Афанасий Никитин - купец без товара

Модераторы: Лемурий, Tibaren

Афанасий Никитин - купец без товара

Сообщение sasha a » 27 дек 2007, 09:00

Отредактировано
Последний раз редактировалось sasha a 15 дек 2008, 16:51, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 04 янв 2008, 06:33

Друзия, нужна ваша помощь!

В документе "Статейный список священника Павла Захарьева. 1639 июня 2 – 1640 июль". (Материалы для русской истории. Сост. Белоруков С.А. М. 1888. С. 259-276.) нашла я вот такой пассаж:

"И потом де малая время спустя у Фрянцуского с Турским брани востали и многие де Фрянцуские карабли под тот монастырь под большую лавру пришли; и многие де немцы в монастырь вошли и захотели де в том монастыре в болшой лавре, игде оброз пречистыя Одегитрия в коей церкви стоит, и захотели свою латынскую обедню пет в той церкви. И игумен де и вся братия в совокуплении латыном говорили: мы де вам сказываем, в християнских церквах своих латынских обеден не велим служить и пенья вашего латынского не хотим слушать. И за то де Фрянцуги игумена и братью побили и силу учинили, в той церкви, игде стоит оброз пречистыя Одегитрия, свою латынскую обедню служили".

Здесь говорится о монастыре св. Георгия в Балаклавской бухте Черного моря, рядом с Каффой.
Никак не могу сообразить, о какой турецко-французской войне (до 1640 г.) идет речь?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Zdvij » 04 янв 2008, 11:02

Наверно, не "фрянцуги", а "фряги", т.е. генуэзцы.
Там еще написано "малая время спустя". После чего?
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение sasha a » 04 янв 2008, 17:27

В 1639-1640 гг. русское посольство побывало в Мегрелии. Среди послов находился священник Павел, который посетил во время официального визита многие православные храмы. В одном из них - церкви св. Георгия он услышал от местного митрополита следующую историю:


Апреля в 10 (1640 - C.A.) де Митрофан митрополит сказывал нам: был де во Цареграде царь гонител на церкви Божий да потриярх единомышленник и у... рдили посланников на то крепкий утверждены.... церквам и по домом у православных християн, а у ково найдут образы Господа Бога и пречистую его Матерь и их угодников и по повелению цареву и по потриярхову везде образы колют и ломают118. И пришли де те посланники в Трепизон град ко вдове, а у вдовы сын Иван. Как пришли посланцы царевы ко вдове и в тое пору вдовина сына Ивана в дому не прилучилося, и посланники в дому вдовины увидели оброз пречистыя Одегитрия и хотели де несть тот оброз к царю и потриярху, и та вдова у них молила: образа не берите, до коих мест сын мой Иван в дом придет и вам злата и сребра подаст за тот оброз. И те де посланники здумали и говорят: сына де ее Ивана дождемся и сребро и злата у нево возмем, а апосле де к царю и оброз отнесем. И то де слово услышела вдовина рабыня и пришед к госпоже своей вдове и те речи вдове сказах. Вдова ж и сын ея Иван пред иконою пресвятей Богородицы пролив многие слезы и сотворих у подножие образа ящик и положих в тот ящик шесть златых и ящик закрых и красками затвердих, чтобы на том абразу тово ящика не знатно было, с молением и со слезами тое икону отнесох к морю и постави на брегу близ моря; вдова же и сын ея приидох в дом свой. И прийдоша посланники ко вдове и к сыну ея и спроси у вдовы и у сына ея: где оброз Пречистыя? Вдова ж и сын ея рече: сей оброз пречистыя Богородицы Одегитрия отнесох к морю и поставих на брегу близь моря. И посланники к морю ускорих, чтобы тот оброз взять и притекох ко брегу моря близ образа Пречистыя. И оброз пречистыя Богоматере поднявся поидох по морю, яко на воздухе, а над оброзом, аки столп мрачен и мглян; и посланники со стыдом возвратихся вспять и отыдоша. И икона идох по морю и приидох против святых гор. И узрели ис святых гор из большия лавры на мори столи и в стругах ездили проведывать; и как де пришли близ образа пресичтыя Богородицы и тот де оброз от них, аки на воздусе, идет от них проч. И тое же де болшия лавры в горах был затворник именем Иродион, а природою де тот Родион грузинские земли Темрязова царства; и игумен де болшия лавры со всею братиею молили, чтобы Ирадион подвигся на Стретение иконы. И тот де Радион по игуменову и всей братий по прошению приидох к морю и став в судне и прострох выспре руце, - и икона пречистыя Богородицы приидох к Родиону и
ста на руках невидимо у Радиона, и тое де икону Ирадион поставих в обители в большой лавре119. И игумен де з братьею в том монастыре избрах два брата праведных и верою крепких и приставил тех дву братов тое икону хранить и беречи, чтобы та икона пречистыя Богородицы от них не ушла. И пречистая де Богородица игумену з братьею являлася многожды во сне: чево де для меня крепите и храните? Не изволила бы яз зде пребыть, кому бы меня достич и укрепить? Пришла де яз место сие просветит и вас от всех зол сохранять. – И потом де малая время спустя у Фрянцуского с Турским брани востали и многие де Фрянцуские карабли под тот монастырь под большую лавру пришли; и многие де немцы в монастырь вошли и захотели де в том монастыре в болшой лавре, игде оброз пречистыя Одегитрия в коей церкви стоит, и захотели свою латынскую обедню пет в той церкви. И игумен де и вся братия в совокуплении латыном говорили: мы де вам сказываем, в християнских церквах своих латынских обеден не велим служить и пенья вашего латынского не хотим слушать. И за то де Фрянцуги игумена и братью побили и силу учинили, в той церкви, игде стоит оброз пречистыя Одегитрия, свою латынскую обедню служили. И в те де поры церковь обвалился и немец подавила, един немчин остался жив, а стоял де он против тово образа пречистыя Богородицы Одегитрия, и на икону разсердился и ударил де ножем тое икону пречистыя Богородицы в гортань и ис тое де иконы много крови пролихся; и та де кровь на иконе и до сего дни, аки и то перво во едином часу излияся. И после де тово в тот же монастырь пришол тот Иван вдовин сын и узре икону и прослезися и рече Иван игумену: сия де икона пречистыя Богородицы Одегитрия преже была в дому матери моея и помолихся ей мати моя и я. И игумен рече Иванну: почему сей оброз пречистыя Богородицы моление матери твоей и твое? И что есть знамение у сево образа и почему знаеш сей оброз пречистыя Одегитрия? И Иван рече: посему знаю – как убо принесох с материю моею сию икону пречистыя Богоматере к морю и положих у подножия ея своего посилия шесть златых. И игумен же соз-вав братию и приидох з братиею и с тем Ива-ном кой ко иконе пречистыя Одегитрия, и обре-тох у подножие ея шесть златых; и после де то-во в той большой лавре Иван бысть игумен. И той де иконе празнуют на светлой недели.... то рок и до сево дни.

