Диву даюсь, сколько усилий и трудов приложено в поисках мифических "амазонок". Но ведь ответы на поверхности, и за ними не надо ехать в археологические экспедиции куда-то на Кавказ, где будто бы периодически видят таких воительниц, мчащихся на конях с шашками в руках.
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. А далее просто процитирую известного русского историка Вячеслава Иванова:
Так, Дионисов культ воскрешает пред нами те первобытные состояния человеческой души и человеческого общества, когда женщины убегали сонмами в горы, спасаясь от преследования мужчин, когда нападение и защита принимали формы исступленных боев и кровавых истреблений. Дионисов культ является, по преимуществу, женским культом мужского начала: пафос этой религии не может быть иным, чем пафосом женского отмщения, богоборствующего мужеубийства; мужское обоготворенное, овладевающее и на мгновение победоносное начало не может представлять ее иным, чем обреченным и претерпевающим, чем аспектом божества страдающего. В этих первобытных половых оргиях еще живет и утверждается стихийная душа пчелинаго царства.
Можно идти и дальше. Женские оргиастические движения были иногда, по всей вероятности, действительными походами, воинственными выселениями. Мэнады приходят с Дионисом в Фивы издалека, из Фригии, по Эврипиду. Аргивское предание помнит, что Дионис пришел в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление. Особенно знаменательно! миѳы об Амазонах.
Образы этих загадочных женщин, воительниц и мужеубійц (ἀνδροκτόνοι, по Геродоту), связываются непосредственно с культом двух убійственных божеств: Ареса, „бога женщин” (ϑεὸς γυναικῶν), как Дионис, и мужегубительницы Артемиды, постоянно мыслимой спутницы и как бы женской половины Диониса, — тех двух радующихся на человеческія жертвы божеств, которыя, по свидетельству Геродота, чтились наравне с хтоническим Дионисом Дионисическими фракійцами. Арес и Дионис кажутся 'только аспектами одной и той же страшной и вырастающей из подземнаго, загробнаго сумрака силы, Артемида — ея женскою ипостасью.
Амазоны локализуются преимущественно в Малой Азии (древнейший культ Диониса, по мифу, также один у родственных фракийцев и фригийцев), но они же являются и прямо фракийскими женщинами, „говорящими по-фракийски”. Их отношение к Артемиде делает их как бы сонмом, или фиасом, мужененавистнических подруг и сверстниц Артемиды (по Диодору, они — участницы охоты богини), — сонмом, в котором с точностью отражается фиас дев-Дионисиад. Амазоны — девы двойного топора, знакомаго нам как символ Дионисический. Их имена, как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия, имеют Дионисический характер. По эфесскому мифу, они ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Они представляются охваченными исступлением, ведущими ночные хороводы, наконец родственными Гиадам, нимфам Диониса. Так, ряд характеристических черт, некоторые из которых во всяком случае черты исконные, позволяет усмотреть в них как бы разновидность мэнад.
В весеннюю пору они выходят из своих станов для — несомненно оргіастических — сношеній с мужчинами соседних племен; этим они обезпечивают продолженіе своего рода; женское потомство оне воспитывают, мужское умерщвляют или удаляют из своих пределов. Черты матріархальнаго быта и полового оргіазма, различимыя в мифе, дают нам смелость утверждать в их идеализованном отображеніи присутствіе зерна некоторой исторической действительности. Историки древности, особенно эпохи Александра, говорят, — правда, темно и сомнительно, — о племенах воинственных женщин и гинекократіях по берегам Чернаго моря, в Малой и внутренней Азіи.
Изследователи установили, что мифы об Амазонах постоянно сочетаются с культом гробниц и надгробных курганов, с культом смерти вообще, поскольку Арес и Артемида — божества смерти по преимуществу. По всей Греціи разсеяны могилы Амазон, прославленныя каждая своим героическим преданіем. Уже Гомер упоминает о кургане Мирины под Троей. Эти многозначительныя указанія являются новым свидетельством, связывающим половой оргіазм с оргіазмом тризны, вражду полов с обрядами и преданіями героических похорон и поминок.
Так, мифы об Амазонах имеют два постоянных признака: с одной стороны, они дают наиболее типическіе и яркіе примеры той войны мужских и женских оргіастических сонмов, которая, исходя из потребности умыканія женщин и женской самозащиты, развивается в борющихся до конечнаго взаимоистребленія; с другой стороны, они повсеместно привязываются к культу умерших. Чтобы вполне осмыслить связь тризны и полового оргіазма, должно принять во вниманіе, что последній естественно соединяется с праздничными сборищами, а такими празднествами в первобытную эпоху были преимущественно, если не исключительно, тризны и поминки. Ограничимся, оставляя многочисленныя этнографическія параллели, — областью греко-римской древности. Всем памятно преданіе о похищеніи сабинянок товарищами Ромула, первыми римлянами; факт умыканія оно связывает с праздничными игрищами. Из тризн героев, как известно, развились в Греціи всенародныя празднества, національный игры и зрелища. „Надгробными торжествами” (ἐπιτυμβιους πανηγὺρεις) называет Климент Александрійскій четыре великих національных учрежденія періодических игр и состязаній (агонов): Немейскія игры справлялись в память Архемора, Истмійскія — в память Меликерта, Пифійскія — Пифона, Олимпійскія — Ономая или Пелопса. В историческую эпоху дельфійскій оракул предписывает учрежденіе новых повременных агонов во имя павших или прославленных подвигами мужей (например, убитых фокейцев в Агилле, Мильтіада, Брасида, Леонида). Гомер еще не знает, по-видимому, періодических игр в воспоминаніе почивших, но его подробное изображеніе игрищ на тризне Патрокла живо являет нам стародавній обычай. Не следует только забывать, что быт гомеровских поэм далеко не первобытный и не древнейшій быт эллинов.
В.Иванов. Религія Діониса. ЕЯ ПРОИСХОЖДЕНІЕ И ВЛІЯНІЯ.