Деметрий Фалерский и его место в истории и культуре Афин ран

Модераторы: Tibaren, Aristoteles

Сообщение shuric » 29 сен 2005, 16:01

Деметрий Фалерский это тот скот, чьи бюсты афиняне переделали на ночные горшки?
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Филэллин » 29 сен 2005, 16:40

shuric писал(а):Деметрий Фалерский это тот скот, чьи бюсты афиняне переделали на ночные горшки?


Тот самый. Приведу слова Диогена о надругательствах афинян над своим изгнанным правителем (V, 77):

Но сколь не блистал он меж афинян, однако и его постигло затмение от всепожирающей зависти. Обвинённый некими злоумышленниками в смертном преступлении, он был приговорён заочно; и так как обвинители не могли овдалеть им самим, то изрыгнули яд свой на медные его изваяния: все те статуи были низвергнуты, иные проданы, иные потоплены, а иные (рассказывают и так) перекованы в ночные горшки; только одна уцелела на акрополе. Фаворин в "Разнообразном повествовании" говорит, что афиняне сделали это по приказанию царя Деметрия; а год, когда он был архонтом, стали именовать "годом беззакония" (по словам того же Фаворина).
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение shuric » 29 сен 2005, 17:02

Правильно стали именовать. Сей достойный муж, придя к власти на иноземных штыках, в качестве марионетки , принимал законы против роскоши, но при этом водрузил сам себе 8 000 статуй (с цифрой могу ошибатся, но на памятники самому себе он денег не жалел). Кстати яркая иллюстрация темы "правитель - философ".
Но к возникновению абстракций он в любом случае отношения не имел, тут надо обсуждать ранних философов.


Цитата:Да и вообще - Пифагор и особенно Эмпедокл - слишком странные фигуры, чтобы можно было что-нибудь определенное о них сказать. Начать хотя бы с того, что, судя по преданию о них, они были близки к шаманским кругам...

На счет шаманства Пифагора и Эмпедокла я ничего сказать не могу , но вот Жмудь в своей книге о Пифагорействе ругал "шаманские" идеи каких то французов довольно сурово. Может нас просветит откуда взялась версия о шаманстве Пифагора и Эмпедокла? Они что, впадали в транс и камлали?
Впрочем если Пифагор и был шаманом, помешать заниматся математикой это ему не могло.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Филэллин » 29 сен 2005, 17:45

...но при этом водрузил сам себе 8 000 статуй...


Диоген, V, 75:

...в честь его были воздвигнуты 360 медных статуй, по большей части представляющих его верхом или на колеснице четвёркой или парой, а отлиты они были меньше чем в триста дней - таково было к нему рвение.

А ещё, согласно Диогену (V, 75), сей достойный муж

...сделал для родного города много самого хорошего, обогатив его и доходами, и постройками.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение shuric » 29 сен 2005, 17:48

Про много хорошего - это кормившиеся при Деметрии лизоблюды -"философы" сочинили. Вот Александр Македонский или Юлий Цезарь это для них "тираны". А такая падаль как Деметрий - образцовый правитель.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Младший » 26 окт 2005, 12:20

Филэллин писал(а):Перипатетики Деметрий Фалерский и Афинион (см. Посидоний, F36 Jac.; возможно, он же Аристион Аппиана), эпикуреец Лисий (Афиней, 215b-c).


Да, но Деметрий не был тираном. Насколько мне известно, на должность эпимелета он был избран. Конечно, выборы происходили в сложной обстановке после смерти Александра, но все же это были демократические выборы. Его можно вполне назвать диктатором, но не тираном.

К слову, пресловутый вышеупомянутый анекдот о ночных горшках народ вот почему-то помнит. А то, насколько благородно, с достоинством и даже с юмором этот человек пережил изгнание, запоминается с трудом. Ученик Теофраста, любимого ученика Аристотеля и учителя его сына, автор нескольких десятков произведений, один из создателей Александрийской библиотеки и Мусея и – юродство черни. Как говорил Достоевский, «любит народ падение праведного и позор его»...

shuric писал(а):Ну почему политическая власть обязательно означает тиранию? Архит был тираном?