"был де во Цареграде царь гонител на церкви Божий да потриярх единомышленник" - я думаю, что рассказ относится ко времени после завоевания Константинополя Портой, когда константинопольские патриархи поставлялись на кафедру с одобрения султана.

"И пришли де те посланники в Трепизон град" - могло произойти, после того как пала Трапезундская империя (1461)

"и по повелению цареву и по потриярхову везде образы колют и ломают... И те де посланники здумали и говорят: сына де ее Ивана дождемся и сребро и злата у нево возмем, а апосле де к царю и оброз отнесем".- я поняла это так, что конфисковывали серебряные оклады с икон.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Zdvij » 04 янв 2008, 18:54

По-моему, у Павла Захарьева смешаны разные эпизоды.

"а у ково найдут образы Господа Бога и пречистую его Матерь и их угодников и по повелению цареву и по потриярхову везде образы колют
и ломают."
Это больше похоже на легенды об иконоборцах. Турок однако в те времена на Босфоре не было. Султаны с патриархами старались ладить, и иконы в Цареграде, по-моему, не уничтожали.

"Темрязова царства" - видимо, царства Теймураза. Теймураз I
правил в Кахети в 1606-1648 годах.

""И пришли де те посланники в Трепизон град" - могло произойти, после того как пала Трапезундская империя (1461)."
Да. XIII-XV века.
Аватара пользователя
Zdvij
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1183
Зарегистрирован: 17 сен 2006, 16:04

Сообщение sasha a » 04 янв 2008, 19:30

Весьма остроумно поступил Иван, сделав из иконы и ящика что-то вроде кораблика:

Вдова ж и сын ея Иван пред иконою пресвятей Богородицы пролив многие слезы и сотворих у подножие образа ящик и положих в тот ящик шесть златых и ящик закрых и красками затвердих, чтобы на том абразу тово ящика не знатно было, с молением и со слезами тое икону отнесох к морю и постави на брегу близ моря; вдова же и сын ея приидох в дом свой.

Ящик - лодка, икона - парус, 6 монет - баласт.

