sasha a » 17 янв 2008, 02:10
Судя по всему, изначально город Ольвиополь все же находился рядом с Херсоном и Балаклавой. Если это так, то мы имеем еще один любопытный случай с иконой, переправленной по Черному морю в район Балаклавы.
. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире - высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ.
В 1471 г. Михаил Олелькович был приглашен в Новгород на княжение.Он пришел туда вместе с иконой - несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу - ровно за полгода до Шелонской битвы. С тех пор
икона носит название "Старорусская". На ней изображена Богородица с Младенцем. Любопытно, что в Старой Русе икона была помещена в церкви св. Георгия (если помните, икона Богородицы, которую отправил Иван из Трапезунда, приплыла в монастырь св. Георгия).
В том же 1471 г., когда Афанасий Никитин все еще бродил по джунглям Индии, тверской князь Михаил Борисович женился на племяннице Михаила Олельковича, сироте Софии Олельковне. Мне кажется, что этот брак и становление на княжение Олельковича в Новгороде - свидетельствуют о заключении некоего негласного союзнического договора между Новгородом и Тверью против Москвы.
Олелькович просидел в Новгороде только 4 месяца. Получив известие из Литвы, что его брат Семен умер, он кинулся в Киев, чтобы получить наместничество после брата, по пути разорив новгородские земли, будто мстил за что-то новгородцам. Польский король Казимир не дал ему Киева, припомнив, что дед Михаила "бегал на Москву и тем пробегал отчызну свою Киев".
Через два месяца состоялась Шелонская битва, в которой участвовали тверяки на стороне Ивана 3. Новгород, как известно, потерпел поражение. То есть союз Твери и Новгорода был разрушен каким-то образом из-за смерти Семена Олельковича в Киеве.
Еще одно странное совпадение: через 11 лет в Твери умирает по неясной причине Софья Олельковна. В тот же 1482 г. Михаил Олелькович участвовал в заговоре против Казимира вместе с князем Ольшанским и Бельским. Во время свадьбы Бельского они собирались убить короля. Заговор был раскрыт, Олелькович и Ольшанский казнены. Бельский бежал на Москву, бросив молодую жену на второй день после свадьбы. В Москве его приняли с распростертыми объятиями, Иван дал ему в отчину городок Демон "да Мореву со многими волостями".
Естественно, возникает вопрос: если Бельский сдал Олельковича в 1482 г., то не мог ли он напакостить ему и в 1471? Кто сообщил Олельковичу о смерти брата в Киеве?
Еще одно соображение. Со свитой Олельковича в 1471 г. вместе с иконой в Новгород прибыл некий жидовин по имени Схария. А если учесть, что население Ольвиополя (что-то, кстати, слышится общее в названии города и родовом имени князя Михаила - мягкие "л" и долгие "о". Нет?) традиционно состояло из евреев (в 19 в. центре городка насчитывалось 11 синагог, устроенных по цеховому признаку), то есть все основания предположить, что Схария был родом из Ольвиополя. И был он, наверняка, купцом.
Южный Буг до XVIII века был рекой судоходной – от устья вплоть до порогов при впадении речки Синюхи. Сюда привозили руду, и в Ольвиополе занимались литейным делом.
Голта, или Галта, по-польски означает «плавильная печь». (По другой версии, происхождение этого названия – от тюркского Олта, то есть «низменность».) Да, «оголтелые», наверное, жили тут ребята: лес валили, металл плавили, возы с солью чумацким шляхом гоняли…
На протяжении второй половины XV века территория между Южным Бугом, Синюхой и Кодымой находилась под властью литовских феодалов. После объединения Польши и Литвы в 1569 году и создания Речи Посполитой владения литовских князей на этой территории отошли к шляхетской Польше. Правобережьем Буга в тот период владели крымские татары, а на левом берегу располагались зимовья запорожских казаков.
Таким образом, можно предположить, что Схарий торговал тем товаром, в котором Новгород и Тверь нуждались в тот момент обострения отношений с Москвой больше всего, - пушками.