Компания М-Трейд.

Законы Драконта

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Законы Драконта

Сообщение Юлли » 12 окт 2004, 23:34

... 7 в. до н.э., страшно жестокие законы, не дошедшие до нас... первое письменное право Древней Греции..

... украл - смерть...
... убил умышленно - смерть...
... убил неумышленно - изгнание...
... маешься праздностью - смерть...
... святотатствуешь - смерть...

... и так далее... почти за все, указанное в законе, - смерть... однако кровная месть теперь законодательно запрещалась, четко написанный закон уже было не истолковать кому как удобно как устный - то есть, произвол суда был уже весьма ограничен... разделяются понятия неосторожности и умысла, и ответственность за них признается неравной... оформляется и защищается право собственности (карается смертью независимо от стоимости незаконно присвоенного)...

... мы помним, как объяснил Драконт современникам жестокость своего закона, мол, за мелочь смерть вполне достойное наказание, а за более тяжкие преступления ничего больше смерти ему в голову не пришло...

... статуя умершего атлета, подвергаемая бичеванию одним из его завистников, упала и придавила обидчика насмерть, в соответствии с законами Драконта статую торжественно утопили в море в наказание за убийство... ибо Драконт постановил подвергать суду и неодушевленные предметы, "если какой-нибудь из них, упав, убивал человека”...

... существовала ли необходимость в столь крайней суровости этого законодательства? почему, если законы даже современниками признавались "написанными кровью", они были приняты и использовались вплоть до Солона (то есть, целое поколение)?...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Филэллин » 12 окт 2004, 23:48

Законы Дракона по Аристотелю (Афинская полития, 4, 1-4):

"После этого, немного времени спустя, при архонте Аристехме, Дракон издал свои законы. Что касается государственного строя, то он имел следующий характер. Гражданские права были предоставлены тем, кто мог приобрести себе тяжелое вооружение. Девятерых архонтов, а также и казначеев выбирали из людей, имевших свободного от долгов состояния не меньше как на десять мин, а на остальные, менее важные, должности- из людей, могущих приобрести себе тяжелое вооружение; на должности же стратегов и гиппархов избирали из людей, которые показывали свободного от долгов имущества не меньше как на сто мин и законных детей от законной жены в возрасте свыше десяти лет. За них до сдачи ими отчета должны были представлять поручительство старые пританы, стратеги и гиппархи, причем сами должны были брать четверых поручителей из того же класса, к какому принадлежат эти стратеги и гиппархи. Совет должен был состоять из 401 члена, выбранных из числа граждан. Избираться же и на эту и на остальные должности полагалось по жребию людям свыше 30 лет от роду, и два раза одному и тому же нельзя было занимать ее, пока не отбудут ее все, а тогда полагалось бросать жребий опять сначала. Если же кто-нибудь из членов Совета пропускал заседание Совета или Народного собрания, когда оно бывало, тот платил штраф пентакосиомедимн — три драхмы, всадник — две, зевгит — одну. Совет Ареопага стоял на страже законов и наблюдал за должностными лицами, чтобы они правили по законам. Всякий человек в случае нанесения ему обиды мог подать о том заявление в совет Ареопага, указывая при этом, какой закон нарушается чинимой ему обидой. Но ссуды, как сказано, обеспечивались личной кабалой, и земля была в руках немногих".


О Солоне и его законах (Афинская полития, 7, 1):

"Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах".

Важные подробности (Афинская полития, 41, 2):

"После него (Тесея) было преобразование при Драконе — то самое, при котором впервые опубликовали законы".

Павсаний, IX, 36, 4:

"...когда же впоследствии Драконт писал афинянам свои законы, то в его законах, написанных им в своё архонство, были установлены случаи, когда убийство не влечёт за собой уголовной ответственности; среди них он указывает и случай убийства как наказание за прелюбодеяние".