И прийдоша посланники ко вдове и к сыну ея и спроси у вдовы и у сына ея: где оброз Пречистыя? Вдова ж и сын ея рече: сей оброз пречистыя Богородицы Одегитрия отнесох к морю и поставих на брегу близь моря. И посланники к морю ускорих, чтобы тот оброз взять и притекох ко брегу моря близ образа Пречистыя. И оброз пречистыя Богоматере поднявся поидох по морю, яко на воздухе, а над оброзом, аки столп мрачен и мглян; и посланники со стыдом возвратихся вспять и отыдоша. И икона идох по морю и приидох против святых гор.

Любопытно, что ящик покрасили краской, "чтобы на том абразу тово ящика не знатно было" (я перевожу это как "чтобы под иконой ящика не было видно"). Очевидно "краска" была синего цвета (индиго), тогда на фоне воды его действительно не было видно, и икона двигалась будто сама по себе.

Черноморское течение доставило кораблик с иконой к "святым горам", к монастырю св. Георгия. Можно подумать, что это был тот самый храм св. Георгия в Мегрелии (рядом с Трапезундом). Однако в 1640 г. там не было монастыря, а была цекровь. О каком же монастыре св. Георгия идет речь?

Меня заинтриговало это предание о путешествии иконы на голубом "кораблике" от Трапезунда до монастыря св. Георгия вот по какой причине:

Возвращаясь на родину, Афанасий Никитин прибыл в Трапезунд «на Покров святыя богородица и приснодевы Мариа». Вся его поклажа состояла из «хлама», который местные власти тщательно обыскали, принимая его за лазутчика из орды Асанбека. Искали «грамоты», бумажные документы. Все перетряхнули турки, «выграбили всю мелочь добренькую», но записок не обнаружили. Не менее двадцати четырех листов, или шести тетрадей, исписанных убористой кириллицей, удалось Никитину спрятать так, что турецкие таможенники не нашли ни клочка.

Пять дней спустя Афанасий сел на корабль, пообещав капитану по прибытии в Каффу заплатить 2 золотые монеты за дорогу и «харчь». Из-за злых ветров корабль находился в море почти месяц. Течением и ветром занесло путешественников в селение «Баликаее» (ныне город Балаклава). В Каффу пришли «за 9 дни до Филипова заговениа». Русский купец, как и обещал, заплатил капитану золотом. Как же удалось Афанасию Никитину обвести вокруг пальца турецких таможенников в Трапезунде и месяц спустя обрести дневник и деньги в целости и сохранности?

Здесь следует сказать, что в Балаклавской бухте находится монастырь св. Георгия. И стоит он на горе.

Не случайно Афанасий Никитин отметил в дневнике, что прибыл в Трапезунд на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и что по воле волн и ветра «занесе насъ сыс (стихия – С.А.) къ Баликаее». То есть течение идет вдоль восточного берега Черного моря от Трапезунда до Балаклавы. Никитин вполне мог воспользоваться "морской почтой", чтобы обмануть турок и получить дневник и деньги в Балаклаве.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение bosco » 04 янв 2008, 23:00

Не случайно Афанасий Никитин отметил в дневнике, что прибыл в Трапезунд на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и что по воле волн и ветра «занесе насъ сыс (стихия – С.А.) къ Баликаее». То есть течение идет вдоль восточного берега Черного моря от Трапезунда до Балаклавы. Никитин вполне мог воспользоваться "морской почтой", чтобы обмануть турок и получить дневник и деньги в Балаклаве.

Вот где буржуазный писатель Ж.Верн украл основную идею своего знаментого романа! :lol:
bosco
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 12 окт 2006, 15:44

Сообщение sasha a » 11 янв 2008, 02:26

По словам самого Афанасия Никитина, он провел в путешестии по странам Востока 6 лет.
Первую Пасху он встретил в городе Каин
2-ю - Чапакур (Персия)
3-ю - Ормуз (Хорасан)
4-ю - Бедер (Индия)
5-ю - Гулбарге (Индия)
6-ю - Маскат (Аравия)
Таким образом, в Индии он провел всего 2 года, вопреки общепринятому сроку - 4 года.
Идея вести записи появилась у него на исходе третьего года хождения - в Ормузе. Здесь Афанасий называет конкретную дату: "а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи....В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское".
Хоть он и сетует, что "все книги" у него взяли бусурманы, и он не знает точных чисел или дней недели, но в Ормузе он указывает дату Пасхи совершенно определенную. То есть здесь он нашел христиан. Кто такие?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на первый отрезок пути - те три года, которые в дневнике обозначены лишь перечислением десятка персидских городов.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 16 янв 2008, 02:06

Хм-м...
Что-то у меня с географией не все в порядке.
Подскажите, пжлста, город Ольвиополь, где расположен?

