Страница 2 из 5

СообщениеДобавлено: 24 сен 2005, 10:28
Athenaios
shuric писал(а):Про Фалеса рассказывали анекдот, что он успешно использовал научные знания для занятий бизнесом.

Анекдот, конечно, известный, но наверняка младше своего героя на несколько сотен лет.

СообщениеДобавлено: 24 сен 2005, 10:34
Athenaios
shuric писал(а): Заслуги греков перед человечеством лежат не в военной сфере, и не в области строительства империй. В представлении же Князя только эти два направления человеческой деятельности и заслуживают внимания. Тут ценностная нестыковка, обьяснять что либо бессмыслено, собеседник вас просто не поймет. Князь мог бы наверное найти полное взаимопонимание с великим капралом Фридрихом-Вильгелмом который считал что Лейбниц никчемный человек, поскольку не годиться для военной службы даже в качестве часового.

Да, по моему, Князь сам признал эту заслугу греков. Другое дело - его непонимание их заслуг как раз-таки в военной сфере и в сфере построения государства. Но это уже его проблемы и вообще другой вопрос совершенно.

СообщениеДобавлено: 26 сен 2005, 12:45
Toetomi
Athenaios писал(а):Toetomi, не правда ли парадокс? Если абстракции, как вы говорите, имеют источником практику, как же так получилось, что их придумали люди, испытывавшие к практической деятельности презрение?

Все же, конечно, роль практики в формировании абстракций, видимо велика, но, очевидно, есть что-то еще.

Ну, смотря, что понимать под словом "практика"?
Понятие практики довольно объемно и включает в себя всю чувственно-предметную деятельность человека, поэтому неумение Аристотеля махать мотыгой, не мешало ему, например, наблюдать за животными и изучать растительный мир.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 09:36
shuric
Да, а что собственно понимается под практикой? Очевидно, что математика возникла не для обслуживания механизмов, но возможно ее создатели видели в ней какой то другой "практический" смысл? Ведь если я правильно помню Пифагор и Эмпедокл претендовали на светскую власть, и их научные познания служили подкреплением вполне мирских притязаний.

А так насколько я могу судить математические изыски на ранних стадиях рассматривались как способ познания мира, поскольку свойства математических обьектов считались фундаментальными законами мироздания.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 09:45
Янус
shuric писал(а):Ведь если я правильно помню Пифагор и Эмпедокл претендовали на светскую власть, и их научные познания служили подкреплением вполне мирских притязаний.


Интересно узнать - каким образом?

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 10:02
shuric
Если вопрос о том, в чем заключались притязания на власть, то Пифагор опираясь на своих сторонников захватил на время власть в Кротоне (могу ошибатся, но это вроде он разгромил Сибарис). Эмпедокл путешествовал по Сицилии в царской короне и пурпурных одеждах (если я ошибаюсь пусть Афинянин меня поправит) в окружении своих сторонников и претендовал на божественный характер собственной персоны.

Если вопрос заключается в том, каким образом науки могли подкреплять претензии на власть, то я думаю, что логика была примерно такова - "только мудрец познавший законы мира (которые находят свое высшее выражение в математике) может управлять полисом".

Кроме того пифагорейство видимо изначально было связано с нумерологией - цифровой магией, и по крайней мере с этой стороны носило "практический" характер.

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 10:34
Янус
Мне показалась несколько нелогичной связь мудрствования и политических притязаний. По моему глубокому убеждению мудрый человек во власть не пойдёт... А если пойдёт, то в помощь ли ему его мудрость? Помните про Цицерона, Сократа и Сенеку? Хотя... если только в этом:
Смерть мудреца есть смерть без страха смерти

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 14:33
Athenaios
Toetomi писал(а):Понятие практики довольно объемно и включает в себя всю чувственно-предметную деятельность человека, поэтому неумение Аристотеля махать мотыгой, не мешало ему, например, наблюдать за животными и изучать растительный мир.

И какие абстракции он извлек из наблюдения за живой природой?

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 14:34
Athenaios
Янус писал(а):Мне показалась несколько нелогичной связь мудрствования и политических притязаний.

А как же идеальное государство Платона?

СообщениеДобавлено: 27 сен 2005, 17:32
Янус
Возможно, я подотстал от жизни, но разве Платон практически применял свою философию в государственной деятельности?

СообщениеДобавлено: 28 сен 2005, 00:07
Lusor
А как же идеальное государство Платона?


Афинянин прав: Платон и впрямь пробовал около 388 года осуществить свой проект в Сиракузах при Дионисии Старшем. За что чуть и не поплатился продажей в рабство.

Пифагор опираясь на своих сторонников захватил на время власть в Кротоне (могу ошибатся, но это вроде он разгромил Сибарис).


Скорее наоборот: это пифагорейцев в конце 5-го века громили все, кому не лень было...

Да и вообще - Пифагор и особенно Эмпедокл - слишком странные фигуры, чтобы можно было что-нибудь определенное о них сказать. Начать хотя бы с того, что, судя по преданию о них, они были близки к шаманским кругам...

СообщениеДобавлено: 28 сен 2005, 12:00
Янус
Lusor писал(а):Афинянин прав: Платон и впрямь пробовал около 388 года осуществить свой проект в Сиракузах при Дионисии Старшем. За что чуть и не поплатился продажей в рабство.


Так пытался осуществить или осуществил? Каких-то конкретных результатов он достиг?

СообщениеДобавлено: 28 сен 2005, 12:21
Toetomi
Athenaios писал(а):И какие абстракции он извлек из наблюдения за живой природой?

Что человек - животное, правда общественное. :)

СообщениеДобавлено: 28 сен 2005, 16:56
Athenaios
Янус писал(а):Так пытался осуществить или осуществил? Каких-то
конкретных результатов он достиг?


А вот таких и достиг, что чуть свободы не лишился :)

СообщениеДобавлено: 28 сен 2005, 17:07
Янус
Ну, можно ли тогда говорить о том, что Платон практически применял свою философию в гос. деятельности?