинцами сравняться не может".

Якоб Рейнеггс (?):
"Ни Большая, ни Малая Кабарда не обладает сегодня их древним величием, обе близки сейчас к упадку."

Павел Сергеевич Потемкин (Россия, после 1784):
"Приложив всевозможное старание познать нравы и состояние всех народов в Кавказских горах и вокруг оных обитающих, не пропустил я не пропустил ничего...и... нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем... Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все прочие роды... не только подражают оным в нравах, во всех обычаях, но отчасти от них зависели и платили им дань." "Во многом они уподоблялись древнему Лакедемону... Рыцарство есть предмет славы каждого и роскошь еще не вкралась в сердце сего народа. Один владелец, Хаимурза называемый, сказал, что он хижину свою не променяет на лучший и великолепный дом в Европе:"В больших домах, - говорит он, - стены убраны, но сердце спутано, кажется с домами вместе построены и мысли и сердце, но мы пользуемся свободным воздухом, и я легко переношу хижину свою по всему пространству той земли, где наш народ обращаться властен" А таков образ мыслей и между всеми." "До ста разных народов во всем подражают не токмо во нравах, но в образе жизни, и во образе одежды кабардинцам. А понеже из тех народов под названием чеченцев и кумык, никто не составляет настоящей нации..."

• XIX

А. П. Ермолов (Россия, 1821):
"Кабардинцы, имея против нас превосходную в доброте конницу, могут быть опасными нашим казакам, паче же донским.”

Э. В. Бриммер (Россия, 1822):
"Сильное племя кабардинцев, которое в прежние времена могло выставить в поле, под начальство своего вали, до 25000 конных, хорошо вооруженных воинов, ныне, после того, как чума 9 лет, с 1804 по 1813 год, ела этот народ, все еще имело довольное народонаселение на плоскости, жившее там в больших аулах".

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):
"Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской".

Ф. Торнау (Россия, ?):
"Черкесы составляют лучшую конницу, какую мне встречалось видеть."

Эдмунд Спенсер (Великобритания, 1837):
"С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."

Джеймс Белл (Великобритания, 1841 г.) :
"Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать., если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира".

Мориц Вагнер (?, 1848):
"Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ... Только эти уорки и еще более знатные представители княжеских домов (пши) могут претендовать с полным правом на далеко распространенную молву о черкесской красоте."

?, (Россия, 1860):
"В деле кабардинцы молодцы. Я видел их милицию в компании 1855 г., бывшую в составе Александропольского отряда. Своими наездами, своею отчаянною, беззаветной храбростью, они не только не отставали от линейных казаков, но в ночных или неожиданных нападениях они всегда превосходили их."

Карл Маркс (?, ? и 1864 г.):
"Народы Европы, учитесь борьбе за свободу и независимость на героических примерах горцев Кавказа". "Эти два дела: подавление польского восстания и завоевание Кавказа я считаю самыми серьезными европейскими событиями со времени 1815 г."

Д. А. Милютин (Россия, ?) :
"В последние годы войны на Кавказе мы должны были держать громадные силы: пехоты 172 батальона регулярных, 13 батальонов и 7 сотен иррегулярных; конницы 20 эскадронов драгун, 52 полка, 5 эскадронов и 13 сотен иррегулярных, 242 полевых орудиях. Общий годовой расход на содержание этих войск достигал 30 млн. рублей."

Владыкин (Россия, 1872):
"Весь берег имел вид совершенно девственной, нетронутой человеком страны. Таким мне показался Адлер с первого взгляда... За 9 лет все так заросло, что трудно было разобрать, где было расчищенное поле и где его не было... Черешневые и вишневые деревья тоже успели уже смешаться с остальным лесом... Кое-где попадались не то могилы, не то следы бывших строений, все поросло колючкой и лесом; мне казалось и чувствовалось, что я хожу по кладбищу храброго и даровитого народа... Заросшие папоротником поляны указывают места бывших горских аулов; на них ни следа каких бы ни было построек: все сожжено и разрушено... Молчаливая и величественная пустыня! Ответь мне где теперь те, которые так недавно населяли твои девственные леса?". "Лучшие земли Закубанского края не вошли в состав горских округов." "Меня мороз продирал по коже при рассказах о подробностях ночных нападений на аулы." "Переехав Кубань, мы опять потянулись ее правым берегом. Резкий контраст представляла эта сторона с видом на только что покинутое Закубанье; там - зеленные луга и черкесские поля, засеянные просом как на своих так и на снятых господских землях... здесь - сырокоричневая степь... В станицах тоже не было никакой зелени... Они не представляли собой ничего отрадного." Кабардинцы принадлежат к черкесскому племени адиге, жившему от Терека до Черного моря, по северному склону гор и плоскости, лежащей на продолжении этого склона - нынешнему Закубанью. Несмотря на то что адыгейцы разделились на множество колен, они все-таки составляли самый сильный народ из всех племен северного Кавказа, а кабардинцы между всеми адиге занимают первое место. Их благородный тип, изящество манер, умение одеваться и держать себя в обществе до того поразительны, что сразу дают возможность отличить кабардинца от всякого другого горца. Разумеется это относиться лишь к высшему, т. е. благородному сословию, а не к холопам... Даже в прежнее время, когда, при наступлении наших войск, их собственные жилища, хлеб и стога пылали в огне, кабардинцы никогда не платили нам тем же; напротив, они всегда являлись лучшими и энергическими деятелями против пожара." "