Ольвиополь – на юго-западном берегу Крыма, рядом с Херсонесом/Корсунь. (Севастополь). Во второй половине XIII в. главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу (совр. Феодосия), Солдайю (совр. Судак), а вблизи Херсона возникает Чембало (совр. Балаклава).
Ольвиополь-Херсон-Балаклава - рядом?

Ольвиополь - город на р. Южный Буг основан в 1676 г. как казацкая крепость Орлик. В 1769 г. была уничтожена татарами, на её месте возникли поселения Ольвиополь, Богополь, Голта, с 1919 г. — Первомайск.

Или не-рядом?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 17 янв 2008, 02:10

Судя по всему, изначально город Ольвиополь все же находился рядом с Херсоном и Балаклавой. Если это так, то мы имеем еще один любопытный случай с иконой, переправленной по Черному морю в район Балаклавы.

. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире - высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ.

В 1471 г. Михаил Олелькович был приглашен в Новгород на княжение.Он пришел туда вместе с иконой - несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу - ровно за полгода до Шелонской битвы. С тех пор
икона носит название "Старорусская". На ней изображена Богородица с Младенцем. Любопытно, что в Старой Русе икона была помещена в церкви св. Георгия (если помните, икона Богородицы, которую отправил Иван из Трапезунда, приплыла в монастырь св. Георгия).

В том же 1471 г., когда Афанасий Никитин все еще бродил по джунглям Индии, тверской князь Михаил Борисович женился на племяннице Михаила Олельковича, сироте Софии Олельковне. Мне кажется, что этот брак и становление на княжение Олельковича в Новгороде - свидетельствуют о заключении некоего негласного союзнического договора между Новгородом и Тверью против Москвы.
Олелькович просидел в Новгороде только 4 месяца. Получив известие из Литвы, что его брат Семен умер, он кинулся в Киев, чтобы получить наместничество после брата, по пути разорив новгородские земли, будто мстил за что-то новгородцам. Польский король Казимир не дал ему Киева, припомнив, что дед Михаила "бегал на Москву и тем пробегал отчызну свою Киев".
Через два месяца состоялась Шелонская битва, в которой участвовали тверяки на стороне Ивана 3. Новгород, как известно, потерпел поражение. То есть союз Твери и Новгорода был разрушен каким-то образом из-за смерти Семена Олельковича в Киеве.

Еще одно странное совпадение: через 11 лет в Твери умирает по неясной причине Софья Олельковна. В тот же 1482 г. Михаил Олелькович участвовал в заговоре против Казимира вместе с князем Ольшанским и Бельским. Во время свадьбы Бельского они собирались убить короля. Заговор был раскрыт, Олелькович и Ольшанский казнены. Бельский бежал на Москву, бросив молодую жену на второй день после свадьбы. В Москве его приняли с распростертыми объятиями, Иван дал ему в отчину городок Демон "да Мореву со многими волостями".

Естественно, возникает вопрос: если Бельский сдал Олельковича в 1482 г., то не мог ли он напакостить ему и в 1471? Кто сообщил Олельковичу о смерти брата в Киеве?

Еще одно соображение. Со свитой Олельковича в 1471 г. вместе с иконой в Новгород прибыл некий жидовин по имени Схария. А если учесть, что население Ольвиополя (что-то, кстати, слышится общее в названии города и родовом имени князя Михаила - мягкие "л" и долгие "о". Нет?) традиционно состояло из евреев (в 19 в. центре городка насчитывалось 11 синагог, устроенных по цеховому признаку), то есть все основания предположить, что Схария был родом из Ольвиополя. И был он, наверняка, купцом.

Южный Буг до XVIII века был рекой судоходной – от устья вплоть до порогов при впадении речки Синюхи. Сюда привозили руду, и в Ольвиополе занимались литейным делом.
Голта, или Галта, по-польски означает «плавильная печь». (По другой версии, происхождение этого названия – от тюркского Олта, то есть «низменность».) Да, «оголтелые», наверное, жили тут ребята: лес валили, металл плавили, возы с солью чумацким шляхом гоняли…
На протяжении второй половины XV века территория между Южным Бугом, Синюхой и Кодымой находилась под властью литовских феодалов. После объединения Польши и Литвы в 1569 году и создания Речи Посполитой владения литовских князей на этой территории отошли к шляхетской Польше. Правобережьем Буга в тот период владели крымские татары, а на левом берегу располагались зимовья запорожских казаков.


Таким образом, можно предположить, что Схарий торговал тем товаром, в котором Новгород и Тверь нуждались в тот момент обострения отношений с Москвой больше всего, - пушками.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение sasha a » 19 янв 2008, 02:07

sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD


Вернуться в Средние века

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3