Ну как же почему? Потому что у Вас четко и недвусмысленно заявлено: «захват власти» . Ну а способ правления с насильственным захватом власти и использованием ее в личных корыстных интересах в античности именовался тиранией.

Да, совершенно верно, Архит не был тираном, он также был избранным стратегом Тарента.

shuric писал(а):А про первые монастыри, молчание по 20 лет, и тому подобные вещи, это случаем не поздние пифагорейцы по моде своей мерзкой эпохи выдумали?


Да, и все подробности умышленно так прописали :lol: . А главное, какой смысл – сидели, молчали, небось власть повсюду захватить удумали, мерзавцы :twisted: !

А если серьезно, ведь индуктивно можно доказать все, что угодно. Например, то, что "античность - это средневековье". Поэтому доказывать, что пифагорейцы – не верблюды и все это слишком непохоже на выдумки, я не стану. Если Вы уверены в обратном, лучше Вы докажите, что они верблюды.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Филэллин » 26 окт 2005, 14:06

Тиран - человек силой захватывающий власть в государстве. Он может занимать любые посты - стратега, принцепса, единственного консула, царя, наконец, - но тиран делает это вопреки законам. С этой точки зрения Архита вполне можно причислить к тиранам, ведь он становился стратегом семь раз вопреки тарентинским законам. И Дионисий Сиракузский Старший, вроде, царём никогда не был, а лишь стратегом-автократором, по крайней мере, уже быдучи "тираном", он какое-то время имел должность стратега. Ответ же на вопрос был ли тираном Деметрий Фалерский, думаю, дадут нам представители античной классики. Свидетельства "за" и "против":

Павсаний, I, 25, 5:

Воцарившись, Кассандр... взял укрепление Панакт в Аттике и Саламин, тираном же у афинян он помог сделаться Деметрию, сыну Фанострата, имевшего славу мудрости.

Страбон, IX, 1, 20, p. 398:

...Деметрий ни только не уничтожил демократию, но даже ещё больше укрепил её, как это явствует из "Воспоминаний", которые Деметрий написал о своём правлении.

А то, насколько благородно, с достоинством и даже с юмором этот человек пережил изгнание, запоминается с трудом.


Согласно всё тому же Диогену Лаэртскому, в изгнании в Египте после опалы (а Деметрий пробовал и там заниматься государственными делами) "он доживал свою жизнь в упадке душевных сил" (V, 78 ). Видимо, в это время он не очень-то и шутил.

И ещё. «История» Демохара о Деметрии (apud Polybius, XII, 13, 8-12):

В своей истории Демохар жестоко нападает на Деметрия за то, что тот кичится такими действиями во время управления государством, какими прилично было бы хвалиться разве лихоимцу или ремесленнику. Так, по словам Демохара, Деметрий превозносил себя за то, что многие предметы потребления дёшево продавались в городе, и все жизненные припасы имелись в изобилии. Не стыдился он и того, продолжает Демохар, что впереди устраиваемой им процессии двигалась самопроизволько улитка, выплёвывающая слюну, а в то же время через театр прогоняли ослов, ибо родной город уступил другим всё то, что составляет красу Эллады, а сам покорно исполнял веления Кассандра.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Младший » 27 окт 2005, 09:06

Филэллин писал(а):Ответ же на вопрос был ли тираном Деметрий Фалерский, думаю, дадут нам представители античной классики. Свидетельства "за" и "против"


