Юлли писал(а):Вл. Емельянов писал(а):А первую строчку перевести нельзя, можно только перевести всю синтагму, растянувшуюся на несколько строк.
Перевожу дословно. Первое предложение и есть первая строчка. Здесь очень интересный грамматический случай, когда субъект действия обозначен вначале, но потом его теряют и вспоминают только через несколько строк.
Энлиль... Кутии - ядовитая змея лесистой горы,
Что на богов накинулась,
Что царственность Шумера в горы утащила,
Шумер враждой наполнила,
У жену имеющего жену его отняла,
У сына имеющего сына его отняла,
Вражду и ненависть в Стране установила...
Энлиль, царь стран,
Уничтожить имя ее
Утухенгалю, могучему мужу, царю Урука,
Царю четырех стран света, царю, чье слово возврата не знает,
Энлиль, царь стран,
Посоветовал.
Огромное спасибо Вам, Юлли и г-ну Емельянову!
Вы потратили своё ценное время, чтобы довести своё видение этих бесценных строчек.
Я, как и обещал, привожу свой анализ предложения.
Мой метод искать фонетические созвучия в семантически близкой шумерской и тюркской лексике и пр., находить логику построения слов,поиск грамматических паралелей, поиск исторических паралелей.
И в конце перевод.
Я Вам покажу свою «кухню», куда обычно, как Вы сами знаете, пытливые люди, исследователи других обычно не допускают.
den-lil2 /gu\-[ti-umki] muš-ĝiri2 ḫur-saĝ-[ĝa2]
Верхний индекс d стоит перед Энлиль. Я его читаю, как Энкид.
Бог по-шумерски ДИНГИР. Посмотрите на это слово. Оно включает и шумерское и тюркское ДИ-говори. Пойдём дальше и Вы увидите арабо-тюркское ДИН-религия. ДИНГ с велярным НГ. Оно вариативно:
Н---->НГ<----Г
В тюркских диалектах есть все три варианта и их чередование.
Исторические паралели ДИНГИР----ТЕНГРИ---ТЕНИР---ТАНРЫ-бог.
Что ещё интересно?
В Дингир есть ИНГ. Его можно сопоставить с Его можно сопоставить с ƏNG(мягкая а), ЕНГ,-нижняя челюсть. Это подвижная челюсть. АНГЫРМАГ-кричать, орать.
Сравните с богом Ангирасом, который Брахма сотворил из своих Уст.
Миф о Творении. Собственно и имя Брахма само расшифровывается на шумерском и тюркских языках, согласно этому мифу. АБА+АРА+АХМА.
БРАХМАХ БУРАХМАГ-выпускать, испускать.
Получается, что ДИНГИР можно разбить на смысловую цепочку ДИ+ИНГ+ИР
В ней мы можем увидеть глагол ДИ-говори, ИНГ,ЭНГ-рот и ИР-аффикс непрерывности.
Бог говорит, потому как человек говорит сам с собой, втуне.
И этот внутренний разговор он исторически делит на своё и от бога(нашептать).
Какова созвучная лексика?
ДИНГИР ----->DİYİR(DEYIR)-говорит.
В древнейших, известных мне тюркских диалектах DIGIR-говорит.
Древнее диалектное тюркское
ДИНГЯХАНА-место, где люди собираются для разговора.
DİNLƏMƏK-слушать, выслушивать, внимать, заслушать.
DINDIRMƏK-заговаривать, вызвать на разговор 2) допрашивать.
2. /gu\-[ti-umki]
Верхний индекс KI указывается с конкретным именованным местом-топонимом. Но здесь не всё так просто. Вопрос в аффиксации.
КИМИН?, КИМИНКИ? Чей, чья, чьё?
КИМИН?-БИЗИМ-наш.
КИМИНКИ?-БИЗИМКИ
КИМИНКИ? ГУТЫМКИ- кутиев
Оптимизация записи?
3. muš-ĝiri2
МУШ-на шумерском змея. Отметим в аккадской фонетике.
