["Арсений"]
Вот версия от архитекторов. Подробнее см. по ссылке цитаты.
Текст Константина Порфирогенета
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии 4 в Константинополь моноксилы являются 5 одни из Немогарда 6, в котором сидел 7 Сфендослав 8, сын Ингора 9, архонта Росии 10, а другие из крепости Милиниски 11, из Телиуцы 12, Чернигоги 13 и из Вусеграда 14. Итак, все они спускаются рекою Днепр 15 и сходятся в крепости Киоава 16, называемой Самватас 17. Славяне же, их пактиоты 18, а именно: кривитеины 19, лендзанины 20 и прочие Славинии 21 — рубят в своих горах 22 моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и [47] отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их 23. И в июне месяце 24, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву 25, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы 26, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр
.....
Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты 64 выходят со всеми росами 65 из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением" 66, а именно — в Славинии вервианов 67, другувитов 68, кривичей 69, севернее 70 и прочих славян 71, которые являются пактиотами росов 72. Кормясь 73 там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля 74, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают [их] и отправляются в Романию 75. [Знай], что узы могут воевать с пачинакитами 76.
Из названий городов однозначно идентифицируется Киав/Киоав как Киев (прошу заметить, что не фрик - Боричев
), более-менее сносно Вусеград как Вышгород и Вититчев как Витичев, Немогард как Новгород. Остальные коньюктуры очень слабы. Милиниски принято считать Смоленском, но Смоленска еще не было, как и не было крепости в Гнездово. Возможная альтернатива - Мирославици западнее Киева. Телиуцы принято считать Любечем без аргументов. Возможная альтернатива - Треполь. Чернигоги связывают с Черниговом, возможная альтернатива - Чернгород на Ирпене.
А теперь вопрос: Самватас Константина Львовича передан по 1)схеме Киев-Киав, или по 2)схеме Смоленск-Милиниски? Что есть начальной формой для Самватаса? ( к слову , лингвисты обычно на просьбу дать формулу обратного перехода к начальной форме разводят:.... ну, понимаешь ли...эта...таво.., а потом обижаются, когда лингвистику обзываешь лженаукой, а лингвистов языковедами и ухогорлоносами
)
Так вот, без понимания начальной формы для Самватаса все коньюктуры по его этимологии есть профанация и смысла в них нет. (оставим их почетному гражданину пгт Кучково Лемурию
). Хотя, к слову, есть интересные находки. Например, интересное мнение о том, что Самватас не название, а характеристика: испорченное самовластный, единовластный самобытный. Имху нравится самобытный, потому что "быть" -
укр. бу́ти, ст.-слав. быти, сербохорв. би̏ти, словен. bíti, . чеш. býti, польск. być, в.-луж. być, н.-луж. byś Родственно лит. bū́ti «быть», др.-инд. bhū́tíṣ, bhūtíṣ, «бытие, хорошее состояние, преуспевание», ирл. buith «бытие», далее, др.-инд. bhávati «есть, имеется, происходит», греч. φύομαι «становлюсь», лат. fui «я был», futūrus «будущий», гот. bauan «жить», д.-в.-н. bûan; см. Бернекер 1, 114 и сл.; М. — Э. 1, 359 и сл.
а "сам" - един.
Т.е. моноксилы приходили к крепости Киева, прозываемой () ?????? (пусть лингвисты головы ломают, оно нам не надо), аналогично тому, как лет через 600 телеги могли собираться у крепости Москва, прозываемой град царствующий, а через 800 фрегаты у Петербурга державного.
Но это все такое, ниочем.