Конечно, это источники, но есть и критика источников. Я бы здесь не доверял ни первому, ни второму, ни третьему фрагментам. По разным причинам. В первом фрагменте Деметрий просто именуется тираном. Известно, что для демократических Афин правление одного человека было явлением, в общем, необычным, и по этой причине любого такого автократора могли называть «тираном», хотя по факту он тираном и не являлся. Во втором фрагменте речь идет о записках самого Деметрия, и то, что он укрепил демократию, может оказаться и несоответствующим действительности. Сами сочинения Деметрия до нас не дошли, в силу этого проанализировать их возможности мы не имеем, поэтому нужно, на мой взгляд, относиться к таким высказываниям осторожно. В третьем же фрагменте мы имеем дело с обычным плебейским зубоскальством на манер аристофановских карикатур на Сократа и тому подобного завистливого юродства в адрес сильных мира сего, на которое у греков, особенно у афинян, всегда доставало энергии. «Гы-гы, улитка ползет, гляньте-ка!» Единственное, что можно отсюда вынести – это не оспаривающиеся автором-оппонентом утверждение самого Деметрия о стабильной экономической ситуации в его годы. То, что Деметрий был политически «пристегнут» к колеснице Кассандра Македонского, понятно и так. Но в том, что «краса Эллады» была доведена до такого состояния, не Деметрий виноват, а сами афиняне на протяжении всего IV в.

Ответ на вопрос, был ли действительно Деметрий Фалерский тираном или нет, нужно, по моему мнению, искать совсем в другой области. Нужно, насколько позволяют источники, прояснить два вопроса: насколько демократичными являлись выборы Деметрия, и каким образом держался он у власти: с одобрения общественного мнения, или вопреки ему? И сразу все встанет на свои места.

Согласно всё тому же Диогену Лаэртскому, в изгнании в Египте после опалы (а Деметрий пробовал и там заниматься государственными делами) "он доживал свою жизнь в упадке душевных сил" (V, 78 ). Видимо, в это время он не очень-то и шутил.


Филэллин, ну ведь в том же тексте (Лаэрций, V, 78 ) строчкой выше четко прописано, отчего у него «упадок сил» случился: после смерти Птолемея Сотера его взяли под арест, поскольку при дворе одержала верх враждебная партия. А под юмором я имел в виду достойную реакцию Деметрия на уничтожение его статуй (там же, V, 82).

С этой точки зрения Архита вполне можно причислить к тиранам, ведь он становился стратегом семь раз вопреки тарентинским законам


"Тиран - человек силой захватывающий власть в государстве"... А Архит становился стратегом по свободному выбору граждан:

«Он стоял во главе италийской лиги [греческих городов]: сограждане и греки окрестных областей выбирали его стратегом-императором» (DK, 47 А2).

«Про пифагорейца Аристоксен говорит, что как стратег он не знал поражений никогда. Однажды он уступил должность стратега завистнику (хорош «тиран»! – Мл.) , и тарентинцы немедленно попали в ловушку». (Лаэрций, VIII, 79).
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Филэллин » 27 окт 2005, 10:17

Филэллин, ну ведь в том же тексте (Лаэрций, V, 78 ) строчкой выше четко прописано, отчего у него «упадок сил» случился: после смерти Птолемея Сотера его взяли под арест, поскольку при дворе одержала верх враждебная партия.


Строчкой выше вы цитировали меня, а ведь я писал: "Согласно всё тому же Диогену Лаэртскому, в изгнании в Египте после опалы (а Деметрий пробовал и там заниматься государственными делами)..."

Всё-таки критерий "захват власти силой" мало подходит, ведь многие "тираны" не применяли никакой силы, например, Дионисий Старший. Думаю, лучше было бы обозначить критерием "противозаконное автократичное правление".

Ответ на вопрос, был ли действительно Деметрий Фалерский тираном или нет, нужно, по моему мнению, искать совсем в другой области.


Деметрий пришёл к власти на штыках македонян вопреки афинским законам.

А Архит становился стратегом по свободному выбору граждан.


Но вопреки законам.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Младший » 27 окт 2005, 11:42

Филэллин писал(а):Строчкой выше вы цитировали меня, а ведь я писал: "Согласно всё тому же Диогену Лаэртскому, в изгнании в Египте после опалы (а Деметрий пробовал и там заниматься государственными делами)..."