Павсаний, VI, 11, 2 (как раз рассказанная Юлей история со статуей):

"Это издевательство (какой-то человек приходил каждую ночь и стегал бичом статую кулачного бойца Феагена) прекратила сама статуя, упав <на оскорбителя>, а дети убитого предъявили этой статуе иск об убийстве; жители Фасоса бросили эту статую в море, следуя постановлению Драконта, который написал для афинян уголовные законы и определил, чтобы подвергались суду и неодушевлённые предметы, если како-нибудь из них, упав, убивал человека".
Последний раз редактировалось Филэллин 12 окт 2004, 23:53, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 13 окт 2004, 00:09

Подтверждая слова Аристотеля, цитирую Элиана (Пёстрые рассказы, VIII, 10):

"Тогда (при Солоне) афиняне отказались от законов Драконта, именуемых установлениями, за исключением тех, которые касаются убийства".
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Гость » 13 окт 2004, 08:54

Так. А законы Ликурга вам как?
Гость
 

Сообщение Юлли » 13 окт 2004, 22:56

... Юр, но приведенные тобой цитаты не объясняют жестокости законов Драконта...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Филэллин » 13 окт 2004, 23:31

Знаю, просто решил дать подборку литературы.... Заодно думал найти мнения древних авторов насчёт твоего вопроса...

Но забыл я Демосфена...

XX, 158:

"В законах о подобных преступлениях (убийствах) Драконт квалифицировал собственноручное убийство одного человека другим как страшное и опасное злодеяние. Написав в законе, что убийца должен быть лишён права священного омовения, возлияний, пользования кратерами, исполнения священных обрядов, посещения агоры, и приведя все другие запреты, которые, как он полагал, сильнее всего должны были удержать людей от совершения подобного преступления, он не отнял у права полагавшегося ему места, но установил в законодательном порядке случаи, при которых убийство разрешено, и елсли кто-нибудь его совершит (при указанных условиях), то он должен быть оправдан."

В XXIII содержится целая серия законов Драконта (по-моему около десятка или даже больше, причём прямые цитаты, а не перессказ)....

В примечаниях сказано, кстати, что сохранилась надпись от 409 г. до н.э., где содержаться законы Драконта о непредумышленных убийствах.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 13 окт 2004, 23:57

Так что предлагаю оценить воочию, жестоки ли вообще законы Драконта. Ведь, по крайне мере, афиняне пользовались ими ещё во времена Демосфена (конец IV в. до н.э.).

Наконец, Аристотель, Политика, II, 9, 9:

"Есть законы Драконта, но он дал их для уже существовавшего государственного устройства. Своеобразного, заслуживающего упоминания в этих законах нет ничего, исключая только их суровость из-за размеров наказания."
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 14 окт 2004, 00:09

Нашёл такое замечание о надписи 409 г. до н.э.: "It is partly preserved in an inscription of 409, which has been restored with the aid of quotations from the orators (C.I.A. i. 61; Inscr. fund. grecques, ii. 1. 1-24; and Hicks, Gk. Hist. Inscr. No. 59). It drew a careful distinction between different kinds of homicide. Of the rest of Dracos legislation we only know that Aristotle (Politics, II. 12, 13) was struck by the severity of the penalties, and that the creditor was permitted to seize the person of the debtor as security for his debt".

http://71.1911encyclopedia.org/G/GR/GREEK_LAW.htm
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 14 окт 2004, 00:12

Кстати, откуда это:

"... украл - смерть...
... маешься праздностью - смерть...
... святотатствуешь - смерть..."

?

А это уже не работает ("... убил неумышленно - изгнание..."), т.к. существует множество вариантов.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 14 окт 2004, 00:17

Юля, ответ на твой вопрос у Латышева:

"Но на самом деле законы Драконта не были до такой степени жестоки и представляли собою даже известного рода прогресс, по крайней мере сравнительно с законами Залевка. Кроме смертной казни Драконтом были назначены и другие наказания, как например, штраф ценою в 20 быков (eikosaboion, Поллукс IX, 61), лишение прав (atimia, там же VIII, 42), изгнание и пр. Вообще строгость древнейших законов нужно приписывать не личной суровости законодателей, а господствующим принципам эпохи, в которой они жили. Если эти законы казались позднейшим грекам чересчур уж суровыми, то это вполне объявляется постепенным смягчением нравов и большей гуманностью к преступникам, бывшею естественным следствием этого смягчения. Имя Драконта, несмотря на строгость его законов, в древности пользовалось высоким уважением и ставилось рядом с именами лучших законодателей. Особенно славились его уголовные законы. Из отрывков их, сохранившихся в различных речах Демосфена (против Навсимаха, Мидия, Аристократа, Еверга и Мнесибула), и восстановляемой на основании этих отрывков надписи С. I. А. I, 61 (= Ditt. Syll. 45), заключавшей вновь переписанный в конце V в. текст постановлений Драконта об убийствах, видно, что он узаконил освященное религиозными требованиями и обычаями в Афинах право родовой мести, но при этом провел целый ряд мер, облегчавших участь убийцы: ограждение его от истязаний, возможность спастись добровольным изгнанием или уплатой штрафа и т. д. Эта мягкость отношений к преступникам объясняется тем, что при неразвитости общества в древние времена убийства совершались чаще и не считались таким тяжким преступлением, как ныне.

Суд по делам об убийствах находился под верховным ведением архонта царя. Различалось три рода убийств: предумышленное, непредумышленное и дозволенное (см. гл. 23, § 5). Убийства первого рода подлежали суду Ареопага, для суда же по остальным родам убийств Драконт учредил коллегию эфетов (oi efetai; название объясняется различным образом) из 51 члена, которые были избираемы из лучших граждан не моложе 50 лет, испытанной нравственности (Поллукс VIII, 125). Решению эфетов подлежали дела об убийствах непредумышленных и дозволенных или не преследуемых законом, о смертных случаях, причиненных предметами неодушевленными, и пр. Им принадлежали 4 судебные палаты, из которых в каждой разбирались дела только известного содержания, так что эфеты заседали то в одной, то в другой, смотря по роду дела, подлежавшего суду. Царь председательствовал при всех разбирательствах подобных дел как ареопагитами, так и эфетами. Впоследствии, с развитием демократии, деятельность коллегии эфетов была в значительной степени ограничена: ее юридическое значение перешло к гелиастам, а за нею осталось только значение религиозное.

Законы Драконта нисколько не изменили к лучшему угнетенное положение бедных классов народа, представляя собой только изложение обычного права, действовавшего уже раньше (хотя их издание все-таки было значительным шагом вперед в развитии гражданственности, так как произвол властей был ограничен определенным судебным уставом). Внутренняя борьба аристократических родов и партий также не прекращалась. Оставшиеся в живых килоновцы получили большое значение в государстве и жестоко враждовали с Алкмеонидами, на которых и в глазах суеверного народа тяготело пятно оскорбления святыни. Вероятно не без давления со стороны врагов Алкмеонидов, народ находился в сильном волнении, считая себя под проклятием богов. В различных бедствиях, посетивших в конце VII в. Афины (моровая язва, неурожай), народ видел кару богов и был одержим каким-то суеверным ужасом; говорили о различных видениях и предзнаменованиях, которые были объясняемы в том смысле, что оскорбленные боги требуют умилостивления. К бедствиям естественным присоединились неудачи политические. В войне с Мегарами, предпринятой из-за Саламина, афиняне потерпели неудачу. Участие афинского отряда под предводительством Алкмеона в Священной войне, ведшейся в первое десятилетие VI века против Крисы дельфийско-фермопильской амфиктионией (см. разд. IV, гл. 27, § 1), быть может, представляло со стороны Алкмеонидов попытку к успокоению религиозной совести афинян и вместе к увеличению собственной популярности. Но это не подействовало. Наконец Алкмеониды, по совету Солона, решились добровольно подчиниться суду 300 лучших граждан, которые признали их виновными в оскорблении святыни и присудили к изгнанию, которое было распространено даже на умерших членов виновного рода (после Килоновского дела прошло уже целое поколение — лет 40): их кости были вырыты и вынесены за пределы Аттики. Предание говорит, что по совету оракула был приглашен с острова Крита жрец-прорицатель Эпименид, который примирительными жертвами и различными религиозными обрядами очистил город от тяготевшего над ним гнева оскорбленных богов (Плут. Сол. 11, 12 и начало 'Aq. pol .).