И. Попко (Россия, 1880):
"Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря".

О. В. Маркграф (Россия, 1882):
"Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"."

Я. Абрамов (Россия, 1884 г.):
"Богатейший край опустел... Превосходные нивы и луга, буквально созданные руками человеческими на голых каменных скалах, заросли мелким колючим кустарником и совершенно пропали для культуры."

• XX

П. С. Личков (Россия, 1904 г.):
"Страна [Черкесское побережье], не в пример нынешнему времени, была в то время "обильна млеком и медом". В конце, например тридцатых годов [XIX в], все побережье с прилегающей к нему горной полосой представляло тщательно разработанный оазис... Во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и было кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру..."

+
Еще цитатник из той-же ветки:

"Крестьяне совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы: на войну они отправляются в повозках и сражаются пешком" Но при этом, по свидетельству Эвлия Челеби в 40х гг XIX в, крестьяне "все имеют ружья".

"Каждый черкес, начиная от пастуха до князя, имеет исправное ружье" (Хан-Гирей).

"Высший класс всегда имеет при себе заряженный пистолет." (Хан-Гирей).

"Черкесы... заряжают весьма скоро. Я сам был свидетелем, как они успевали вынуть ружье из-за плеч и 5 раз зарядить и выстрелить из оного на всем скаку на расстоянии полуверсты" (Н. Муравьев, 1817 г).

"Основной фон черкесского оружия темный. в частности, густая чернь - украшавшая оружие имела и практический смысл - приглушать, чтобы по выражению Запорожцев "вражье око на ясной сбруе не играло" ".(А. Марзей).

"Есть, однако, одно обстоятельство, которое особенно заслуживает внимания: это поразительное единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах." (Д. Лонгворт).

+

Еще:
"Прежде всего любят лошадей, верных спутников черкесов на пути славы и чести" (К. Кох.)
"Я никогда не видел, чтобы черкес приласкал своего ребенка, зато лошадь он готов целовать и гладить; они заботятся о зимних запасах корма лошадей м не меньшей степени, чем для своих семей". (Д. Лонгворт).
"Черкес, какого бы он звания ни был, скорее сам согласится быть голодным, чем лошадь свою допусти до этого. сами князья собственными руками нередко обчищают копыта своих лошадей и моют их гривы мылом и куриными яйцами, хотя бы их окружала толпа слуг." (Хан-Гирей).
"Часто случается, что отдают все свое состояние за коня, который им понравится, и нет у них ничего дороже коня". (Д. Интериано).
"Ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше чем здесь; нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется в доброте; ее никогда не бьют; следовательно ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабленной. Плавание, вместе со всеми партизанскими мероприятиями, в которых ей приходилось участвовать, является их достижением... Я часто видел ее лежавшей у ног своего хозяина, когда в засаде, в совершенном покое... она без всякого сопротивления позволяет приспосабливать свою голову как опору для винтовки" (Э. Спенсер).
"Коня надо воспитывать добрым, воодушевленным, решительным, смелым." (Кабардинская рекомендация).
"Смелые наездники в Кабарде приучают своих лошадей бросаться стремглав с утесов и с крутых берегов рек, не разбирая высоты оных." (С. Броневский).

+
Еще:
"Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убрангства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"". (О. Маркграф).
"Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки для того, чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль причиняемая лошади шпорами или тяжелою ногайкой, употребялемою калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды". (Ф. Торнау).

