Новый писал(а): Моя цитата о "негодовании" приведена, что примечательно, не из еврейского, а из христианского текста ((Библия, изд-во "Жизнь с Богом, Брюссель, 1973).
Поэтому я и указываю, что перевод Шифмана, т.е. не традиционный.
Новый писал(а): Можно, конечно, переводить её и иначе, но в тех случаях, когда в Библии речь идет о гневе (такое понимание слова קצף , надо признать, возможно) НА НАРОД, всегда конкретно говорится: "гнев БОЖИЙ". В данном же случае это существительное ни к кому не отнесено, поэтому бесспорным вариант Шифмана не является.
Перевод Шифмана мне представляется верным и точным. А «гнев» следует понимать, как «гнев Божий», по умолчанию. Подобная трактовка полностью снимает вопрос о неожиданном бегстве евреев из-под стен маовитского города.
Можно предположить, что слово «божий» (или имя бога) было изъято по цензурным соображениям. Да и толкователь текста оказался перед логической нестыковкой. По идее, израильтян мог устрашить гнев одного-единственного бога. Но мог ли Яхве выступить защитником моавитян перед своим «богоизбранным» народом? Нет. К тому же моавитяне совершили «мерзость», а Яхве наказывал бороться со всеми «мерзостями». Если моавитяне принесли жертву какому-то другому богу, кроме Яхве, то такой бог, не мог считаться настоящим или более могущественным, чем Яхве, а, следовательно, причинить какой бы то ни было вред израильтянам. Тем не менее, они испугались, что на них обрушиться гнев божий. К этому следует добавить, что в Священном писании теонимы, относящиеся к культовому божеству, используются очень осторожно.
Новый писал(а): Я не уверен, что жестокость при покорении евреями Ханаана правильно называть "беспримерной", поскольку она вполне укладывается в контекст эпохи, да и вообще древнего мира, включая и времена намного более поздние.
Я не буду говорить о «беспримерной» жестокости евреев, Вы – о том, что человеческое жертвоприношение произвело на них шокирующее воздействие.
Новый писал(а): Мне лень приводить примеры, но Вам, наверное, известно о тех истязаниях, которым подвергали пленных древневосточные цари - ассирийские и прочие; причем сохранились тексты, в коих они этим хвастаются. И ещё более широко известна древнеримская забава (почище гладиаторских боёв) - выпускать на растерзание зверям в цирках пленников, не исключая детей. РАДИ РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Гладиаторские бои, как традиция развились из ритуалов, совершаемых при погребении. А это, как вы понимаете уже не развлечение, а религиозный обряд. Изначально в подобных боях, вероятно, участвовали только военнопленные. А евреи, так вообще не брали пленных, ни при покорении Ханаана, ни позже.
Что собой представляли гладиаторские бой во времена империи - другой вопрос. Но, во-первых, римляне не знали, что это плохо, гладиаторские игры были такой же нормой, как для евреев – почитание дня субботнего, а во-вторых, смерть преступника на арене амфитеатра - не более мучительная казнь, чем избиение камнями посреди улицы или где-нибудь под городской стеной. Кроме того, эта, самая распространенная у евреев смертная казнь, не только собирала много зрителей, но предоставляла возможность поучаствовать в расправе, можно предположить, что даже обязывала каждого благочестивого гражданина бросить свой камень. Полагаю, Вам известны преступления, за которое предусматривалось подобное наказание? Сегодня за это даже не сажают.
Так, что не надо приписывать древним израильтянам свойств, которыми они не обладали. Евреи, по своему менталитету и темпераменту, такой же восточный народ, как ассирийцы и прочие.
Новый писал(а): Насчет же "шока" - мало ли что бывает...
Напомню, что тофет в Бен-Хинноне, читай под стенами Иерусалима, был снесен при Иосии. Привыкли к виду человеческих жертвоприношений, значит?
Если скажите, что пророки осуждали этот обычай, а по закону вероотступникам грозила смертная казнь, то я отвечу, что гладиаторские бои не всем гражданам империи нравились и критиковались прогрессивной общественностью.
Новый писал(а): Когда во время средневековой войны византийцев с болгарами император Василий, захватив в плен 10 тыс. болгар, ослепить их всех, кроме одного из каждой сотни (которому выкалывался один глаз), и отпустить эту толпу слепых с кривыми проводниками домой, болгарский царь, увидев этих несчастных, умер от инфаркта. А ведь тоже, наверное, и в боях бывал, и приговоры смертные выносил не раз и не два.
Этого болгарского царя звали Самуил. А отчего он умер неизвестно, хотя он умер вскоре после описанных событий. Но даже если с ним случился инфаркт, то это можно понять чисто по-человечески, потому что в сражении у Стримона в плен было взято 15 тысяч болгар, воинов и соплеменников(!) царя Самуила, многих из которых он наверняка знал лично.