Цитата:
А как Вы оцениваете в этих видах "Любовь пчел трудовых"?
А так:
Опыт современных научных знаний с достаточной очевидностью показывает - какая тесная связь существует у человека между половой и умственной деятельностью. Этот опыт говорит, что излишняя затрата энергии на одну сторону деятельности человеческого организма идет за счет другой половины деятельности организма. Значит, половые излишества и половая распущенность не так уж безвредны и невинны.
Мы не сторонники полового аскетизма. Ибо половой аскетизм крайность, которая может привести к другим нездоровым последствиям. Природу не обманешь. Гони ее в окно, она влетит в другое. А прогонишь совсем - она отомстит жестоко. И наградит такими недугами, которые надолго прикуют к "приемной врача" - не венеролога, а психиатра или патолога.
Но мы считаем, что в области половой деятельности человек должен найти какую-то грань, какую-то середину, которая позволяла бы организму распределять вырабатываемую энергию без нарушения функций его отдельных органов. Безграничные возможности тут вредны и для отдельного человека, и для всего общества в целом.
http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3118.html
"Дорогу крылатому Эросу!":
"Что-то я такого лётчика не знаю!" ("Комедия строгого режима")
Теория стакана воды
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Теория стакана воды (теория «бескрылого эроса») — взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).
Критически разобрана А.Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необосновано приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».
Идеи эмансипации женщины начали развиваться в середине 19 века. Эти идеи поддержали марксисты. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали классики марксизма, в частности Энгельс и Ленин. Ленин тем не менее отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?»
Теория стакана воды на много лет предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов ХХ века на Западе[Источник?].
Содержание [убрать]
1 Концепция новой женщины
2 Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины
3 Александра Коллонтай — предполагаемый автор теории стакана воды
4 Популярность теории в 20-е годы
5 Образ советской женщины
6 Ссылки
7 Источники
[править] Концепция новой женщины
Концепция новой женщины родилась во второй половине 19 века. Новую женщину описали в своих произведениях Жорж Санд, Генрик Ибсен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев.
[править] Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины
Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над эконимоческим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».
Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о советской власти». Теорию стакана воды он все же не считал вполне марксистской, замечая: «Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории „стакана воды“ наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы ее утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм». (Клара Цеткин. «О Ленине».)
Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причем она будет принципиальном образом отличаться от любви буржуазной: «Серьезная, глубоко — сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».
[править] Александра Коллонтай — предполагаемый автор теории стакана воды
В 1913 году Александра Коллонтай опубликовала статью «Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового, передового общества. Новая женщина по Коллонтай стремится стать полноправным членом общества и поэтому руководствуется следующими принципами:
Победа над эмоциями, выработка самодисциплины.
Отказ от ревности, уважение свободы мужчины.
Требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности.
Новая женщина — самостоятельная личность, ее интересы не сводятся к дому, семье и любви.
Подчинение разуму любовных переживаний.
Отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности.
Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила также свою беллетристику, например повесть «Большая любовь». Повесть рассказывает о любви молодой незамужней революционерки Наташи и женатого революционера Семёна. Хотя Семён и марксист, он не может расстаться со старыми взглядами на женщину как лишь обьект любовных утех, Наташа же ему подчиняется. В финале повести Наташа всё же сбрасывает с себя оковы такой связи и обретает свободу.
Далее Коллонтай развивала эти идеи в повести «Василиса Малыгина» (1923) и рассказе «Любовь трех поколений» (1923), в которых она описывает раскрепощенных женщин, не желающих связывать себя семьёй.
Коллонтай относилась к семье крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».
Подобные свободные взгляды Коллонтай привели к тому, что ее обьявили автором теории стакана воды. На самом деле отношение Коллонтай к этой теории не установлено. В отличие от примитивных представлений этой теории Колонтай всё же писала о необходимости любви во взаимоотношении полов.
Деятельность Коллонтай закончилась тем, что феминистские теории и за организацию «Рабочей оппозиции» её отстранили от политики, а ее творчество подвергли критике как мещанское, буржуазное и порнографическое.
[править] Популярность теории в 20-е годы
«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 20-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.
[править] Образ советской женщины
Представление о советской женщине, сложившееся в 30-е годы, существенно отдоходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина благополучно живёт в семье и не видит в семье угрозы своей независимости. Она, как правило асексуальна,[Источник?] трудолюбива, хорошо справляется с функциями жены и матери[Источник?].
[править] Ссылки
Стакан воды или любовь до гроба?
Дорога свободы
А. ЛУНАЧАРСКИЙ - О БЫТЕ:МОЛОДЕЖЬ И ТЕОРИЯ „СТАКАНА ВОДЫ".
[править] Источники
«Воспоминания о В. И. Ленине», том 2, 1957, с. 483—484
Коллонтай А.М. Дорога крылатому Эросу // Молодая гвардия, №№ 3, 10
Коллонтай А.М. Женщина-работница в современном обществе
Коллонтай А.М. Любовь и новая мораль
Коллонтай А.М. Новая мораль и рабочий класс. М., 1919
Коллонтай А.М. Повесть "Большая любовь"
Коллонтай А.М. Сборник "Любовь пчел трудовых" Государственное изд-во. М. Петроград
http://www.pseudology.org/Sex/index.htm
http://www.rus-sky.org/history/library/ ... x_178.html
http://www.mirrabot.com/work/work_64824.html
http://www.caoinform.ru/district_more.php?nid=527&