+
Еще:

Битва Русских с Кабардинцами или прекрассная магометанка умирающая на гробе своего супруга. Русская повесть в двух частях. С военными маршами и хорами певчих. Сочинение Н. Зряхова.:
""Кабардинцы, обитающие за рекой Тереком, служашею границею между ими и Кавказской губерниею, имеют свои постоянные жилища в горах и ущельях, есть народ сильный, видный собою и весьма храбрый, имеющий отличные заводы лошадей, всюду славящихся своею добротою, красивостию и легкостию в скачках.
Они сами делают отличной доброты разные оружия, как-то: шашки, кинжалы, копья, стрелы, ружья, пистолеты и панцыри удивительной легкости: так называемый трехкольчужный панцырь бывает весом по 6 фунтов, а если его возьмешь в руку, то он подобен мелкой сетке; но когда наденешь на себя, он делается как будто литым, и сильный солдат штыком только может разорвать сии стальные кольцы; пуля на излете его не пробивает, а наши сабли скользят, не причиняя им вреда; но казацкие дротики, быв гораздо вострее и тоньше штыка, проходят между кольцами и причиняют вред, или смерть неприятелю. Вышеупомянутыми оружиями Кабардинцы отлично действуют - из ружей и пистолетов стреляют весьма метко; стрелами и копьем причиняют великий вред, и острейшие их кинжалы в ручной схватке, верно брошенные их рукою, наносят неизцелимые язвы. Многие из Кабардинцев даже коней своих во время сражений закрывают до половины таким-же панцырем. Они сражаются без устройства, но нападения их весьма опасны. Отлично храбрые панцырники часто вскакивают в наши каре, и наделав множество суматохи и вреда, перескакивают чрез интервалы пушек наших и на извивающихся змеями конях своих скрываются в мгновение ока от пущенных в них пуль и картечей...
Кабардинцы, исключая оружий, также занимаются другими изделиями; они чернь на серебре и насечки на железе работают неподражаемо. Бурки их почитаются лучшими из всех горных народов. Есть такие, которые стоют 100 целковых. - Жены их занимаются прядением шелка, бумаги и шерсти, и делают из них весьма тонкия и добротные ткани, но жаль только, что не знают искусства ихз усовершенствовать.
Они также занимаются хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и звериною ловлею.
Но самое их любимое занятие и весьма прибыльное, из животных прекрасныя лошади кои их выносяс, так сказать, со дна моря!
Если Кабардинец, отрезанный от своих в сражении, не надеятся получить скорой их помощи, то пускает к берегу реки коня своего, и не взирая на ужасную ея быстроту и весьма крутой берег, с конем ввергается в нее и погружается в волнах ея; если кто подумает, что он погиб невозвратно, тот ошибается; посмотри - чрез несколько минут конь его невредимо выносит на другой берег реки. Когда же в сражении подобьют под Кабардинцем лошадь, то другой всадник в мгновение подскакивает к нему, сей хватается за заднюю луку седла, а иногда за переднюю, и добрый конь уносит их из виду... "

+
Польский историк Б. Барановский, "Кавказ и Польша в XVII в // Россия, Польша и Причерноморье в XV-XVIII вв", М.: Наука, 1979 г:
"Одежда польских послов ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготавливались по черкесской или грузинской моде (...)
[В XVII в на польской военной службе находилось] много черкесов и других горцев Кавказа, которых обычно тоже называли черкесами, пятигорцами, людьми с Бештау [все это синонимы кабардинцев - восточных адыгов (черкесов)] и т. д. Иногда даже целые черкесские отряды нанимались на польскую службу. Их заслуги были велики в борьбе с турками и татарами, и особенно с шведами. О влиянии черкесского военного искусства на польское может говорить то, например, что в литовском войске XVII в были многочисленны так называемые части пятигорской кавалерии. Имелись также вооруженные, а частично и одетые на черкесский манер отряды, в которых служили главным образом поляки, белорусы, украинцы и литвины."

+

А. Л. Зиссерман, Двадцать пять лет на Кавказе, 1842—1867:
« Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами; оттуда распространялась мода на платье, на вооружение, на седловку, на манеру джигитовки».

Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989:
«Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье … и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды».

Эмиддио Дортелли де Асколи, Описание Черного моря и Татарии (1634 г):
«Татары воздерживаются ходить в Черкесию, потому что там очень воинственный народ. Хан отправляется туда лишь в том случае, когда какой-нибудь знатный черкес позовет его на помощь, дабы мстить врагу своему, другому могучему князю. Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называя их черкес спага, что означает «благородный, конный воин». Действительно, черкесская знать, даже когда ради забавы посещает близких соседей, появляется всегда верхом, в кольчугах и шлемах с украшениями в виде розеток из золоченного серебра. Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе».

