Архивариус писал(а):1) Давайте, чтобы у нас не было путаницы, определимся, о чём мы говорим. Я сознательно отделяю веру от религии, т.к. для меня вера сугубо индивидуальный процесс, который не выносится на люди, т.е. это отношения между человеком и Богом, а религия - это отношения между людьми (читайте "церковь", т.к. если для веры нужен только человек, то для религии нужна общность людей, структура и проч.). Поэтому можно говорить о негативной роли религии в истории, но не веры.
2) "Не убий, не укради" - это естественные принципы, которые являются основой человеческого общежития и которые, поэтому, входят в законодательство всех стран мира. Я же имею в виду, что вера даёт ориентир для человека в своём самосовершенствовании. Другое дело, насколько реален этот ориентир (загробная жизнь/гиенна огненная). Скажите, Toetomi, а Вы можете назвать факторы, которые служат для атеиста такого рода нравственными ориентирами? Насколько я понимаю, эти факторы должны показать человеку неверующему необходимость самосовершенствования с рациональной точки зрения, он должен осознать всю выгоду своего нравственного прогресса.
Видите ли, я понятие веры не соотношу непосредственно с Богом, колдовством и чем-то сверхъестественным, поскольку сама вера - есть чувство убежденности в чем-то, ком-то и т.п. Подробнее я напишу чуть ниже. Что же касается вашего разделения веры и религии, то я с ним конечно же согласен, но лишь в плоскости рассмотрения терминов.
Вы сами знаете, что краткое объяснение может не затрагивать каких-то моментов, которые могут оказаться довольно существенны для оппонента в дискуссии, поэтому я постараюсь представить лишь аналогию веры и религии.
Глупо отрицать, что человек появляется на свет с инстинктом самосохранения, также человеку присущ инстинкт сохранения потомства. Утрируя, могу сказать, что это является фундаментом чувства, которое мы называем любовь к родным и близким. Не буду вдаваться в подробности, лишь скажу, что эта любовь является основой семьи. Что заставило людей создать обряд, ритуал создания семьи? Ведь и без этого ритуала любящие люди могут жить и называть себя семьей. Но ритуал все-таки существует, семья является не просто интимным мирком, но и формальной ячейкой общества.
Такая же связь веры в бога и религии. Религия как бы формализует веру в бога. Грубо говоря, вы можете болеть за футбольный клуб, сидя дома на диване, а можете вступить в клуб фанатов и ездить за своей командой.
Для меня аналогия очевидна!
Поэтому говорить о различии веры в бога и религии это просто-напросто говорить ни о чем, ибо тот, кто ходит в церковь, ничем принципально не отличается от того, кто не ходит, но верит в бога. Это всего лишь вопрос отношения к предмету. Кому-то достаточно побеленных стен, а кто-то и обои поклеет и картины повесит, потолки натянет, пластиковые окна установит и т.п. Также и с верой в бога, кому-то достаточно верить про себя, а кому надо, чтобы все было прописано, ритуалы формализованы и т.п.
Что касается самой веры!
Дело в том, что атеист тоже верит. Только он верит в то, что бога нет. Атеист - не просто скептик. Когда-то в одном интервью Бертрану Расселу задали вопрос, есть ли бог? На что он ответил, что каких-либо доказательств существования бога нет, а значит о существовании бога нет смысла говорить. Атеист идет дальше, на основании того, что нет доказательств бога, он утверждает, что его нет.
При этом, различие веры атеиста и веры в бога принципиально. Вера в бога по природе иррациональна, поэтому все писания о боге и т.п. туманны, противоречивы, иносказательны. Вера атеиста опирается на науку, поэтому все утверждения атеизма однозначны.
Туманность, неоднозначность божественных писаний, а также эмоциональная природа веры в бога могут вызвать внутренние сомнения у человека, что может компенсироваться поддержкой других верующих (наверняка, сталкивались с таким, что оппонент, не имея возможности аргументировано вести дискуссию, ищет поддержки у большинства) - и это еще один фактор перехода веры в религию.
Атеисту не требуется поддержка, ибо для того, чтобы убедиться, что 2+2 = 4 не нужна никакая поддержка. А вот тому, кто настаивает на том, что 2+2 = 5, и не может этого доказать в споре, просто необходима поддержка со стороны других. Это, конечно, грубый пример.
Что касается фокторов, которые служат нравственными примерами.
Присоединяюсь к Аналогопотом по поводу вопроса о самосовершенствовании.
Что же касается нравственных ориентиров, то про "не убий" и "не укради", я писал выше. Это тормоза на уровне инстинктов! Эти тормоза можно снять, если убедить кого-то, что тот другой человек чужак, и желает тебе зла. Пропаганда с этим удачно справляется - недавний пример с Южной Осетией, самое интересное, что никакая вера в бога не противостояла этому, а уж если вспомнить нашу Гражданскую войну, то...
Далее, как часто вы видели, чтобы девушка позволяла себя "лапать" на людях? Думаю, нечасто. Понимаете, нежелание девушки выглядеть в глазах других "грязной" заложена в ней с рождения, ибо в противном случае она теряет ценность для мужчин, среди которых могут оказаться те, кто ей-то и нужен как раз. Или "не возлюби жену брата своего" или как там... Тоже связано с древним чувством - ревностью.
Все эти нравственные ориентиры, что представлены в религии являются врожденными схемами поведения человека и представлены в виде "тормозов", другое дело, что они очень сильно коррелируются культурой общества.
Наука занимается поиском истины, в то время, как религия убеждена, что ее знает.