Всё, прошу прощения: просто во фразе "в изгнании в Египте после опалы" опалу я понял как его бегство из Афин, а не как опалу в Египте.


Деметрий пришёл к власти на штыках македонян вопреки афинским законам.


Это нужно доказать источниками. Формально он пришел в результате свободных выборов. Но насколько демократичны были эти выборы - вопрос.

А Архит становился стратегом по свободному выбору граждан...

Но вопреки законам.


Но ведь если граждане Архита выбирали семь раз, в то время как закон разрешает лишь однажды - кто нарушил закон, Архит или граждане? :) Тем более, была ли ли эта семикратная стратегия Архита непрерывной - мы не знаем. Ведь вполне может быть, что вышеупомянутый "завистник" занял должность стратега и уже после первого архитова срока, но поражение заставило тарентинцев "переоценить ценности". Сегодня обо всем этом, судя по всему, можно только гадать в духе рассуждений нашего нового друга г-на Лимарева о неандертальцах. Хотя, может быть, какие-то источники, описывающие стратегию Архита более подробно, и остались.

***********************************************

А вообще, это уже спор о терминах. Можно, конечно, сейчас "подтащить" "Государство" Платона, "Политику" Аристотеля, Ксенофонта, др. труды, где бы давалась теоретическая оценка современниками того, что именно считать тиранией. В результате у нас наберется список из 5-6 признаков, среди которых наверняка найдутся противоречащие друг другу. Но даже сейчас моя позиция не более чем просто защита формальности: формально они не тираны. Но даже и это неважно: они формально могут быть и трижды тиранами. Важно то, что и Архит, и Деметрий Фалерский были достойными своих великих учителей-философов высокообразованными порядочными людьми, немало сделавшими для своих полисов, а потому заслуживающими уважение и добрую память потомков.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение shuric » 27 окт 2005, 17:27

Вы просите на основе источников доказать, что Деметрий был тиран. 360 скульптур собственной персоне это что, клевета на философа-демократа? Или вы считаете, что установка памятников самому себе это нормальное дело для "демократически выбранных" правителей полисов, которые держались о у власти "с одобрения общественного мнения"? Сколько тогда памятников себе (на полисные деньги) установили Перикл или тот же Архит?

А по поводу "тирании" Пифагора, я ведь не писал что он захватил власть насильственно. Его положение, как мне представляется было сродни (ну в той мере, в какой можно сравнивать 16 век с античностью) положению Кальвина в Женеве, или Савонаролы в Флоренции. Кальвин был по вашему тираном? Законов он точно не нарушал.
Вы ссылаетесь на критику источников, а сами приводите явные анекдоты про Килона (так можно и пелопенесскую войну обьявить результатом налета на бордель, ведь есть такая "версия").
Истории про молчание по 20 лет, неправдоподобны сами по себе, а главное больше подходят для эпохи заката античного мира, когда распространились всякие изуверские секты (христианство было по сути одной из них). Ну а так как эти истории известны из источников той эпохи, то вероятно и придуманы тогда (хотя бы в пику тому же христианству - мол наши "подвижники" круче). Да и не вероятно, чтобы молчащие по 20 лет пифагорейцы не были упомянуты в сочинениях своих современников (ну вот хотя бы Геродот, ну разве мог он не рассказать о таком любопытном моменте). А упоминаний о многолетнем молчании в сочинениях той эпохи насколько я знаю нет.
shuric
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 11 мар 2005, 22:56

Сообщение Филэллин » 27 окт 2005, 22:30

Это нужно доказать источниками. Формально он пришел в результате свободных выборов. Но насколько демократичны были эти выборы - вопрос.


В смысле? См. выше уже процитированного Павсания (I, 25, 5):

Воцарившись, Кассандр... взял укрепление Панакт в Аттике и Саламин, тираном же у афинян он помог сделаться Деметрию, сыну Фанострата, имевшего славу мудрости.