Джеймс Камерон (1839 г):
«Этот турнир проводится ежегодно, и те, кто желают воскресить древние сцены рыцарства в Англии могут с пользой для себя посетить грузинскую столицу и взять несколько уроков в очень опасном, но благородном искусстве копейного боя и турнира. Турнир был великолепен, сверх всяких похвал, и включал, среди прочих поединков, блистательную дуэль между двенадцатью татарскими ханами и беками в позолоченных пластинчатых доспехах на черных конях, с одной стороны, и равным числом черкесских князей и предводителей в ослепительных изысканных кольчугах на белых боевых конях, с другой стороны. После жестокой схватки победу провозгласили для последних — шестеро из их числа до конца удержались в своих седлах, в то время как все татары до последнего человека были сбиты с коней и повержены, несколько из них, а также два или три черкеса были сильно ранены в ходе поединка».

В. А. Потто, Кавказская война:
«В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их вообще на Северный Кавказ было огромно и выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Кабарду учиться приличиям и этикету, и фраза: «Он одет», или «Он ездит, как кабардинец», – звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца. Благородный тип кабардинца, изящество его манер, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному типу можно узнать кабардинца (...)
Шествие Джембулата по русским пределам сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная партия представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали пол лучами июньского солнца...
Поход Джембулата в русскую землю замечателен в том отношении, что он двигался с сильным конным отрядом по большим открытым дорогам с ночлегами, привалами и даже дневкой, среди угодий одного из наших укреплений».

И. Попко, Терские казаки с стародавних времен:
«С одеждой и снаряжением они усвоили военное воспитание адыгов, их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку и все приемы и тур-де-форсы блестящего адыгского наездничества. В свою очередь они послужили примером и образцом для других появлявшихся на кавказской линии казаков...
Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь представляют предмет военного щегольства для урядника и офицера».

Б.Е.Фролов, Адыгское влияние на оружие черноморских казаков:
«Факт заимствования кавказским казаками, да и отчасти русской регулярной армией, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Кабардинцы (1907 г):
«Кабарда была и поныне еще остается для горцев школой хорошего тона и манер. Все горцы сев. Кавказа, а за ними и казаки, заимствовали у Кабардинцев форму одежды, вооружение, посадку на коне и т.п.».

+

[vii] Первоначально пятигорские хоругви, появившиеся в войске Великого Княжества Литовского в 1560-е годы, состояли из жителей «Пятигорья», то есть области Север­ного Кавказа, лежащей между Тереком и Кубанью (нынешних Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и части Ставропольского края). В Московском государстве пятигорцев обычно называли «черкесами». В польско-литовской коннице конца XVI — начала XVII века «пятигорскими» именовались более лёгкие, чем гусарские, хоругви, воины которых имели предохранительное вооружение (кольчуги, железные шапки — «мисюры» и т. п.) и оружие кавказско-татарского типа. В середине и вто­рой половине XVII столетия для пятигорских и сходных с ними «казацких» хоругвей утвердилось общее название — «панцерные». Пятигорцы отличались от казаков только одеждой и короткими пиками — дзидами. О происхождении пятигорских формирований и их службе в составе вооруженных сил Литвы смотри работу совре­менного белорусского исследователя Геннадия Сагановича (Саганов1ч Г. М. Войска Вялжага княства Лггоускага у XVI-XVJI стст. Мшск, 1994. С. 43—44).

+

А.Х.Бенкендорф,
Мое путешествие в земли полуденной волшебные края:
"Потом мы вновь оседлали коней, и по сигналу - стрелы, которую Рослам-бек самолично пустил из своего лука на невероятную высоту, более 400 черкесов в кольчугах и шлемах, вооруженных различным оружием прискакали к нам во весь опор. Это была кавалерия наивысшего уровня, самая искусная и наилучшим образом вооруженная из всех, какие только могут быть. ...
После того как нам показали их манеру ведения боя и как точно они стреляют по цели во время скачки во весь опор из ружья, из пистолета и из лука, он так же церемониально проводил нас в наш лагерь.. Между прочим, этот самый Рослам-бек два года спустя разбил две роты наших стрелков, лишил двух пушек и объявил себя навсегда самым непримиримым врагом России..."