Змея шипит в русских семантических координатах. В МУШ есть шипящий звук Ш. Если Вы поменяете звук У на Ы(которого нет в аккадской фонетике), то Вы получите МЫШ. Русская мышь. Шорох, шуршание.
Индоевропейские языки вообще-то связаны с семитскими языками иторически( на мой взгляд!). Взять тело. РОШ-голова на иврите и РАС-на иранских. РА-солнце у древних египтян и РАХА-солнце у древних лезгин.
Это один ряд. У тюрков БОШ, БАШ,...,-голова.
На тюркских языках есть такой глагол:
МУШГУРМАГ-1) чмокнуть 2) подзывать свистом 3) понукать свистом.
Когда человек свистит, чмокает, он вытягивает губы, -зазор между губами маленький. Попробуйте прошипеть при широко открытом рте?
МУШГУРУ(фоновариант МУШГЫРЫ!!!) СЯС(звук)- чмокающий, свистящий звук.
Но это не всё рассмотрим тюркский лексический ряд.
ФЫШГЫРЫГ, ФЫШДЫРЫГ-свист
ФЫШГЫРМАГ-бить тонкой струёй, бить фонтаном, извергать что-то
Comment: Змеи частью ядовиты и извергают яд (тонкой струёй!)
ФЫШГЫРТЫ-извержение
ФЫШГЫРТМАГ-брызгать, вспрыскивать
ФЫШЫЛДАМАГ-шипеть
Comment: Змеи шипят!
ФЫШЫЛДАЙАН-шипучий
ФЫШЫЛТЫ-1) шипение 2) журчание, шум.
ФЫШЫЛТЫЛЫ-шипящий
ФЫШ-ФЫШ- звукоподражание журчанию воды, шорох, шелест 2) журчание, лёгкий шум, свист.
Корень всюду ФЫШ. Ни звука Ф, ни звука Ы в аккадской фонетике нет.
В тюркских семантических координатах шипение и свист исторически в лексике пересекаются!
4. ḫur-saĝ-[ĝa2] Хюрсянгя
Факт: Кюрсянгинский перевал есть в Азербайджане. На самом деле это гадючий по названию перевал.
ГЮРЗЯ это гадюка. Исторические паралели таковы, что кутиев сравнивали с гадюками, ядовитыми змеями.
Главное в змее это голова, которую она поднимает, чтобы наброситься.
В этом её сходство с гордой, надменной вершиной, которая возышается.
Вершины гордо возвышаются над всеми.
ГЮРУР-гордость, величавость, спесь,, надменность, высокомерии, заносчивость, самодовольство, самонадеянность.
ГЮРСАНГ в метасмыслах высоко поднятая голова(в слож. смыслах гордая голова)
Опять же аффиксация
КИМЯ? Кому? GÜRZƏYƏ(мягкая А).
Тут звук Y длительный.
Его подчёркивать можно фонетически в тюркских языках:
GÜRZƏYYƏ-----ГЮРЗЯЙЙЯ
Посмотрите в квадратных скобках -[ĝa2].
Это аффикс. Вероятное звучание ГЮРЗЯНГГА, ХЮРЗЯНГГА или использование тюркского звука ğ, который звучит как первый звук в слове ГАРНЫЙ в укранском произношении. ГХАРНЫЙ.
МОЙ ВЫВОД:
Он не сходится с выводом г-на Емельянова, о том, что нельзя перевести первую и остальные строчки в отдельности. По мне получается, что можно.
В том числе и вторую строчку и так далее...
ГОВОРИТ ЕНКИД БРЫЗЖУЩЕЙ ЯДОМ(ШИПЯЩЕЙ) ГУТИЕВСКОЙ ГЮРЗЕ(ГАДЮКЕ)...
P.S. Уважаемая Юлли, надеюсь Вы доведёте мои соображения до г-на Емельянова и я всегда готов выслушать добрын пожелания, критику и пр.
С уважением,
Фикус