Но ведь если граждане Архита выбирали семь раз, в то время как закон разрешает лишь однажды - кто нарушил закон, Архит или граждане?


Ну, тогда и Писистрат не был "тираном", когда после первого изгнания вернулся с подачки граждан и без применения силы, и Дионисий Старший. Вы, наверное, сами ещё примеры вспомните.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

Сообщение Младший » 28 окт 2005, 02:38

Филэллин писал(а):
В смысле? См. выше уже процитированного Павсания (I, 25, 5):

Воцарившись, Кассандр... взял укрепление Панакт в Аттике и Саламин, тираном же у афинян он помог сделаться Деметрию, сыну Фанострата, имевшего славу мудрости.


Нет, разумеется не это. Что конкретно значит "помог"? Поднял на штыки (т.е. на сариссы :)) и плюхнул в кресло эпимелета? Если возможно разыскать какие-то источники (это, кстати, уже по Вашей части, исторической), нужно просто-напросто - в третий раз - отследить насколько демократичными были выборы. Всё. Больше ничего не надо для доказательства.

Ну, тогда и Писистрат не был "тираном", когда после первого изгнания вернулся с подачки граждан и без применения силы, и Дионисий Старший. Вы, наверное, сами ещё примеры вспомните.


Да, но эти лица, во-первых, приходили к власти не на определенный срок, во-вторых, не для того, чтобы уступать "завистникам", в-третьих, не в связи с государственной необходимостью, в четвертых, и это главное, как выяснилось, не для того, чтобы честно служить государству, как Архит (это, насколько я помню, критерий тирании, предложенный Аристотелем).


shuric - извините, позже отвечу. Времени вообще нет, убегать надо.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Младший » 28 окт 2005, 14:21

shuric писал(а): 360 скульптур собственной персоне это что, клевета на философа-демократа? Или вы считаете, что установка памятников самому себе это нормальное дело для "демократически выбранных" правителей полисов, которые держались о у власти "с одобрения общественного мнения"? Сколько тогда памятников себе (на полисные деньги) установили Перикл или тот же Архит?


Во-первых, а почему «установка памятников самому себе» - вдруг дело ненормальное?! С каких пор установка собственных статуй – признак тирании? Сейчас, может быть, это смотрится как излишняя помпезность, но греки в агональном запале, бывшем частью их культуры, скромнягами никогда не были. С упоминаемого Вами Перикла и щита Афины (во на что замахнулся!) достаточно. Диоген Лаэртский (V, 75) пишет, что статуи в честь Деметрия устанавливались потому, что «таково было к нему рвение» (сограждан – Мл.). Правда, это маловероятно, если верна информация о количестве этих статуй.

Во-вторых, что-то с этими статуями не так. Давайте рассмотрим.
Лаэрций пишет:

«в честь его были воздвигнуты 360 медных статуй, по большей части представляющих его верхом или на колеснице четверкой или парой, а отлиты они меньше чем в триста дней – таково было к нему рвение» .

Ничего не настораживает?

Тот факт, что статуи названы «медными», можно и пропустить. Медных статуй греки создавали мало, вероятнее всего статуи были бронзовыми. Технология создания бронзовых статуй, действительно, позволяет создавать их достаточно быстро. Но мастерская Лисиппа, например, могла, по Ф. Баумгартену, в год изготовить где-то 30 статуй. И сколько же нужно было приложить афинянам усилий, чтобы за год наклепать таких статуй аж триста шестьдесят !!!.

А теперь главное – а конных греческих статуй Вы много припоминаете? Нет, таковые были. Но все, что знаю я – это статуи Диоскуров, украшавшие Пропилеи и статуя Никерата из Ольвии – разумеется, если не считать рельефов. Даже конного Александра, и то только на рельефе мы можем видеть. Из колесничих помню только Дельфийского возничего – скорее всего, он действительно стоял когда-то в колеснице. А тут вдруг сразу 360! Совершенно невероятно.

Так что можно вполне здесь поставить проблему, как оно было на самом деле.