Но этим не были улажены политические смуты и борьба между тремя враждебными партиями, на которые распадались жители Аттики; одна из них, состоявшая из бедных жителей гористой части страны (diakrioi или uperakrioi), требовала демократического образа правления, богатые жители равнины (pedieiV) стояли на стороне олигархии, а жители побережья (paralioi) со средним экономическим положением желали смешанной формы правления. Необходимо было коренное преобразование государственного и экономического строя Афин, чтобы положить конец неурядицам. Для этого в 594 г. был избран в архонты Солон, сын Ексекестида из рода Кодридов, с полномочием быть водворителем мира между знатью и народом и составить законодательство".

http://www.sno.7hits.net/lib/lat/1/3-15-2.htm
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Филэллин » 14 окт 2004, 00:20

Он же приводит ещё пару цитаток древних авторов, прямых и косвенных:

"Плутарх (Сол. 17) говорит «Солон отменил все законы Драконта, кроме относящихся к убийствам, вследствие их суровости и величины наказаний: в них почти всем преступникам назначено было одно наказание — смерть, так что и обвиненные в праздности подвергались ей и попавшиеся в краже овощей или плодов были наказываемы наравне со святотатцами и убийцами. Поэтому Демад впоследствии говорил, что Драконт написал свои законы кровью, а не чернилами». У Авла Геллия (Атт. ночи. XI, 18 ) говорится, что законы Драконта вышли из употребления не по чьему-либо постановлению, а по общему молчаливому согласию афинян (как не выдерживавшие, по своей строгости, практического применения)."

И, прочитав Латышева, я понял откуда у тебя инфа об

"... украл - смерть...
... маешься праздностью - смерть...
... святотатствуешь - смерть..."
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Законы Драконта

Сообщение chugunka » 07 окт 2006, 13:40

Он пытался, этот Драконт, архонт – вот, из старейшин – прописать все случаи нарушений и наказаний за них. Но наказание было удивительно однообразным. За убийство – смерть, за кражу луковиц на рынке – тоже смерть. И первый античный анекдот. Античный анекдот – это не анекдот в современном смысле слова. Это мифологическое оформление личности прошлого. Когда Драконта спросили, почему твои законы столь жестокие, он сказал: «Я считаю, что смерть – достойное наказание за мелкое преступление. А за крупное я не мог придумать ничего другого». И действительно, не мог. Нет еще аппарата. Нет суда, нет тюрем, нет каторги и ссылки, которая, вот, уже будет, например, ну, в позднее греческое время, в римское. Ну, там, Овидия сошлют в район современной Румынии…
Наталья Басовская. Из передачи на "Эхо Москвы" о Солоне.

Наверное права Басовская. Впервые была поставлена такая задача написать законы. Ну сами попробуйте что-то сделать в первый раз, когда не с чем сравнить, а что у тебя получилось. Ну, а потом уже легче, как говорится процесс пошёл.
chugunka
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21 авг 2006, 19:11
Откуда: д. Сверчково

Сообщение Дмитрий Лопаткин » 07 окт 2006, 15:12

Anonymous писал(а):Так. А законы Ликурга вам как?
В Спарте по моему, считалось, что Ликург взял свои законы от Царя Миноса.
Аватара пользователя
Дмитрий Лопаткин
Архонт-администратор
 
Сообщения: 1781
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 12:11
Откуда: Кузбасс

Сообщение Lusor » 07 окт 2006, 19:56

Нет еще аппарата. Нет суда, нет тюрем, нет каторги и ссылки


Это неверно. Суды - были. Продажа в рабство - была. Изгнание из отечества - было.
Nil nimium studeo quisquis tibi velle placere!
Аватара пользователя
Lusor
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
la-wa-ge-ta (лавагет-администратор)
 
Сообщения: 1444
Зарегистрирован: 26 окт 2004, 00:02
Откуда: г. Королев

Законы Драконта

Сообщение chugunka » 08 окт 2006, 19:12

Ну Вы ещё скажите, что ГПК у них был, суд присяжных, мантии для судей ну и т.д.
chugunka
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 21 авг 2006, 19:11
Откуда: д. Сверчково

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1