***

Много-много цитат, большой труд - вот и я решил добавить к ним свои пять копеек - очень интересная цитат очевидца:
"По этому поводу расскажу, что однажды случилось при мне, когда я был в Тане. Стоял я как-то на площади; пришли в город татары и сообщили, что в роще, мили за три отсюда, спрятались черкесы-наездники, числом около сотни, которые задумали совершить набег под самый город, как это было у них в обычае. Я сидел в лавке мастера по выделке стрел; там же был еще один купец-татарин, пришедший туда с цитварным семенем. Узнав о черкесах, он встал и сказал: «Почему бы нам не отправиться захватить их? сколько там этих всадников?». Я ответил ему: «Сто человек». — «Вот и хорошо», — сказал он, — «нас пятеро, а у вас сколько найдется всадников?». Я ответил: «Сорок». А он сказал: «Черкесы не мужчины, а бабы. Идем, схватим их!». Услышав все это, я пошел искать мессера Франческо и рассказал ему об этих речах, он же со смехом спросил меня, хватит ли у меня духу пуститься туда. Я ответил, что хватит.

И вот мы сели на лошадей, приказали нашим людям прибыть по воде и к полудню налетели на этих черкесов. Они стояли в тени, некоторые из них спали, но, к несчастью, случилось так, что немного раньше, чем мы достигли их, наш трубач затрубил. Поэтому многие успели бежать; тем не менее и убитыми, и пленными нам досталось около 40 человек. Но вся красота этого дела относится к тому, что говорилось о «безумных храбрецах». Тот татарин, который предлагал ехать хватать черкесов, не удовольствовался добычей, но в одиночку бросился в погоню за беглецами, хотя мы все кричали ему: «Ты же не вернешься, никогда ты не вернешься!». Он возвратился спустя почти целый час и, присоединившись к нам, жаловался, говоря: «Горе мне, не смог я поймать ни одного!» — и сильно сокрушался. Судите сами, каково было его безумство, — ведь если бы хоть четверо из черкесов обернулись против него, они изрубили бы его на мелкие куски. Более того, когда мы упрекали его, он все обращал в шутку."
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7726
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 16:51

Молодцы ребята - дерзко и успешно проведено неожиданное нападение на спящий отряд (оценка численности в таких рассказах и пересказ обстоятельств почти всегда не более достоверны, чем рыбацкие байки до появления мобильников с фотокамерами).
Но, профессиональных оценок противника, со стороны русских генералов и кадровых офицеров, такие итальянские анекдоты не перечеркивают.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение ZORA » 20 ноя 2007, 17:18

PS
Кстати, в свете вышеприведенного анекдота второй половины XV в, хотелось-бы напомнить, что венецианец Барбаро был в Тане всего за 20-30 лет до разорения Большой Орды в 1498 году черкесами, что заставило ее откочевать на правобережье Дона и подставило под удар крымцев.
Хотелось-бы также упомянуть, что многие ордынские ханы, включая великого Узбек-хана (XIV в) воспитывались в Черкесии и в совершенстве владели черкесским языком (адыгэбзэ), а крымская знать и правящий дом Гираев, получали там воспитание и воинское образование практически поголовно.
Житие мое...
Аватара пользователя
ZORA
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 1102
Зарегистрирован: 23 фев 2007, 12:52
Откуда: Москва

Сообщение Nehbcn » 20 ноя 2007, 21:41

Stanislaw писал(а):
Астамур писал(а):В 20 же веке даже гитлеровский холокост евреев и уничтожение армян в Османской империи не могут сравниться по своей жестокости с геноцидом адыгов.

Ну конечно, самые "геноцидированные" из всех геноцидированных :twisted: Ещё раз повторю, вы можете считать всё что вам угодно и это ВАШЕ ПРАВО. А наше право заключается в том, что бы поставить вопрос - зачем вы такие нам нужны?
Астамур писал(а): В качестве доказательства геноцида можно привести следующие данные по численности черкесского населения к началу русско-кавказской войны и через 5 лет после ее окончания: [/b]- шапсугов было – 300000, осталось – 1983 человека;
- абадзехов – 260000, – 14660;
- натухайцев – 240000, – 175;
- темиргоевцев – 80000, – 3140;
- бжедугов – 60000, – 15263;
- махошевцев – 8000, – 1204;
- адамиевцев – 3000, – 230;
- убыхов –74000, – 0.
[b]Из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.

"В качестве доказательства геноцида" надо сначала рассказать, кто и когда проводил перепись всех указанных народов?
Ну что господа, не хватает сил комментировать мои сообщения, так прокомментируйте свои собственные. :lol:



А кто будет вычитать из с потолка взятых цыферь-потери междуусобиц, добровольно переселившихся работорговцев, годы крестьянских войн и тысячи проданных соотечественников?
Отряды черкесов резавших черкесов на русской стороне куда будем складывать?
А принявших христианство и ставших Иванами?
Вы это..........с арихметикой сначала разберитесь! :shock:
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4411
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Пред.След.

Вернуться в Человек войны

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 0

cron