В-третьих, само число (360) настораживает. Это ведь необычное число. Наводит на мысли о каком-то лунном календаре из статуй :).

А вот интересно не было ли часом у греков каких-нибудь поговорок, где число 360, подобно нашим 7 и 33, выступало бы в качестве синонима «много»?!


А по поводу "тирании" Пифагора, я ведь не писал что он захватил власть насильственно.


Он вообще нигде и никогда не захватывал власть. Никак – ни насильственно, ни ненасильственно, ни «по обоюдному согласию».

Кальвин был по вашему тираном? Законов он точно не нарушал.


Очень сомнительно, что Кальвин законов не нарушал, не говоря уже о бунтаре Савонароле. Кто ж Кальвину дал право людей сжигать? И встречный Вам вопрос - а Савонаролу, раз Вы уже о нем заговорили, можно, с Вашей точки зрения считать тираном? А самое главное – Кальвин, как и Савонарола, были политиками-практиками, причем в то время, когда от них практики никто и не ожидал. Пифагор же, конечно, принимал участие в политической жизни эллинской Италии, но тогда, когда участие в политической жизни принимали все. В условиях полиса, да еще имея такой авторитет, просто невозможно было обойти политику стороной. Даже Сократ «замарался», даже Платон, даже Аристотель. Но политиком-практиком как Кальвин и Савонарола, да еще стремящимся к захвату власти, Пифагор не был.


Вы ссылаетесь на критику источников, а сами приводите явные анекдоты про Килона


Эт не я. Эт Порфирий и Ямвлих перед Вами провинились. Почему же это анекдот? Что, такого не могло быть?

Истории про молчание по 20 лет, неправдоподобны сами по себе


Ну, если не считать того, что «20 лет» - это Ваши слова (в источниках говорится о пяти), вот здесь с Вами можно, в общем, согласиться. Нет, Пифагор был мистиком, а с точки зрения мистической практики необычного здесь ничего нет, иные йоги молчат всю жизнь, да и среди христианских монахов практиковались длительные обеты молчания. Но вот Доддс, а к нему стоит прислушаться, считает, что срок этот преувеличен и был он меньшим, чем 5 лет.

А упоминаний о многолетнем молчании в сочинениях той эпохи насколько я знаю нет.


Конечно, Исократ жил на столетие позже Пифагора, но фраза «молчит, как пифагореец» пошла от него. Что же касается современников, то в мистические практики пифагорейских общин они вряд ли были посвящены. Конечно, неизвестно, что разглашение пифагорейских таинств каралось бы так же, как Элевсинских, например, но в любом случае совершались они не для взоров посторонних.
Eala Earendil engla beorntast
Ofer Middengeard monnum sended
Аватара пользователя
Младший
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1168
Зарегистрирован: 14 июл 2005, 03:48
Откуда: Владивосток

Сообщение Филэллин » 28 окт 2005, 17:17

Нет, разумеется не это. Что конкретно значит "помог"? Поднял на штыки (т.е. на сариссы ) и плюхнул в кресло эпимелета? Если возможно разыскать какие-то источники (это, кстати, уже по Вашей части, исторической), нужно просто-напросто - в третий раз - отследить насколько демократичными были выборы . Всё. Больше ничего не надо для доказательства.


И Панакт, и Саламин - города Афинского государства, в чём проблема?

Тот факт, что статуи названы «медными», можно и пропустить. Медных статуй греки создавали мало, вероятнее всего статуи были бронзовыми. Технология создания бронзовых статуй, действительно, позволяет создавать их достаточно быстро. Но мастерская Лисиппа, например, могла, по Ф. Баумгартену, в год изготовить где-то 30 статуй. И сколько же нужно было приложить афинянам усилий, чтобы за год наклепать таких статуй аж триста шестьдесят !!!


Деметрий же около 10 лет правил.
Аватара пользователя
Филэллин
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1249
Зарегистрирован: 21 май 2004, 23:44
Откуда: СПб

След.

Вернуться в Древний мир

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1